Корейская война продолжалась с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. Она велась между Корейской Народно-Демократической Республикой (Северной Кореей) и Южной Кореей. Южную Корею поддерживали войска ООН, на 90 % состоявшие из вооруженных сил США, а также авиация, корабли и сухопутные войска Англии, Австралии, Бельгии, Таиланда, Турции, Филиппин, Франции, Эфиопии и Южно-Африканского Союза. Северную Корею поддерживали СССР и другие социалистические страны. С 25 октября 1950 г. в Северную Корею были направлены также добровольцы Китайской Народной Республики. Не достигнув целей войны, обе стороны вынуждены были 27 июля 1953. г. в Паньмыньчжоне подписать договор о прекращении огня в Корее.
Эта война только американцам обошлась в 20 млрд. долларов, которые в разное время к участию в военных действиях привлекли более 1 млн. человек, 1 тыс. танков, свыше 1 600 самолетов и более 500 кораблей и судов обеспечения. По признанию американских историков, Корейская война была четвёртой по масштабам войной в истории США.
Северной Корее война обошлась ещё дороже. Кроме значительных потерь боевой техники и вооружения, было разрушено свыше 8 700 промышленных объектов, 600 тыс. жилых домов. 6 000 школ и больниц. Ей война стоила более 100 млрд, долларов.
- Война на море
- Боевые повреждения кораблей на минах
- Боевые повреждения кораблей от артиллерийского огня
- Потери боевых кораблей и вспомогательных судов в Корейской войне
- Гибель американского тральщика AMS-25 «Мэгпай» 1 октября 1950 г.
- Основные ТТХ ТЩ AMS-25 «Мэгпай»
- Гибель американских тральщиков AM-275 «Пайрет» и AM-277 «Пледж» 12 октября 1950 г.
- Основные ТТХ ТЩ AM-275 «Пайрет» и AM-277 «Пледж»
- Гибель американского тральщика AMS-31 «Партридж» 2 февраля 1951 г.
- Гибель южнокорейского тральщика «JMS-306» 6 мая 1951 г.
- Основные ТТХ ТЩ «JMS-306»
- Гибель таиландского фрегата «Прайз» 7 января 1951 г.
- Основные ТТХ фрегата «Прайз»
- Гибель южнокорейского сторожевого корабля «Хири Сан» 26 декабря 1951 г.
- Основные ТТХ СКР «Хири Сан»
- Гибель американского буксира ATF-111 «Сарси» 27 августа 1952 г.
- Основные ТТХ буксира ATF-111 «Сарси»
- Литература:
Война на море
Несмотря на то, что война носила континентальный характер, огромная роль в ней принадлежала флотам. Малочисленный флот Северной Кореи действовал против абсолютно превосходящих сил противника и решал главным образом задачи оборонительного характера. ВМС США и их союзники по существу действовали в полигонных условиях. Они осуществляли морскую блокаду побережья, высаживали морские десанты, наносили удары по наземным военным и промышленным объектам, поддерживали сухопутные войска в наступлении и в обороне, а также обеспечивали перевозку воинских грузов.
В ходе военных действий обе стороны понесли большие потери в боевых кораблях и судах обеспечения. Особенно много неприятностей американскому флоту доставляли выставленные северокорейцами оборонительные минные заграждения. Успешному использованию минного оружия благоприятствовали военно-географические условия: большая часть прибрежной полосы Корейского полуострова мелководна, уклон грунта незначителен, а малая прозрачность воды достаточно хорошо маскировала якорные контактные мины.
Основными постановщиками мин у северокорейцев были рыбацкие кунгасы и шхуны водоизмещением от 60 до 120 т, а в некоторых случаях небольшие лодки и даже плоты. В условиях безраздельного господства американцев на море и в воздухе постановка мин в целях безопасности производилась в тёмное время.
Чаще всего мины ставились в местах наиболее благоприятных для высадки десанта противника или же на подходах к военно-морским базам и портам. Некоторые минные заграждения прикрывались также береговыми артиллерийскими установками. Выставлялись, как правило, минные банки от 3 до 6 мин. Расстояние между минными банками составляло около 500 метров. В целом же, из-за недостаточных запасов мин плотность заграждений была невелика —- в среднем от 20 до 38 мин на милю. Но такая постановка создавала видимость массированного применения мин. И действительно, американское командование считало, что только у Вонсаня было выставлено свыше 3 тыс. мин, хотя фактически их было в шесть раз меньше. Всего же, за всё время войны флотом Северной Кореи с помощью СССР было поставлено более 3 тыс. мин советского производства, в т.ч. произведённых в России до 1917 г.
В основном ставились якорные контактные мины. Ставились также и донные неконтактные мины, но в значительно меньших количествах. Неожиданным для американцев явилось использование северокорейцами дрейфующих мин, когда вместо якоря подвешивался груз весом 100 кг, который удерживал мину в притопленном положении. Такие мины представляли серьезную опасность для американских кораблей. Морские мины значительно снижали активность американского флота, корабли которого, в особенности линкоры и крейсера, не рисковали подходить близко к берегу. Для траления минных заграждений американцами были привлечены значительные силы, в том числе почти все тральщики ВМС Японии. Но, несмотря на это, минная опасность не была ликвидирована до последних дней войны в Корее.
Боевые повреждения кораблей на минах
Первым американским кораблём, подорвавшимся на мине, был эскадренный миноносец «Браш». 26 сентября 1950 г., следуя в кильватер эсминцу «Мэдокс» вдоль северо-восточного побережья Кореи с целью разведки береговых батарей противника, «Браш» наскочил на мину.
Взрыв произошёл под днищем, ближе к носовой части. Столб пламени и воды прошёл через три палубы. Корабль подбросило так, что с соседнего «Мэдокса» увидели обнажившийся обтекатель гидролокатора. С мостика сорвались сигнальные прожекторы, вышли из строя лаг и эхолот. В одном из машинных отделений, в кают- компании и в каюте старшего механика появились пробоины, куда сразу же хлынула вода. Через каких-то пять минут нос корабля погрузился в воду почти на два метра. Центральный штурманский пост оказался полностью разрушенным и затопленным водой. К тому же вышло из строя рулевое управление, и командиру пришлось перевести рулевого в румпельное отделение, подавая команды по телефону.
Тринадцать человек команды было убито и тридцать четыре тяжело ранено. Критическое положение корабля усугублялось ещё и тем, что до ближайшего порта Сасэбо было около 470 миль хода вдоль северо-восточного побережья Кореи. В 1944 г. при вторжении в Нормандию эсминец «Мередат», получивший аналогичное повреждение от подрыва на мине, затонул, прежде чем ему удалось преодолеть неширокий, но бурный Ла-Манш. Но командира «Браша» успокаивало то, что эсминец имел ход и слушался руля.
Спасение эсминца «Браш» было трудным делом, но оно завершилось успешно. Через час аварийным партиям удалось завести пластыри и прекратить поступление воды. Эскортируемый крейсером «Вучестер», эсминцем «Де Хейвен» и спасательным буксиром «Болстер» «Браш» 30 сентября кое-как добрался до сухого дока Сасэбо.
В тот же день наскочил на контактную мину эскадренный миноносец «Мэнсфилд», производивший поиски пилота самолёта В-26, сбитого над одним из северокорейских портов.
Взрыв раздался в носовой части корабля. Сильно пострадало якорное устройство. Вода быстро заполнила форпик и цепной ящик. Её дальнейшему распространению препятствовали водонепроницаемые переборки. Из 28 пострадавших не было ни одного убитого. Аварийные партии быстро завели пластырь. Хотя повреждения «Мэнсфилда» были и менее серьёзными, чем у эсминца «Браш», всё же потребовался стационарный ремонт. Корабль пришлось своим ходом отправить в тот же Сасэбо.
Третий американский корабль — тральщик «Мэгпай» подорвался на мине 1 октября 1950 г. во время траления в 30 милях к северу от Пхохана. Взрыв унёс 33 человеческие жизни и вычеркнул навсегда этот корабль из списков Тихоокеанского флота США.
Около 16.00 на подходах к порту Мокпхо на мине подорвался четвёртый корабль, им оказался южнокорейский базовый тральщик. Он задел правым винтом якорную контактную мину и получил тяжелейшие повреждения. От взрыва этой мины сдетонировали две соседние. Новая взрывная волна усилила разрушения. Хотя от взрыва первой мины пострадало только пять человек, машины тральщика были почти полностью разрушены, а корпус дал трещину и быстро стал наполняться водой. Надежд на спасение корабля не было никаких.
Как выразился один из военных журналистов, эти несколько дней были самыми «дорогостоящими» для ВМС США и их союзников за всю войну.
12 октября при тралении Вонсаньского рейда от подрыва на минах погибли два американских и два южнокорейских тральщика.
Пентагон был потрясён известием о гибели американских кораблей.
«Надо признать, — сказал в разговоре со своим другом журналистом Эллиотом начальник штаба военно-морских сил США адмирал Шерман, — что мы не были готовы к этому. Проклятые мины у Вонсаня стоили нам восьми дней задержки в высадке войск и более двухсот человеческих жизней. Это весьма печальный факт. И я легко могу себе представить, что при других обстоятельствах восьмидневная задержка высадки могла бы означать проигрыш войны. Смит (командир 95-го оперативного соединения блокирующих и эскортных сил ООН в Корее) прав, если мы не можем идти куда хотим и когда хотим, значит мы не обладаем господством на море. А господство на море — это краеугольный камень всех наших военных планов. В своё время мы очень хорошо поняли, какую опасность представляют подводные лодки и самолёты противника. Теперь, с прошлой недели, мы начали осознавать и опасность, которую несут мины».
12 июня 1951 г. на мине подорвался эскадренный миноносец «Уок». Взрыв произошёл у правого борта корабля, в результате в борту образовалась пробоина длиной 10 м и шириной более 5 м. Было затоплено одновременно несколько смежных отсеков. Из экипажа погибло 26 человек. Корабль сильно накренился на правый борт, однако остался на плаву. Аварийные партии подошедших кораблей помогли заделать пробоину, откачать воду и устранить некоторые повреждения.
7 октября 1951 г. на мине подорвался эскадренный миноносец «Эрнест Г. Смолл». Мина взорвалась под днищем, в носовой части корабля. Эсминец подбросило вверх так высоко, что вся носовая часть оказалась над водой. Когда же корабль начал опускаться, от него с грохотом отделилась носовая часть. Переваливаясь с правого на левый борт, почти сорокаметровый кусок судна медленно стал погружаться в воду, а вместе с ним уходили под воду и девять членов экипажа. Своим ходом «Смоллу» удалось добраться до ближайшего порта.
16 сентября 1952 г., примерно в 90 милях к востоку от Вонсаня, наскочил на мину эсминец «Бартон», несший службу по прикрытию ударного авианосного соединения. Как считал командир корабля капитан 3 ранга Сейм, эта мина скорее всего оторвалась от вонсаньского минного заграждения, когда 18 августа над этим районом пронёсся тайфун.
На встрече с военными журналистами Сейм рассказывал:
«„Бартон» занимал самое северное положение в группе кораблей оперативного соединения, следовавших курсом на юг. Авианосцы и эскадренные миноносцы, шедшие прямо впереди нас, по-видимому, прошли очень близко от этой мины, не задев её. Когда раздался взрыв, я как раз заканчивал чтение доклада об уязвимости кораблей от плавучих мин. В докладе был вывод о том, что кораблю, делающему десять и более узлов, не угрожает опасность, потому что носовые волны должны отбрасывать плавучие мины в сторону. Однако на этот раз носовая волна не сумела защитить „Бартон», хотя соединение шло со скоростью пятнадцать узлов».
Мина взорвалась в 21 час 15 минут. Она расколола наружную обшивку корабля от киля до верхней палубы. Носовое машинное отделение было полностью разрушено и затоплено водой через 12-метровую пробоину. Все пять человек, находившиеся в отсеке, погибли. Личный состав машинного отделения, работавший по соседству, получил тяжелые ожоги.
Приняв изрядное количество воды, корабль всё же остался на плаву. Его машины продолжали работать и «Бартон» мог своим ходом следовать в ближайший порт.
Боевые повреждения кораблей от артиллерийского огня
Много раз корабли американцев попадали под огонь и береговых батарей, которые размещались продуманно и были почти неуязвимыми для огня корабельной артиллерии. В отвесных прибрежных скалах или же на противоположных склонах, как правило в пещерах, размещалось по 3—4 орудия. Амбразуры маскировались жёлто-зелёными накидками, ветками деревьев, плетёными матами, а в зимнее время — белыми масками. Такие огневые позиции было очень трудно обнаружить, но ещё труднее было их уничтожить. Корабли американцев, вступая в перестрелку, редко добивались успеха, сами же получали значительные повреждения.
Быстроходный тральщик «Томпсон» первым попал под обстрел береговых батарей. 14 июня 1951 г. в поисках выгодных для себя целей вблизи Сончжиня «Томпсон» подошёл близко к берегу. Внезапно четырёхорудийная батарея 76-мм пушек открыла по нему интенсивный и точный огонь. Немедленно ответив тем же, тральщик увеличил скорость до максимальной и начал уходить из зоны обстрела. Но прежде, чем ему удалось это сделать, он получил 13 прямых попаданий. При этом три человека были убиты и три ранены. Сильно пострадали центральный артиллерийский пост, радиорубка и радиолокация корабля. Тральщик почти на месяц был поставлен в док для ремонта.
Такая же участь постигла и эскадренный миноносец «Джеймс С. Оуэнс». 7 мая 1952 г. этот корабль вёл обстрел прибрежной .дороги вблизи Сончжиня. Когда корабль подошёл к берегу на дистанцию 2,7 км и открыл огонь прямой наводкой, на него обрушилась лавина огня. В течение 11 минут эсминец получил 6 прямых попаданий и был засыпан осколками рвавшихся поблизости снарядов с дистанционным подрывом. На корабле вспыхнул пожар — горел погреб снарядов для 40-мм орудий и кранцы первых выстрелов. Корабль окутал густой чёрный дым. Для спасения эсминца пришлось произвести экстренное затопление артпогреба. Нашлись смельчаки из команды, сбросившие за борт снаряды из кранцев первых выстрелов.
В такую же западню попал эсминец «Э. Каннингхэм». 19 сентября 1952 г., подойдя к берегу на 3 км, корабль открыл огонь по бригаде, занимавшейся восстановлением разрушенного моста.
«В 14 часов 30 мин. батареи противника открыли по кораблю огонь и первым же залпом добились прямого попадания, — так начал свой рассказ командир корабля капитан 3 ранга Кларк. — Чтобы выйти из-под обстрела, я немедленно увеличил ход, развернулся в сторону моря и стал уходить, но корабль по-прежнему был окружён всплесками от снарядов. В последующие минуты мы получили ещё 4 прямых попадания и, кроме того, вблизи нас разорвалось 7 или 8 дистанционных снарядов. Прямым попаданием были подожжены 4 глубинные бомбы; пламя от горящего тротила охватило большую часть кормовой рубки, густой плотный дым стал мешать управлению артиллерийским огнем. Командиры орудий и старший артиллерийский офицер продемонстрировали в этих труднейших условиях отличную выучку и боевое мастерство. В результате 5 прямых попаданий и близких разрывов 13 человек из состава команды получили ранения. Кроме того, взрывом был выведен из строя навигационный радиолокатор и разбит вентилятор форсированной тяги в носовом машинном отделении».
Интересную запись в вахтенном журнале сделал капитан-лейтенант Лерд, командир тральщика «Декетресс», во время траления вблизи Сончжиня.
«12.43 — Вызвали расчёт 76-мм пушки.
13.09 — Корабль взят под обстрел береговыми батареями. Боевая тревога всей команде. Принимаю на себя управление.
13.10 — Начали уходить зигзагообразным курсом самым полным ходом 16 узлов. Получил прямое попадание в носовую часть правого борта.
13.12 — Прямое попадание в топмачты.
13.14 — Множество разрывов в воздухе и вблизи корабля. Ставлю дымовую завесу.
13.18 — Обрубил тралы. Потери: один убитый, двое раненых. В корпусе корабля две пробоины: одна диаметром около 30 см, другая — 15 см. Сильно пострадали: электрическое оборудование, радиоантенны, системы флажной сигнализации, уничтожен левый клотиковый фонарь».
Во время набега отряда американских кораблей на Вонсань в феврале 1953 г. огнём береговых батарей были повреждены эскадренные миноносцы «Маршалл» и «Льюис», а также тральщики «Уэксбилл» и «Оспрей».
На «Уэксбилле» начался сильный пожар. Подошедший для оказания помощи эсминец «Маршалл» из-за точного огня береговых батарей вынужден был отойти. Тем временем «Уэксбилл» получил ещё несколько прямых попаданий. Пожар усилился. В аналогичной ситуации, во время Второй Мировой войны, экипаж покидал корабль. Такое решение было принято и теперь. Но пожар вдруг сам по себе начал стихать. Команду «Покинуть корабль!» командиру пришлось отменить.
Всего же в ходе Корейской войны огнём береговых батарей были повреждены 4 линейных корабля, 10 крейсеров, 29 эскадренных миноносцев, 2 фрегата, 6 десантных кораблей и 5 тральщиков.
Однако малые калибры и ограниченная дальность стрельбы орудий не позволяли полностью уничтожить противника. Попав под огонь береговых батарей, корабли, как правило, прекращали выполнение боевой задачи и на максимальной скорости покидали район военных действий. Артиллеристам флота КНДР за все время войны удалось потопить лишь один десантный корабль.
Потери боевых кораблей и вспомогательных судов в Корейской войне
По данным американских историков Кэгла и Мэнсона, ВМС США потеряли в Корее 5 кораблей, а 73 боевых корабля и вспомогательных судна были повреждены. Кроме того, от подрыва на минах погибли 5 южнокорейских тральщиков и сторожевой корабль, а один десантный корабль был потоплен миномётно-артиллерийским огнём с берега.
Малочисленный флот Северной Кореи, состоявший из 20 кораблей малого водоизмещения, почти полностью был уничтожен в базах американской палубной авиацией. Огнём корабельной артиллерии в бою у Чумуньчжиня 2 июля 1950 г. были потоплены 2 торпедных и 2 сторожевых катера.
Гибель американского тральщика AMS-25 «Мэгпай» 1 октября 1950 г.
Основные ТТХ ТЩ AMS-25 «Мэгпай»
С первых дней Корейской войны американцам нечего было противопоставить минам, выставленным флотом КНДР. Созданные в годы Второй Мировой войны мощные минно-тральные силы США были расформированы, так как ведущие специалисты в этой области посчитали, что в ядерный век морские мины навсегда утратили своё значение. Часть тральщиков ушла на слом, а более новые корабли были проданы союзникам.
Но как только появилась минная угроза, все сомнения в эффективности этого вида оружия моментально рассеялись. К берегам Кореи были срочно направлены все оставшиеся в строю тральщики. Но их было так мало, что американцам пришлось под минно-тральные корабли переоборудовать часть эсминцев.
Прибывшие с Гуама тральщики «Мэгпай» и «Мергэнсер» срочно включились в дело. Вначале они протралили районы огневых позиций для кораблей, ведущих обстрел побережья, а затем приступили к очистке от мин Чхуксаньчхонской бухты, в которой находилась якорная стоянка для эсминцев и крейсеров блокадного соединения.
Следуя строем уступа, тральщики несколько часов утюжили подходы к бухте, но ни одной мины так и не подсекли. А коль скоро близился обед, командиром тральной группы был дан сигнал: «Выбрать тралы! Следовать моим действиям!» На юте «Мэгпая» засуетились матросы. Сигнальщик не сводил глаз с флагманского корабля. Через минуту заскрипели тральные лебёдки, минёры «Мэгпая» и «Мергэнсера» начали состязание на скорость выборки трала.
Тем временем, на скулу правого борта «Мэгпая» набежавшая волна выбросила почти полностью притопленную мину. Мгновенно последовал взрыв. Сорванное 76-мм баковое орудие, как игрушка, перелетело через мостик и, сметая всё на пути, врезалось в дымовую трубу. Оторванная носовая часть сразу же затонула.
А через пять минут с дифферентом на нос скрылась под водой и остальная часть корабля. Из команды удалось спастись только 12 членам экипажа, причём все они получили ранения. Уцелевшие были подобраны тральщиком «Мергэнсер» и доставлены в Пусань.
Гибель американских тральщиков AM-275 «Пайрет» и AM-277 «Пледж» 12 октября 1950 г.
Основные ТТХ ТЩ AM-275 «Пайрет» и AM-277 «Пледж»
Холодным серым утром 10 октября противоминный отряд ВМС США под командованием капитана 2 ранга Споффорда прибыла в Вонсань, чтобы перед высадкой крупного морского десанта протралить район. В эскадру входило 6 кораблей противоминной обороны, и хотя вскоре она была подкреплена прибывшими из Пусаня тральщиками «Пайрет», «Редхед» и «Чэттерер», сил было явно недостаточно, чтобы вовремя и на высоком уровне решить поставленную задачу. В аналогичной ситуации при высадке морского десанта в 1945 г. на Окинаву действовало 100 тральщиков, а при вторжении в 1944 г. в Нормандию — свыше 300.
Прежде чем пустить на минное поле тральщики, Споффорд решил проредить его авиационным бомбовым ударом. Он полагал, что от близких разрывов сброшенных с самолётов бомб сдетонируют как якорные, так и донные мины. Ранним утром 12 октября над Вонсаньским портом появились самолёты с авианосцев «Филиппин Си» и «Лейте». Каждый из «Скайрейдеров» нёс на себе по три 450-килограммовые фугасные бомбы, снабжённые гидростатическими взрывателями, рассчитанными на подводный взрыв на глубине 7,5 м. Бомбы намечалось сбросить двумя полосами с интервалом в 200 м.
Чтобы обеспечить равномерное сбрасывание бомб, выделялся специальный самолёт для постановки дымовых ориентирных буйков. Но противоминный удар не получился — ни один из сброшенных дымовых буйков не сработал. Лётчикам пришлось бомбить «на глазок», ориентируясь лишь по близлежащим островам, но ни одна из мин так и не сдетонировала.
Тем временем, поставив контактные тралы, к минному полю подходили тральщики. Головным шёл «Пайрет». «Пледж» и «Инкредибл» строем уступа влево следовали за ним. Шедший в протраленной полосе «Редхед» выполнял функции вехостава, а «Кайт» имел задачу расстреливать подсечённые мины.
Пройдя часть фарватера, тральщики развернулись влево, чтобы затем выйти в район между островами Подо и Ундо. Часы показывали начало двенадцатого. Сразу же после разворота кораблей события стали развиваться удивительно быстро. Две мины, подсечённые тралом «Пайрета», с неимоверной силой вышибло на поверхность воды. Вслед за ними выскочили ещё четыре. Смертельная опасность была совсем рядом, в каких-то 20 — 30 м от сзади идущих кораблей.
Через пару минут «Пледж», маневрируя позади «Пайрета» среди всплывших мин, подсёк своим тралом ещё три мины. «Инкредиблу» дальше продвигаться было опасно, повернуть на обратный курс он уже не имел возможности. Его трал также подсёк четыре мины.
«Как раз в это время, — вспоминал командир тральщика «Пайрет» капитан-лейтенант Хайет, — я получил донесение с вертолёта о том, что прямо на носу находится большое минное заграждение и что поблизости от моих тральщиков обнаружены ещё, по крайней мере, три линии мин. Лётчик сообщил мне также, что эти линии ограничены островами Ундо, Подо, Модо и Синьдо. Точное положение мин не указывалось.»
Когда до точки поворота оставались считанные метры, акустик тральщика доложил Хайету: «Прямо по курсу четкий эхо-сигнал, предполагаю — мина! Дистанция 100 метров!» В это же время и наблюдатель с правого борта сообщил, что видит мину вблизи борта справа по носу. Прошло ещё несколько секунд, и вдруг корма корабля поднялась из воды, обнажив винты, и упала в бурлящее море среди фонтанов ила. Мина взорвалась прямо под днищем, отчего корабль раскололся, как орех, на две половины. Он накренился сначала на правый борт, затем на левый, а через четыре минуты обе части «Пайрета» опрокинулись в воду и тут же пошли ко дну.
Тральщик «Пледж», находившийся поблизости, немедленно лёг в дрейф и спустил на воду моторный вельбот. Но как раз в это время незамеченные ранее береговые батареи противника открыли меткий огонь по тонущему тральщику. «Пледж» ответил им 76-мм пушкой. И сразу же в ответ получил несколько прямых попаданий. Положение «Пледжа» стало угрожающим — он попал в вилку: снаряды ложились всё точнее, а поблизости плавало 13 подсеченных мин.
«Моей первой мыслью, — рассказывает командир „Пледжа“ старший лейтенант Янг, — было спасти оставшихся в живых людей с тральщика ,,Пайрет“». Но этому плану не суждено было сбыться. Огонь с берега усилился. Боезапас 76-мм пушки был уже на исходе. Янгом была дана команда: «Лево на борт! Правая машина, полный вперед!» Корабль повернул примерно на 30 градусов и тут же наскочил на мину. Это случилось в 12 часов 20 минут.
Взрыв произошёл под корпусом корабля с правого борта в районе машинного отделения. Тральщик получил серьёзные повреждения. Все палубы и переборки в районе взрыва были разрушены от киля до мостика. Правый борт корпуса проломился ниже ватерлинии, и вода мощным потоком хлынула в образовавшуюся пробоину. По приказанию командира экипаж покинул тонущий корабль.
Все офицеры тральщика «Пледж», за исключением одного, были серьёзно ранены. Потери среди рядового и старшинского состава были гораздо большими. Всего на двух кораблях пострадало 92 человека, из них 12 пропали без вести.
Гибель американского тральщика AMS-31 «Партридж» 2 февраля 1951 г.
Базовый тральщик «Партридж» однотипный с тральщиком «Мэгпай» (типа «Альбатрос», ТТХ см. выше).
После потери трёх тральщиков американцами были приняты серьёзные меры предосторожности. Эсминцам и крейсерам было запрещено пересекать 180-метровую изобату в непротраленных районах Тральщики же действительно стали «пахарями моря». С периодичностью не реже одного раза в неделю они должны были проводить контрольное траление основных фарватеров, мест якорных стоянок, огневых позиций для артиллерийских кораблей.
В начале февраля несколько тральщиков вышли на поиск мин. Предстояло протралить обширный район юго-восточнее Вонсаня. Уже более четырёх часов за «Партриджем» тянулись две пенистые дорожки, очерчивающие протраленную полосу. Вахтенному офицеру, наверное, уже надоела заученная фраза. «Натяжение трала в норме. Подсечённых мин нет». Он подошёл к динамику с намерением уменьшить громкость… В эту минуту в носовой части корабля взметнулся огромный столб пламени и воды. Когда он опустился, все, кто, стоя на мостике, увидели быстро погружающуюся в шипящее море носовую часть своего корабля. Продержалась она на плаву не более 5 минут.
Поняв, что шансов на спасение корабля нет никаких, командир подал команду: «Всем немедленно покинуть корабль!» И, едва спасательные плоты успели отойти от борта, как кормовая.часть тральщика, обнажив винт, скрылась под водой. От момента взрыва прошло всего 10 минут. Восемь человек из команды погибли, шестеро было тяжело ранены.
«Партридж» был четвёртым и последним американским тральщиком, погибшим за время войны в Корее.
Гибель южнокорейского тральщика «JMS-306» 6 мая 1951 г.
Базовый тральщик «JMS-306» построен в Японии в годы Второй Мировой войны.
Основные ТТХ ТЩ «JMS-306»
Утром 6 мая 1951 г., как только рассеялся густой предрассветный туман, южнокорейский тральщик вышел в разведывательный дозор. Уже через 20 минут корабль наткнулся на мину. Взрыв произошёл в районе машинного отделения. В образовавшуюся пробоину хлынула вода. Из 26 человек экипажа было убито 6 и ранено 18. Через каких-то 5 минут машинное отделение было полностью затоплено, началась фильтрация воды в смежные отсеки.
12 членов экипажа в течение 72 минут боролись за живучесть, пытаясь не допустить затопления корабля. Трижды заводили пластырь, но безуспешно — его срывало напором воды, откачивать которую было нечем. Вода всё прибывала, запас плавучести таял на глазах. В конце концов командир решился дать команду: «Всем за борт!» В 10 часов 32 минуты на ровном киле тральщик ушёл под воду. Оставшиеся в живых были приняты на борт подошедшим фрегатом и доставлены в Пусань.
Базовые тральщики южнокорейских ВМС часто гибли почти мгновенно. Взрывами мин эти маленькие кораблики разносило буквально в щепки. Но поход тральщика «JMS-306» запомнился тем, что был самым кратковременным за всю историю войны в Корее.
Гибель таиландского фрегата «Прайз» 7 января 1951 г.
Основные ТТХ фрегата «Прайз»
«Прайз» почти с самого начала Корейской войны был приписан к соединению блокирующих и патрульных сил ООН в Корее. Не раз ему приходилось бывать в деле: в сентябре 1950 года фрегат конвоировал суда, следовавшие из Японии в Пусань; несколько раз он обстреливал войска противника и даже отражал налёт авиации, правда союзной, которая по ошибке приняла его за чужака.
7 января 1951 г. «Прайзу» предстояло выполнить очередную, как считал командир, несложную задачу. В приказе значилось: «Выбрав, по своему усмотрению, подходящую цель вблизи линии фронта, постараться её уничтожить». Чтобы лишний раз не рисковать, командир «Прайза» решил обстрелять тыловые объекты, как наименее защищённые.
С целью достижения внезапности нападения решили зайти с тыла. То есть, проложив курс за пределами дальности видимости с берега, подняться миль на десять севернее линии фронта, проходившей по 38-й параллели, а затем, следуя на юг и одновременно приближаясь к берегу, производить обстрел появившихся целей. Поначалу казалось, что замысел удался. До берега оставалось меньше мили, а батареи противника молчали. Всё предвкушали лёгкую победу. Но не тут-то было. Не успели на фрегате произвести первый залп из орудия главного калибра, как с берега ударили пушки. Сначала стреляло не более пяти орудий. Но уже через несколько минут их было больше десяти.
Пристрелка длилась недолго. Третьим залпом фрегат был накрыт. Почти полностью был выведен из строя орудийный расчёт. Несколько снарядов попали в надстройку. Появились убитые и раненые. В средней части корабля начался пожар. Командой корабля тут же были протянуты несколько линий пожарных шлангов, и началось решительное наступление на огонь — если бы не вышел из строя пожарный насос, с пожаром, вероятно, было бы покончено.
Следующими попаданиями была подожжена кормовая надстройка. Огонь уже подбирался к шлюпкам. Тушить усиливающийся пожар, по существу, было нечем. Безысходность заставила командира пойти на крайнюю меру — выброситься на берег южнее линии фронта и принять все возможные меры для спасения экипажа.
Почти сутки горел «Прайз». На следующее утро, снарядив катер, к фрегату отправились командир и несколько офицеров. На почти полностью выгоревшем корабле был поднят национальный флаг. 13 января фрегат «Прайз» был исключен из боевого состава ВМС Таиланда.
Гибель южнокорейского сторожевого корабля «Хири Сан» 26 декабря 1951 г.
Основные ТТХ СКР «Хири Сан»
Приняв необходимый груз, сторожевик «Хири Сан» взял курс на Вонсань. Ему предстояло доставить боеприпасы, продовольствие, аккумуляторные батареи и медикаменты для морских пехотинцев, уже четвертый месяц находившихся на острове Подо в бухте Йонхынмань.
Оснований для беспокойства у командира корабля не было: в районе Вонсаня дислоцировался американский флот, и тральщики систематически прочёсывали входной фарватер.
Но противник прибег к хитрости. Привязывая мины к брёвнам, северокорейские моряки спускали столь необычные носители вниз по реке. Когда же брёвна выносились на открытый фарватер, с помощью сахарной рвушки мины освобождались и, погрузившись на дно, приводились в боевое состояние, поджидая свою жертву.
В район выполнения задачи сторожевик «Хири Сан» прибыл в полночь. До утра решено было отстаиваться на якоре. Когда до точки якорной стоянки оставались уже считанные метры, раздался взрыв страшной силы. Корабль в одно мгновение разнесло на куски. Утром на берегу острова было подобрано 20 трупов. Спастись из команды не удалось никому.
Гибель американского буксира ATF-111 «Сарси» 27 августа 1952 г.
Основные ТТХ буксира ATF-111 «Сарси»
Уже третьи сутки «Сарси» нёс дозорную службу в районе Хыннама. Задача была несложной: буксиру предстояло вести борьбу с каботажными перевозками, препятствовать постановке мин и быть готовым к спасению пилотов, подбитых над полуостровом самолётов. Каждые четыре часа командир буксира по радио доносил на флагманский корабль о результатах патрулирования.
С наступлением вечерних сумерек командир буксира заметил некоторое оживление на дороге, идущей вдоль берега. Решив обстрелять этот участок дороги, он изменил курс корабля в сторону берега. Буксир ещё не закончил поворот, как раздался взрыв. Судно сразу же потеряло ход. Затем быстро начал увеличиваться крен на правый борт. От подрыва на контактной мине «Сарси» получил тяжелейшие повреждения: весь правый борт от киля до планширя в средней части был разворочен. По длине пробоина перекрывала почти треть судна. Незамедлительно последовала команда: «Всем покинуть судно». Спустя четверть часа буксир затонул.
Анализ потерь боевых кораблей и судов в Корейской войне показал, что минное оружие продолжает обладать высокими поражающими свойствами.
Корабли водоизмещением до 1500 т, подорвавшиеся на минах, как правило, гибли, а большего водоизмещения хотя и оставались на плаву, надолго выходили из строя.
Кроме нанесения серьёзных повреждений кораблям и судам мины оказывали ещё и большое психологическое воздействие на личный состав, а также отвлекали значительные силы и средства для противоминной обороны.
Многие обозреватели не без основания считали, что Корейская война заставила военных теоретиков по-новому взглянуть на проблемы минной войны. Уже 3 января 1951 г. американцы вынуждены были восстановить преждевременно расформированные минно-тральные силы Тихоокеанского флота и заказать судостроительным фирмам 125 новых тральщиков разных размеров, форм и типов. Обывателю тогда казалось парадоксом, что страна, строившая первую в мире атомную подводную лодку, одновременно строит и деревянные боевые корабли из слоистого белого дуба.
Вскоре после вступления в должность командующего минно-тральными силами контр-адмирал Хиггинс сделал следующее заявление:
«Из опыта минной войны, в которой мы принимали участие во время военных действий в Корее, становится ясно, что это смертоносное оружие может и безусловно будет успешно применяться всяким противником, с которым мы встретимся в будущем. Непреложным фактом является способность любой небольшой морской державы, обладающей лишь элементарными транспортными средствами, незначительным техническим опытом и минимальным количеством импровизированного оборудования, воспретить доступ в свои порты и мелкие прибрежные воды крупным современным военно-морским силам путём одного лишь широкого применения даже простейших типов мин».
В заключение Хиггинс напомнил, что эти слова «нужно бы почаще вспоминать всем офицерам и матросам американских военно-морских сил».
Как показал опыт войны в Корее, немалую роль в боевых действиях на море сыграла и морская артиллерия. Однако если от подрыва на минах погибало до 50 % поражённых кораблей, то от огня корабельной и береговой артиллерии потери составляли всего около 4 %. Попав под огонь береговых батарей, корабли прекращали выполнение боевой задачи и на максимальной скорости, ведя ответный огонь и прикрываясь дымовой завесой, уходили подальше от берега. Те же корабли, которые не смогли этого сделать — гибли.
В сентябре 1950 г. в порту Инчхонь минометно-артиллерийским огнём был потоплен американский танкодесантный корабль. Однако в период отлива он почти полностью оказался на суше, в результате представилась возможность заделать все полученные пробоины. С наступлением полной воды десантный корабль оказался на плаву. К безвозвратным потерям его отнести нельзя.
Почти в то же время при высадке южнокорейских войск численностью до 700 человек в районе Пхохана под сильный артиллерийский огонь попал однотипный танкодесантный корабль. Спасти его не удалось, как и не удалось спасти попавший под массированный огонь береговых батарей таиландский фрегат «Прайз», который также не сумел вовремя выйти из зоны огня.
Но вскоре уроки Корейской войны были забыты, артиллерию вытеснили крылатые ракеты морского базирования. Не обошло это веяние и советский ВМФ. Не скоро была исправлена очередная ошибка. И опять о ней напомнила война — теперь уже Вьетнамская.
Литература:
В.Д. Доценко. Потопленные: боевые повреждения кораблей после 1945 г. СПб.: Дева, — 1992
А почему нет данных о числе многих кораблей Южной Кореи Сеул, которые захватили и уничтожили Северная Корея Пхеньян летом1950г.за 1,5 месяца захватив 90процентов Юж. Кореи:до вступления Сша,нато,анзюс в войну. нет данных о числе Кораблей Юж. Кореи захваченных в наступлении Северо Кореи Пхеньян, КНР Пекина, СССР Москва с ноября1950г. по 8.01.1951г.освободив Северную Корею и половину Юж. Кореи.
В статье приведены сведения только о тех кораблях, которые погибли от полученных боевых повреждений непосредственно в ходе ведения боевых действий