Вклад российского оборонного комплекса в создании американской системы ПРО

Просмотров: 1 544

Одним из основных источников угроз безопасности современной России является создание Соединёнными Штатами Америки национальной системы противоракетной обороны. Полное развёртывание этой стратегической оборонительной системы позволит США не опасаясь ответного удара по своей территории начать первыми ядерную войну против нашей страны (российские баллистические ракеты, неуничтоженные первым ядерным ударом США как раз и будут добиты после их старта этой самой системой ПРО).Кажется, что противодействие этому вызову безопасности России должно вестись по всем направлениям: как политическом, так и военно – техническом. Но не всё так просто… Под шумок громких медийных заявлений руководства РФ, отечественные предприятия не брезгают заказами Пентагона.

Конечно, это не выглядит как в фильмах про Джеймса Бонда, когда продажные российские ученые и директора предприятий в тайне от трудового народа и всемогущего ФСБ и под руководством иностранных шпионов воруют секретные чертежи, а по ночам в пустых цехах создают по ним для продажи врагу «чудо оружие».

Всё очень даже респектабельно: российская фирма выигрывает престижный контракт от мирного иностранного подрядчика на создание высокотехнологического «железа» гражданского назначения. И сразу после выполнения работ и подписания приёмного акта, это мирный продукт российской оборонки прямиком отправляется на предприятие американского ВПК, где превращается в одну из составных частей системы вооружения.

Итак, знакомьтесь – многофункциональная РЛС морского базирования Х-диапазона SВХ -1. Является элемен­том наземной системы противоракетной обороны на среднем участке траектории по­лета баллистических ракет. На­ряду с аналогичной системой ПРО морского базирования входит в состав среднетраекторного сегмента обороны создава­емой в США глобальной системы ПРО.5d55a888731f[1]

РЛС SВХ-1 предназначена для обнаружения и слежения за кос­мическими объектами, в том чис­ле высокоскоростными и мало­габаритными, а также выработки данных целеуказания. Она обладает высокой разрешающей способнос­тью (способна измерять расстоя­ние между объектами диаметром до 15 см), помехоустойчивостью и способна эффективно выделять боеголовки на фоне ложных це­лей. Дальность действия радара не афишируется, но в СМИ была выброшена информация о «спо­собности РЛС обнаруживать объ­екты размером с мяч для гольфа на дальности до 2500 миль». Станция также обладает возможностью проводить оценку результатов применения ракет-перехватчиков по боевым частям МБР противни­ка и, в случае неудачного исхода, выдавать команду на повторное применение средств ПРО.

Назначение многофункциональной РЛС морского базирования SВХ -1:

— обнаружение и определение параметров движения, проведение траекторных измерений МБР стартующих с территорий России, Китая и КНДР (в том числе и в ходе учебно – боевых пусках из европейской части России по полигону Кура на Камчатке);

— наведение ракет-пере­хватчиков, стартовые позиции ко­торых расположены на армейской базе в Форт-Гриле (штат Аляска) и базе ВВС Вандерберг (штат Калифорния);

— выдача целеуказания кораб­лям ВМС США в Тихом океане, оснащенных многофункциональной системой «Иджис» и ракетами – перехватчиками.

Дата принятия на вооружение — 2007 г.

Генеральный подрядчик — фирма «Boeing».

Создатель РЛС SBX-1 — фирма «Raytheon» (подразделение «Integrated Defense Systems»).

Создатель плавучей платформы для РЛС – ОАО «Выборгский судостроительный завод» (РФ).

История создания

4 июня 2002 года Национальное агентство США по противоракетной обороне (Мissile Defense Agency-МDА) и компания «Boeing» подписа­ли соглашение о начале разработки плавучей самоходной платформы с РЛС Х-диапазона. Контракт по­лучил номер НQ0006-01-С-0001 и его первоначальная стоимость не оглашалась. 21 ноября 2002 года к этому контракту было подписано дополнительное соглашение на сумму $ 30 млн. для покрытия по­несенных расходов и продолжения работ. 27 января 2003 года в рамках контракта № НQ0006-01-С-0001 состоялось подписание основного соглашения на сумму $ 747.5 млн., предусматривающего переоборудование полупогруженной платформы с установкой на нее мощной РЛС сантиметрового диапазона. Отдельно оговаривалось обеспечение штормовой устойчивости получаемого сооружения и обеспечение его функци­ональности в тяжелых погодных условиях.

Для установки РЛС была использована многоцелевая платформа 5-го поколения со свободной па­лубой проекта СS50 катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний кор­пус. Платформа была изготовлена в 2002 году в России на ОАО «Выборгский судостроительный завод» по заказу проектировщика — нор­вежской компании «Moss Maritime AS» (официальным заказчиком вы­ступила дочерняя компания «Моss Агсtic Production») и по условиям контракта должна была использоваться «для изучения под­водного мира» под названием «Моss Sirius». В период с 2007 по 2011 года на «Выборгском ССЗ» по этому же проекту CS50 MkII для иностранного заказчика («Sea Dragon Offshore») и российского ООО «Газфлот» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») были построены ещё три полупогружных платформы. Две из которых после дооборудования южно — корейской компанией «Samsung Heavy Industries» получили названия полупогружная буровая установка (ППБУ) «Полярная звезда» и «Северное сияние». Данные ППБУ сейчас работают на благо нашей страны на Сахалинском шельфе Охотского моря.

ППБУ "Полярная звезда" и "Северное сияние"

ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние»

Тактико — технические элементы плавучей платформы проекта CS50 с установленной на ней РЛС SBX-1

Водоизмещение, т:

— стандартное

— полное (в ходовом режиме)

— в рабочем положении

29000

32800

49800 — 50340

Главные размерения, м:

— длина х ширина х высота корпусов понтонов

— расстояние между понтонами

— длина х ширина по ВП

— высота от киля до верхней точки купола РЛС

— высота до верхней палубы

— осадка в ходовом режиме

— осадка в промежуточном режиме

— осадка в рабочем режиме

 

118.56 х 14.45 х 10

58

83.2 х 70.16

86

40.65

9.85

21.5

23.5

ГЭУ:- тип, кол-во х мощность, кВт ГТГ, 6 х 2200
Движитель:- тип, кол-во х мощность, кВт водомёт, 2 х 3500
Скорость хода, уз:- в ходовом режиме

— в промежуточном режиме

до 10

до 4

Автономность по запасам топлива, сут. 60 (3800 т топлива)
Экипаж, чел. 86
Строительство полупогружной платформы для радара SВХ-1 по проекту CS50 (справа). Слева- платформа «Odyssey», переоборудуемая по программе «Морской старт» в качестве плавучего космодрома

Строительство полупогружной платформы для радара SВХ-1 по проекту CS50 (справа). Слева- платформа «Odyssey», переоборудуемая по программе «Морской старт» в качестве плавучего космодрома

Контракт на строительство платформы по проекту СS50 на сумму $ 45 млн (по другим данным — $ 35 млн) «Выборгский ССЗ» получил в августе 2000 года. Официальная церемония закладки состоялась в январе 2001 года, спуск корпуса на воду – в сентябре – октябре 2001 года, сдача платформы заказчику – 6 мая 2002 года. Платформа была построена в точном соответствии с производственным графиком и условиями контракта. Это был первый заказ такого типа, выполненный «Выборгским ССЗ» с начала 1990-х годов. Предыдущая платформа «Шельф-10» была построена ещё в советские времена, а всего с 1978 года «Выборгский ССЗ» построил более 20 полупогружных и самоподъемных буровых платформ, а также верхних строений стационарных платформ. Насыщение платформы и окончательная отделка проходили на норвежской верфи.CS50_Bare_20Deck

В 2003 году за $ 63 млн. платформа была куплена компанией «Boeing», которая со­вместно со своим субподрядчиком компанией «Vertex RSI» (входит в со­став концерна «General Dynamics») приступила к ее переоборудова­нию в рамках выполнения заказа Министерства обороны США. 30 мая 2003 года плат­форма прибыла в город Браунс­вилл (штат Техас, США) на верфь «AmFELS» (подразделение компании «Керреl Offshore and Marine Ltd»). Работы по ее переоборудованию начались в сентябре 2003 года, их стоимость составила $ 73 млн.13588b4cab52[1]

На платформе была смонтирована 3-х ярусная надстройка, в которой размещены жилые, рабочие и бытовые помещения экипажа, ходовой мо­стик с системами управления плат­формой, кладовые для припасов, помещения электрогенераторов, а также диспетчерские и оператор­ские комнаты для управления как самой РЛС, так и другим электрон­ным и связным оборудованием. Бытовые помещения плавучей РЛС рассчитаны на 100 человек обслу­живающего персонала (штатный экипаж — 86 человек, в т.ч. 50 — 55 че­ловек для обслуживания платфор­мы и ее систем и 30 — 40 человек для обслуживания РЛС), все они раз­мещаются в одно- н двухместных каютах. Служба несётся вахтовым методом двумя полными экипажами с продолжительностью вахты до 28 суток (цикл — 56 суток). На станции работают глав­ным образом гражданские специа­листы, и лишь на время проведения испытаний системы ПРО с боевы­ми стрельбами прикомандировываются военнослу­жащие. Запасы воды, провизии и топлива обеспечивают бесперебой­ную работу станции в течение более одного полного цикла (60 суток).

В носовой части платформы расположена ВПП рассчитанная на приём вертолета размер­ности типа европейского ЕН-101 «Меrlin» (ангар для его хранения отсутствует), и используемые американской Береговой охра­ной вер­толеты типа НН-60 «Jay Hawk». Система при­нудительной посадки в плохих погодных условиях отсутствует, что признается американскими экспертами существенным недо­статком.

Аварийно — спасательные устройства представлены восемью на­дувными плотами (расположены побортно) и четырьмя закрыты­ми моторными баркасами вме­стимостью 30 человек каждый (размещаются попарно в кормо­вой и носовой частях платформы, устройствами быстрого сбрасы­вания не оборудованы). Рабочие плавучие средства отсутствуют, что также отмечается как недостаток.

По правому борту платфор­мы установлен гидравлический кран, служащий для передачи на буксир — снабженец и обратно экипажа, провизии, запасных ча­стей и других припасов, а также обеспечения операции по доза­правке платформы топливом.c67b36f86c4b[1]

Для обеспечения потребите­лей электроэнергией платформа оборудована шестью газотурбогенераторами (заре­зервированы места для установ­ки еще двух), которые объедине­ны по три в двух энергетических отсеках в кормовой части платформы. В обычных условиях (РЛС ра­ботает на полной мощности, все потребители загружены полнос­тью, плюс 5% запас по мощно­сти) энергии, вырабатываемой этими генераторами, достаточно. Однако, как отмечают американ­ские эксперты, в случае усиления ветра до скорости свыше 25 м/с ее будет не хватать для гаранти­рованного удержания платфор­мы в нужной позиции.

Вооружение платформы пред­ставлено несколькими тумбовыми установками с 12,7-мм пулемета­ми и личным оружием экипажа — можно сказать, что фактически его нет. Тем не менее из состава экипажа формируется сменная команда из 16 человек, которая на постоянной основе несет кругло­суточную противодиверсионную службу.

13 марта 2005 года платформа вышла на заводские ходовые испытания (ЗХИ), продолжавшиеся пять дней. В ходе этого кратков­ременного выхода в море были проверены работой энергети­ческая установка, движительно-рулевой комплекс (водомёты), а также балластная, электрическая и другие системы судна.

По завершении ЗХИ платформа была отбуксирована в Инглсайд к причалу су­достроительной верфи компании «Kiewit Offshore Services» для монтажа РЛС (стои­мость работ оценивается в $ 80-100 млн.). Модуль с радиолокационной станцией был собран и 3 апреля 2005 года установ­лен на платформу объединенной коман­дой специалистов фирм «Boeing», «Raytheon», «Vertex RSI и Kiewit». Операция продолжа­лась около 17 часов. Заключительным этапом переоборудования платформы стала операция по установке защитного купола на РЛС, которая была осущест­влена 15 мая 2005 года. Купол диаметром около 36.5 м и высотой 31.4 м рассчитан на силу ветра до 65 м/с, изготовлен ком­панией «ILC Dover» из кевларовой ткани с включением вектрановых волокон, а сверху на него нанесено тефлоновое покрытие. Масса купола 8160 кг.d9d69b002a39[1]

Разработкой и производством самой РЛС по контракту с корпорацией «Boeing» занималось подразделение «Integrated Defense Systems» компании «Raytheon». Радар является дальнейшим развитием стационарной РЛС GBR-P (Ground-Based Radar — Prototype), установленной на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова). Фазированная активная антенная решетка РЛС в виде восьмигранника (октаэдра) общей площадью 384 м2 состоит из 69632 многофункциональ­ных приёмо — излучающих элементов на основе арсенида галлия (площадь активной части антенны — 248 м2). Ска­нирование луча осуществляется ком­бинированным электронно-механиче­ским способом по азимуту в пределах ±270°, по углу возвышения — от 2° до 90°. Общая масса вращающегося модуля — 2400 т, в том числе самой РЛС — 1814 т. Потребляемая мощность – около 1 МВт электроэнергии.

Основные тактико – технические характеристики РЛС SВХ -1

Дальность обнаружения цели с ЭПР 1 м2, км до 4800
Зона обзора, град:
— по азимуту
— по углу места
360
2 — 90
Диапазон рабочих частот, ГГц 8 – 12
Средняя излучаемая мощность, кВт 133
Тип антенной системы Плоская АФАР
Апертура антенной системы, м2 384
Количество элементов АФАР 69632
Диаметр купола, м 36.5
Масса АФАР, т 1814

Поставкой оборудования системы спутникового наведения и интеграцией различных систем на платформе занима­лась компания «Harris Corporation» (конт­ракт с корпорацией «Boeing» стоимостью $ 7.7 млн. был подписан 17 сентября 2003 года). Она же поставляла оборудова­ние спутниковой системы связи SАТСОМ с наземными пунктами управления.

По диагонали главной палубы платформы размещены две многофункциональные радиолокационные станции WXASR 5-см диапазона длин волн производства американской компании «Baron Services» представляющие собой комбинированную многофункциональную доплеровскую радиолокационную систему. РЛС WXASR предназначена для решения задач обнаружения воздушных целей и контроля метеорологической обстановки в районе маневрирования платформы.

Ходовые и приёмо — сдаточные испы­тания многофункциональной РЛС морского базирования SВХ-1 по окончании всех работ проводились в два этапа (первый — в июле, а второй — в сентябре-октябре 2005 года) в северной части Мексикан­ского залива. В ходе первого этапа были проверены скоростные и маневренные характеристики платформы, а также отработаны операции по передаче различных грузов и пересадке персонала в открытом море. Подвернувшийся «кста­ти» ураган «Эмили», помимо того, что на двое суток задержал возвращение платформы к причалу, позволил прове­рить ее в штормовых условиях. Как вы­яснилось, из соображения сохранения достаточной остойчивости, перемеще­ние платформы в режиме «движение» (без балласта) затруднительно при вы­соте волн более 2.4 м. При высоте волн более 4 м возникает слеминг нижних поперечных связей стабилизирующих колонн. Все вместе это означает, что при усилении ветра платформа должна переходить в промежуточный режим (принимать балласт и притапливаться), что занимает более 12 часов времени и значительно снижает скорость пере­мещения (с 10 до 4 узлов). По мнению американских экспертов, необходимо в будущем оборудовать плавучую РЛС системой успокоения качки, а пока реко­мендуется выбирать время и маршруты возможного перемещения платформы исходя из максимально возможной вы­соты волн на переходе 2.4 м, что, со­гласно статистическим наблюдениям, вполне возможно — в районе о. Адак (Алеутская гряда) волнение, не превышающее этого значе­ния, бывает в 61% случаях, а в районах предполагаемых переходов (централь­ная и восточная часть Тихого океана к северу от Гавайев) — в 48%.a4179208b271[1]

В рабочем положении (балласт при­нят, осадка 23.5 м) по расчетным дан­ным платформа способна противосто­ять напорам ветра силой 25-28 м/с сколь угодно долго (при этом энергетические мощности платформы будут задействованы на 95%), 10 минут она выдержит ветер силой до 33 м/с и одну минуту — до 41 м/с. Испытания модели платформы в опытовом бассейне «Offshore Model Basin» (г. Эскондидо, шт. Калифорния) и про­дувка ее в аэродинамической трубе «Cermak Peterka Petersen» (Форт-Коллинз, ок. Колумбия) показали, что теоретически она способна выдержать в рабочем по­ложении волны высотой до 32 м и поры­вы ветра со скоростью до 55 м/с.

Во время второго выхода в море 11 сентября 2005 года было произведено первое включение РЛС, а по результатам испытаний — сертификация платформы на класс морского регистра США.

Общая продолжительность выходов составила 52 дня и 14 октября 2005 го­да, завершив всю программу испы­таний, платформа вернулась в залив Корпус Кристи. Началась подготовка к переброске радара на Тихий океан, которую ему предстояло совершить на борту крупнейшего в мире специаль­ного транспортного судна «Blue Marlin» (капитан — россиянин Ю.Иванов) голландской ком­пании «Dockwise Shipping B.V.».c8f4cd8b8f03[1]

15 декабря 2005 года радар был по­гружен на борт транспорта «Blue Marlin» и 9 января 2006 года, совершив 13000-мильный переход вокруг Южной Америки, прибыл в ВМБ Перл-Харбор (Гавайи). В ходе осмотра платформы после перехода выявилось около 50 замечаний, которые предстояло устранить, прежде чем радар отправиться к месту своего постоянного базирования. В основном замечания касались поя­вившейся течи в корпусах и неполадок в электропроводке.

Во время перехода к месту постоян­ного базирования в январе 2007 года платформа с РЛС, попав в шторм со снежными зарядами в северной части Тихого океана (порывы ветра более 44 м/с, высота волн более 15 м), под­твердила свою способность противо­стоять стихии.

Для обучения персонала станции и обеспечения технической под­держки в первый год ее эксплу­атации с компанией «Raytheon» 4  января 2007 года был заключен контракт на сумму $ 32.7 млн.SBX[1]

Платформа рассчитана на 20-летний срок службы. Район несения боевого дежурства – акватория залива Кулук (бухта Фингер) на удалении 25 – 50 км от северо – восточной части о. Адак (штат Аляска), место базирования — на территории специ­ального причального комплекса на острове Адак (незамерзающая глу­боководная гавань с двумя пирса­ми, 6000 человек обслуживающего персонала, запасы топлива — около 70000 т). Для ее обслуживания и доставки сменного экипажа к плавучему ра­дару «прикреплен» на постоянной основе буксир-снабженец «Dove» (длина — 85 м, дедвейт — 3500 т, мощность 4500 л.с.) компании «Aleut Technologies». Во время испытаний платформы в Мексиканском заливе с буксира-снабженца при ветре 20.5 м/с и высоте волн около 5 м на платформу был переправлен персонал, припасы и осуществлена дозаправка ее топливом.

Окончательная настройка и калибровка радара после перехо­да к месту постоянного базирова­ния была закончена специалиста­ми компании «Raytheon» к 13 марта 2007 года, а уже 20 марта плаву­чая РЛС SВХ-1 приняла участие в очередных испытаниях наземной компоненты национальной ПРО США. Ракета-мишень, запущен­ная с авиабазы Вандерберг (штат Калифорния) в направлении Тихого океана, была успешно об­наружена посредством космической системы «Имеюс». Сопровождение цели осуществлялось РЛС SВХ-1, а также двумя кораблями ВМС США с РЛС AN/SPY-1 системы «Иджис». Целью испытаний была проверка работоспособности си­стемы боевого управления разно­родными силами ПРО. РЛС SВХ-1 обнаруживала цель, определяла ее траекторию, харак­теристики и посредством системы боевого управления передавала эти данные на наземный командный пункт в Ко­лорадо — Спрингс (штат Колорадо). Оттуда выработанное целеуказа­ние транслировалось как на базу наземных ракет-перехватчиков в Форт-Грили (штат Аляска), так и на боевые ко­рабли. Закончились испытания имитационными пусками проти­воракет как наземного, так и мор­ского базирования.1d168d7f2f34[1]

Принятие на вооружение плавучей самоходной радиолокационной станции Х-диапазона SВХ-1 существенно расширило возможности США по обнаружению пусков и сопровождению баллистических ракет на траектории полёта, а также позволяет обеспечить своевременное оповещение о ракетном нападении с выдачей целеуказания огневым средствам системы ПРО на их перехват.

Кажется, ничего тут страшного нет. Ну, подумаешь, построили для американского Министерства обороны плавучую платформу для радара системы ПРО водоизмещением в половину отечественного авианесущего крейсера. Так они могли этот заказ и на другой иностранной верфи разместить. А так наша промышленность и госбюджет лишние экспортные деньги получила.

Дело в позиции государства по отношению к сотрудничеству с недружественными нам странами. Если мы для США враги, так мы у них даже современного программного обеспечения для компьютеров купить не можем, а тут:

— строительство плавучей платформы для РЛС американской системы ПРО;

— поставки в США ракетных двигателей РД-180 для ракет-носителей серии «Атлас», осуществляющих вывод на околоземную орбиту в том числе и спутников военного назначения;

Российский ракетный двигатель РД-180 на американской ракете «Атлас-5»

Российский ракетный двигатель РД-180 на американской ракете «Атлас-5»

— оказание логистических услуг вооруженным силам США и НАТО по перевозке военной техники через территорию РФ, в том числе и с использованием авиатранспорта российских компаний;139754_49964460_AN-124%20AND%20DSRV[1]

— продажа вооруженным силам США нескольких партий воздушных мишеней МА-31, созданных на базе новейшей отечественной ракеты класса «воздух-корабль» Х-31А для отработки и совершенствования системы ПВО корабельных соединений ВМС США;

Российская ракета-мишень МА-31 под крылом американского самолёта QF-4

Российская ракета-мишень МА-31 под крылом американского самолёта QF-4

— работа российских научно – исследовательских организаций, конструкторских бюро и промышленных предприятий по контрактам с фирмой «Boeing». Результатами которых являются последние модификации как гражданских самолётов, так и созданных на их базе военных модификаций- противолодочного самолёта Р-8А «Посейдон» (на базе «Боинг-737-800»), стратегического самолёта – заправщика КС-46А (на базе «Боинг-767»);

Противолодочный самолёт ВМС США Р-8А "Посейдон"

Противолодочный самолёт ВМС США Р-8А «Посейдон»

— размещение на территории России 11 станций дифференциальной коррекции американской космической радионавигационной системы GPS, что позволяет на порядок увеличить точность определения координат в районе действия этих станции в том числе и для систем высокоточного оружия.

А теперь попробуйте себе представить: с целью урегулирования кризиса где – ни будь на Кубе или в Венесуэле, Российская сторона заключила с Соединёнными Штатами Америки межгосударственное соглашение о переброске с Камчатки через территорию США в эти латиноамериканские страны военной техники и военных грузов и американцы продали нам партию крылатых ракет «Томагавк» с целью выработкой нашей системой ПВО мер борьбы с ними.

Смешно? В Пентагоне над нами, наверное, тоже смеются.

Кстати, как указано в официальном издании Министерства обороны России журнале «Зарубежное военное обозрение» (№12 за 2015 год) наша страна, согласно таможенной статистике США, занимает на американском рынке вооружения далеко не последнее место. По итогам 2005-2014 годов суммарный объём экспорта ВВТ из РФ (без учета гражданского оружия) составил 846 млн долларов, а его доля — 2 %. А в 2010-2014 годах РФ нарастила свой экспорт в США более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом.

Литература:

  1. История корабля, № 1, 2007.
  2. Зарубежное военное обозрение, № 2, 2010.
  3. Зарубежное военное обозрение, № 9, 2004.
  4. Зарубежное военное обозрение, № 10, 2006.
  5. Зарубежное военное обозрение, № 12, 2015.
  6. Официальный сайт ОАО «Выборгский судостроительный завод».
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru