Академик Российской Императорской академии наук Якоби Борис Семёнович. Часть 2

Якоби История
Борис Семёнович (до переезда в Россию Мориц-Герман фон Якоби) Якоби родился 9 (21) сентября 1801 г. в г. Потсдаме (Пруссия), еврей

О происхождении и детстве Якоби сохранилось мало сведений. Известно, что отец его, Симон Якоби, был банкиром прусского короля. Но сыновья не пожелали пойти по стопам отца. Младший, Карл-Густав-Яков, рано проявил себя как математик и механик. Он получил кафедру в Кенигсбергском университете. Старший, Мориц-Герман, обучался в начале в Берлинском, а затем в Геттингенском университете. По желанию родителей он получил специальность архитектора. Но с самого начала Мориц-Гкрман проявил особый интерес к прикладной механике.

Молодой учёный

По окончании университета Б.С. Якоби занялся строительным делом и проработал в этой области свыше десяти лет. Наряду с практической деятельностью он много внимания уделял научной и литературной работе.

В 1825 г., когда ему было 24 года, он перевёл с английского на немецкий язык книгу Робертсона Бьюкенена «Практические указания по строительству мельниц и машин», снабдив её своими примечаниями и добавлениями.

Помимо переводов, Якоби пишет оригинальные работы: «Об увеличении народного достояния посредством строительства шоссейных дорог» (1832), «Заметки о литературе по паровым машинам» (1833), «О влиянии шоссейных, водных и железнодорожных путей сообщения на народное богатство» (1834). Уже эти работы показывают, насколько серьёзно молодой учёный продумывал и разрабатывал интересующие его вопросы. Его занимают технико-экономические проблемы, и он стремится обобщить и теоретически осмыслить практический опыт технических достижений промышленности и транспорта того времени.

Якоби
Б.С. Якоби (1801-1874). Портрет 30-х годов XIX в.

В 1833 г. Якоби переехал из Потсдама в Кенигсберг, где занялся главным образом научной деятельностью.

Следует отметить публичную речь Якоби «Об использовании естественных сил природы для нужд человека», прочитанную в Кенигсбергском физико-экономическом обществе летом 1834 г.

Успехи Якоби в этой области обратили на себя внимание многих передовых учёных. Большую поддержку оказывал ему Александр Гумбольдт. В 1834 г. Якоби был рекомендован Гумбольдтом прусскому королю в качестве гражданского инженера. Однако бюрократическая придворная карьера очень мало устраивала Якоби, так как отрывала его от научной деятельности.

В этот период его внимание привлекала в первую очередь проблема практического применения электричества.

Краткая история электричества

В первые десятилетия XIX в. единственным источником электрического тока оставались гальванические элементы (батареи). Батарея представляла собой либо «вольтов столб», либо сосуд с электролитом (например, с разведённой кислотой), в которую погружены были электроды (например, полоски меди и цинка).

В 1820 г. датский физик Эрстед произвёл важные наблюдения над действием электрического тока на магнитную стрелку (до Эрстеда отклонение магнитной стрелки под действием электрического тока было обнаружено итальянским ученым Дж. Романьози).

Выдающийся французский учёный Ампер сделал следующий шаг, открыв и вычислив взаимодействие между двумя электрическими токами, проходящими по проводникам, и установив, что ток в свою очередь создаёт магнитное силовое поле.

Примечание:

Магнитным полем называется пространство, в котором проявляется действие магнитных сил. Соглассно современным представлениям, магнитное поле и электрическое поле являются частными проявлениями единого электромагнитного поля.

Ранее оторванные одни от других электрические и магнитные явления объясняются теперь под общим названием электромагнитных. В эти же годы замечательный английский учёный Майкл Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции.

Фарадей
М. Фарадей (1791-1867)

Это явление состоит в том, что если замкнутый проводник при своём перемещении пересекает магнитные силовые линии, то в нём возбуждается электрический ток. При этом безразлично, движется ли проводник относительно магнитного поля, или, наоборот, магнитное поле движется относительно неподвижного проводника.

Это было открытие колоссальной важности, сделавшее возможным создание электромашинных генераторов и двигателей (электромашинными генераторами называются электрические машины служащие для преобразования механической энергии в электрическую. Электрическими двигателем называются машины, служащие для превращения электрической энергии в механическую).

Огромный вклад в развитие закона электромагнитной индукции сделал Эмилий Христианович Ленц, уроженец Дерпта (Тарту) и воспитанник Дерптского университета. В 1823-1826 г.г. он участвовал в третьем кругосветном плавании О.Е. Коцебу в качестве специалиста по физике и физической географии. С 1830 г. Ленц начал работать в Петербургской Академии наук, получив в дальнейшем в своё ведение физический кабинет, которым некогда руководил В.В. Петров.

В 1833 г., вскоре после открытия Фарадеем явления электромагнитной индукции, он установил знаменитый «закон Ленца», обобщающий законы электромагнитной индукции и устанавливающий направление индуктированного тока.

Развивая этот закон, Ленц вывел принцип обратимости электромагнитных машин. Если вращать катушку между полосами магнита, в ней возникает электрический ток, наоборот, если в неё послать ток — она будет вращаться. Иными словами, электрогенератор можно обратить в электродвигатель, и наоборот. Этот принцип вскоре получил применение при строительстве электрических машин.

«Магнитный аппарат» Якоби

Якоби начал работать в области изучения электромагнитных явлении с 1834 года. Постройкой «магнитного аппарата», как вначале называл Якоби свой двигатель, он занялся в мае 1834 г. Но мысль о «применении новой силы к механике» пришла ему значительно раньше, в связи с теоретическим вопросом о превращении электрической энергии в механическую и обратно. По сравнению с типами электродвигателей, предложенных для этого, конструкция электродвигателя, сконструированного Якоби, оказалась наиболее удачной. Это был первый в мире пригодный для практического применения электродвигатель.

Двигатель Якоби состоял из двух частей: вращающейся и неподвижной. Каждая часть имела свою группу П-образных электромагнитов. Неподвижная группа электромагнитов питалась током непосредственно от гальванических элементов (батарей). Другая (укрепленная на вращающемся диске) была подключена к батарее через коммутатор — остроумно устроенный прибор, с помощью которого направление тока в каждом из этих электромагнитов менялось 8 раз за один оборот диска. Попеременное притяжение и отталкивание электромагнитов подвижной группы соответствующими электромагнитами неподвижной группы заставляло вращаться диск и соединённый с ним вал двигателя. Мощность двигателя не превышала 15 ватт.

Электродвигатель Якоби
Первый электромагнитный двигатель Якоби

Опыты Якоби стали широко известны. Об этом свидетельствует напечатанная в русском «Журнале мануфактур и торговли» за 1834 г. заметка «Новая машина для беспрерывного кругообращения», в которой указывалось, что Якоби «выдумал произвесть беспрерывное круговое движение посредством электромагнетизма железа».

«Г-н Якоби занимается теперь доказательствами, что сия новая двигательная сила может быть применена ко всяким машинам, дабы дать им потребное движение»,- сообщалось далее.

В ноябре 1834 г. Якоби сообщил Парижской Академии наук о своём изобретении, и оно было опубликовано в трудах этой Академии. Никто из его современников не ставил вопрос об использовании электрической энергии так широко. Эта работа Якоби обратила на себя внимание всего учёного мира.

Переезд в Россию

Но в Пруссии Якоби не мог развернуть свои исследования в сколько-нибудь широких масштабах. «Я не мог продолжать свои опыты и даже должен был прервать их на время»,- писал он. Лишь в результате особого ходатайства А. Гумбольдта Якоби добился от прусского правительства субсидии в 600 талеров на свои опыты. Якоби не получил даже должности профессора в Кенигсбергском университете.

В это время Якоби получил приглашение занять кафедру гражданской архитектуры в Дерптском университете, куда он был рекомендован известным эмбриологом К.М. Бэром и астрономом В.Я. Струве.

Одной из главных причин переезда Якоби из Германии в Россию было наличие в России со времён М.В. Ломоносова передового научного направления, которое, по выражению Якоби, «показало миру и жизни, как нужно использовать достижения науки». Именно идейная близость к этому направлению, прежде представленному Ломоносовым, Петровым, Севергиным, Захаровым и другими, а в современной Якоби Петербургской академии — Остроградским, Ленцом, Купфером и их единомышленниками, и побудила Якоби сделать Россию своей второй родиной.

Осенью 1835 г. Якоби переехал в Дерпт, и с тех пор вся его творческая деятельность протекала в России.

Дерптский (позднее Юрьевский, Тартуский) университет был открыт в 1802 г. За несколько лет он успел сделаться одним из крупнейших научных центров России. Здесь обучалось много студентов не только из Прибалтики, но также и из других районов России. В Дерптском университете работал ряд учёных с мировым именем. Кабинеты и лаборатории университета отличались первоклассным оборудованием.

Переехав в Дерпт, Якоби сразу же деятельно принялся за выполнение своих обязанностей: чтение лекций по строительному делу, а также курса «физико-математической теории машин».

По поручению университета Якоби проектировал и строил в Тарту Домбергский мост. На его попечении находилась коллекция архитектурных моделей.

В Дерптском университете Якоби занял видное место. Об этом свидетельствует то, что уже через год ему была поручена актовая речь на торжественном собрании университета. Она называлась «О значении внутренних путей сообщения».

Но в центре внимания Якоби по-прежнему стояла проблема электродвигателя.

На службе государству Российскому

Якоби возобновил и свою работу в области «чистой и прикладной электрологии». Он понимал, что теоретические изыскания должны быть проверены на опыте. Но такая проверка требовала больших средств, которые ему не мог предоставить Дерптский университет.

Тогда Якоби обратился в Петербург к министру просвещения и президенту Российской Академии наук С.С. Уварову с докладной запиской, в которой обосновал в общих чертах своё изобретение и его практические последствия. Якоби подчеркивал, «что надежда приблизиться к моей цели… носилась передо мною, когда я поступил на службу государству [Российскому]». В заключение Якоби указывал на возможность применения нового двигателя в судоходстве и писал, что не хочет, чтобы его «новое отечество лишилось славы сказать, что Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями».

Уваров был беспринципным карьеристом, меньше всего заинтересованным в содействии научно-техническим изысканиям. Однако, получив письмо Якоби, Уваров заинтересовался теми перспективами, которые сулила ему лично удача опытов Якоби. В своём «всеподданнейшем докладе» Николаю I он изобразил дело так, что будто именно он, Уваров, уделял особое внимание проблеме электродвигателя и с этой целью выписал из Пруссии профессора Якоби, который «первый обратил внимание учёного света на эту отрасль физико-технических наук». Для проверки нового изобретения Уваров предлагал ассигновать 50 000 руб. на опыты и «учредить особый комитет из академиков и разных учёных других ведомств, дабы предварительно рассмотреть наблюдения и планы профессора Якоби и составить полный проект ожидаемых опытов».

«Приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби»

В июне 1837 г. в Петербурге была создана специальная «Комиссия для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби».

Примечателен состав этой комиссии. Кроме физика А.Я. Купфера, конструктора паровых машин П.Г. Соболевского и крупного математика М.В. Остроградского, в комиссию входили прославленный путешественник И.Ф. Крузенштерн, один из основателей русской океанографии, а также известные электротехники П.Л. Шиллинг и Э.X. Ленц, деятельность которых была непосредственно связана с творчеством Якоби.

Павел Львович Шиллинг (1786-1837)

Происходил из дворянской семьи. Он родился в Ревеле (Таллине). В 1802 г. Шиллинг окончил Первый кадетский корпус в Петербурге и был зачислен в Генеральный штаб. Там он впервые столкнулся с вопросом об использовании в военных целях новых научных открытий. В 1803 г. Шиллинг был переведён в министерство иностранных дел и направлен на работу в Мюнхен, где познакомился с рядом немецких учёных, в том числе и с изобретателем электрохимическоготелеграфа С.Т. Земмерингом.

Шиллинг
П.Л. Шиллинг (1786-1837)

Шиллинг принимал участие в его опытах по передаче электрического тока по изолированным проводам (предшественникам будущих кабелей), проложенным в сырой земле или под водой. Возвратившись в Россию в связи с началом Отечественной войны 1812 г., Шиллинг внёс ценное предложение — взрывать подводные мины на расстоянии посредством электрического запала. Шиллинг много путешествовал, выполнял разнообразные военно-дипломатические поручения на Дальнем Востоке и т.д.

Вернувшись в Петербург в 1832 г., он завершил работу по созданию электромагнитного стрелочного телеграфа. В то время как в аппарате Земмеринга на кружке, соответствующем определенной букве, при включении тока возникал пузырёк газа, в телеграфе Шиллинга ток поворачивал условным образом магнитные стрелки, подвешенные в особом приёмном приборе. Телеграфист должен был следить за поворотами стрелок и записывать депеши букву за буквой. Это было удобнее, чем следить за пузырьками газа в приёмном аппарате электрохимического телеграфа Земмеринга. Шиллинг разработал первый код для электрического телеграфа.

При создании электромагнитного стрелочного телеграфа Шиллинг исходил из последних мировых достижений учёных (Эрстеда, Ампера) и изобретателей-электротехников (Нобили, Швейгера) и др. Одним из верных помощников Шиллинга при практическом осуществлении его изобретения был одарённый механик И.А. Швейкин, который впоследствии помогал также и Якоби.

Первая линия электрического телеграфа была проведена Шиллингом в 1832 г. между Зимним дворцом и Главным управлением путей сообщения в Петербурге.

Работы Шиллинга оказали большое влияние на развитие электромагнитного телеграфа за рубежом. Так, например, в 1836-1837 гг. англичане Кук и Уитстон, ознакомившись с изобретением Шиллинга, позаимствовали его систему и применили её в Англии, внеся небольшие изменения.

Продолжая исследования в области передачи тока по изолированным проводам, Шиллинг во второй половине 30-х годов начал работать над проектом первой в мире линии подводного кабеля между Петербургом и Кронштадтом (эти работы прекратились со смертью Шиллинга в 1837 г.).

За свои заслуги Шиллинг был ещё в 1827 г. избран в число членов-корреспондентов Петербургской Академии наук.

Участие Шиллинга в Комиссии «по приспособлению электромагнитной силы для применения к движению машин» имело важное значение.

Эмилий Христианович Ленц (1804-1865)

Столь же авторитетен в вопросах электромагнетизма был и другой член комиссии, Э.X. Ленц, в дальнейшем соратник Якоби в деле практического использования электричества. Участие Ленца в комиссии по изучению изобретений Якоби способствовало дальнейшим теоретическим и практическим изысканиям этого талантливого учёного.

Ленц
Э.X. Ленц (1804-1865)

В 1842-1843 гг. Ленц завершил знаменитые исследования, устанавливающие, что количество тепла, которое выделяется при прохождении тока через проводник, пропорционально квадрату силы тока, сопротивлению проводника и времени прохождения тока.

Поскольку в 1841 г. сообщение об аналогичных опытах опубликовано было английским физиком Джоулем, этот закон получил название закона Джоуля — Ленца.

Э.Х. Ленц вёл также большую педагогическую деятельность. С 1836 г. он стал профессором физики и физической географии в Петербургском университете. Незадолго до смерти, в 1862 г. Ленц возглавил университет, сделавшись его ректором.

Первый в мире электроход

К тому времени, как развернулась деятельность «Комиссии для производства опытов… по способу профессора Якоби», конструкция электродвигателя была усовершенствована изобретателем. Желая увеличить мощность двигателя, он разработал конструкцию сдвоенногоэлектродвигателя с 24 неподвижными П-образнымл и 12 подвижными стержневыми электромагнитами. Мощность этого двигателя составила 120 ватт (0,15 л.с., 1 л.с. = 736 ватт), т.е. во много раз больше мощности первого. Однако для практических целей она была ещё совершенно недостаточна.

Электродвигатель Якоби
Электродвигатель Якоби сдвоенного типа (середина 30-х годов XIX в.)

Первое заседание комиссии по производству опытов с электродвигателем Якоби состоялось в июле 1837 г. Прежде всего комиссия поставила вопрос о возможности применения электродвигателя на водном транспорте.

Вначале Якоби делил своё время между Дерптом и Петербургом. Но для успешного проведения своих опытов он вскоре окончательно переехал в Петербург. С этого времени началась и регулярная деятельность комиссии при его самом деятельном участии.

В результате тщательных исследований уже через год (13 сентября 1838 г.) Якоби смог демонстрировать на Неве первое в мире судно, приводимое в движение электродвигателем.

После того как попытки Якоби установить на «электроботе» двигатель прежней конструкции оказались неудачными, он создал двигатель нового типа.

Электродвигатель Якоби
Схема электродвигателя Б.С. Якоби (конструкции 1838 г.), установленного на судне. (сверху – поперечный разрез, внизу – вид сверху). Реконструкция С А. Гусева

В общей станине было установлено 40 элементарных электродвигателей. подразделённых на 2 группы (на рисунке — правая и левая), каждая из которых была установлена на общем вертикальном валу (3) и имела общий коммутатор (4). На каждом из вертикальных валов была установлена коническая шестерня (11), сцеплённая с конической шестернёй (13), насаженной на вал (12). Последний служил для приведения во вращение гребных колёс, расположенных по обоим бортам «электробота».

Первые опыты с двигателем подобной конструкции мощностью около 180 вт (1/4 л.с.), установленном на приспособленной для этой цели 8-вёсельной шлюпке, были проведены Якоби 13 сентября 1838 г. на Неве. В дальнейшем мощность двигателя была доведена до 500 вт (более 3/4 л.с.). Двигатель питался током от 320 гальванических батарей.

Опыты Якоби (продолжавшиеся и в 1839 г.) и возлагавшиеся на них надежды получили отклик среди широкой публики. Об этом свидетельствовали заметки и статьи 1838-1840 г.г., напечатанные в «Библиотеке для чтения», «Санкт- Петербургских ведомостях», «Маяке», «Северной пчеле» и других изданиях. Характерно название статьи в «Маяке» за 1840 г.:

«Результаты, могущие последовать от применения электромагнетизма, как движителя, к военному кораблю и целому флоту».

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала об опыте с «электроботом» 8 августа 1839 г. следующее:

«Этот опыт в области наук то же, что открытое письмо… Что бы ни было впоследствии, важный шаг сделан, и России принадлежит слава первого применения энергии [электричества] в практике».

Изобретатель К.А. Шильдер надеялся, что двигатели Якоби, при их дальнейшем усовершенствовании, могут получить применение для подводных лодок.

«…Остаётся только желать,- писал он,- чтобы господин профессор Якоби успел представить несомненными опытами возможность удобного применения электромагнетической силы для произведения двигателя хотя не более как в силу 2-х или 3-х лошадей. В таком случае предоставилась бы возможность заменить машиною гребцов и все поныне встречаемые через них затруднения для продолжительного и в некоторых случаях безопасного плавания были бы устранены».

Лишь через полвека лодка с электродвигателем появилась в Англии на Темзе, вызвав изумление современников.

На основе всех этих опытов, а также своих более ранних исследований в области «приложения электромагнетизма к движению машин» Якоби создал теорию электромагнитных машин. По этому вопросу он делал доклад на заседании «Британской ассоциации для содействия науки» в Глазго в 1840 г. Законы электромагнитных двигателей были изложены им в статьях, опубликованных в 1840-1850 г.г.

Электродвигатель Якоби
Реконструкция отдельного элемента электродвигателя Якоби (1838 г.)

Видные учёные-электротехники различных стран приветствовали изобретение Якоби, впервые использовавшего электричество как двигательную силу на транспорте. Следует отметить, что к этому времени имя Якоби приобрело известность в научном мире. Его работы в области практического применения электрической энергии обратили на себя внимание. Фарадей, Гумбольдт, Берцелиус и другие его современники очень тепло, а подчас и восторженно отзывались о трудах и открытиях Якоби. Они нередко видели в нём исследователя, способного разрешить наиболее актуальные научно-технические проблемы.

Так, например, М. Фарадей писал Якоби:

«Я душевнейшим образом желаю, чтобы Ваши большие труды получили высокую награду, которую они заслуживают… Как подумаю только об электромагнитной машине из «Грейт Уэстерн» или «Бритиш Куин» (крупнейшие английские паровые суда того времени) и отправке их этим способом в плавание по Атлантическому океану или даже в Ост-Индию — какое это было бы славное дело!»

Электродвигатель на железной дороге

Большой интерес представляют опыты Якоби по применению электродвигателя на рельсовом транспорте. На протяжении 30-х годов опыты по применению на водном и сухопутном (рельсовом) транспорте электромагнитного двигателя, питаемого от гальванических батарей, производились, кроме Якоби, англичанином Р. Дэвидсоном, американцем Т. Девенпортом и другими. Однако эти попытки кончились неудачей из-за отсутствия достаточно мощного источника электроэнергии.

«Северная пчела» (№ 126, 1839 г.) в отчете о промышленной выставке 1839 г. в Петербурге сообщала:

«Профессор Якоби успешно продолжает свои опыты над применением электромагнетической силы к движению тяжестей. На выставке уже есть модель паровоза [т.е. электровоза], сделанного по системе г-на Якоби. Может быть, этому гениальному учёному удастся силою небесного огня [т.е. электричества] сделать переворот в промышленном мире».

Изобретения Якоби, предвосхищавшие будущее применение электрических двигателей на транспорте, опережали уровень технического развития своей эпохи.

То был ещё век господства паровых двигателей, перед которыми открывались долгие десятилетия усовершенствования. В экономическом отношении паровая машина оставалась ещё самым удачным решением вопроса о механическом двигателе в промышленности и на транспорте.

Историческое значение работы Якоби по созданию электродвигателя

Практика показала, что электромагнитный двигатель, который питался током гальванических батарей, был недостаточно мощным и экономичным.

В 1842 г. комиссия прекратила работу. В своём донесении правительству в 1842 г. она отмечала, что ни усилия Якоби, ни затраченные большие средства не привели и не могли привести к разрешению задачи широкого внедрения электродвигателя в судоходство, и предлагала «прекратить временно действия свои впредь до открытия какого-либо нового пути, могущего вести к усовершенствованию приложения электромагнитной силы к движению судов».

Открытие этого «нового пути», произошло после того, как на рубеже 60-х – 70-х годов XIX века были созданы электромашины более совершенной конструкции, достаточно мощные и экономичные для широкого распространения в производстве. Вновь созданный тип электрогенератора (именуемого тогда динамо-машиной) работал с самовозбуждением, т.е. с питанием неподвижных электромагнитов машины её собственным током.

При технических средствах того времени ещё не удавалось решить задачу практического применения электродвигателя. Однако за изобретением Якоби было будущее.

Якоби

В настоящее время использование электрической энергии для приведения в движение гребных винтов морских судов, в том числе самых крупных, имеет широкое применение.

В наше время электрификация железнодорожного транспорта приобрела грандиозный размах. Идеи Якоби и других пионеров использования электроэнергии «к движению тяжестей» получают всё более широкое применение.

Следует также отметить, что независимо от этой конкретной задачи опыты Якоби имели очень большое значение в развитии электротехники в целом.

С задачей создания электродвигателя связаны работы Б.С. Якоби по электромагнитам. В результате широких исследований он совместно с Э.X. Ленцем выполнил две работы, имевшие большое значение для развития электротехники:

— «О законах электромагнитов»;

— «О притяжении электромагнитов».

Закономерности, установленные там обоими учёными, были впоследствии плодотворно использованы при конструировании электрогенераторов и электромоторов. Важную роль сыграло также изобретение Якоби в начале 40-х годов XIX века нескольких типов реостатов, т.е. приборов для регулирования силы электрического тока. Якоби называл их «вольтагометрами» (название «реостат» появилось позднее).

Гальванотехника – новая отрасль электротехники

Одним из крупнейших вкладов Якоби в мировую технику было основание им новой отрасли электротехники — гальванотехники.

Якоби является основоположником как гальваностегии, так и гальванопластики. Со времён Якоби гальваностегией называется покрытие посредством электролитического процесса поверхности какого-либо металлического предмета тонким слоем другого металла в целях его украшения или предохранения от порчи, например золочение, серебрение, лужение и т.д.

Гальванопластикой называется получение тоже посредством процесса электролиза на поверхности металлического предмета толстого слоя металла (обычно меди) в целях последующего отделения этого слоя, на котором образуется точный негативный отпечаток первого предмета.

Это чрезвычайно важное открытие явилось побочным результатом исследований Якоби в области электродвигателя.

«К этому предмету, который лежит в стороне от моих прочих занятий, меня, конечно, мог привести только случай»,— писал сам ученый.

Для приведения в движение электромагнитных машин Якоби нуждался в источниках электрического тока. Изучая ряд гальванических элементов, он обратил внимание на равномерное оседание меди на электроде. Оторванный затем от электрода, этот слой меди в точности и полностью воспроизводил все неровности и особенности поверхности электрода. Для более тщательного изучения этого явления Якоби применил однажды в качестве электрода медную пластинку, на которой было выгравировано его имя.

Оторванный от электрода медный листочек представлял собой негативный отпечаток пластинки с надписью. Якоби сразу же понял большое техническое значение этого явления и уже сознательно снял очень удачную копию с медного пятака. Открытый им приём Якоби назвал «гальванопластикой» и стал усиленно пропагандировать его применение и распространение на практике.

Начало работ Якоби в данной области относится к 1836 г. В 1837 г. задолго до опубликования своего изобретения он сообщил о нём в докладной записке Уварову.

4 октября 1838 г. он представил докладную записку о своём открытии непременному секретарю Академии наук П.Н. Фуссу. А в 1840 г. одновременно на немецком и русском языках вышла книга Якоби «Гальванопластика, или способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма» [т.е. электричества].

Гальваника, Якоби
Прибор для серебрения гальваническим способом

Достижения Якоби произвели на всех учёных исключительное впечатление. М. Фарадей, А. Гумбольдт, У.-Р. Гров, Г.-Х. Эрстед в своих письмах к Якоби выражали восхищение его открытием и отмечали его большое практическое значение.

17 апреля 1840 г. Петербургская Академия наук удостоила Якоби за изобретение гальванопластики так называемой полной Демидовской премии (5 000. рублей), которая выдавалась ежегодно за лучшие научные труды. Учёный от Демидовской премии отказался, изъявив желание, чтобы эта сумма пошла на дальнейшие исследования.

Известие о новом изобретении Якоби нашло отклик не только у учёных, но и среди широкой публики. В декабре 1838 г. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась заметка «О новом открытии, сделанном профессором Якоби», в которой подробно описывался новый метод. Заметка заканчивалась так:

«Не подлежит, как кажется, ни малейшему сомнению, что этот способ, доселе никем не знаемый, со временем принесёт большую пользу в практическом и техническом отношении».

Гальванопластика сначала получила практическое применение в деле изготовления точных и во всём сходных между собой клише для печатания государственных бумаг, в том числе денежных знаков. Проведением в жизнь этого важного изобретения занимались, с одной стороны, «Экспедиция заготовления государственных бумаг», а с другой — особая гальванотехническая мастерская, организованная Якоби, где при его участии было изготовлено много замечательных произведений искусства. В мастерской экспедиции не только изготовлялись медные клише для государственных бумаг и денежных знаков, но и производились другие важные работы как по гальванопластике, так и по гальваностегии.

Деятельность мастерской получила широкий размах. Достаточно указать, что мастерская использовала при изготовлении статуй и барельефов Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца и Петропавловского собора в Петербурге, Большого театра в Москве, а также при выполнении других заказов около 7 тыс. пудов меди.

Для позолоты куполов храма Христа Спасителя в Москве, Исаакиевского и Петропавловского соборов в Петербурге и нескольких других небольших куполов, а также для позолоты разных изделий мастерская израсходовала около 46 пудов золота.

Открытия и разработанная в России техника гальванопластики ещё в 40-х годах XIX века была использована для промышленных нужд в разных концах земного шара.

В дальнейшем значение гальванопластики всё более росло. Без гальванопластики стало невозможно развитие таких отраслей техники, как полиграфическое производство, ряд отраслей электрометаллургии и электрохимии.

Русское техническое общество в связи с 50-летием со дня открытия гальванопластики отмечало:

«…В истории образованности открытие гальванопластики должно быть приравнено по своему значению к открытию книгопечатания, а для России открытие это имеет ещё и другую цену — оно сделано в России русским учёным, академиком Якоби».

Телеграфия

Имя Б.С. Якоби связано также с трудами в области телеграфии.

Успешное создание Шиллингом в начале 30-х годов XIX века электромагнитного стрелочного телеграфа знаменовало определённый — самый ранний — этап развития электромагнитной телеграфии. Однако вскоре использование стрелочных приёмных аппаратов, не фиксировавших передаваемых знаков, перестало удовлетворять общественным потребностям в быстрой и точной телеграфной связи.

Изобретатели стремятся создать пишущий телеграфный приёмный аппарат, фиксирующий переданные условные сигналы независимо от приёмщика-телеграфиста.

После нескольких предварительных попыток (Штейнгейля и др.) успеха в практическом применении такого аппарата добился американский изобретатель С. Морзе (в 1837-1844 г.г.). В усовершенствованном виде аппарат Морзе с самопишущим прибором и телеграфный код Морзе («черточки и точки») стали применяться и в России (с 1852 г.).

Якоби стал заниматься устройством «самоотмечающего» электромагнитного телеграфа с 1839 г. Он рассматривал свою деятельность как дальнейшее развитие плодотворных трудов Шиллинга. К Якоби перешел в качестве помощника и ценный сотрудник Шиллинга, механик Швейкин.

В приёмном аппарате этого телеграфа знаки отмечались на экране из матового стекла, равномерно передвигавшегося по рельсам справа налево посредством часового механизма. На вертикальном стержне, соединённом с якорем подковообразного электромагнита, укреплялся пишущий прибор.

Комбинации длинных и коротких импульсов, посылаемые с передающей станции, заставляли этот самописец перемещаться вверх и вниз. В результате на экране вычерчивалась ломаная линия, которая потом расшифровывалась.

Сам Якоби следующим образом охарактеризовал свой телеграф, проведённый им между Зимним дворцом и Главным штабом:

«В означенном телеграфе на конечной станции знаки отмечались сами собою (автоматически) в быстрой последовательности, в удобочитаемом, несложном, правильном и чистом виде… Вместе с тем сигналы для возможной проверки обозначались и слышимым образом посредством сильного удара (звонка), следовательно, даваемая депеша разом и писалась и диктовалась».

Напомним, что в принятом впоследствии телеграфе Морзе депеши только записывались.

Телеграфный аппарат Якоби
«Самоотмечающий» электромагнитный телеграф Якоби (конец 30-х — начало 40-х годов XIX в.)

Позднее линии телеграфа Якоби были построены между Зимним дворцом в Петербурге и Царском Селом, а также между Петербургом и Петергофом, в обоих случаях с подземной прокладкой изолированных проводов (иными словами кабелей). При постройке этих линий Якоби внёс в устройство своего телеграфа много важных усовершенствований, имевших большое значение для будущего.

Практическую работу Якоби сочетал с научными исследованиями. Вслед за Шиллингом Якоби решительно высказывался за переход от подземных телеграфных линий к надземным подвесным на столбах. Когда Якоби было предложено соорудить телеграф вдоль строящейся линии железной дороги Петербург — Москва, то он подал записку, в которой предлагал провести подвесную линию. Его не послушались и отстранили от этой работы. Сооружение подземной линии телеграфа было поручено фирме Сименс. Однако эта линия оказалась негодной. Менее чем через два года она была заменена подвесной.

Телеграфный аппарат Якоби
Схематическое изображение буквопечатающего телеграфного аппарата Якоби

Между тем электрические телеграфы во всём мире подвергались дальнейшему усовершенствованию. Ведь депеши, записанные условными знаками в приёмных аппаратах Штейнгейля, Морзе или Якоби, требовали дополнительной расшифровки. Поэтому изобретатели стали разрабатывать такие системы телеграфных аппаратов, которые позволили бы получать сразу депешу, выраженную обычными буквами. Одним из таких изобретателей явился опять-таки Якоби.

Параллельно с разработкой своих пишущих (и «вызванивающих») аппаратов Якоби занялся (в 1842-1843 г.г.) и устройством таких стрелочных аппаратов, где стрелки приёмников прямо указывали на вертикальном циферблате одну букву за другой и телеграфист мог сразу записывать депеши по буквам.

Дальнейший шаг в развитии связи — создание буквопечатающего аппарата — был также сделан Якоби (1850 г.), хотя опыты по устройству такого телеграфа безрезультатно производились во многих странах ещё в 30-х и 40-х годах XIX века.

Якоби впервые достиг решающего успеха в этой области. Аппарат Якоби был основан на том, что главные оси передатчика (на рисунке — вверху) и приёмника (на рисунке — внизу) приходили в движение одновременно из одинаковых исходных положений (синфазность системы) и в равные отрезки времени поворачивались на равные углы (синхронность системы).

До начала посылки депеши стрелки на циферблатах как передатчика, так и приёмника двигались равномерно и синхронно. Посылка каждого знака депеши производилась застопориванием стрелки передатчика против определённой буквы или знака циферблата. На циферблате приёмника стрелка устанавливалась против той же буквы, поворачивая посредством шестерёночной передачи вертикальное, так называемое «типовое» (от греческого слова «типос» — оттиск) колесо, на ободе которого были выгравированы те же буквы и знаки, что на циферблате.

При каждой остановке стрелки соответствующая буква отпечатывалась на бумажной ленте, проходящей между ободом «типового» колеса и нажимным колесом. После этого механизмы обоих аппаратов возобновляли своё равномерное движение.

Однако широкое распространение получил не этот остроумный аппарат, а построенный несколько лет спустя буквопечатающий аппарат системы американца Юза (1855 г.).

В том, что в России вместо пишущего телеграфного аппарата Якоби получил распространение аппарат Морзе, а вместо буквопечатающего телеграфа Якоби — аппарат Юза, была виновна прежде всего политика правительства Николая I. Оно отдало приказ держать в секрете все изобретения Якоби в области телеграфии, мотивируя это тем, что телеграф будет использоваться главным образом для военных целей.

Якоби должен был передать на хранение в Академию наук запечатанный конверт с описанием cxeм своих аппаратов. О работах по созданию новых аппаратов он мог докладывать Академии наук, но в печати появлялись об этом лишь весьма краткие сообщения. Только в 1858 г., уже после смерти Николая I, было снято запрещение публиковать описание электрических телеграфов.

Все эти меры отнюдь не мешали некоторым иностранным изобретателям (например, Сименсу) заимствовать отдельные важные открытия Якоби и впоследствии выдавать их за свои. Но они мешали широким кругам русской и иностранной общественности своевременно знакомиться с замечательными достижениями Якоби. Само же правительство очень мало использовало изобретения Якоби на практике, так что они в значительной мере оказывались просто сданными в архив.

Так. из-за нелепой бюрократической политики николаевских властей изобретения Б.С. Якоби в области электрической телеграфии не получили широкой известности и их развитие было задержано.

Минное дело

Большое значение имеют работы Б.С. Якоби по применению электричества в военном деле. Все свои изобретения в этой области Якоби безвозмездно передал военному ведомству.

При жизни Якоби его труды в этой области в виду их секретного характера так же не были опубликованы и о них знали лишь непосредственные участники работ по минному делу. Лишь в середине ХХ века стал известен ряд докладов Якоби о его изысканиях по этому вопросу, были опубликованы описания опытов, производившихся при его участии, а так же сообщения о полученных им наградах за работы по минному делу.

В течение ряда лет вопросами использования электричества во взрывном деле занимался глава инженерного ведомства военного министерства генерал К.А. Шильдер — один из пионеров минного дела в России. Эти вопросы интересовали и П.Л. Шиллинга. После его смерти Якоби получил секретное предписание министра народного просвещения заняться минным делом. Так что и в этой области Якоби является как бы преемником и продолжателем Шиллинга.

В 1838 г. по инициативе Шильдера был создан «Комитет о подводных опытах», куда позднее были включены Б.С. Якоби, Э.X. Ленц и П.Г. Соболевский. На комитет были возложены задачи создания и усовершенствования подводных мин, подводных лодок, применения ракет к морскому делу и т.д.

Вопросами, связанными с минным делом, занялся Якоби. В связи с этим он разработал несколько новых типов электрических машин и приборов. Прежде всего им был построен в 1842 г. магнитоэлектрический генератор.

Магнитоэлектрические генераторы тока (источники электроэнергии) появились наряду с электрохимическими генераторами (гальваническими батареями разных типов) в начале 30-х годов XIX в. Генератор Якоби был по типу сходен с генератором английского конструктора Ю. Кларка.

Этот генератор имел два горизонтально расположенных стальных подковообразных постоянных магнита (на известном расстоянии друг от друга), обращённых друг к другу разноимёнными полюсами (на рисунке цифры 1—1). Между полюсами магнитов вращались на валу (2—2) две катушки, снабженные стальными сердечниками. Вал приводился во вращательное движение вручную.

Генератор Якоби
Схема магнитоэлектрического генератора Б.С Якоби (1842 г.)

Генератор давал ток низкого напряжения. Для воспламенения же минного запала требовалось напряжение не менее 60 вольт. Для преобразования импульсов постоянного тока низкого напряжения в импульсы тока более высокого напряжения Якоби ещё до этого придумал особый индукционный прибор, почти на десятилетие опередивший известную индукционную «катушку Румкорфа». Прибор Якоби, получивший название «катка», представлял собой сердечник из пучка железных проволок, снабженный двумя обмотками из толстых и тонких проводов. Через первую пропускался ток от магнитоэлектрического генератора. Во второй индуцировался ток более высокого напряжения для питания запала.

В 1847 г. после ряда предварительных экспериментов на Большой Невке в Петербурге были предприняты опыты в большом масштабе между Ораниенбаумом и Кронштадтом. Якоби назвал день испытаний «днём удачи и волнении». Опыты дали блестящие результаты и показали, что задачу, поставленную перед комитетом «по предмету мин» можно считать решенной.

Из «Наставления» 1851 г. видно, что при помощи установки Якоби можно было взрывать одновременно от 4 до 6 мин на расстоянии до 10 км.

Дальнейшее развитие работы Якоби получили в период Крымской воины 1853-1856 г.г. Якоби лично руководил применением своего метода при обороне Кронштадта. По специально разработанному им проекту были установлены минные заграждения у Балтийского побережья.

Как отмечал сам Якоби, «будучи употреблены впервые на войне при обороне Кронштадта, мины представляли серьёзное препятствие нападению со стороны союзного англо-французского флота».

Он пытался организовать и минную оборону Севастополя, но это предприятие было сорвано из-за противодействия главнокомандующего князя А.С. Меншикова — человека самоуверенного и пустого, лишенного способностей полководца и невежественного в научно-технических вопросах.

Якоби предложил также особое приспособление, благодаря которому мины, причиняя большой вред неприятельским судам, были безопасны для своих судов. Это значительно расширяло возможности применения минных заграждений.

Якоби в своей работе опередил многих современников.

«Прочие державы, писал Якоби,- несмотря на расходование значительных средств, не достигли ещё тех вполне удовлетворительных практических результатов, которыми Россия пользуется уже 25 лет».

Деятельность Якоби в этой области положила начало военно-электротехническому образованию в России. Для проведения опытов им было создано Техническое гальваническое заведение, а при нём специальная гальваническая команда, которую обучал сам Якоби по разработанной им программе. Это была первая в России электротехническая школа. С 1849 г. по инициативе Якоби курс электротехники был введён и в Главном инженерном училище. С тех пор и до настоящего времени существуют специальные электротехнические учебные заведения в армии и флоте.

Краткая история метрической системы мер и весов

Научно-техническое творчество Б.С. Якоби было многообразным. Так, очень деятельное участие принял он в борьбе части передовых русских учёных за введение метрической системы мер и весов. Как известно, метрическая система была одним из крупнейших достижений французской революции конца XVIII века в области культуры. В средние века не только в отдельных странах, но и во многих провинциях различных стран установились свои особые системы мер и весов.

Современники отмечали введение «одной меры и одного веса» на протяжении всего Русского государства как одно из важных достижений московского правительства в XVI веке.

По мере того как формировался международный рынок, как между странами упрочивались экономические и культурные связи, всё более настоятельно вставал вопрос о введении единой международной системы мер и весов.

Передовые деятели буржуазно-демократической революции конца XVIII века во Франции выдвинули новую, наиболее разумную и простую систему, основанную на принципе десятичного деления. В основу системы была положена новая единица длины — метр, определяемая (на основе произведённых измерений) как одна десятимиллионная часть четверти парижского меридиана (как потом выяснилось, эти измерения в силу недостаточного совершенства тогдашних приборов оказались не совсем точными).

За единицу площади принимался ар, равный 100 квадратным метрам. Единицей измерения жидких и сыпучих тел служил литр, т.е. 1 кубический дециметр. Меры веса были связаны с мерами длины и ёмкости. Единицей веса (а также впоследствии и единицей измерения массы) являлся килограмм, т.е. вес 1 кубического дециметра (или 1 литра) химически чистой воды при температуре 4° Цельсия (при этой температуре вода имеет наибольшую плотность).

Якобинский Конвент принял 1 августа 1793 г. декрет о введении метрической системы, подчеркнув, что эта мера должна способствовать сплочению Французской республики, единой и неделимой. Старые французские меры именовались «ненавистным остатком тирании».

Декрет Конвента оказался столь назревшей мерой, что термидорианская буржуазия, свергнувшая якобинцев, вынуждена была довести до конца их дело в области введения метрической системы мер и весов по всей Франции.

Впоследствии из особо прочного сплава платины с иридием были изготовлены эталоны (образцы) метра и килограмма.

Метрическая мера удержалась во Франции и при Наполеоне I, и при реставрации Бурбонов, и при последующих правительствах. Однако в других странах на протяжении всей первой половины XIX века сохранились старинные системы мер и весов.

Борьба за введение метрической системы мер и весов

Десятичный принцип деления единиц измерения мог при этом встретиться лишь случайно. Так, например, он имел место в русской монетной системе (1 рубль = 100 копейкам). Как правило, принципы деления были самые разнообразные. Кроме того, меры, имевшие одинаковые названия, в различных странах имели разное значение. Так, русский фунт означал 409 граммов, а английский фунт — около 454 граммов; в России применялся также аптекарский фунт, равный 358 граммам; в Англии существовал ещё «тройский фунт» для взвешивания драгоценных металлов и некоторых других товаров, равный 373 граммам. Галлон (мера жидких и сыпучих веществ) составлял в Англии 4,54 литра, а в США — 3,78 литра.

Правительства стран английского языка особенно упорно сопротивлялись (и делают это по сей день) переходу на метрические меры, видя в том ущемление их национального достоинства, хотя создатели метрической системы с самого начала подчеркивали, что она является не французской, а международной. Названия метрических мер взяты из греческого и латинского языков как языков мировой науки. Например, приставка кило-представляет измененное греческое слово хилиас -тысяча; слово метр происходит от греческого метрон -мера и т.д.

Одним из первых поборников введения в России новой системы мер и весов, основанной на десятичном принципе деления, был знаменитый математик Н.И. Лобачевский. В то время Н.И. Фусс, непременный секретарь Академии наук, ополчился за это на учёного.

В 50-е годы XIX века одним из наиболее решительных сторонников этого нововведения являлся Б.С. Якоби. Его работа в данной области началась в 1859 г., когда он был назначен членом академической комиссии по введению единой десятичной системы мер, весов и монет. Членами комиссии сделано было компромиссное предложение — ввести в России метрическую систему, но все греческие и латинские названия заменить русскими. Впоследствии от этой мысли отказались.

В 1864 г. Якоби был назначен представителем России на международную выставку в Париже. Ему было поручено ознакомиться с достижениями мировой техники. На выставке демонстрировались труды Якоби по гальванопластике, принёсшие громадный успех, всеобщее признание и заслуженную славу автору этого замечательного изобретения.

Якоби
Б.С. Якоби

При выставке был создан специальный орган, называвшийся «Комитет, учреждённый при Парижской всемирной выставке 1864 г., о единообразии мер и весов». Комитет этот подразделялся на три комиссии: мер и весов, монет, ареометрии (ареометрия изучает вопрос об измерении плотности жидкостей. Занимался ареометрией и Якоби. Он создал ареометр своей конструкции, получивший применение в качестве проверочного прибора на винокуренных заводах).

Председателем первой, самой важной комиссии был избран Б.С. Якоби. Свою деятельность он начал с доклада комитету, в котором обосновал исключительно важное значение метрической системы в экономической жизни страны, и особенно во внешней торговле. Он указывал на то, что эта система значительно облегчит взаимоотношения учёных разных стран.

Якоби предлагал в целях быстрейшего перехода к метрической системе ввести её в качестве обязательного предмета преподавания в школах, чтобы с ней могли ознакомиться широкие массы. Он считал необходимым, чтобы учёные, работающие в естественнонаучных и прикладных областях знаний, обязательно пользовались ею в своих сочинениях. Изобретатель гальванопластики внёс также характерное предложение изготовлять эталоны (образцы) метрических мер длины и веса гальванопластическим методом.

Соответствующий доклад Якоби сделал в Петербургской Академии наук. Он пропагандировал метрическую систему и в более широких кругах.

Ему принадлежит инициатива создания международной комиссии, которая должна была принять общую для всех стран систему единиц, установить образец метра и наблюдать за изготовлением копий с него.

С 1865 г., после смерти председателя Комитета (и русского представителя на международном съезде по метрологии в 1859 г.) академика А.Я. Купфера, работу в этой области возглавил Якоби.

Энергичная деятельность Якоби завершилась заключением международной метрической конвенции, по которой в Севре, близ Парижа было создано Международное бюро мер и весов.

Во время подготовительных работ по принятию конвенции Якоби возражал против того, чтобы считать французский эталон (образец) метра, изготовленный в конце XVIII века, равным с абсолютной точностью одной десятимиллионной доле четверти парижского меридиана, так как каждое новое измерение могло дать величину, несколько отличающуюся от предыдущей. Он предложил условно принять французский архивный метр за прототип, не связывая его, однако (при формулировке определения: что такое метр), с длиной меридиана.

Но Якоби не пришлось дожить до принятия международной конвенции об определении метра.

Ни царское, ни Временное правительства не могли осуществить переход России к метрической системе. Только Советское правительство успешно разрешило эту задачу в исторически кратчайший срок. Метрическая система была введена в нашей стране декретом Совнаркома от 14 сентября 1918 г.

Якоби пытался также разработать международную систему электрических единиц и отстаивал необходимость создания такой международной общепринятой системы. Это дело, начатое Якоби и некоторыми другими современными ему учеными, получило завершение лишь позднее. На международных конгрессах электриков в 1881, 1889 и в 1893 г.г. были установлены как научные, так и практические международные системы электрических единиц (ом, ампер, вольт и их производные). Эти работы завершились введением в 1948 г. новой международной абсолютной практической системы электрических и магнитных единиц, а так же новых световых единиц.

Деятельность Якоби в области разработки новой системы мер и весов имела огромное значение. Он явился самым крупным русским научным деятелем в этой области до Д.И. Менделеева.

В Российской Академии наук

Б.С. Якоби был необычайно многосторонним учёным. Он принадлежал к тому типу деятелей науки и техники, которые, не замыкаясь в своей области, живо откликаются на все важнейшие научные и технические вопросы своего времени. Но каким бы вопросом Якоби ни занимался, он всесторонне исследовал его и старался найти ему практическое применение.

В этом отношении Якоби продолжал традиции Ломоносова и Петрова.

С 1829-1844 г.г. и до конца жизни Якоби, т.е. на протяжении почти 35 лет, деятельность его в основном протекала в Петербургской Академии наук. Сначала ученый был связан с академической «Комиссией для применения электромагнетизма к движению машин по способу профессора Якоби» лишь в качестве прикомандированного.

Но за свою деятельность в этой комиссии и за изобретение гальванопластики Якоби по представлению академиков Э.X. Ленца, М.В. Остроградского и П.Н. Фусса (П.Н. Фусс, сын упоминавшегося выше Н.И. Фусса, математик, как и отец, сменил Н.И. Фусса на посту непременного секретаря академии) был избран в декабре 1838 г. членом-корреспондентом Академии наук. В 1839 г. он получил в Академии место адъюнкта. Ввиду этого он был официально освобождеё от должности профессора Дерптского университета и окончательно переехал в Петербург.

В заседаниях Академии Якоби стал принимать участие с февраля 1840 г.

В начале 1842 г. Э.X. Ленц, М.В. Остроградский, В.Я. Струве и П.Н. Фусс представили Якоби за его заслуги к избранию экстраординарным (сверхштатным) академиком.

Но в общем собрании академии его кандидатура не получила полагающихся по уставу двух третей голосов. Это была очередная выходка реакционных защитников «чистой науки» — той самой группировки, которая в своё время травила В.В. Петрова, отказывала П.П. Аносову в премии и совершала подобные же недостойные дела. Ленц, Остроградский и Струве потребовали перебаллотировки, мотивируя это исключительными заслугами Якоби в деле промышленного использования электрического тока и теоретических исследований, и добились её, что было чрезвычайно редким явлением. Конечно, решающую роль сыграло то. что на этот раз президент был расположен в пользу кандидата. При повторных выборах Якоби был избран экстраординарным академиком.

В 1847 г. Якоби получил место ординарного (штатного) академика «по части технологии и прикладной химии, приспособленной к искусствам и ремёслам». Эту должность Якоби занимал восемнадцать лет. В 1865 г., после смерти Ленца, он был избран также ординарным академиком «по части физики» и, заняв кафедру физики, возглавлявшеюся до этого Ленцем, получил должность директора физического кабинета.

Ленц и Якоби способствовали ещё большему развитию физического кабинета как центра важнейших научных изысканий. Вся работа физического кабинета (являвшегося по сути дела предшественником позднейшего Физического института Академии наук) с этого времени и до самой смерти Якоби тесно связана с его именем.

Якоби стремился превратить кабинет в первоклассное научно-исследовательское учреждение, оснащённое передовой аппаратурой. К сожалению, у Якоби не было достаточных для этого средств.

Помимо научной, Якоби вел в Академии и большую административную работу.

Якоби занимался и педагогической работой, правда, в значительно меньшей степени. Он читал лекции «гальванической команде» об электричестве; вел курс публичных лекций о приложении геометрии и физики в искусствах и ремёслах. Якоби читал также цикл лекций о гальванопластике и электромагнетизме в Гальванопластическом училище и в Главном инженерном училище.

***

В 1872 г., по возвращении из Парижа, у Якоби начались сердечные припадки. В ночь с 10 на 11 марта 1874 г. Б.С. Якоби скончался. Он был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Изображение учёного на его надгробном памятнике выполнено гальванопластическим способом.

Якоби
Барельеф Б.С. Якоби, выполненный Г.Н. Скамони гальванопластическим способом. Установлен на могиле учёного

Отличительной чертой Якоби была его исключительная скромность. Он никогда не подчеркивал своих заслуг в деле развития электротехники. Отдавая всего себя науке, он был чужд личных расчётов и корыстных целей. Хотя Якоби занимал видное служебное положение и получил ряд премий, он не накопил за всю жизнь никаких средств. Основные свои изобретения он передал государству безвозмездно. Умирая, он вынужден был просить правительство не оставить в нужде его семью.

Якоби вошел в историю науки и техники прежде всего как один из первых борцов за применение электрической энергии в промышленности и на транспорте.

Якоби

Заслугами Якоби явилось создание первого практически применимого электрического двигателя, магнитоэлектрического генератора, индукционной катушки, разработка различных систем электрического телеграфа и открытие гальванотехники.

Якоби

Ещё в начале 1839 г. Якоби писал о значении, которое он придавал широкому распространению сведений о его работах по «гальванизму»:

«Я тем более заинтересован в этом, что право первенства, на которое я рассчитываю для себя и для своей страны, будет ещё более подтверждено в условиях неограниченной гласности.

Я дорожу этим правом потому, что в данном случае гальванизм [электричество] в первый раз выйдет из рук физиков и из их кабинетов с тем, чтобы проникнуть в мастерские ремесленников и художников. Гальванопластика предоставит им впервые случай использовать и ближе изучить эту таинственную силу, которая одновременно будет служить им как двигатель, снабдит их средствами освещения и получит ещё множество иных применений после того, как умы практиков лучше ознакомятся с нею. Введение нового действующего фактора [электричества] в общественную жизнь составляет историческую эпоху. Гальвани или скорее Вольта будет Прометеем нового времени».

Литература:

В.С. Виргинский. Творцы новой техники в крепостной России.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии