Е.В. Батиевский рассказывал:
— Мне показали позднее мой доклад, на котором рукой маршала Жукова красным карандашом было написано: «Почему у нас этого нет?».
После возвращения в Москву маршал Жуков приказал сформировать при Генеральном штабе Вооруженных сил СССР отдел диверсионно-штурмовых сил, который занимался бы разработкой оперативных планов для подводных диверсантов и созданием для них новых средств вооружения.
Начальник главного штаба ВМФ СССР доложил министру обороны, что в Ленинграде в ЦКБ-16 (ныне – СПМБМ «Малахит») по заказу разведки ВМФ под руководством главного конструктора Е.С. Корсукова ведутся работы по созданию сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) проекта 663 «ШКЛО». Наблюдение за разработкой данной СМПЛ осуществлял созданный в 1956 г. в составе Управления подводного плавания ВМФ 11-й отдел (отдел диверсионно-штурмовых сил).
Название ПЛ «ШКЛО» сложилось из первых букв фамилий авторов проекта: Н.Ф. Шульженко, Е.С. Корсукова, Н.А. Лунина и Л.Н. Озерова.
- СМПЛ должна была иметь следующие ТТХ (эскизный проект, варианта 1, 1959 г.):
- Для удобства перевозки СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» могла разбираться на 3 части:
- Проект 663 разрабатывался в 4-х вариантах (первые три варианта отличались только конструкцией носовой части):
- В 1959 г. главный конструктор ЦКБ-16 Николай Никитич Исанин на совещании в Главном штабе ВМФ доложил проблемные вопросы по разработке и эксплуатации СМПЛ пр. 663, в т.ч.:
- Литература:
СМПЛ должна была иметь следующие ТТХ (эскизный проект, варианта 1, 1959 г.):
Водоизмещение нормальное, м3 | 44.3 |
Длина, м | 25.4 |
Ширина, м | 2 |
Осадка, м | 1.8 |
Запас плавучести, % | 5 |
Глубина погружения предельная, м | 200 |
Материал корпуса | Алюминиево-магниевый сплав (?) |
Автономность, сут. | 5 |
Экипаж, чел. | 2 |
Форсажный двигатель (парогазотурбинная установка (ПГТУ)), л.с. | 2000 |
Двигатель экономического хода (дизель замкнутого цикла (ДЗЦ) или ПГТУ), л.с. | 120 |
Генератор (1 шт.), л.с. | 30 |
Тип движителя | винт |
Максимальная скорость подводного хода под ПГТУ, уз | 30 |
Дальность плавания в подводном положении при скорости 30 уз, миль | 50 |
Максимальная скорость подводного хода под ДЗЦ, уз | 10 |
Экономическая скорость подводного хода, уз | 5 |
Дальность плавания в подводном положении при экономической скорости 5 уз (ПГТУ), миль | 550 |
Дальность плавания в подводном положении при экономической скорости 5 уз (ДЗЦ), миль | 600 |
Гирокомпас-гироазимут | «Нева» |
Лаг | «Дубна» |
Эхолот | «Тура» |
Система стабилизации курса и глубины | «Малахит» |
ГАС | «Турмалин» |
Звукометрическая аппаратура | «Роса-II» |
КВ радиостанция | «Кит» с аппаратурой СБД «Тюлень» |
Заваливающийся телевизионный перископ |
СМПЛ пр. 663 должна была доставляться атомными и дизель-электрическими ПЛ-носителями в районы военно-морских баз противника, проникать к местам стоянки кораблей и судов и атаковать их торпедами или минировать с помощью боевых пловцов. После выполнения боевой задачи СМПЛ должны возвращаться к ПЛ-носителю, стыковаться с ним и доставляться в свою базу.
Для удобства перевозки СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» могла разбираться на 3 части:
— носовая часть – боевая;
— средняя часть – отсек управления;
— кормовая часть – энергетическая.
СМПЛ пр. 663 не имела рубки (для защиты входного люка от заливания при выходе личного состава предусматривалась выдвижная шахта). Подъемно-мачтовые устройства были заваливающиеся.
Проект 663 разрабатывался в 4-х вариантах (первые три варианта отличались только конструкцией носовой части):
1 вариант: торпедная СМПЛ с 2-я торпедными аппаратами калибра 533 мм.
2 вариант: СМПЛ специального назначения для транспортировки и высадки в подводном положении 6-ти боевых пловцов.
3 вариант: торпедная СМПЛ с 4-я торпедными аппаратами калибра 450 мм.
4 вариант: торпедная СМПЛ с 2-я торпедными аппаратами калибра 533 мм, предназначенная для обороны своих военно-морских баз и не предполагала транспортировки ПЛ-носителем. Имела большее водоизмещение и увеличенный экипаж по сравнению с предыдущими вариантами.
Для доставки СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» в район выполнения боевых задач предполагалось использовать в т.ч и атомные ПЛ проекта 627А, строительство которых только начиналось в г. Северодвинск. Предполагалось, что ПЛ-носитель сможет транспортировать до 4-х СМПЛ.
На заводе «Звезда» (г. Ленинград) начались работы над опытным экземпляром парогазотурбинной установки мощностью 2000 л.с.
По завершении в ЦКБ-16 эскизного проекта СМПЛ пр. 663 (1959 г.) на специально построенном в Ленинграде водолазном стенде началась подготовка будущих экипажей «ШКЛО» и боевых пловцов.
В 1959 г. главный конструктор ЦКБ-16 Николай Никитич Исанин на совещании в Главном штабе ВМФ доложил проблемные вопросы по разработке и эксплуатации СМПЛ пр. 663, в т.ч.:
— невозможность в ближайшей перспективе создать малогабаритную ПГТУ с требуемыми характеристиками (такая энергетическая установка не создана до сих пор);
— необходимость создания большого количества малогабаритных технических средств для СМПЛ (имеемые аналоги для действующих ПЛ по своим массо-габаритным характеристикам не подходят);
— невозможность в реальных условиях обстановки после выполнения боевых задач экипажам СМПЛ «ШКЛО» вернуться на борт ПЛ-носителей. Они будут обречены на гибель.
В 1959 г. Главнокомандующий ВМФ адмирал Сергей Георгиевич Горшков принял решение технический проект СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» не разрабатывать, все работы по кораблю были прекращены.
Литература:
В.М. Ашик. История гидронавтики. Книга первая. Глубоководный комплекс «Архипелаг».- СПб.: СУПЕР Издательство, 2022
Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина.- СПб.: ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, 2004