М.В. Ломоносов — организатор отечественной науки
В 1757 г. он был назначен советником академической канцелярии; с 1758 г. стал руководителем Географического департамента; с 1760 г. в его ведении находились академические университет и гимназия.
В последние десять лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убеждённый просветитель. Его научно-организационная деятельность, проникнутая идеей беззаветного служения Родине, была не менее разнообразной, чем исследовательская работа:
— создание первой в России научной химической лаборатории;
— организация географических исследований;
— снаряжение астрономических экспедиций;
— подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути;
— разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук;
— основание Московского университета
вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.
Создание отечественного университета
В 1754 г., пользуясь поддержкой государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова, Ломоносов разработал оригинальный проект отечественного университета с учётом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени. Глубоко продуманной была и организация обучения в университете. Ломоносов предусмотрел создание философского, юридического, медицинского факультетов, что соответствовало состоянию науки того времени.
Кроме того, Ломоносов выдвигал требование невмешательства церковных властей в преподавание, освобождения научных трудов профессоров университета от цензуры духовенства и запрещения духовным лицам вести в народе агитацию против науки. М.В. Ломоносов предусмотрел создание научно-экспериментальной базы преподавания — лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки и т.д.
Основой подготовки научных кадров в Московском университете должны были стать широкое внедрение опыта, эксперимента в учебный процесс, связь с практикой, а не схоластическое кабинетное изучение различных предметов. Он требовал «гласности» преподавания, предусматривая чтение публичных лекций профессорами университета для пропаганды научных знаний.
Большое значение придавал Ломоносов организации при университете типографии для публикации работ профессоров и трудов других учёных. Первыми профессорами Московского университета стали молодые русские учёные, окончившие академический университет и проходившие научную подготовку под руководством Ломоносова, — Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, Ф.Я. Яремский.
Модернизация Петербургской Академии наук
Много внимания Ломоносов уделял совершенствованию управления Петербургской Академией наук. Разрабатывая важные научные направления, учёный понимал, что успех дела в значительной степени зависит от чёткой организации исследований. Он составил несколько проектов переустройства академии, осуществление которых позволило бы обеспечить свободное развитие отечественной науки, добиться признания и распространения достигнутых результатов.
Петербургская Академия наук, основанная по воле Петра I, не получила официального утверждения. Проект положения, по которому должна была строиться вся её работа, хотя и был просмотрен Петром I, но остался неопубликованным и не получил силу закона. По идее основателя, академия должна была получить автономию — избирать президента и своих членов, присуждать учёные степени и др. Однако с самого начала её деятельности этот принцип был нарушен.
В течение первых 40 лет работы Академии (до 1760 г.) руководство официально принадлежало президенту, который назначался царствующей особой, фактически же оно осуществлялось чисто бюрократическим органом канцелярией. Но весь ход развития науки требовал изменения организации и управления Академией.
24 июля 1747 г. был утверждён устав, получивший официальное название «Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге». С тех пор в течение многих десятилетий, вплоть до начала XIX в., он был законом, по которому жила академия.
Ломоносов и другие передовые учёные понимали, что новый устав не может содействовать успешному развитию отечественной науки. Поэтому они вступили в борьбу за его пересмотр, а по существу за создание совершенно иных организационных принципов устройства академии.
При разработке новых принципов организации академии Ломоносов основывался на передовых взглядах о роли науки в жизни страны. Значение науки как могучей силы, способствующей развитию общества, Ломоносов неоднократно отмечал в своих работах. «Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства, — писал он в 1760 г. — Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что безпорнее в делах человеческих найдено быть может?»
М.В. Ломоносов никогда не принадлежал к категории учёных, чьим девизом было «наука для науки». Он постоянно подчёркивал, что разработка теоретических проблем своей конечной целью должна иметь практическое применение. Называя прикладные знания «художествами», он указывал, что «профессорам должно не меньше стараться о действительной пользе обществу, а особливо о приращении художеств, нежели о теоретических рассуждениях».
Подготовка отечественных научных кадров
В организационной деятельности Ломоносова предметом постоянного внимания была подготовка отечественных кадров. По своей идейной направленности его проекты были диаметрально противоположны как правительственным установкам, так и ориентации реакционного академического руководства. Русский учёный смело выступал за демократизацию академии, отстаивал право на занятие наукой для всех сословий.
Сравнивая систему подготовки кадров в Европе и в России, он писал:
«Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться … всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей … А у нас в России … положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжелая была сумма, которую жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина, и лучше выписывать!»
Для подготовки научных кадров Ломоносов разработал последовательную систему, состоящую из трёх ступеней:
— гимназия;
— университет;
— академия.
Он рассматривал гимназию и как фундамент университетского образования, и как самостоятельное среднее учебное заведение!
Главное место в подготовке учёных Ломоносов отводит университету. Высшая школа представлялась ему как автономное учреждение, имеющее свои научные и общественные права. Основной принцип организации университетов, предложенный учёным, заключался в том, что при определении числа университетских кафедр, количества преподавателей и студентов следует исходить не из наличия кандидатов в данное время, а из потребностей будущего. Этим принципом он руководствовался при составлении проекта учреждения Московского университета в 1754 г. и при разработке основ Петербургского университета в начале 60-х гг.
Проект создания Петербургского университета
Потребность открытии в Петербурге высшего учебного заведения, как полагал Ломоносом, диктовалась не только наличием здесь Академии наук, но и другими благоприятными обстоятельствами: столица государства, многолюдный торговый центр, крупный морской порт и т.д.
М.В. Ломоносов разработал структуру и систему управления Петербургского университета. Он расширил программу университетского образования, ввёл новые предметы — химию, ботанику, анатомию, восточные языки и др. Вместо существовавших в академическом университете классов он предлагал ввести, по примеру западноевропейских высших школ, деление на факультеты. Но он не слепо копировал иностранные школы. Он не включил, например, в число факультетов теологический, который существовал почти во всех европейских университетах.
В 1760 г. Ломоносов, готовясь к открытию университета, составил публичное выступление, в котором показал значение науки для развития страны и наметил грандиозный план использования отечественных учёных. Это и освоение неисчерпаемых богатств Сибири, и изучение Северного морского пути, и развитие горного дела, и строительство фабрик, и совершенствование земледелия, и расширение внутренней и внешней торговли, и забота о безопасности страны и т.д.
Однако все усилия Ломоносова создать новое учебное заведение в стране оказались тщетны. Доживавшая свой век императрица Елизавета, так же как и сменившие её на престоле Пётр III и Екатерина II, не спешила осуществить смелые планы учёного.
Только в 1819 г., через 54 года после смерти Ломоносова, состоялось открытие Петербургского университета.
***
Несмотря на то что Ломоносову не удалось воплотить в жизнь свои обширные планы, связанные с подготовкой кадров отечественных учёных, он осуществил значительную организационную перестройку гимназии и университета Академии наук. С марта 1758 г. руководство учебной частью академии перешло в его ведение. Он ввёл так называемые российские классы, т.е. циклы занятий по изучению русского языка и русской истории. Эти уроки посещали многие юноши, в числе их был И.И. Лепёхин, который затем стал лучшим из отечественных стилистов XVIII в.
Ломоносов значительно увеличил число учащихся гимназии и университета, улучшил условия обучения студентов, укомплектовал эти учебные заведения опытными преподавателями. Он имел все основания в 1761 г. заявить:
«Порученные мне единственно департаменты — Университет и Гимназия, не взирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке».
Из академического университета, руководимого Ломоносовым, вышли многие русские учёные, которые оказали огромное влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.
Литература:
А.Ю. Ишлинский, Г.Е. Павлов. М.В. Ломоносов – великий русский учёный.- М.: Педагогика, 1986