От количества израсходованных славян материальное благосостояние Запада ни как не пострадает. Особая роль отводится шпионам в государственных структурах и диверсантам, гражданам нашей страны, действующим на территории России в интересах врага. Материальный ущерб, который они наносят, не так велик и так важен. Главное для противника, что бы с Россией воевали русские.
Все мы помним по опыту Великой Отечественной войны, что если есть шпионы и диверсанты, то должен быть и «Смерш». Что это за легендарная организация такая — «Смерш», «смерть шпионам»? Об этом читайте ниже:
19 апреля 1943 г. создано Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР (ГУКР) «Смерш».
Особые отделы НКВД СССР
О боевых делах сотрудников Управления Особых отделов – военной контрразведки – в первые годы Великой Отечественной войны можно рассказать немало. Они внесли существенный вклад, что бы не допустить развала фронта летом 1941 г.; фактически остановили засылку в наш тыл сотен наспех подготовленных, но всё же опасных абверовских агентов; получили первый успешный опыт зафронтовой работы и радиоигр со спецслужбами противника.
Таким образом был накоплен большой опыт контрразведывательной работы, в том числе и наступательного плана, когда контрразведчики не просто выявляли немецких шпионов, но и предупреждали их появление на нашей территории, нейтрализовывали их заранее. Этот опыт и был использован при создании принципиально нового контрразведывательного органа в войсках.
Рабочая комиссия по созданию Смерш
С начала апреля 1943 года в Москве работала комиссия, созданная по инициативе начальника Управления Особых отделов НКВД СССР комиссара госбезопасности 2-го ранга Виктора Семёновича Абакумова, – по решению вопросов по подготовке нормативных документов для реорганизации Особых отделов. В состав «группы разработчиков» вошли не только по одному представителю Особых отделов каждого фронта и военного округа, но и представители от каждой штатной должности – начиная от старшего оперуполномоченного до заместителя начальника Особого отдела фронта и округа, а также представитель от Особых отделов ВМФ.
Участник совещания полковник Иван Яковлевич Леонов, представлявший Карельский фронт, вспоминал:
«Комиссия работала десять дней. Заседания… проходили ежедневно с 13 до 24 часов в кабинете И.Я. Бабича, иногда в этих заседаниях принимал участие и В.С. Абакумов. Обсуждения выносимых на заседания вопросов всегда проходили активно… Комиссия разработала все основные нормативные документы: положения о военной контрразведке НКО «Смерш», необходимые приказы, наставления и инструкции, структуру органов военной контрразведки. Разработанная комиссией структура Главного управления контрразведки НКО «Смерш», фронтовых, армейских, корпусных и дивизионных органов контрразведки и флотов была не громоздкой, эффективной, позволявшей обеспечивать чёткую работу всех звеньев военной контрразведки сверху донизу».
13 апреля в кабинете И.В. Сталина, председателя Государственного Комитета Обороны, прошло совещание, длившееся более двух часов. На нём присутствовали не только члены ГКО В.М. Молотов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия, но и заместитель наркома обороны – начальник Главного политуправления РККА А.С. Щербаков, заместитель наркома обороны по кадрам Ф.И. Голиков, а также семь руководителей особых отделов фронтов и В.С. Абакумов. Речь шла о выделении военной контрразведки из системы НКВД и перевода её в структуру Наркомата обороны, которым руководил непосредственно Сталин.
Доктор юридических наук Андрей Шаваев, автор книги «Галерея шпионажа», высказывает такое мнение:
«Смерш не появился из ниоткуда, он стоял в полном смысле слова на плечах своих предшественников, впитав в себя всё самое положительное из опыта российской и советской контрразведки, представляя собой сгусток концентрированной, направленной энергии мастерства, профессионализма, мужества, полной самоотдачи, отсутствия лишних бюрократических пут и ограничений, немыслимых для военного времени, где промедление – смерть не только одного оперативника, но тысяч солдат и офицеров. До Смерша надо было дорасти не только военным контрразведчикам, а прежде всего военно-политическому руководству страны…»
Что такое «Смерш»?
Однако что это такое за название – «Смерш»? Ответ можно найти в рассказе генерал-майора Сергея Захаровича Острякова про совещание у Верховного Главнокомандующего Сталина:
«Предложения были разные. Большинство склонялось к тому, чтобы это наименование сделать максимально кратким и составить его из начальных букв широко известного тогда лозунга «Смерть немецким шпионам!». Получилось что-то вроде «Смернеш». В заключение Сталин отметил:
– А почему, собственно говоря, речь должна идти только о немецких шпионах? Разве другие разведки не работают против нашей армии? Давайте назовём «Смерть шпионам», а сокращённо – Смерш…»
Вот так и появилась эта аббревиатура, рождавшая как минимум холодок на некоторых спинах.
Структура Смерш
Главное управление контрразведки «Смерш» стало особой и совершенно автономной структурой, обеспечивавшей безопасность армии. В постановлении ГКО, в частности, было указано:
«Органы «Смерш» являются централизованной организацией: на фронтах и в округах органы «Смерш» (управления «Смерш» НКО фронтов и отделы «Смерш» НКО армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов и других соединений и учреждений Красной Армии) подчиняются только своим вышестоящим органам…».
Это очень важный момент. Ведь в первые два года войны, когда военная контрразведка входила в состав НКВД, то опять-таки постановлением ГКО определялось, что при подчинении особых отделов по линии НКВД их уполномоченные в полках и дивизиях одновременно подчиняются ещё и комиссарам этих частей и соединений. Не нужно говорить, что любое двойное подчинение ведёт к излишним проблемам и трудностям.
Зато теперь не только структура органов контрразведки соответствовала структуре Вооружённых Сил, но и её сотрудники стали для армейцев представителями того же ведомства, а не просто «контролирующим органом». К тому же отпали многочисленные вопросы организации взаимодействия, связанные с постановкой приезжающих в воинские части сотрудников контрразведки на продовольственное, квартирное, денежное и прочее довольствие, предоставление им транспорта и прочее…
При этом в соответствии с чрезвычайными условиями военного времени органы Смерша наделялись широкими правами и полномочиями. Они осуществляли полный комплекс оперативно-разыскных мероприятий с использованием всех характерных для спецслужбы оперативных сил и средств. Военные контрразведчики могли осуществлять выемки, обыски и аресты военнослужащих и связанных с ними гражданских лиц, подозреваемых в преступной деятельности.
Возглавил Главное управление Виктор Семёнович Абакумов, ставший из заместителей наркома внутренних дел заместителем наркома обороны, но сохранивший при этом «чекистское» звание комиссара госбезопасности 2-го ранга, что равнялось генерал-полковнику.
Отметим также стабильность кадров в руководящих звеньях органов Смерша – все руководители Управлений контразведки фронтов находились на своих должностях с момента назначения до окончания войны; стабильным был и состав армейского звена – новые руководители, как правило, назначались только после гибели в бою их предшественников.
Но, кстати, и это мало кто помнит, Смерш был не один, их было целых три. Кроме ГУКР «Смерш» НКО 31 мая того же года было утверждено положение об Управлении контрразведки «Смерш» Наркомата Военно-Морского Флота, а в июне нарком внутренних дел Берия утвердил структуру Отдела контрразведки «Смерш» в войсках НКВД. К лету 1943 года реорганизация и основные кадровые назначения по органам Смерш практически были завершены.
Боевая деятельность Смерш
В Курской битве военная контрразведка сыграла чрезвычайно важную роль, начиная с того, что ей параллельно с другими спецслужбами удалось не только заблаговременно обнаружить подготовку немцами наступления, определив место и срок его проведения, но и обеспечить надёжное контрразведывательное прикрытие ответных действий советского командования, скрыть накопление резервов Красной Армии. Так что артиллерийский удар по изготовившимся гитлеровским войскам, нанесённый перед самым началом немецкого наступления, оказался для противника весьма неприятным сюрпризом.
Радиоигры
При этом работа по шпионажу являлась лишь одним из направления деятельности Смерша. Другим из таковых были радиоигры – эфир стал новой сферой противоборства спецслужб воюющих государств.
Работа эта началась буквально с началом Великой Отечественной войны, после захвата первых немецких шпионских групп, заброшенных за линию фронта. Врагу стали передавать радиограммы, содержавшие дезинформацию, составленную в Генштабе РККА и «отредактированную» в контрразведке, – учитывались стиль письма радиста, легенды о его оперативных возможностях и прочие нюансы, обеспечивающие достоверность информации.
В апреле 1943 г. было принято решение ГКО о создании в Генштабе группы по подготовке дезинформационных материалов. В состав ГУКР «Смерш» было переведено из Контрразведывательного управления НКВД СССР отделение, отвечавшее за радиоигры, и развёрнуто в 3-й отдел. Если раньше «игры» в эфире вели и 4-е («Партизанское») управление НКВД, и территориальные органы, и военная разведка, то теперь практически все они, за исключением «Монастыря», «Березино» и «Послушники», были переданы военной контрразведке.
Известно, что были периоды, когда подразделения Смерш проводили одновременно до семидесяти радиоигр с противником, а всего за время войны таковых было свыше 180.
Историк спецслужб член-корреспондент РАН В.С. Христофоров отмечал:
«При помощи радиоигр советской контрразведке удалось заставить работать вхолостую многие разведывательно-диверсионные органы фашистской Германии, материальные ресурсы которых, выделенные для подрывной деятельности против СССР, были потрачены впустую. Во многом благодаря радиоиграм рухнули и планы немецкой разведки по созданию антисоветского националистического подполья и «партизанских отрядов» в СССР, подготовки восстаний в глубоком тылу».
Зафронтовая работа
Тесно связанной с радиоиграми оказалась и так называемая зафронтовая работа – проникновение наших контрразведчиков в разведшколы и спецслужбы противника. Помнится, каким успехом пользовались в Советском Союзе кинофильмы «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», но кто бы тогда знал, что герой фильма является сотрудником Смерша! Однако это было именно так.
Ведением «контрразведывательной работы на стороне противника в целях выявления каналов проникновения его агентуры в части и учреждения Красной Армии» в ГУКР «Смерш» занимался 4-й отдел, который состоял из двух отделений: одно готовило агентуру для действий за линией фронта, другое работало с полученными материалами. В действующей армии подобную работу вели сотрудники фронтовых управлений Смерша.
Работа проводилась эффективно и по нарастающей: за первые десять месяцев существования ГУКР «Смерш» в германские разведорганы и школы были внедрены 75 агентов, из них 38 возвратились, успешно выполнив свои задачи. Они представили сведения на 359 сотрудников военной разведки и на 978 шпионов и диверсантов, подготавливаемых для переброски в наш тыл. В итоге 176 разведчиков противника были арестованы, 85 явились с повинной, а пятеро завербованных сотрудников германской разведки оставались работать в своих подразделениях по заданию Смерш.
Под влиянием нашей агентуры ряды «Русской освободительной армии» предателя Власова покинули 1202 человека.
Агентурные группы во вражеском тылу
В практику работы военных контрразведчиков вошла и заброска в немецкий тыл агентурных групп, в которые включались оперативный сотрудник Смерша, опытные агенты, хорошо знающие местность и способные выполнять роль связных, а также радист.
За январь – октябрь 1943 г. в тыл противника было направлено семь таких групп – 44 человека, подчинённых непосредственно ГУКР «Смерш». Ими были привлечены к сотрудничеству 68 человек. Фронтовыми управлениями Смерш с 1 сентября 1943 по 1 октября 1944 года было заброшено на оккупированную территорию 10 групп – 78 человек. Они привлекли к сотрудничеству 142 человека, а шестерых агентов удалось внедрить в немецкие разведорганы.
Но постепенно работа зафронтовой агентуры упрощалась: к концу войны курсанты и сотрудники разведшкол противника всё охотнее шли на контакт, надеясь загладить свою вину. После выхода наших войск за территорию СССР зафронтовая работа стала постепенно сворачиваться – большинство разведорганов и разведшкол противника было разгромлено или расформировано, их личный состав вливался в подразделения вермахта.
Фильтрация военнопленных
Ещё одним направлением деятельности Смерш была оперативно-разыскная и следственная работа по фильтрации военнопленных, проведённая в ходе и по окончании войны. По своим масштабам, количеству задействованных сил и средств она просто не имеет аналогов в истории спецслужб.
После завершения Сталинградской битвы в плену оказались 151 246 военнослужащих,
в их числе 2 500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Всего же с 22 июня 1941 по 8 мая 1945 г. было пленено 4 миллиона 377,3 тысячи человек, а после разгрома Квантунской армии добавилось ещё 639 635. Для их содержания на территории СССР и других государств была создана разветвлённая система стационарных и приёмно-пересыльных лагерей, пересыльных пунктов, спецгоспиталей и так далее. Естественно, что все эти объекты оперативно обеспечивались сотрудниками Смерш – контрразведчики выявляли сотрудников спецслужб и военных преступников, получали разведывательную информацию, подбирали агентуру…
Была разработана система учёта сведений, поступающих на военнопленных, которая позволяла оперативно осуществлять обмен информацией между всеми подразделениями. В поисковой работе среди военнопленных результативным оказалось использование агентов-опознавателей, а потому к концу войны при каждом лагере были созданы специальные группы таковых, численность которых порой достигала 10 человек.
Но всё это – лишь часть работы, проведённой органами контрразведки «Смерш», и, кстати, далеко не всё сделанное ими сегодня рассекречено.
***
Генерал армии Пётр Иванович Ивашутин, почти четверть века возглавлявший Главное разведуправление Генерального штаба, бывший начальник УКР «Смерш» 3-го Украинского фронта, дал такую оценку:
«За годы войны управления «Смерш» фронтов из чисто контрразведывательного органа превратились в мощную разведывательно-контрразведывательную службу, занимавшуюся не только розыском вражеской агентуры, но и агентурной разведкой во фронтовом тылу врага».
Литература:
Газета ВС РФ «Красная звезда», № 42, 2023 г.
P.S.
1. Внимательный читатель найдёт в этой статье ответы на незадаваемые вопросы: что и как делают наши спецслужбы в ходе СВО.
2. Когда читаешь про созданную в период Великой Отечественной войны в Генштабе группу по подготовке дезинформационных материалов и про «радиоигры» с противником, результатом которых явился крах планов по созданию антисоветского подполья, хочется надеяться, что этот опыт не пропал зря и сейчас используется в полной мере.