Проект сверхмалой ПЛ проекта 663 «ШКЛО»

СМПЛ Техника
15.07.1956 г., проведя инспекцию ВМФ, министр обороны СССР маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков посетил Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова в Ленинграде. Среди прочих научных разработок руководство академии представило маршалу доклад слушателя третьего курса кораблестроительного факультета инженер-капитана Е.В. Батиевского «Перспективы использования подводных лодок», в котором он описал действия диверсионных средств вероятного противника и предложения по их нейтрализации.

Е.В. Батиевский рассказывал:

— Мне показали позднее мой доклад, на котором рукой маршала Жукова красным карандашом было написано: «Почему у нас этого нет?».

После возвращения в Москву маршал Жуков приказал сформировать при Генеральном штабе Вооруженных сил СССР отдел диверсионно-штурмовых сил, который занимался бы разработкой оперативных планов для подводных диверсантов и созданием для них новых средств вооружения.

Начальник главного штаба ВМФ СССР доложил министру обороны, что в Ленинграде в ЦКБ-16 (ныне – СПМБМ «Малахит») по заказу разведки ВМФ под руководством главного конструктора Е.С. Корсукова ведутся работы по созданию сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) проекта 663 «ШКЛО». Наблюдение за разработкой данной СМПЛ осуществлял созданный в 1956 г. в составе Управления подводного плавания ВМФ 11-й отдел (отдел диверсионно-штурмовых сил).

Название ПЛ «ШКЛО» сложилось из первых букв фамилий авторов проекта: Н.Ф. Шульженко, Е.С. Корсукова, Н.А. Лунина и Л.Н. Озерова.

СМПЛ должна была иметь следующие ТТХ (эскизный проект, варианта 1, 1959 г.):

Водоизмещение нормальное, м344.3
Длина, м25.4
Ширина, м2
Осадка, м1.8
Запас плавучести, %5
Глубина погружения предельная, м200
Материал корпусаАлюминиево-магниевый сплав (?)
Автономность, сут.5
Экипаж, чел.2
Форсажный двигатель (парогазотурбинная установка (ПГТУ)), л.с.2000
Двигатель экономического хода (дизель замкнутого цикла (ДЗЦ) или ПГТУ), л.с.120
Генератор (1 шт.), л.с.30
Тип движителявинт
Максимальная скорость подводного хода под ПГТУ, уз30
Дальность плавания в подводном положении при скорости 30 уз, миль50
Максимальная скорость подводного хода под ДЗЦ, уз10
Экономическая скорость подводного хода, уз5
Дальность плавания в подводном положении при экономической скорости 5 уз (ПГТУ), миль550
Дальность плавания в подводном положении при экономической скорости 5 уз (ДЗЦ), миль600
Гирокомпас-гироазимут«Нева»
Лаг«Дубна»
Эхолот«Тура»
Система стабилизации курса и глубины«Малахит»
ГАС«Турмалин»
Звукометрическая аппаратура«Роса-II»
КВ радиостанция«Кит» с аппаратурой СБД «Тюлень»
Заваливающийся телевизионный перископ 

СМПЛ пр. 663 должна была доставляться атомными и дизель-электрическими ПЛ-носителями в районы военно-морских баз противника, проникать к местам стоянки кораблей и судов и атаковать их торпедами или минировать с помощью боевых пловцов. После выполнения боевой задачи СМПЛ должны возвращаться к ПЛ-носителю, стыковаться с ним и доставляться в свою базу.

Для удобства перевозки СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» могла разбираться на 3 части:

— носовая часть – боевая;

— средняя часть – отсек управления;

— кормовая часть – энергетическая.

СМПЛ пр. 663 не имела рубки (для защиты входного люка от заливания при выходе личного состава предусматривалась выдвижная шахта). Подъемно-мачтовые устройства были заваливающиеся.

Проект 663 разрабатывался в 4-х вариантах (первые три варианта отличались только конструкцией носовой части):

1 вариант: торпедная СМПЛ с 2-я торпедными аппаратами калибра 533 мм.

2 вариант: СМПЛ специального назначения для транспортировки и высадки в подводном положении 6-ти боевых пловцов.

3 вариант: торпедная СМПЛ с 4-я торпедными аппаратами калибра 450 мм.

4 вариант: торпедная СМПЛ с 2-я торпедными аппаратами калибра 533 мм, предназначенная для обороны своих военно-морских баз и не предполагала транспортировки ПЛ-носителем. Имела большее водоизмещение и увеличенный экипаж по сравнению с предыдущими вариантами.

Для доставки СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» в район выполнения боевых задач предполагалось использовать в т.ч и атомные ПЛ проекта 627А, строительство которых только начиналось в г. Северодвинск. Предполагалось, что ПЛ-носитель сможет транспортировать до 4-х СМПЛ.

СМПЛ пр. 663 ШКЛО

На заводе «Звезда» (г. Ленинград) начались работы над опытным экземпляром парогазотурбинной установки мощностью 2000 л.с.

По завершении в ЦКБ-16 эскизного проекта СМПЛ пр. 663 (1959 г.) на специально построенном в Ленинграде водолазном стенде началась подготовка будущих экипажей «ШКЛО» и боевых пловцов.

В 1959 г. главный конструктор ЦКБ-16 Николай Никитич Исанин на совещании в Главном штабе ВМФ доложил проблемные вопросы по разработке и эксплуатации СМПЛ пр. 663, в т.ч.:

— невозможность в ближайшей перспективе создать малогабаритную ПГТУ с требуемыми характеристиками (такая энергетическая установка не создана до сих пор);

— необходимость создания большого количества малогабаритных технических средств для СМПЛ (имеемые аналоги для действующих ПЛ по своим массо-габаритным характеристикам не подходят);

— невозможность в реальных условиях обстановки после выполнения боевых задач экипажам СМПЛ «ШКЛО» вернуться на борт ПЛ-носителей. Они будут обречены на гибель.

В 1959 г. Главнокомандующий ВМФ адмирал Сергей Георгиевич Горшков принял решение технический проект СМПЛ пр. 663 «ШКЛО» не разрабатывать, все работы по кораблю были прекращены.

Литература:

В.М. Ашик. История гидронавтики. Книга первая. Глубоководный комплекс «Архипелаг».- СПб.: СУПЕР Издательство, 2022

Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина.- СПб.: ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, 2004

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии