Инженерный подводный разведчик

Инженерный подводный разведчик Техника
Инженерный подводный разведчик (ИПР) машина очень малоизвестная и незаслуженно забытая.

Назначение

ИПР был создан в конце 1960-х годов на базе инженерной разведывательной машины «Жук» и предназначался для инженерной разведки водных преград с целью обеспечения переправы танков под водой, а также выполнения подводных инженерных работ. ИПР был способен двигаться своим ходом на гусеницах по дну на глубинах до 8 м, при этом подача воздуха для работы дизеля производилась с поверхности через специальную трубу-воздухозаборник — так называемый «шнорхель».

ИПР и ИРМ "Жук"

На поверхности в режиме плавания ИПР перемещался с помощью двух гребных винтов в кольцевых насадках, размещенных справа и слева по бортам корпуса. Плавучесть инженерного подводного разведчика регулировалась с помощью цистерн водяного балласта.

ИПР

Основной особенностью машины являлось наличие шлюзовой камеры, позволяющей водолазу-разведчику выходить из находящейся на дне в подводном положении машины в воду для обследования и, при необходимости, разминирования обнаруженных препятствий и возвращаться на борт.

ИПР
Инженерный подводный разведчик (ИПР). Общий вид с установленным в рабочее положение «шнорхелем” для погружения под воду

Устройство

Корпус машины был разделён на герметичные отсеки, в которых размещались носовая балластная цистерна, отделение управления, шлюзовая камера, моторно-трансмиссионное отделение, две больших и две малых балластных цистерны.

ИПР
Продольное сечение корпуса ИПР: 1. Отделение управления 2. Переходной люк в шлюзовую камеру 3. Выходной люк шлюзовой камеры 4. Шлюзовая камера 5. Переходной люк в моторно-трансмиссионное отделение

Экипаж ИПР в составе командира машины, механика-водителя и водолаза-разведчика размещался в отделении управления.

ИПР

Водолазный комплекс

ИПР интересен сам по себе в целом как детище инженерной мысли, но особенно интересна водолазная составляющая этой конструкции.

ИПР
Шлюзовая камера инженерного подводного разведчика. Вид на шлюз сверху с палубы через выходной люк

Шлюзовая камера была предназначена для выхода водолаза-разведчика из машины и возвращения его в машину в подводном её положении при ведении разведки, а также для выхода экипажа на поверхность в аварийных случаях. Шлюзовая камера была расположена в центральной части машины между отделением управления и моторно-трансмиссионным отделением. В шлюзовой камере размещалось водолазное оборудование экипажа, устройство и приводы для шлюзования (наполнения камеры водой и опорожнения её при помощи запаса сжатого воздуха), аппаратура для связи с водолазом и другое оборудование.

ИПР
Шлюзовая камера инженерного подводного разведчика. Переходной люк из шлюзовой камеры в отсек управления

В шлюзовой камере имелись четыре люка: верхний и нижний (аварийный) — для выхода из машины, передний — для сообщения с отделением управления и задний — для сообщения с моторно-трансмиссионным отделением.

Для работы в воде водолаз-разведчик использовал снаряжение СЛВИ-64. В это снаряжение входили:

— заспинный дыхательный аппарат ИДА-64А с полнолицевой маской ВМ-2А;

— гидрокомбинезон ГК-6;

— водолазное бельё;

— поролоновый утеплитель;

— нагрудный груз;

— водолазные боты.

При работе водолаз мог использовать находящиеся в машине наручный магнитный компас КНМ, планшет ПВП для записей, ручной фонарь РПФ-55, водолазный миноискатель МИВ, водолазные ножницы и два сигнальных буя.

ИПР
Инженерный подводный разведчик (ИПР). Верхняя палуба с крышкой выходного люка шлюзовой камеры

Шлюзование водолаза-разведчика за борт производилось в следующем порядке:

— водолаз переходил из отсека управления в шлюзовую камеру, надевал снаряжение, подключался к бортовому переговорному устройству, включался в дыхательный аппарат, закрывал за собой межотсечный люк и открывал клапан затопления шлюзовой камеры забортной водой;

— после заполнения шлюзовой камеры водой и выравнивания давления в камере с забортным водолаз обжимал гидрокомбинезон и стравливал остающуюся в шлюзовой камере воздушную подушку за борт;

— после полного затопления шлюзовой камеры он закрывал клапана затопления и сброса воздуха за борт, открывал выходной люк и выходил за борт;

— выйдя из шлюзовой камеры в воду, водолаз-разведчик задраивал за собой люк, через который он вышел за борт, для того, чтобы обеспечить возможность остальному экипажу при необходимости покинуть машину через эту же шлюзовую камеру, и приступал к работе.

Возвращение водолаза на борт происходило в обратном порядке, с той лишь разницей, что вместо затопления камеры он отжимал из неё воду сжатым воздухом.

ИПР
Инженерный подводный разведчик (ИПР). Общий вид на марше

Печальная судьба ИПР

К сожалению, эта крайне интересная по своей идее машина реального применения, хотя бы и на учениях, так и не нашла. Машина была очень сложной в эксплуатации и обслуживании, справиться с ней мог только очень хорошо подготовленный экипаж, а за два года срочной службы солдаты нормально освоить её не могли. Поэтому ИПР в армии почти не эксплуатировались и довольно быстро были сняты с вооружения.

Последняя оставшаяся «в живых» машина была препарирована и установлена в учебном классе в качестве пособия. Именно с этого пособия и сделаны фотографии интерьеров отсека управления и шлюзовой камеры.

ИПР
Последний ИПР. Вид на отделение управления (броневой лист левого борта демонтирован)

Литература:

П.А. Боровиков. Водолазное дело России. С конца 1930-х годов и до наших дней.. 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: ООО «Нептун», 2017

Водорлаз
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии