Эта статья о том, как западные страны, ведя психологическую войну против руководства и населения России, пытаются разрушить нашу государственность. Книга «Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания», наиболее актуальные выдержки из которой приведены ниже, издана в Военном издательстве СССР в 1983 г. и предназначена для офицеров Вооруженных сил. Автор — генерал-лейтенант, доктор философских наук, профессор Дмитрий Антонович Волкогонов.
Те приёмы и даже конкретные операции психологической войны (см. примечание в конце статьи), которые сейчас использует «цивилизованный» Запад против несогласных с ним стран и России уже описаны в этой книге (1983 г. издания!) и широко применялись в 60-80-ее годы ХХ века:
— обвинения Вьетнама и его военного союзника СССР в «использование» химического оружия в Юго-Восточной Азии (вспоминаем Сирию и предателя Скрипаля);
— бойкот международных спортивных соревнований, проводимых в СССР (вспоминаем чемпионат мира 2018 г. по футболу);
— «свидетельства» перебежчиков и предателей об известных только им и потому бездоказательным «фактам», дискредитирующим деятельность органов государственной власти неугодных Западу стран (вспоминаем всех наших «либералов» и бывших олигархов, перебравшихся на запад);
— дискредитация общественно-значимых для нашей страны событий и мероприятий (вспоминаем выборы президента России, допинг-пробы наших спортсменов);
— духовное подавление населения несогласных стран и народов (запугивание) путём уничтожения их руководителей, городов и инфраструктуры (вспоминаем Югославию, Ирак, Ливию, Сирию);
— сверхбыстрая подача выгодной информации, замалчивание и игнорирование невыгодной информации (берём любую трагедию, произошедшую в нашей стране, и сравниваем реальные факты и то, как это освещается западными СМИ).
Всем тем, кто не может остаться равнодушным к происходящим в стране и мире событиям, пытается докопаться до истины и ответить на вопросы «зачем?» и «почему?» рекомендую прочитать эту статью, в основе которой лежит монография советского генерала 1983 года издания:
Профессионалы психологической войны не могут не учитывать, что эффективность их воздействий решающим образом зависит от того, насколько они смогут антиистину сделать убеждениями людей. Это, в свою очередь, обусловлено возможностями и способностями буржуазных центров внести ложные стереотипы мышления в сознание людей.
- Внушение
- Чем меньше человек информирован, тем больше подвержен внушению
- Психическое заражение
- Политический психоз
- Методы и приёмы психологической войны
- Подлог
- Дискредитация
- Отвлечение внимания
- Запугивание
- Слухи
- Другие методы и приёмы психологической войны
- Избирательность идеологических и психологических воздействий
- Что делать?
- Примечание:
- Литература:
Внушение
Зная, что уровень сознательности советских людей высокий, буржуазные пропагандисты, радио, печать и другие средства проникновения в социалистическое общественное сознание ищут «обходные» пути к сознанию человека. Для этого они ложь одевают в тогу истины, аргументы заменяют лжеаргументами, действительные стремления людей пытаются представить иллюзорными, личные интересы противопоставить общественным. И все это буржуазные идеологи хотят осуществить воздействием на психологию человека.
Буржуазный теоретик Ж. Эллюль сформулировал суть этой проблемы весьма лаконично и откровенно: «Психология призвана поймать человека в сети пропаганды». По существу этой фразой в значительной мере выражена гносеологическая (познавательная) сущность психологической войны империализма.
Основы психологической войны заключаются в концентрированном воздействии на эмоционально-чувственную психологическую сферу человека, группы, социальной общности путем внушения определенной идеи или эмоционального заражения.
В этом смысле внушение выступает ключевым звеном в механизме психологической войны империализма. Известно, что внушение избегает логики, не заботится об аргументах и обращается к чувствам, инстинктам, предрассудкам. Оно рассчитано на некритическое восприятие человеком внешних воздействий на сознание.
«Внушение, — писал в свое время В.М. Бехтерев, — действует путем непосредственного прививания психологических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике».
Эффективность внушения повышается, если называется «авторитетный» источник информации и удается предварительно эмоционально возбудить объект воздействия. Он бывает более восприимчив к внушению, если в информации есть моменты, затрагивающие его личные интересы.
Усваивается более полно та информация, которая подается как новая.
При помощи внушения, других психологических влияний, пишет буржуазный теоретик П. Лайнбарджер, «страсти можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость».
Вся методология психологической войны рассчитана главным образом на то, чтобы подготовить человека к некритическому восприятию информации, сообщений, фактов, данных об обстановке. Применяя метод внушения, буржуазные идеологи рассчитывают на то, что информацию, которую они пытаются донести до социалистического общественного и индивидуального сознания, практически невозможно проверить. Обычно различные «голоса», подавая антисоветскую информацию, ссылаются на «авторитетные» источники, «разведывательные данные», несуществующих лиц, стремясь вызвать доверие к сообщению. На подобную информацию могут отозваться люди впечатлительные, не способные к самостоятельному логическому мышлению, не имеющие прочных убеждений. Податливость внушению может проявляться и у лиц, не уверенных в себе, своих возможностях и знаниях.
В инструкции ЮСИА (Информационное агентство США) организаторам конкретных психологических акций рекомендуется чаще преподносить источники, на которые они ссылаются, как компетентные и авторитетные, доказывать их «непредвзятость и объективность». Следуя этим рецептам, исполнители подрывных психологических действий в своих устных и печатных сообщениях часто апеллируют к мнениям дипломатов, генералов, учёных, других специалистов, тщательно переработав их высказывания.
Например, когда в гамбургский порт зашло советское научно-исследовательское судно «Муссон», газета «Бильд-Цайтунг» опубликовала сообщение некоего «специалиста» по радиоэлектронике, который заявил, что советский корабль с высокими антеннами якобы шпионского назначения. Этот вымысел был подхвачен и другими газетами, которые стали утверждать, что цель захода «Муссона» в Гамбург как будто заключается в подслушивании совещания группы ядерного планирования НАТО. Никого уже не интересовало, что судно еще за несколько дней до открытия совещания вышло из порта. Главное было сделано. Обывателю внушили негативное отношение к факту захода судна. К полученной дезинформации стали добавлять новую ложь и клевету.
Таким образом, формируется определенный стереотип, который настойчиво внушают слушателю, зрителю, читателю. Стереотипы об «агрессивности Москвы», «тоталитаризме», «коммунистическом вмешательстве», «советском проникновении», «демократии Запада», «свободном обществе» и множество других усиленно навязываются миллионам людей.
В гносеологическом отношении стереотипы находятся в большой зависимости от эмоционального состояния личности. Кроме того, в капиталистическом мире немало людей, поверхностно воспринимающих действительность, обладающих бездумным восприятием фактов, устойчиво относящихся к навязанным им представлениям, игнорируя конкретные знания. Поэтому неудивительно, что значительная часть таких людей, воспитанная в духе стереотипного мышления, некритически воспринимает значительную часть политической информации, доверяет ей. А если обыватель не доверяет полученной информации, то он стремится уйти (или его уводят!) в развлекательный мир.
Покупая газету, житель Нью-Йорка, Лондона, Бонна обращает внимание прежде всего на огромные заголовки: о бракосочетании дочери мультимиллионера, результатах собачьих бегов, расточительстве нефтяных шейхов, скандале в Голливуде, «ограблении века», пророчествах прорицателей. Эти духовные наркотики притупляют восприятие социальных и политических реальностей, делают человека индифферентным, податливым к восприятию антиистины.
Буржуазная пропаганда — это огромная система стереотипов, которые по различным каналам внедряются в сознание некоторых людей и социалистического общества. Передачи «Голоса Америки» или тексты западногерманских печатных изданий «Бильд», «Штерн» и других органов буржуазной информации содержат множество стереотипов штампов: так, например, любая новая мирная инициатива СССР, вносимая на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, — это «пропаганда Москвы»; рост движения за предотвращение ядерной войны — «происки Москвы»; усилия ПОРП (Польской объединённой рабочей партии) нормализовать положение в стране — «возврат к тоталитарным формам правления» и т. д. Читатели, зрители, слушатели западного мира привыкают к такому психологическому давлению на сознание. У них даже возникает потребность в нем. Ведь ложь, повторенная много раз, иногда может выглядеть как правда. Западные специалисты психологической войны учитывают эту особенность человеческого восприятия и готовят изощренные подрывные духовные акции против социалистического мира.
Творцы внушения и дезинформации особенно заботятся о том, чтобы вызвать у объекта воздействия определенную степень доверия и расположения. Это достигается прежде всего эмоциональными средствами, стремлением отразить интересы и ожидания конкретной аудитории, группы, слоя, поразить сенсацией, сослаться на не известные ранее данные и факты. Дикторы буржуазного радио и телевидения играют роль «душеприказчиков», пытающихся использовать законы человеческого общения и обеспечить распространение и усвоение нужной им информации. К этим специалистам психологической войны вполне применимы слова К. Маркса, сказанные им по поводу речей английского буржуазного парламентария Гладстона: «Изысканность и гладкость, пустая глубина, елейность не без ядовитой примеси, бархатная лапа не без когтей…».
Чем меньше человек информирован, тем больше подвержен внушению
Опыт показывает, что, чем меньше человек информирован, тем он может быть более склонен доверительно относиться к поступающей информации внушения. Для социально и идейно зрелого человека с определённым классовым чутьём «вкрадчивые шептания» буржуазных радиопропагандистов не опасны. Личность, обладающая научным мировоззрением, способная к анализу современной действительности, склонна более доверять аргументам, логике, конкретным социальным фактам, чем эфемерным, хотя внешне и правдоподобным, утверждениям.
Если речь идет о западном обывателе, весьма мало знающем правду о реальном социализме, то буржуазным органам удаётся осуществлять поразительные по цинизму акты дезинформации. Например, после исторического полёта Юрия Гагарина в космос американский еженедельник «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт» опубликовал 19 апреля 1961 г. статью своего главного редактора Д. Лоуренса под названием «Совершил ли это Гагарин?». В ней говорилось: «…не является ли мистификацией советский рекорд в космическом пространстве? Даже допуская, что некий аппарат летал вокруг Земли, мы, однако, не знаем, был ли там действительно человек или астронавт совершал полёт, аналогичный полёту американца Дж. А. Уолкера, который на самолёте с ракетными двигателями поднялся на высоту 32 мили? Такого рода вопросы задают учёные, поскольку в отчете майора Гагарина о своем путешествии содержатся очевидные противоречия…» Далее в том же духе. До какого цинизма надо дойти, чтобы подвергать сомнению первый полет в космос именно советского человека?
Этот пример показывает, что с помощью подобных сообщений можно вызвать сомнения в несомненном, бросить тень на приоритет страны социализма в той или иной области, попутно сослаться на «вопросы-сомнения», которые «обуревают» учёных. Таков типичный образчик дезинформации, рассчитанной на некритическое восприятие, невежество, неосведомлённость.
Разумеется, главный редактор еженедельника Д. Лоуренс лично не сомневался в истинности и историческом величии космического подвига советского народа и его сына Ю. Гагарина. Но социальное предназначение буржуазных средств массовой информации в том и состоит, чтобы максимально деформировать истину, не выгодную буржуазному строю. Используя средства внушения, искажения правды, её сокрытия, дезинформации, органы психологической войны ведут настоящий духовный разбой в эфире, на страницах прессы, в устном общении.
Средства для буржуазных пиратов имеют второстепенное значение. Главное — цель. Любой факт, любое событие надо подать так, чтобы это выглядело как правда, выгодная творцам подобных «истин». Буржуазный теоретик средств массовой информации Г. Луни определяет этот принцип буржуазной пропаганды следующим образом:
«В политической практике важно не то, что является истиной на самом деле, а то, что выглядит как истина».
Суть психологической войны в этих словах выражена цинично и точно.
Психическое заражение
Буржуазия в целях создания шовинистического угара в своей стране, подрыва моральных возможностей противника может прибегать и к заражению. Оно учитывает в значительной степени подсознательную, самопроизвольную приверженность человека к таким конкретным психическим состояниям, как экзальтация, националистическая истерия, политический психоз, религиозный экстаз и т.д. Исторические примеры создания соответствующего психического настроя, имеющего сильный эмоциональный заряд, содержатся в античеловеческой истории фашизма, самурайства и др.
Заражение сказывается в бессознательной приверженности человека к определённым психическим состояниям больших масс людей. Буржуазия особенно широко использует возможность психического заражения для нагнетания напряженности, драматизации событий, необходимых ей для осуществления конкретных политических акций.
Политический психоз
Наиболее яркой формой выражения заражения является политический психоз. В 50-е годы ХХ века в США практиковались «ядерные тревоги», во время которых оглушенный обыватель верил в то, что угроза надвигается, что коварные «красные» вот-вот совершат нападение на Соединенные Штаты. Д. Форрестол, бывший министр обороны США, один из вдохновителей подобных психозов, сам стал жертвой этого постыдного для разума состояния, которое вызывали и вызывают буржуазные пропагандистские органы. Форрестол довёл себя до помешательства на идее о «красной угрозе» и покончил с собой, выбросившись из окна. Во время политического психоза разум отодвигается на второй план, усиливаются инстинкты, страсти, низменные эмоции.
Создание обстановки политического психоза преследует вполне определенные цели. В своих странах буржуазия стремится достичь таким образом общественного сплочения и одобрения мер и шагов политического руководства. В социалистических странах, по мысли буржуазных теоретиков психологической войны, такое состояние может быть вызвано лишь в ходе войны «горячей» путем устрашения, запугивания населения.
Политический психоз, к которому прибегали и могут прибегнуть специалисты психологической войны, является ещё одним свидетельством обращения буржуазии к подсознательным чувствам, иррациональным влечениям, тёмным страстям. О том, что психологическое воздействие будет более сильным и эффективным, если оно пойдет по эмоциональным каналам, хорошо знали и гитлеровские пропагандисты. Они следовали установке Гитлера, выраженной им в «Майн кампф» следующим образом: «Задача пропаганды состоит… в воздействии на чувства и весьма относительно на так называемый разум…». Эта методологическая установка империалистической пропаганды усвоена и нынешними теоретиками и практиками психологической войны.
Гносеологическая подоплёка этого явления прежняя: оттеснить истину, правду на второй план. Заменить реальное отражение действительности в сознании иллюзорным, эфемерным, иррациональным. Такая методология действий рассчитана на эмпирическое, чувственное восприятие информации.
Если человек не обладает прочными убеждениями и научным мировоззрением, он может попасть в тенета психологических, эмоциональных козней империализма.
Неспособность логически мыслить, анализировать факты, сопоставлять их с действительностью может создавать предпосылки некритического восприятия чуждых идей, взглядов, образа мышления.
Такой человек, говоря словами В.И. Ленина, может дать себя «подавить известному числу печальных и горьких фактов…».
Каждому, кому приходится сталкиваться с проявлениями буржуазной пропаганды, враждебных взглядов и идей, важно помнить, что западные центры психологической войны не заинтересованы в распространении истины. Их цель — защитить эксплуататорский строй и ослабить реальный социализм. Для её достижения и используются многочисленные акции психологической войны, представляющие не что иное, как агрессию против человеческого разума. Среди них особое место занимает идеологическая диверсия.
Методы и приёмы психологической войны
Чтобы успешно противодействовать идеологическому и психологическому давлению врага, важно соблюдать ряд условий. Главное из них заключается в целенаправленной политико-воспитательной работе с советскими людьми, нашими воинами, что не оставляет шансов даже на ограниченный успех действий буржуазной пропаганды. Другое условие — конкретное разоблачение и срыв любых диверсий идеологического противника. Это может быть достигнуто хорошей организацией контрпропаганды, для чего необходимы знания основных приёмов психологической войны, которые применяются враждебными силами. Назовем лишь некоторые из этих методов и приёмов.
Подлог
Западная кухня психологической войны широко использует подлоги — полностью сфабрикованные или частично подделанные варианты реально существующих документов, материалов, литературы. Подлоги широко применялись ведомством Геббельса в гитлеровской Германии. Фашисты, например, разбрасывали над Францией листовки, которые выдавались за английские, в них проводилась мысль о том, какие разрушения и жертвы может принести открытие второго фронта на французском побережье. Во время боёв в Арденнах нацистские агитаторы передали на волне Би-Би-Си фальсифицированное интервью с английским фельдмаршалом Монтгомери.
Подрывные органы фашистской Германии в годы Второй Мировой войны направляли различным лицам фальсифицированные письма, документы, неожиданно «утрачивали» «совершенно секретные документы» с целью ввести противника в заблуждение.
Подлоги широко используются и нынешними последователями Геббельса. Например, в выпущенной в 1982 г. Пентагоном книжонке «Советская военная мощь» делаются ссылки на некие документы, схемы, данные, якобы полученные из «надёжных источников». Но многие «фактические» материалы, призванные подтвердить тезис о «советской опасности», цинично подделаны.
При современной технике фотомонтажа и полиграфических фокусов, помноженных на ухищренность империалистических диверсантов, сфабриковать поддельный документ — дело нехитрое. Во время событий в Венгрии, Чехословакии, Польше контрреволюционные силы широко использовали подложные партийные протоколы, государственные документы, резолюции, подготовленные якобы определенными политическими деятелями.
В психологической войне империализма широко используются подлоги, основанные на «свидетельствах», «документах», полученных от перебежчиков, ренегатов, изменников Родины, которые, зарабатывая иудины сребреники, пускаются во все тяжкие. Так, во французском журнале «Фигаро магезин» было опубликовано интервью с бывшим советским военнослужащим, а ныне злобным антисоветчиком Григоренко. Последний, изображая себя по меньшей мере крупным военачальником, сыплет цифрами, фактами, якобы достоверными и основывающимися на подлинных данных.
Выживший из ума ренегат, организуя подлог, действовал элементарно: брал количество американских ракет, ядерных зарядов, химических бомб и т.д., удваивал и утраивал его и приписывал это число Советским Вооруженным Силам. Изрекая эти фантастические данные, человек, которым могут интересоваться только психиатры, постоянно заглядывал в бумажку — «документ». Ведь подлог должен иметь хотя бы тень, видимость, мираж реального!
Анализ передач «Голоса Америки», Би-Би-Си, других буржуазных станций свидетельствует, что большинство документов, озвучиваемых на студиях (письма советских людей, архивы знаменитостей, копии протоколов высоких совещаний, заседаний и т.д.), являются подложным материалом. Организаторы психологической войны рассчитывают на то, что слушатели не имеют возможности проверить эти данные. А когда это всё же удается, то вместо «правдивой информации» оказывается подлог.
Дискредитация
В арсенале идеологических диверсий и психологической войны используется и такой метод, как дискредитация руководящих органов, общественных организаций, политических мероприятий, конкретных лиц, теорий, взглядов и т.д. С помощью дискредитации буржуазные специалисты стремятся подорвать в глазах общественного мнения значимость какого-либо мероприятия, политического решения, конкретной социальной акции.
Обычно выискиваются теневые, негативные стороны объекта дискредитации (по мнению буржуазных профессионалов-пропагандистов), затем они гипертрофируются, раздуваются и выдаются за сущность, основное содержание явления или лица. Объекту дискредитации обычно даются заведомо ложные характеристики, принижаются его положительные качества.
Этот метод особенно широко используется буржуазными радиоцентрами при «освещении» ими событий в ПНР (Польской народной республике). Враги социализма всегда пытались очернить коммунистические идеалы, политику братских партий, их планы, достижения. Вот и теперь, паразитируя на польских событиях, они пытаются дискредитировать социализм в целом: его экономику, культуру, идеологию, политику.
Отвлечение внимания
В практике подрывных идеологических действий часто используется и так называемый метод барража — способ отвлечения общественного внимания от какой-либо политической реальности или события. Обычно, стремясь притупить внимание к какому-либо событию, органы буржуазной пропаганды одновременно начинают шумную кампанию вокруг какого-то незначительного явления, отщепенца или сфабрикованного дела, чтобы затмить истинный объект всеобщего интереса. Так, например, американская администрация, тщетно стремясь достичь эффективности бойкота Московских Олимпийских игр, в политических целях пыталась организовать в США «альтернативные игры», которые, как известно, с треском провалились, и барражная операция не достигла цели.
Опыт показывает, что в дни работы съездов коммунистических партий, исторических юбилеев, крупных достижений реального социализма машина психологической войны всегда находит событие более «важное» и имеющее, естественно, антисоветскую направленность. Обычно буржуазные центры имеют про запас несколько вариантов барражных операций, которые в нужный момент могут быть использованы радиостанциями (организация какого-либо антикоммунистического сборища, обнародование неких сенсационных «материалов», проведение каких-либо «общественных чтений» и т.д.).
После того как на второй специальной сессии ООН по разоружению было сообщено, что Советское государство берёт на себя торжественное обязательство не применять ядерное оружие первым, официальный Вашингтон словно поперхнулся. День-другой не было никакой вразумительной реакции. Но затем, отказавшись поддержать это советское решение, от которого зависят судьбы человечества, ЮСИА и ЦРУ вытащили на свет ряд барражных операций, заготовленных впрок. Одна из них спекулировала на том, что СССР «расширил масштабы ракетных испытаний», другая — на «новых фактах применения Советами и Вьетнамом химического оружия в Юго-Восточной Азии» и т.д.
Чем важнее событие, которое нельзя замолчать, тем активнее, многоплановее ведутся барражные операции, увлекая сознание неискушенных людей в область иллюзорного, второстепенного, надуманного, несущественного.
Запугивание
В психологической войне империалисты нередко прибегают и к запугиванию, своеобразному духовному террору, с тем чтобы подавить у противника волю к сопротивлению, борьбе, достижению цели. Метод запугивания широко использовали гитлеровцы. Миллионы расстрелянных, сожженных, замученных, повешенных советских граждан — это не только геноцид, это и способ, при помощи которого фашисты надеялись духовно подавить остальное население и превратить его в послушных рабов.
Империалистические агрессоры с целью запугивания стремятся в ходе войны разрушать города, уничтожая при этом тысячи людей. Бессмысленные с военной точки зрения разрушения Ленинграда, Минска, Роттердама, Хиросимы, Суэца, Ханоя, Бейрута преследовали и психологические цели — духовное подавление людей. Такие акты, как уничтожение населенных пунктов со всем населением (Хатынь, Орадур, Лидице, Сонгми), — это не просто акты беспримерной жестокости, но и способ запугивания населения, варварское подавление духа, психологический террор сознания.
В мирных условиях метод запугивания также применяется, правда, в иной форме. Систематические нашептывания в эфир о грядущих ужасах, апокалипсические фильмы и книги, устные мрачные пророчества могут порождать у слушателей, читателей, зрителей глубокий пессимизм, чувство обреченности и иррационального страха перед будущим. Такими людьми легче манипулировать, проще управлять, вдалбливать определенные стереотипы политического мышления.
Запуганный человек, поддаваясь воздействию «устрашающей» информации, психозу угнетающих фактов, становится беспомощным, индифферентным. Страх парализует не только волю, но и мысль, чувства, понимание подлинной реальности. Именно поэтому аппарат психологической войны стремится деморализовать людей кликушеством, мрачными пророчествами и прогнозами будущего.
Для долгосрочного запугивания не ограничиваются репортажами о «приготовлениях Кремля», перепечаткой из фальшивок ЦРУ «сведений» о «новых советских ракетах, нацеленных на западные города», сообщений «разведфактов» о «таинственных лабораториях» в Сибири, где «изобретается биологическое оружие».
В психологической войне используются художественная литература, кинематограф, исторические исследовательские центры, «некие данные» из «особо важных источников». Каждой такой поделке страха предшествует реклама. Например, в 1981 г. на Западе появился роман Фредерика Форсайта «Дьявольская альтернатива». Типичный боевик, в духе американских комиксов, был охарактеризован буржуазной печатью как «откровение грядущих событий», как «глубокое пророчество возможного». Книга была быстро экранизирована, переиздана во многих капиталистических странах, получила премии и призы. О чём в ней идет речь?
Сюжет построен на некоем «плане «Борис», родившемся в Москве. Этот план вероломного нападения на Запад автор назвал по имени «великого русского полководца Бориса Годунова». Конечно, этот план, по автору, предусматривает танковый прорыв через Эльбу и захват Западной Европы за считанные дни. Затем «по столицам свободного мира будут ходить толпы солдат с красными звездами на ватных шапках». Пусть обыватель пребывает в испуге, перманентном страхе. Сначала надо запугать своё население, а затем молодчики из ЮСИА и ЦРУ сделают то же самое и с людьми из Восточной Европы, рассуждают профессионалы психологической войны. Художественный бред выдан за литературное произведение, состряпанное явно в угоду мастерам психологической войны.
Устрашение ведётся с помощью фильмов ужасов. Как пишет кинокритик Д. Якер в августовском номере (1982 г.) итальянского журнала «Эуропео», сейчас в США наблюдается настоящий бум фильмов ужасов. Только в 1981 г. таких фильмов было выпущено около ста. Фильмы «Нечто», «Парад уродов», «Видеодром», «Ночь живых мертвецов», «Выродки» потрясают жестокостью, натурализмом, садизмом. Известный кинорежиссер Хоукс, «специалист по фильмам, которые леденят кровь», пишет о них, как о «страшном наркотике, который делает людей такими, что они готовы после фильма просить у властей защиты от иррациональных угроз». Такие люди верят в «летающие тарелки», «руку Москвы», «красных гуннов». Это продукт бесчеловечного манипулирования сознанием с помощью психологического устрашения.
Слухи
В ряду подрывных методов идеологических диверсий находится и такое древнее средство, как слухи, представляющие собой искаженную информацию, не имеющую реального основания. Слухи, распространяемые буржуазной радиопропагандой, рассчитаны преимущественно на недостаточно закалённых людей, с невысоким уровнем политического сознания. Распространяясь, слухи имеют тенденцию к гиперболизации, обрастанию фантастическими «подробностями», «новыми» данными, «уточнениями» и т.д.
Буржуазные специалисты психологической войны всегда рассчитывают на то, что для широкого распространения конкретного слуха наиболее желательна обывательская, мещанская среда и наличие определенной эмоциональной почвы: возбуждение, неопределенности, ожидания каких-то событий и т.д. Неустойчивые люди, разнося слухи, одновременно заражают и некоторых других ложными представлениями и информацией. Люди принципиальные, идейно зрелые, политически сознательные в корне пресекают появление и распространение слухов.
В наставлении армии США «Психологические операции» слухам как инструменту дезинформации противника отводится весьма большое место. Например, во время агрессии США против Вьетнама регулярно распространялись слухи среди населения о том, что лица из числа патриотов, сложившие оружие, получают крупное денежное вознаграждение и работу в Сайгоне; против Ханоя и Хайфона в ближайшем будущем будут применены принципиально новые бомбы, уничтожающие всё живое на больших площадях; целые части ДРВ (Демократической Республике Вьетнам) сдаются в плен и т.д. Слухи — инструмент дезинформации, запугивания, «подсказывающие» определенную модель поведения доверчивым людям.
Диверсанты психологической войны понимают, что слухи в определённой мере удовлетворяют информационный голод, дают возможность людям судить о событии, процессе, явлении, характер которого они не знают. Слухи могут быть абсолютно неправдоподобными, а также с некоторыми элементами правды. С точки зрения направленности слухи могут быть:
— обнадёживающими;
— подстрекательскими;
— пугающими;
— паническими.
Лучшим способом пресечения слухов является максимально полная информация населения, своих войск о реальной обстановке, складывающейся ситуации, имеющихся перспективах.
Научное мировоззрение, опирающееся на моральную выдержку и политическую зрелость, — лучшая баррикада на пути распространения слухов, которые были и остаются оружием империалистической психологической войны.
Слух лучше всего блокировать не прямым опровержением (что косвенно служит доказательством реальности сообщения-слуха), а альтернативными фактами, данными, которые нужно распространять вне прямой связи с дезинформацией.
Очень эффективным является способ превентивного, предупредительного действия: в предвидении распространения слухов по какому-то поводу (дата, событие, исторический факт, государственное решение) сообщить общественности всю необходимую, достоверную информацию, которая способна выбить почву для распространения слухов. Важно помнить, что человек, передающий слух, часто питает неосознанную надежду, что сообщение, которое он передает другому, будет этим человеком опровергнуто (или подтверждено). Поэтому важно, воспитывая советскую молодежь, воинов, выработать у них правило: слух может быть остановлен прекращением его передачи каждым, кто о нём узнает, и обезврежен убедительными данными, правдой, разъяснением действительного положения дел.
Другие методы и приёмы психологической войны
В длинном ряду методов идеологического воздействия имеются и другие, например:
— «кража лозунгов» (в сложившиеся понятия, призывы пытаются внести враждебное содержание);
— создание иллюзорных стереотипов мышления (с помощью религиозных проповедей, пропаганды мистического);
— «подтасовка карт» (такие психологические действия, когда события, факты подгоняются под определенную концепцию, версию, точку зрения);
— «наклеивание ярлыков» (без всяких доказательств отдельные действия, лица, организации объявляются подрывными, нелояльными, продажными, террористическими и т.д.).
В основе всех этих действий лежит стремление деформировать истину, создать искаженное представление о существующей действительности, внушить людям враждебные идеи и установки. Использованием этих методов буржуазные органы идеологической войны стремятся не только придать своим сообщениям видимость правдоподобности, но и одновременно подсказать, как поступать человеку, какой сделать выбор, на каком остановиться решении.
Особое значение буржуазные диверсанты придают оперативности реакции на то или иное политическое событие. «Надо действовать или сверхбыстро, или вообще не реагировать на событие», — записано в наставлении США по ведению психологических операций. Короче говоря, если событие «выгодное» для пропаганды — надо подать его быстро, сверхбыстро, сенсационно, в нужном духе; если «невыгодное» — замолчать, отвлечь от него внимание общественности.
Анализ некоторых основных методов подрывной деятельности империалистов в области общественного сознания, их конкретного содержания и направленности показывает, что наши классовые враги, ведя психологическую войну, пытаются использовать любые каналы духовного давления, настойчиво паразитируют на потребительских склонностях отдельных людей, стремятся торпедировать коллективистскую мораль, оживить националистические предрассудки, вызвать у молодёжи политическую индифферентность.
В психологической войне, которую империализм ведёт против нас, используются самые различные средства, приёмы, способы, в том числе и подрывные, если они могут дать желаемый эффект:
— военные демонстрации;
— террористические и диверсионные акты;
— дипломатические демарши;
— политическое давление;
— экономический саботаж;
— торговая блокада;
— пропагандистские «утки»;
— шпионские акции и т.д.
Все эти методы и приёмы, по мысли их творцов и организаторов, должны ввести людей в заблуждение, создать у них иллюзорные представления и искаженные взгляды. Шантаж, провокации, обман, клевета, наветы, взвинчивание эмоций, психическая тревога, политическое дезориентирование и многое другое несут стрелы психологической войны. Её арсенал наполнен самыми недостойными, грубыми, бесчеловечными, циничными методами и приёмами.
Избирательность идеологических и психологических воздействий
Противоборство капитализма против социализма в идеологической области осуществляется весьма дифференцированно, избирательно. Для воздействия на сознание людей точно определяется адресат влияния. Буржуазные пропагандисты не скрывают, что в качестве основных объектов идейного давления они выбирают интеллигенцию и молодёжь, а в последнее время и воинов Советской Армии. Буржуазный идеологический противник при этом исходи из того, что подавляющее большинство личного состава нашей армии — молодые люди, не прошедшие в основном школы классовой борьбы, они не участвовали в войнах в защиту социалистического Отечества, не испытали многих трудностей, которые легли на плечи старших поколений.
Идеологи буржуазии всё это учитывают. Они принимают во внимание и некоторые негативные черты и качества у части молодых людей, их невоспитанность, низкую общественную активность. У нас ещё встречаются люди, которые знают нашу политику и наши принципы, но не всегда следуют им на практике, не ведут борьбу за их осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. У таких людей на словах — одно, на деле — другое, на людях — одно, наедине — другое. Такой дуализм сознания может сделать человека подверженным враждебным влияниям, чуждым правам, сомнительным вкусам.
Буржуазные теоретики и практики психологической борьбы стремятся избирательно направлять свои усилия и на другие общественные и социальные группы: женщин, пенсионеров, людей определённых национальностей и профессий, население конкретных регионов и т.д. При такой дифференциации, как надеются в пропагандистских центрах Запада, больше шансов затронуть, коснуться, удовлетворить духовные интересы и потребности личности. При всей неосуществимости этих буржуазных замыслов в целом нельзя недооценивать возможности негативных воздействий на отдельных людей в социалистическом обществе.
Организаторы буржуазных диверсий в своей подрывной работе хотели бы оказать особое давление на мироощущение и политические позиции советской интеллигенции — важного «производителя» духовных и культурных ценностей. Известно, что удельный вес интеллигенции в социальной структуре нашего общества продолжает расти. Число научных работников, инженеров, техников, агрономов, учителей и врачей в СССР постоянно увеличивается, а темпы роста научно-технической интеллигенции в последние годы превосходят темпы роста всех других социальных групп. И этот процесс закономерен. Он является результатом политики, направленной на всемерное ускорение научно-технического прогресса, на дальнейшее повышение культуры и образованности народа.
Учитывая важную роль советской интеллигенции в культурном, духовном развитии нашего народа, буржуазная пропаганда не прекращает попыток хоть в какой-то мере повлиять на позиции работников умственного труда, их «продукцию» и моральный облик. Буржуазных профессионалов-пропагандистов особенно привлекают люди политически незрелые, морально неустойчивые, беспринципные, не обладающие гражданским достоинством и гордостью. Таких людей в нашем обществе жалкие единицы. И тем настойчивее становятся усилия буржуазных диверсантов выявить их и использовать в подрывных целях.
Среди известных подрывных идей, которые буржуазные идеологи хотели бы внести, подбросить в сознание нашей интеллигенции, выделяется идейка об «особой роли» интеллектуалов в современном мире. Это так называемая новая буржуазная элитарная концепция. В ней «доказывается», что волна научно-технического прогресса поднимает на свой гребень всю научную, инженерную элиту, которая, мол, всё больше берёт в свои руки судьбы развития общества. Следовательно, делают вывод эти теоретики, интеллигенция не должна больше довольствоваться второстепенными ролями, а решительнее проявлять свою «независимость» от государственных институтов.
Нового, разумеется, здесь ничего нет. Ещё В.И. Ленин, критикуя Шулятикова, называл подобные рассуждения «опошлением марксизма». Суть прежняя — попытаться ослабить морально-политическое единство социалистического общества, породить социальную неудовлетворенность у работников умственного труда, привить им нигилистическое отношение к нашим духовным ценностям. В буржуазных идеологических центрах на Западе стало модным, подхватив тезис какого-либо отщепенца, внутреннего эмигранта типа А. Сахарова, тут же делать глубокомысленные выводы, что это, дескать, прямое выражение взглядов «внутренней интеллектуальной оппозиции», якобы существующей в советском обществе. Но тщетны попытки выдать желаемое за действительное.
Организаторам подобных диверсий стоило бы знать, что советская интеллигенция — плоть от плоти своего народа, живёт его интересами, чаяниями и вносит огромный вклад в дело коммунистического строительства. Только социализм создал все условия для подлинно творческой, свободной деятельности интеллигенции. Это находит своё выражение и в громадных достижениях науки и культуры советского общества.
Другой большой общественной группой, на которую хотели бы оказать своё разлагающее влияние буржуазные пропагандисты, является молодёжь. Буржуазные пропагандисты делают «главную ставку на идейное разоружение молодежи, стремятся ослабить её революционный энтузиазм, притупить классовое самосознание, противопоставить старшему поколению, посеять скептицизм и аполитичность, преклонение перед чуждыми социалистическому обществу буржуазными правами и моралью».
Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют более половины населения нашей страны. Делами, учебой, помыслами советская молодежь постоянно доказывает свою непреклонную верность делу отцов, верность коммунистическим идеалам. Ударный труд на стройках страны, дерзание в науке и учебе, доблесть в военной службе стали нормой жизни нашей молодёжи.
Вместе с тем, анализируя различные вопросы воспитания молодого поколения в свете идеологической борьбы, нельзя не видеть, что не у всех молодых людей устоялось, сформировалось полностью классовое самосознание. Нужно определённое время, конкретные жизненные обстоятельства, чтобы каждый юноша и девушка проверили себя в делах на идейную прочность, самостоятельность, гражданственность. Социальный, классовый опыт не приходит сразу. На это, в частности, и рассчитывают наши идеологические противники, стремясь торпедировать идеи коллективизма, привить частнособственнические наклонности, элементы потребительской психологии и политической индифферентности и особенно нигилизма к достижениям своих предшественников.
Учитывая особенности психологии молодежи, идеологические диверсанты заигрывают со студенчеством, стремятся вызвать у него чувства социального неудовлетворения, обращаются к молодым рабочим. При этом они возводят перед рабочими миражи потребительства, воинам доказывают «демократизм» буржуазных армий, дающий возможность «хорошо заработать». Пираты психологической войны хотели бы лишить классовых чувств, патриотической гордости, приверженности к возвышенным идеалам нашу студенческую молодежь, наших рабочих и воинов.
Учитывая особую тягу молодёжи к искусству, литературе, музыке, спорту, пропагандистские центры делают ставку на ходовой шлягер, кинобоевик, литературный комикс, миф о супермене от спорта и т.д.
Молодёжь нетерпелива. И это учитывают пропагандисты с Запада. Они стараются приковать внимание, чувства молодёжи только к негативным явлениям: неудовлетворенности, неуверенности, неустроенности. Даже если их нет — они придумываются, конструируются, создаются. Поэтому так нужно постоянное, повседневное внимание к молодёжи, её росту, формированию, идейной закалке.
Поэтому воспитатели, проявляя постоянную заботу о том, чтобы даже отдельные молодые люди не попадали под чуждое влияние, не только выражают естественное стремление оградить сознание человека от враждебных идей, но видят в этом своеобразную школу постижения классовой зрелости, политической закалки. Когда утверждается в целом верный тезис о том, что нынешние молодые люди не прошли должной школы классовой борьбы, здесь должна быть сделана оговорка. Классовая борьба как выражение противоборства двух систем нередко и непосредственно касается конкретного человека: когда ему нужно дать точную политическую оценку события; верно, на основании классового критерия отнестись к произведению литературы, искусства; проявить непримиримость к чуждым нравам и взглядам. Методологически важно, чтобы восприятие коммунистических идей молодежью сопровождалось приобретением умения аргументированно критиковать чуждые взгляды, понимать их социальную реакционность и опасность.
В буржуазных радио- и телепередачах одна из главных тем — свобода молодёжи в выборе жизненных путей на Западе. Сочные рассказы о преуспевших, достигнувших, поднявшихся… Примеры о владельцах шикарных коттеджей, яхт, коллекций. Сколько расточается елея, курится фимиама в адрес молодёжи! Но главного шептуны у микрофонов западного радио не скажут. Не скажут, что лишь ничтожно малая чаять молодёжи может продолжить образование в вузах из-за непомерно высокой платы. Например, во Франции, наиболее благополучной в этом отношении стране, число студентов — детей трудящихся — лишь 8%. В ФРГ каждый третий безработный — моложе 25 лет. Почти половина самоубийств в европейских странах капитала приходится на молодёжь, которая идёт на «бегство от жизни» в силу неустроенности, бесперспективности бытия, пустоты духа. Таких примеров множество. Но какое дело до них ЮСИА, ЦРУ, другим подобным организациям и учреждениям!
Советским людям старшего поколения, воспитывая у молодёжи непримиримость к любым чуждым влияниям, следует видеть особенности конкретного момента, актуальные задачи общества, коллектива в данной ситуации, находить наиболее действенные формы пропаганды и агитации. Передача опыта классовой борьбы старших поколений должна сопровождаться постоянным учётом новых обстоятельств и возникающих задач. Именно на это указывал В.И. Ленин: «Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодёжи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путём, не в той форме, не в той обстановке, как её отцы». Ленинская мысль требует учитывать изменения в потребностях и интересах молодежи, уровне образованности и культуры.
Дифференциация идеологической борьбы означает вместе с тем «уточнение» не только конкретного адресата, но и содержания идеологического влияния, исходя из тех изменений, которые происходят в духовном облике советского молодого человека. Буржуазный мир кровно заинтересован в том, чтобы у нового поколения не было «иммунитета» к восприимчивости индивидуализма, к политической индифферентности, меркантилизму, мещанскому равнодушию. Наши классовые противники прилагают немало усилий, пытаясь повлиять на умы молодёжи в социалистических странах. Они прикрываются маской «друзей молодёжи», стремятся затянуть в свои сети политически неустойчивых, неопытных молодых людей, притупить их классовую, революционную бдительность лживыми рассуждениями буржуазно-либерального толка, стараются разжигать националистические настроения, ищут отщепенцев, падких на лёгкую жизнь.
Повышение эффективности наших идеологических воздействий, усиление противодействия буржуазной пропаганде не может быть достигнуто без постоянного изучения особенностей в «человеческом материале» — главном объекте идеологических влияний. Приведем некоторые из этих особенностей.
Ныне молодые люди, как правило, несколько позднее вступают на путь непосредственной трудовой деятельности. Наши социальные завоевания, которыми мы все гордимся, уже существовали, когда послевоенные поколения включились в трудовую жизнь. В последние годы заметно усилилась тенденция роста рациональных элементов в сознании. Потребность в приобретении новых знаний, политическом образовании, некоторые тенденции «технизации» жизни, рост потока различной информации привели к тому, что объём усваиваемых знаний в последнее десятилетие увеличился вдвое. Возросла роль научных абстракций в познании, все шире применяется математический аппарат в самых различных сферах деятельности и науках. Это вызвало ускорение развития интеллектуальных способностей людей, то есть рациональной стороны сознания.
Известно, что огромное место в научно-технической революции занимает развитие теоретического знания, совершенствование способов и методов его изучения. В быстро растущем объёме знания широко отражаются мировоззренческие установки различных политических систем, классов, социальных групп. Анализ процессов идеологической борьбы, конкретных акций идеологического противоборства между двумя различными социальными системами приводит к выводу, что ныне в борьбе идей большое место занимают теоретические вопросы.
Не ослабляя воздействий на область общественной психологии, чувства людей, буржуазная пропаганда особый упор делает на проникновение в интеллект человека, выражающий прежде всего рациональную, теоретическую сторону его сознания. Методология науки, социальный прогресс, проблемы мирного сосуществования, будущее человечества, военная история и множество других вопросов теоретического характера подвергаются самой различной оценке и подходу. В идеологической борьбе как явлении классовом ныне объем противодействий, противоборств в теоретической области заметно возрос. Это требует с нашей стороны усиления аргументации критики буржуазных идеологических концепций, показа их несостоятельности в научном плане и ущербности, реакционности в социально-политическом отношении.
Что делать?
Главный вывод из рассмотренных особенностей развития нынешнего молодого поколения заключается в необходимости усиления чувственного, эмоционального воспитания. Без сопереживания получаемых знаний, опыта трудно рассчитывать, чтобы растущий поток информации «как надо» переплавлялся, трансформировался в личные убеждения.
Знания, не согретые теплом возвышенных, благородных чувств, могут при определённых условиях стать и фальшивой драгоценностью.
Поэтому не случайно в последние годы в нашей стране много сделано для того, чтобы непосредственно приобщить молодых людей к возвышенному, героическому, с тем чтобы затронуть самые сокровенные струны чувств. Для этого мало, к примеру, одного телевидения, хороших книг, лекций.
Нужно более непосредственно влиять на чувства людей с помощью ритуалов, обычаев, традиций революционного, героического содержания, чтобы конкретные идеи патриотизма, интернационализма, верности своему долгу стали «материальной силой».
Их важно соединить, слить с личными переживаниями, чувствами молодого человека, конкретным практическим делом, с тем чтобы эти идеи как бы проросли в сознании, стали внутренними убеждениями.
Все эти особенности важно учитывать как в работе с личным составом частей и кораблей, так и с молодёжью, готовящейся к службе в Советской Армии и на Флоте. Пропагандист, агитатор, партийный и комсомольский активист имеет на своем вооружении основное средство воздействия — слово, основной метод — убеждение. Высокая партийность, ясная мысль, стройная логика, четкая система аргументов, злободневность темы — вот наиболее характерные черты лекции, беседы, выступления пропагандиста, агитатора.
Успех в коммунистическом воспитании советских людей, в борьбе с буржуазным влиянием достигается путём осуществления комплексного подхода в этой деятельности. Единство идейно-политического и нравственного воспитания, систематичность идеологических воздействий, их высокое качество, участие в идеологической работе руководящих работников позволят успешно решить задачи, поставленные партией в идейно-воспитательной области, в том число и в сфере идеологического противоборства с классовым противником. При этом важно умело использовать весь богатый арсенал идеологических средств, которым располагает социалистическое общество. Это не только книга, журнал, радио, телевидение, кино, другие мощные инструменты воздействия на сознание людей, но и многочисленные формы, методы, если так можно выразиться, «локального» значения: беседа, личный пример, разъяснение, убеждение, показ яркого социального, политического факта. Именно такая работа делает действенным воспитание советской молодежи, наших воинов, привитие им «иммунитета» невосприимчивости к враждебным воздействиям.
Примечание:
Психологическая война (иностр.) — система мероприятий, проводимых империалистическими государствами против других стран в целях подрыва морально-политического и психологического состояния их населения и вооруженных сил, вмешательства во внутренние дела других стран, разжигания вражды между народами. (Военный энциклопедический словарь. Председатель главной редакционной комиссии С.Ф. Ахромеев.- М.: Воениздат, 1986).
Литература:
Д.А. Волкогонов. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания.- М.: Воениздат, 1983
«Скоро всей ваше Америке — кирдык.»