Оказалось, действительно, таких женщин не было. За исключением одного единственного случая, когда столетие спустя, другой император Александр I этот приказ лишь однажды нарушил, присвоив представительнице прекрасного пола знание контр-адмирала русского флота. Столь высокой чести удостоилась не русская, а гречанка, вошедшая в мировую историю под именем Ласкарины Бубулины.
Во многих источниках утверждается, что первой в мире женщиной, которая официально получила звание адмирала, была Ласкарина Бубулина. Первой в мире, — это, конечно, далеко не точно. Но вот то, что она стала первой женщиной — адмиралом российского флота, это несомненно. В России это была не только первая, но и единственная женщина в адмиральском звании.
В начале XIX века российский император Александр I присвоил это звание Ласкарине Бубулине — гречанке, мало того, построившей на свои собственные деньги солидный флот для греческих повстанцев, да ещё и лично, в 1821 году возглавившей атаку на крепость Нафплион. Конечно, звание адмирал российского флота в этом случае было формальным, так как Ласкарина была гражданкой Греции. Но всё-таки факт остаётся фактом.
Юность Бубулины
11 мая 1771 года в Константинополе в турецкой тюрьме родилась девочка гречанка, названная Марией. Её отец капитан арнаутского происхождения Ставрионис Пиноцис — участник Пелопонесского восстания (1769-1770) против османского владычества — был ранен в бою и брошен в тюрьму. По легенде турки прониклись уважением к мужественному капитану, предоставили ему отдельную камеру и разрешили находиться вместе с ним его молодой жене Скеве. После его смерти дочь вместе с матерью при содействии русского посланника была освобождена и выехала на остров Идра. Через 4 года её мать снова вышла замуж за капитана Димитрио Лазару-Орлова (многие греческие патриоты, участники средиземноморских событий под общим руководством русского графа Орлова-Чесменского, в знак особого почитания России принимали решение брать себе двойную фамилию с именем Орлова). И они переехали на остров Спеце.
Ласкарина росла настоящей гречанкой: энергичной, темпераментной, отважной. Патриотические чувства были очень важной составляющей её национального характера. Юная Ласкарина обожала море, с увлечением слушала рассказы бывалых греческих капитанов об извечном желании обрести свободу и независимость.
На капитанском мостике
В 17 лет Марию выдали замуж за немолодого капитана Димитриоса Яннузаса, который, как и её отец, занимался морским извозом, контрабандой и морским разбоем на своём корабле «Святой Спиридон». Мария родила ему четверых детей, рачительно вела хозяйство, с выгодой сбывала товар заезжим купцам. Марии было 28 лет, когда её муж погиб. Она отказалась от предложений продать корабль, и сама встала на капитанский мостик. Сама водила судно в дальние и ближние рейсы, смело вступала в схватки с пиратами. За храбрость её прозвали Ласкариной , что по-турецки означает «воительница».
Дом успешной предпринимательницы Ласкарины в Спеце становился всё богаче. Вскоре к ней посватался первый богач острова Димитриос Бубулис. Кроме руки и сердца, он предложил войти вместе с её кораблем в состав его флотилии. Ласкарина, ставшая по мужу Бубулиной, согласилась при условии, что останется капитаном корабля и будет ходить на нём в море. Бубулис сдержал слово. Ласкарина с успехом продолжила свои морские рейды. Даже двух детей от Бубулиса она родила, не покидая капитанский пост, прямо в корабельной каюте. Позднее в одной из стычек с алжирскими пиратами её второй муж был убит. Вдова получила в наследство его предприятие, флотилию и немалое состояние.
Борьба за независимость Греции
В 1816 году османские власти попытались конфисковать всё имущество Бабулины, поскольку её второй муж в молодости принял участие в русско — турецкой войне на стороне России. Саму вдову также могли подвергнуть репрессиям. Однако Ласкарина не растерялась. Она прибыла в Константинополь, добилась аудиенции у матери султана, а потом бросилась за помощью к русскому послу графу Строганову. Оба помогли ей: султанша отругала сына за то, что тот «обижает несчастную вдову», а граф Строганов направил Ласкарину в Крым, из соображений безопасности. После трёх месяцев жизни в Крыму, Бубулина вернулась на Спеце и стала активно помогать греческому освободительному движению.
Будучи весьма богатой женщиной, Бубулина на свои деньги содержала небольшой флот с экипажами и армию повстанцев. Кроме того, она финансировала подпольную греческую организацию «Филикэ Этерия» («Союз друзей»), для которой закупала оружие и продовольствие. За свой счёт построила несколько парусников для будущих сражений и восемнадцати пушечный корвет «Агамемнон». По турецким законам количество пушек на греческих кораблях не должно было превышать девяти, но Ласкарина дала крупную взятку, и османские чиновники «закрыли глаза» на это нарушение.
Освободительное движение в Греции набирало силу. Россия, стремясь расширить своё влияние на Балканах, активно поддерживала греческих борцов за независимость. Министр иностранных дел императора Александра I Иоанн Каподистрия, грек по национальности, всячески способствовал борьбе за свободу своей родины. В марте 1821 года вооруженный при его помощи отряд греческих эмигрантов вторгся в Молдавию, которая являлась вассалом Османской Империи.
25 марта 1821 года епископ Герман поднял в греческом городке Калаврига на Пелопоннесе знамя независимости, призвав всех греков к восстанию. Позднее этот день стал национальным праздником Греции. Восстание охватило половину страны.
Взятие крепости Нафплион
Особенно отличилась отважная Бубулина в 1821 году, когда она во главе греческой эскадры численностью в восемь боевых кораблей приняла участие в осаде крепости Нафплион. На всех кораблях отважной патриотки развивался флаг независимой Греции. Она организовала десантные отряды на решительную осаду. Моряки десанта, под градом турецких пуль обеспечили себе победный прорыв и взяли укрепленную турками цитадель.
В переломный момент штурма, когда, силы осаждающих крепость, дрогнули, Бубулина, вырвавшись вперёд отряда штурмующих, призвала соратников к новой атаке: «Кто вы? Мужчины или бабы? Вперёд!». Её пример подействовал на пошатнувшихся в действиях мужчин.
Ласкарине было уже пятьдесят, но она сама участвовала в сражениях, руководила отрядами повстанцев, которые возглавили трое её сыновей. При одной из попыток штурма Нафплиона погиб старший сын Бубулины — Янис. Над его телом мать дала клятву не складывать оружия, пока Греция не станет свободной.
Небольшая эскадра Ласкарины (красно-синий флаг с восставшим из пепла фениксом) бороздила Эгейское море, вступая в сражения с турецкими кораблями. Ласкарина освобождала Греческие острова, захватывала необходимые повстанцам продовольствие, древесину, боеприпасы, не раз сама водила людей в штыковые атаки.
«Греческая героиня Бобелина»
После провозглашения независимости Греции в 1822 году на корабле «Агамемнон» Ласкарина первой подняла национальный флаг. По многочисленным свидетельствам очевидцев, храбро сражаясь с турками-поработителями, всегда проявляла милосердие по отношению к гражданским военнопленным, женщинам и детям, даже если это были дети её врагов.
«Я мать и не дам убивать других матерей», — заявила она после кровопролитного штурма мощной крепости Триполицу, спасая турецких женщин и детей от разъяренных и жаждущих мести повстанцев. Она даже вывезла на своём корабле гарем коменданта крепости Хуршида-паши, хотя это едва не стоило ей жизни.
Война с турками за независимость Греции продолжалась ещё несколько лет и нашла горячий отклик в России. На помощь православным братьям двинулись многие русские. Имя Бубулины (Бобелины — так её называли в России) стало настолько популярным, что в Москве и Петербурге активно продавались лубки с изображением и кратким изложением подвигов греческой патриотки. Много писали о ней и центральные газеты. Примечателен такой факт: рисуя в «Мёртвых душах» обстановку в доме Собакевича, Н.В. Гоголь выделил портрет «героини греческой Бобелины, которой одна нога казалось больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».
После победы греческой революции, как это часто бывает, сами «освободители» перессорились. В стране началась гражданская война между сторонниками промонархической группировки и сторонниками конфедерации свободных общин. За последнюю выступал и близкий друг и соратник Бубулины — Колокотронис. Ласкарину даже арестовали в Афинах, но Бубулина вышла из тюрьмы, бросив своим преследователям пророческую фразу: «Ваши бабьи свары снова отдадут Грецию на милость турок». Никто не посмел её удержать.
В феврале 1825 года к берегам Пелопоннеса приблизился флот турецкого наместника Египта, обращённого в ислам грека Ибрагима-паши. Собранная им 100-тысячная армия стала быстро теснить повстанцев. В этот тяжелый час Ласкарина не могла ни прийти на помощь родине. Она продала все свои корабли, кроме «Агамемнона», заложила свои золотые украшения и закупила оружие и порох, чтобы отправиться на помощь осаждённой турками Наваринской гавани.
Приготовления к походу прервал драматический инцидент: один из её сыновей (Георгиос) влюбился в дочь соседа некоего Куциса. Возможно, их страсть была взаимной, но юношу обвинили в изнасиловании. Нравы в греческой глубинке были суровыми — позор смывался кровью. Георгиос укрылся в доме матери, но толпа родственников Куцисов с ружьями пришли туда разбираться. Ласкарина вышла на балкон. В разгар бурных объяснений кто-то из толпы выстрелил в неё. Пуля попала в грудь, смерть была мгновенной. Убийцу так и не нашли.
В памяти народной
Мужественная женщина-капитан снискала славу национальной героини в борьбе за свободу Греции. Наследники Бубулины передали корвет «Агамемнон» правительству Греции, который был переименован в «Спеце» и стал флагманом греческого флота. Он был сожжён на военно-морской база Порос во время гражданской войны в 1831 году. На острове Спеце создан музей в её честь.
В гавани острова Спеце ныне стоит памятник Ласкарине — она зорко вглядывается вдаль, словно высматривая, не грозит ли кто её любимой Греции.
Её именем названы улицы в Афинах и многих других городах Греции, а также на острове Кипр. А портрет национальной героини вплоть до введения евро украшал греческие купюры. Имя отважной женщины особо почитается в современной Греции.
В России высоко оценили мужество Бубулины. Император Александр I, восхищенный её подвигами, присвоил Ласкарине Бубулине чин контр-адмирала русского флота и даровал монгольский меч в качестве признания.
Литература:
А.Г. Дьяконов, Э.М. Чухраев. Флагманы в женских юбках. – Ульяновск: «Печатный двор», 2020