Глобальная система ПРО. Проблемы создания

СОИ Наука
Данная статья посвящена анализу технических возможностей и ограничений, присущих потенциальным средствам поражения баллистических ракет, рассматриваемым в связи с нескончаемыми попытками создания нашими врагами глобальной системы противоракетной обороны

Что такое глобальная система ПРО?

Суть глобальной системы ПРО (в 80-х гг. ХХ века она называлась СОИ (стратегическая оборонная инициатива)) сводится к созданию системы для поражения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет, запускаемых с подвод­ных лодок (БРПЛ), на всех участках их траектории. В этом основное отличие планируемой широкомасштабной противоракетной системы США с элемен­тами космического базирования от тех систем ПРО, которые рассматрива­лись и разрабатывались в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века, а затем были ограничены бессрочным советско-американским договором о ПРО 1972 го­да. В указанных старых разработках ПРО речь шла лишь об обороне от атакующих ракет на конечном участке их траектории.

Как должна работать глобальная система ПРО?

Рассмотрим основные элементы траектории атакующей баллисти­ческой ракеты, начиная от момента старта, с целью выделения тех характе­ристик, которые особенно важны с точки зрения осуществления надёжной обороны.

Траектория ракеты, как правило, разделяется на четыре участка:

1. Активный участок, где за счёт работы маршевых двигателей ступе­ней ракеты производится её разгон до конечной скорости (6-7 км/с).

2. Участок разделения, где происходит отделение боеголовок индиви­дуального наведения и ложных целей.

3. Баллистический участок, где все выведенные ракетой объекты дви­жутся по траекториям свободного полета.

4. Участок подлёта (конечный участок), на котором боеголовки вхо­дят в плотные слои атмосферы и направляются к объектам пораже­ния, а ложные цели сгорают при входе в атмосферу.

Элементы траектории полёта МБР
Элементы траектории полёта межконтинентальной баллистической ракеты

И сторонники, и противники глобальной системы ПРО считают, что наиболее эффективная противоракетная система должна включать средства поражения атаку­ющих ракет на активном участке. Для этого существует несколько причин:

1. Количество объектов, подлежащих уничтожению системой ПРО на активном участке полёта минимально (ещё не произошло отделение боеголовок и не выпущены ложные цели).

2. Атакующая ракета на этом участке траектории наиболее легко обнаружима средствами слежения и предупреждения из-за мощного факела, возникающего от сгорания топлива.

3. Ракета — значительно более крупный объект, нежели боеголовки, вследствие чего её легче обнаружить. Кроме того, она более уязвима, так как её обшивка — это, в основном, стенки топливных баков, кото­рые защитить от тепловых или ударных нагрузок намного сложнее, чем боеголовки.

Участки траектории полёта баллистической ракеты

Активный участок

Его траекторию можно ха­рактеризовать двумя параметрами:

— временем набора конечной скорости;

— высотой, на которой достигается эта скорость.

Время набора конечной скорости активного участка определяет тре­буемые темпы подготовки соответствующего эшелона системы ПРО к дей­ствию, а также скорострельность, которой должны обладать оборонитель­ные средства при массированной ракетной атаке. Высота, на которой достигается конечная скорость, определяет технические средства, которые могут быть использованы для поражения атакующих ракет. Принципиаль­но важно обстоятельство, находится ли эта высота в пределах атмосферы (эффективная высота атмосферы в дальнейших оценках принимается рав­ной 100 км) или за её пределами.

БРПЛ Булава

Для современных ракет типичны времена полёта на активном участ­ке порядка 200 секунд, а соответствующая высота лежит в пределах 200-350 км. Проведённые в США технические проработки указывают на принципиальную возможность значительно снизить эти параметры: время до ~ 50 секунд, высоту до 80-90 км. Такие ракеты с высокой тяговооруженностью могут существенно изменить весь облик противоракет­ной системы.

Приведённые численные значения высоты конца активного участка указывают на то, что наблюдать ракету на этом участке траектории мож­но только из космоса. Из-за кривизны земной поверхности ракета, достигшая высоты 200 км, видна с расстояния 1600 км при назем­ном базировании средств наблюдения и с расстояния около 2000 км, если средства наблюдения подняты на высоту 15 км. Размеры территории России значительно превышают эти расстояния, так что даже при размещении американских систем наблюдения вблизи наших границ им не удастся наблюдать запуски, скажем, в Центральной Сибири.

Участок разделения

Вообще говоря, он относится к актив­ному участку и имеет некоторые особенности. Отделение индивидуальных боеголовок от несущей платформы сопровождается кратковременной работой двигателей малой тяги, что позволяет системам ПРО обнаружить платформу и определить её положение в пространстве. Если затем измерить вектор скорости платформы, то её положение в последующие моменты времени можно прогнозировать с довольно высокой степенью точности.

Боеголовки отделяются не все сразу, так что обороняющаяся сто­рона какое-то время продолжает обладать возможностью одним ударом обезвредить несколько боеголовок. Однако поразить цель обороняющейся стороне становится значительно труднее, поскольку в данном случае объектом поражения становятся уже не относительно уязвимые топливные баки, а платформа или сами боеголовки.

Баллистический участок

Его важнейшими особенностями с точки зрения противоракетной обороны являются максимальная продолжительность и наибольшее число целей, в том числе и ложных.

Для МБР с дальностью полёта порядка 10 000 км баллистический участок длится 20-25 минут. Апогей оптимальной по энергозатратам траекто­рии для такой дальности составляет 1000-1500 км. Возможны более энергоёмкие траектории:

— пологие (настильные);

— крутые (навесные).

Они отличаются от оптимальной траектории (и друг от друга) также и временем подлёта к цели. В ряде американских исследований отмечается, что для БРПЛ и БРСД (баллистических ракет средней дальности) наибо­лее эффективными могут оказаться настильные траектории с малым временем подлёта к цели. При этом часть баллистического участка будет находиться в верхних слоях атмосферы, а длительность полёта ракета на этом участке существенно сократится.

Число боеголовок и ложных целей может многократно превышать число стартовавших ракет. Типичные оценки таковы: каждая стартующая ракета может нести десять боеголовок и такое же количество ложных целей, которые полностью имитируют боеголовку при входе в атмосферу, а так же до сотни (и даже более) упрощённых ложных целей для насыщения системы ПРО на баллистическом участке траектории. В качестве таких ложных целей могут служить, например, надувные металлические (или из металлизированной плёнки) тонкостенные баллоны, причём внутри таких баллонов могут размешаться и сами боеголовки. При таком нападении перед обороной встаёт дилемма: уничтожать все цели без разбора или предварительно провести их селекцию, выделив из них истинные. Обе задачи представляются примерно одинаково трудными.

Во многих военно-стратегических исследованиях американских специалистов предполагается, что в случае широкомасштабного ракетно­-ядерного конфликта основной обмен ударами произойдет через Северный полюс. Хотя в принципе возможны противоракетные системы наземного базирования для борьбы с боеголовками на баллистическом участке траектории, средства космического базирования, по-видимому, окажутся более эффективными. Это должны быть боевые космические станции, располага­емые на полярных или приполярных орбитах высотой порядка 1000 км.

В зависимости от направления движения станции на орбите она мо­жет либо лететь навстречу атакующим боеголовкам с относительной ско­ростью ~ 15 км/с, либо медленно догонять их с относительной скоростью около 1 км/с. Станции первого типа удобны для поражения атакующих це­лей, станции второго типа — для их селекции.

В том случае, когда боеголовка или ложная цель движется вне атмос­феры, характер её движения практически целиком определяется земным гравитационным полем и может быть предсказан заранее с высокой точ­ностью, если известны все местные аномалии поля силы тяжести.

Правда, следует отметить высказываемое в ряде американских работ соображение, что, поскольку траектории полёта через полюс на практике не проверены, нет гарантии, что отработанные в средних широтах точности попадания сохранятся при полётах ракет через полюс.

Участок подлёта (конечный участок)

На этом участке траектории число атакующих целей резко со­кращается, поскольку лёгкие ложные цели отсеиваются при торможении в плотных слоях атмосферы. Боеголовка проходит конечный участок траек­тории до цели довольно быстро — за время не более минуты. Возможность манёвра со стороны боеголовки делает необходимым постоянное слежение за ней и может затруднить использование некоторых типов средств пора­жения. Поскольку атакующая сторона всегда может запрограммировать подрыв боеголовки в тот момент, когда возникает реальная угроза её унич­тожения, системы ПРО должны обеспечить поражение боеголовок на срав­нительно большой высоте (40-50 км). Таким образом, с этой точки зрения предпочтительны системы заатмосферного поражения.

МБР
Конечный участок полёта боевых блоков МБР LGM-118 «Peacekeeper» (МХ, США)

Наиболее подходя­щими для обороны от боеголовок на конечном участке их полёта являются противоракетные средства наземного или воздушного базирования. Их действие на этом участке носит локальный характер, тогда как средства ПРО на активном и баллистическом участках должны обеспечивать гло­бальную защиту всей территории обороняющейся стороны.

Отмеченные особенности отдельных участков траектории атакую­щих баллистических ракет, представляющие интерес с точки зрения проти­воракетной системы, подытожены в таблице.

Сравнительные характеристики отдельных участков траектории полёта атакующих баллистических ракет

Участок траекторииПродолжительностьДоля време­ни движения в атмосфереЧисло целей, с точки зрения ПРООсновные объекты поражения системой ПРООптимальное базирование средств ПРО
Активный участок200 с (возможно уменьшение до 50 с)100-150 с (возможно полностью)МинимальноеТопливные баки атакующих ракетКосмическое (система целиком или важнейшие её элементы)
Баллистический участок1000 с (при настильных траекто­риях сущест­венно меньше)Нет (при настильных траекто­риях частич­но)Максимальное (увеличение на два порядка величины)Боеголовки, если решена задача селек­ции целей; в противном случае все ле­тящие объектыКосмическое (для заключительной части допустимо наземное)
Конечный участок100 сПолностьюБлизкое к минимальному (в 2-3 раза больше мини­мального), но цели уже рассредоточились в пространствеБоеголовкиНаземное или воздушное

Средства поражения для глобальной системы ПРО

Средства поражения, которые предполагается разрабатывать для глобальной системы ПРО (в т.ч. и в рамках программы СОИ), можно классифицировать следующим образом:

1. Оружие направленной передачи энергии, где энергия выделяется в тонком поверхностном слое мишени. Это, в частно­сти, все виды лазерного оружия.

2. Оружие направленной передачи энергии с более глубоким проникно­вением энергии в материал мишени. Это пучковое оружие.

3. Кинетическое оружие — это баллистические снаряды или снаря­ды, имеющие систему наведения (самонаведения), которые разгоня­ются до больших скоростей и поражают цель путём её механическо­го разрушения.

4. Оружие, аналогичное по своему действию электромагнитному им­пульсу от ядерного взрыва (ЭМИ-оружие). Это, например, пучки волн миллиметрового диапазона или сильноточный пучок заряжен­ных частиц, излучающий в широком спектре частот.

Литература:

Космическое оружие: дилеммы безопасности. Под редакцией Е.П. Велихова, Р.З. Сагдеева, А.А. Кокошина.- М.: Мир, 1986

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии