России принадлежит приоритет в создании первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ). Еще в русско-японскую войну 1904-1905 годов Михаил Петрович Налётов (1869-1938) спроектировал и построил ПМЗ, вооруженный четырьмя минами заграждения. Падение Порт-Артура, где создавался ПМЗ, не позволило завершить его испытания. Идея М.П. Налётова была воплощена в жизнь десять лет спустя, когда по его проекту на верфях г. Николаева был построен первый в мире ПМЗ «Краб», который превосходил по основным тактико-техническим характеристикам появившиеся позже ПМЗ иностранной постройки.
Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель спроектирован Михаилом Петровичем Налётовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором.
Первый подводный минный заградитель М.П. Налётова
Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налётова в день гибели броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налётов решил построить подводную лодку — минный заградитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налётов строил на свои собственные сбережения: местное военно-морское начальство относилось к идее Налётова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».
Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпеды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса — «под себя».

Заградитель был построен, были начаты его ходовые испытания, но в связи со сдачей Порт-Артура он достался японцам (по некоторым данным он был взорван). Командиром подводного минного заградителя, который по некоторым данным получил название «Портартурец» стал мичман Борис Андреевич Вилькицкий, вошедший в мировую историю как человек, совершивший последнее Великое Географическое Открытие — архипелага Северная Земля (Земля Императора Николая II).
Подводный минный заградитель «Краб»
В 1906 году М.П. Налётов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налётовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн.
Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налётовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом «Наваль» на утверждение Морского министерства. В 1908 году Морское министерство выдало заводу «Наваль» заказ на строительство подводного минного заградителя.
Летом 1909 года, после испытания моделей ПЛ в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налётов был назначен консультантом при постройке корабля.
В проекте ПЛ обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя (ПМЗ) водоизмещением около 500 тонн при плавании в надводном положении.
Параллельно с постройкой подводного минного заградителя велось изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налётовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью. При этом возник спор между Налётовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа. Налетов пришел к выводу, что находящиеся на подводном заградителе мины с якорями должны быть нулевой плавучести, что не требовало на корабле устройства цистерн и систем замещения отрицательной плавучести мин. Для этого М.П. Налетов предложил увеличить объем якоря мины, а после выхода мины с ПМЗ в нужный момент заполнить якорь водой с тем, чтобы создать у него силу, необходимую для удержания всплывающей мины на заданной глубине установки.
Якорные мины «ПЛ»
В 1913 году на заводе Лесснера в Петербурге для ПМЗ «Краб» были изготовлены мины заграждения «ПЛ» (ПЛ-100) образца 1914 года с якорем переменной плавучести системы М.П. Налетова. При этом якорь мины состоял из двух помещенных один в другой цилиндров. Диаметр наружного цилиндра был равен диаметру мины сферической формы и обеспечивал компактное расположение мин с якорями на ПМЗ и их перемещение при минных постановках. За счет объема, заключенного между наружным и внутренним цилиндрами якоря, создавалась его плавучесть.
Верхнее дно наружного цилиндра было выполнено по форме мины, а нижнее — в виде плоского или выпуклого кольца. Во внутреннем цилиндре размещалась вьюшка с минрепом и стопором. К нижнему дну наружного цилиндра крепилось чугунное кольцо, в котором было предусмотрено отверстие для прохода к вьюшке стопорного троса. На ПМЗ мины располагались в горизонтальном положении и стопорный трос с грузом находился в специальном углублении. Якорь мины «ПЛ» системы М.П. Налетова образца 1914 года имел следующие массогабаритные характеристики: длину — 1000 мм, ширину — 850 мм, высоту — 950 мм и массу около 100 кг. В целом длина мины с якорем составляла 1500 мм, диаметр — 1230 мм.
Для размещения мин на ПМЗ в средней и кормовой частях надстройки были предусмотрены две расположенные параллельно диаметральной плоскости корабля выгородки (коридоры, или каналы), оборудованные минными (рельсовыми) путями. Мины грузились на ПМЗ с помощью штатного крана со стороны кормовых амбразур (минных клюзов) полностью приготовленными для постановки, так как доступ к ним в море был исключен.
Мины устанавливались на минные пути, и для их перемещения на якорях мин были предусмотрены вертикальные и боковые ролики.
Перемещение мин по минным путям к кормовой амбразуре каждого минного ряда осуществлялось с помощью минного элеватора. При этом в нижней части минного коридора проходила конвейерная цепь, приводимая в движение вращением ведущего колеса звездочки, расположенного в носовой части минного ряда. Якорь каждой мины имел в нижней части палец с роликом, входивший в паз цепи минного элеватора. Звездочки посредством конических зубчатых передач соединялись с приводными электродвигателями, расположенными в прочном корпусе.
При отработке минных элеваторов наряду с цепным приводом перемещения мин рассматривался винтовой привод с червячным валом, в который входили ведущие ролики якорей мин, катавшиеся между специальными направляющими погонами. Червячный вал вращался электромотором мощностью 6-8 л.с. при частоте вращения 1200 — 1500 об/мин. Электромотор располагался в прочном корпусе и с помощью вертикального вала через коническую шестерню был связан с червячным валом правого борта, а с помощью передаточного вала и конических шестерен — с червячным валом левого борта. В прочном корпусе были установлены указатели числа выставленных и оставшихся на элеваторе мин. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м) в надводном положении при скорости хода ПМЗ от 3 до 10 уз за счет изменения скорости движения минных элеваторов.
Мины «ПЛ» имели ударно-инерционный взрыватель. На заданное углубление от поверхности они устанавливались с помощью гидростатического прибора, принцип действия которого предложил адмирал С.О. Макаров. После сбрасывания с ПМЗ мина с якорем, падая в воду принимала сначала наклонное, а затем вертикальное положение, груз стопорного троса выпадал из своего гнезда и оттягивал стопор вьюшки минрепа, и мина отделялась от якоря. При выходе мины автоматически открывались два клапана, установленные во внутреннем цилиндре якоря. Через один из клапанов поступала вода в якорь мины, а через другой выходил воздух из якоря.
Якорь мины был сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести располагался в нижней его части. За счет этого якорь, падая на дно, сохранял вертикальное положение. Под действием полученной отрицательной плавучести якорь мины достигал дна, а мина под действием положительной плавучести всплывала. При этом с помощью гидростата на заранее установленной от поверхности глубине барабан вьюшки минрепа тормозился, и мина устанавливалась в боевое положение.
Для проверки минных устройств в работе в 1909 году был изготовлен действующий макет, в котором минная труба с восьмью минами была установлена между корпусами двух понтонов. Испытания проводились в 1911 году и дали положительные результаты. При этом понтон буксировался со скоростью 7,5 уз. С него было поставлено пять мин с заданными минными интервалами.
8 августа 1912 года подводному минному заградителю было присвоено наименование «Краб», а 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду.
В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение.
Основные ТТХ ПМЗ «Краб» (данные 1915 года по итогам ходовых испытаний)
Завод-строитель | Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), г. Николаев |
Число кораблей в серии, шт. | 1 |
Вступление в строй, г | 1915 |
Архитектурно-конструктивный тип | однокорпусный |
Главные размерения, м:
— длина наибольшая — ширина наибольшая — осадка средняя |
52.8 4.3 4.0 |
Водоизмещение, т:
— надводное — подводное |
533 736 |
Запас плавучести, % | 41 |
Тип ЭУ | ДВС-электрическая |
Тип ДВС | Керосиномоторы фирмы «Кёртинга» |
Тип электромоторов | «Эклеранж-Электрик» |
АБ:
— тип — число групп АБ — число элементов в группе |
Свинцово-кислотная «Мэто» 4 59 |
Мощность двигателя, л.с.:
— надводного хода (ДВС) — подводного хода |
4х300 2х330 |
Число гребных валов, шт. | 2 |
Запас топлива, т | 37.1 |
Скорость, уз:
— надводная наибольшая — надводная экономическая — подводная наибольшая — подводная экономическая |
11.8 8.6 7.1 4.0 |
Дальность плавания, миль:
— надводным ходом 8.6 уз — подводным ходом 7.1 уз — подводным ходом 4.1 уз |
1236 19.6 82 |
Глубина погружения (при испытаниях), м | 37 |
Экипаж, чел. | 53 |
Артиллерийское вооружение: | — 1х70-мм орудие
— 2х7.62-мм пулемёта |
Торпедное вооружение: | — 2х450-мм трубчатых ТА (4 торпеды) |
Минное: | 60 якорных мин типа «ПЛ» |
Первым командиром ПМЗ «Краба» был назначен старший лейтенант А.А. Андреев.
Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 года.
Боевое использование ПМЗ «Краб»
В 1915 году на Черном море возникла острая необходимость в создании активных минных заграждений у турецких берегов с тем, чтобы не дать возможности прорваться крупным германским кораблям к Черноморскому побережью России. Скрытно эту задачу мог выполнить только подводный заградитель. Первый боевой поход ПМЗ «Краб» совершил 25 июня 1915 года, не закончив в полном объеме испытания. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к проливу Босфор. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».
Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья — 1 сентября 1916 года у города Варна (Болгария).
Первый в мире подводный заградитель «Краб» превосходил по основным ТТХ, особенно по минному боезапасу, появившиеся в 1915 году германские ПМЗ типа UC 1, однако у него были конструктивные недостатки: малая остойчивость в надводном положении из-за большой массы высоко расположенных мин, длительное время погружения — 12 минут, несовершенные двигатели надводного хода, неполадки в минных элеваторах (в последнем походе из-за заклинки мины ПМЗ смог поставить только половину минного запаса). Поэтому после в целом успешно завершенных боевых походов подводному заградителю требовался ремонт и в сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в мастерские Севастопольского порта. Во время его проведения в Севастополе было решено заменить керосиновые ДВС на двигатели Дизеля, усовершенствовать минные устройства и провести ряд других доработок.
Затопление и подъём ПМЗ «Краб»
В июне 1918 года «Краб» попал в руки германского, а затем англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 года при отступлении войск интервентов из Крыма «Краб», в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты.
В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть ПМЗ глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.
В мае 1935 года начались судоподъемные работы. Планировалось поднять ПМЗ в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под в корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность.
Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» ещё больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним.
В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту.
Узнав о подъеме «Краба», М.П. Налётов подготовил проект восстановления ПМЗ, однако в это время полным ходом велось серийное строительство более совершенных отечественных ПЛ, в том числе ПЛ-ПМЗ типа «Ленинец», и надобность в восстановлении устаревшего корабля отпала. Проект был отклонен, «Краб» не восстанавливался и был сдан на металлолом.
Литература:
- Русские подводные лодки. Научно-исторический справочник. Т.1, ч.1. Под общей редакцией академика РАН РФ И.Д. Спасского, профессора Л.Ю. Худякова.- СПб.: ЦКБ МТ «Рубин», 1 ЦНИИ МО РФ, 1994
- А.Н. Гусев. Подводные минные заградители. Построенные корабли и нереализованные проекты: информационно-технический справочник. Под общей редакцией академика В.М. Пашина.- СПб.: ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, 2002