«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель

Просмотров: 553

России принадлежит приоритет в создании первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ). Еще в русско-японскую вой­ну 1904-1905 годов Михаил Петрович Налётов (1869-1938) спроектиро­вал и построил ПМЗ, вооруженный четырьмя минами заграждения. Падение Порт-Артура, где создавался ПМЗ, не позволило завершить его испытания. Идея М.П. Налётова была воплощена в жизнь десять лет спустя, когда по его проекту на верфях г. Николаева был построен пер­вый в мире ПМЗ «Краб», который превосходил по основным тактико-техническим характеристикам появившиеся позже ПМЗ иностранной постройки.

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный мин­ный заградитель спроектирован Михаилом Петровичем Налётовым, по образованию техником путей сообщения, талан­тливым изобретателем, энергичным и инициативным конст­руктором.

Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налётова в день гибели бро­неносца «Петропавловск», подор­вавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налётов решил построить подводную лодку — минный за­градитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налётов строил на свои собственные сбережения: местное военно-морское началь­ство относилось к идее Налётова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».

Порт-Артур. Строительство ПМЗ М.П. Налётова

Порт-Артур. Строительство ПМЗ М.П. Налётова

Водоизмещение   строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпе­ды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса — «под себя».

Порт-Артур. ПМЗ М.П. Налётова

Порт-Артур. ПМЗ М.П. Налётова

Порт-Артур. ПМЗ М.П. Налётова в ходе испытаний, 1904 год

Порт-Артур. ПМЗ и его командир — мичман Б.А.Вилькицкий в ходе испытаний, 1904 год

Заградитель был построен, были начаты его ходовые испытания, но в связи со сдачей Порт-Артура он достался японцам (по некоторым данным он был взорван). Командиром подводного минного заградителя, который по некоторым данным получил название «Портартурец» стал мичман Борис Андреевич Вилькицкий, вошедший в мировую историю как человек, совершивший последнее Великое Географическое Открытие — архипелага Северная Земля (Земля Императора Николая II).

ПМЗ М.П. Налётова после сдачи Порт-Артура японцам

ПМЗ М.П. Налётова после сдачи Порт-Артура японцам

В 1906 году М.П. Налётов представил Морскому техниче­скому комитету проект подводного минного заградителя водо­измещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налётовым бы­ли разработаны второй вариант подводного заградителя водо­измещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разрабо­тан Налётовым в 1907 году. 2 октября 1907 года специфика­ция с чертежами и проект контракта были представлены Ни­колаевским заводом «Наваль» на утверждение Морского ми­нистерства. В 1908 году Морское министерство выдало заводу «На­валь» заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей ПЛ в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи под­водного минного заградителя, которые вместе со специфика­цией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налётов был назначен кон­сультантом при постройке корабля.

В проекте ПЛ обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цис­терны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя (ПМЗ) водоизмещением около 500 тонн при плавании в надводном положении.

Параллельно с постройкой подводного минного заградителя велось изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. На­лётовым, которые должны были обладать нулевой плавуче­стью. При этом возник спор между Налётовым и минным от­делом Морского технического комитета о приоритете в изо­бретении мин подобного типа. Налетов при­шел к выводу, что находящиеся на подводном заградителе мины с яко­рями должны быть нулевой плавучести, что не требовало на корабле устройства цистерн и систем замещения отрицательной плавучести мин. Для этого М.П. Налетов предложил увеличить объем якоря мины, а пос­ле выхода мины с ПМЗ в нужный момент заполнить якорь водой с тем, чтобы создать у него силу, необходимую для удержания всплывающей мины на заданной глубине установки.

Якорная мина типа "ПЛ"

Якорная мина типа «ПЛ»

В 1913 году на заводе Лесснера в Петербурге для ПМЗ «Краб» были изготовлены мины заграждения «ПЛ» (ПЛ-100) образца 1914 года с яко­рем переменной плавучести системы М.П. Налетова. При этом якорь мины состоял из двух помещенных один в другой цилиндров. Диаметр наружного цилиндра был равен диаметру мины сферической формы и обеспечивал компактное расположение мин с якорями на ПМЗ и их пе­ремещение при минных постановках. За счет объема, заключенного между наружным и внутренним цилиндрами якоря, создавалась его плавучесть. Верхнее дно наружного цилиндра было выполнено по форме мины, а нижнее — в виде плоского или выпуклого кольца. Во внутреннем цилиндре размещалась вьюшка с мин­репом и стопором. К нижнему дну на­ружного цилиндра крепилось чугунное кольцо, в котором было предусмотре­но отверстие для прохода к вьюшке сто­порного троса. На ПМЗ мины распо­лагались в горизонтальном положении и стопорный трос с грузом находился в специальном углублении. Якорь мины «ПЛ» системы М.П. Налетова образца 1914 года имел следующие массогабаритные характеристики: длину — 1000 мм, ширину — 850 мм, высоту — 950 мм и массу около 100 кг. В целом длина мины с якорем составляла 1500 мм, диаметр — 1230 мм.

Якорь мины типа "ПЛ"

Якорь мины типа «ПЛ»

Для размещения мин на ПМЗ в средней и кормовой частях над­стройки были предусмотрены две расположенные параллельно диаметральной плоскости корабля выгородки (коридоры, или каналы), оборудованные минными (рельсо­выми) путями. Мины грузились на ПМЗ с помощью штатного крана со стороны кормовых амбразур (минных клюзов) полностью приготовлен­ными для постановки, так как доступ к ним в море был исключен.

Устройство кормовой надстройки ПМЗ "Краб"

Устройство кормовой надстройки ПМЗ «Краб»

Мины устанавливались на минные пути, и для их перемещения на якорях мин были предусмотрены вертикальные и боковые ролики.

Перемещение мин по минным путям к кормовой амбразуре каждо­го минного ряда осуществлялось с помощью минного элеватора. При этом в нижней части минного коридора проходила конвейерная цепь, приводимая в движение вращением ведущего колеса звездочки, расположенного в носовой части минного ряда. Якорь каждой мины имел в нижней части палец с роликом, входивший в паз цепи минного элеватора. Звездоч­ки посредством конических зубчатых передач соединялись с приводны­ми электродвигателями, расположенными в прочном корпусе. При отработке минных элеваторов наряду с цепным приводом перемещения мин рассмат­ривался винтовой привод с червячным валом, в который входили веду­щие ролики якорей мин, катавшиеся между специальными направляю­щими погонами. Червячный вал вращался электромотором мощностью 6-8 л.с. при частоте вращения 1200 — 1500 об/мин. Электромотор рас­полагался в прочном корпусе и с помощью вертикального вала через коническую ше­стерню был связан с червячным валом правого борта, а с помощью пе­редаточного вала и конических шестерен — с червячным валом левого борта. В прочном корпусе были установлены указатели числа выставленных и остав­шихся на элеваторе мин. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м) в надводном положении при скорости хода ПМЗ от 3 до 10 уз за счет изменения скорости движения минных элеваторов.

Мины «ПЛ» имели ударно-инерционный взрыватель. На заданное углубление от поверхности они устанавливались с помощью гидроста­тического прибора, принцип действия которого предложил адмирал С.О. Макаров. После сбрасывания с ПМЗ мина с якорем, падая в воду принимала сначала наклонное, а затем вертикальное положение, груз сто­порного троса выпадал из своего гнезда и оттягивал стопор вьюшки мин­репа, и мина отделялась от якоря. При выходе мины автоматически от­крывались два клапана, установленные во внутреннем цилиндре якоря. Через один из клапанов поступала вода в якорь мины, а через другой вы­ходил воздух из якоря. Якорь мины был сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести располагался в нижней его части. За счет этого якорь, падая на дно, сохранял вертикальное положение. Под действием получен­ной отрицательной плавучести якорь мины достигал дна, а мина под дей­ствием положительной плавучести всплывала. При этом с помощью гидро­стата на заранее установленной от поверхности глубине барабан вьюшки минрепа тормозился, и мина устанавливалась в боевое положение.

Для проверки минных устройств в работе в 1909 году был изготовлен действующий макет, в котором минная труба с восьмью минами была установлена между корпусами двух понтонов. Испытания проводились в 1911 году и дали положительные результаты. При этом понтон буксиро­вался со скоростью 7,5 уз. С него было поставлено пять мин с заданны­ми минными интервалами.1362461205_3[1]

8 августа 1912 года подводному минному заградителю было присвое­но наименование «Краб», а 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду.

Чертеж ПМЗ "Краб"

Чертеж ПМЗ «Краб»

В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение.

Подводный минный заградитель "Краб"

Подводный минный заградитель «Краб»

Основные ТТХ ПМЗ «Краб» (данные 1915 года по итогам ходовых испытаний)

Завод-строитель Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), г. Николаев
Число кораблей в серии, шт. 1
Вступление в строй, г 1915
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный
Главные размерения, м:

— длина наибольшая

— ширина наибольшая

— осадка средняя

 

52.8

4.3

4.0

Водоизмещение, т:

— надводное

— подводное

 

533

736

Запас плавучести, % 41
Тип ЭУ ДВС-электрическая
Тип ДВС Керосиномоторы фирмы «Кёртинга»
Тип электромоторов «Эклеранж-Электрик»
АБ:

— тип

— число групп АБ

— число элементов в группе

 

Свинцово-кислотная «Мэто»

4

59

Мощность двигателя, л.с.:

— надводного хода (ДВС)

— подводного хода

 

4х300

2х330

Число гребных валов, шт. 2
Запас топлива, т 37.1
Скорость, уз:

— надводная наибольшая

— надводная экономическая

— подводная наибольшая

— подводная экономическая

 

11.8

8.6

7.1

4.0

Дальность плавания, миль:

— надводным ходом 8.6 уз

— подводным ходом 7.1 уз

— подводным ходом 4.1 уз

 

1236

19.6

82

Глубина погружения (при испытаниях), м 37
Экипаж, чел. 53
Артиллерийское вооружение: — 1х70-мм орудие

— 2х7.62-мм пулемёта

Торпедное вооружение: — 2х450-мм трубчатых ТА (4 торпеды)
Минное: 60 якорных мин типа «ПЛ»

Первым командиром ПМЗ «Краба» был назначен старший лей­тенант А.А. Андреев.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточ­ная остойчивость подводной лодки, что потребовало установ­ки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 года.15-46-34[1]

В 1915 году на Черном море возникла острая необходимость в созда­нии активных минных заграждений у турецких берегов с тем, чтобы не дать возможности прорваться крупным германским кораблям к Черно­морскому побережью России. Скрытно эту задачу мог выполнить только подводный заградитель. Первый боевой поход ПМЗ «Краб» совершил 25 июня 1915 года, не закончив в пол­ном объеме испытания. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровож­дении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к проливу Босфор. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турец­ким флотом по всплывшим минам, после чего началось тра­ление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».Канлодка-01

Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья — 1 сентября 1916 года у города Варна (Болгария).

Погрузка минного боезапаса на ПМЗ "Краб"

Погрузка минного боезапаса на ПМЗ «Краб»

Первый в мире подводный заградитель «Краб» превосходил по ос­новным ТТХ, особенно по минному боезапасу, появившиеся в 1915 году германские ПМЗ типа UC 1, однако у него были конструктивные недо­статки: малая остойчивость в надводном положении из-за большой мас­сы высоко расположенных мин, длительное время погружения — 12 ми­нут, несовершенные двигатели надводного хода, неполадки в минных элеваторах (в последнем походе из-за заклинки мины ПМЗ смог поста­вить только половину минного запаса). Поэтому после в целом успешно завершенных боевых походов подводному заградителю требовался ре­монт и в сентяб­ре 1916 года «Краб» был поставлен в мастерские Севастопольского порта. Во время его проведения в Севастополе было решено заменить керосиновые ДВС на двигатели Дизеля, усовершенствовать минные ус­тройства и провести ряд других доработок. В июне 1918 года «Краб» попал в руки германского, а за­тем англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 года при отступлении войск интервентов из Крыма «Краб», в левом борту которого была сделана пробо­ина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты.

Погрузка минного боезапаса на ПМЗ "Краб"

Погрузка минного боезапаса на ПМЗ «Краб»

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовитель­ных работ по подъему подводной лодки «Кит». «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть ПМЗ глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. Плани­ровалось поднять ПМЗ в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под в корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом под­нять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тон­ные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность.

Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подве­сти под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним.

В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котло­вана прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исклю­чительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный за­градитель Черноморскому флоту.

Жизненный цикл ПМЗ "Краб"

Жизненный цикл ПМЗ «Краб»

Узнав о подъеме «Краба», М.П. Налётов подготовил проект восстановления ПМЗ, однако в это время полным ходом велось серийное строительство более совершенных отечественных ПЛ, в том числе ПЛ-ПМЗ типа «Ленинец», и надобность в восстановлении устаревшего корабля отпала. Проект был отклонен, «Краб» не восстанавливался и был сдан на метал­лолом.

 Литература:

  1. Русские подводные лодки. Научно-исторический справочник. Т.1, ч.1. Под общей редакцией академика РАН РФ И.Д. Спасского, профессора Л.Ю. Худякова.- СПб.: ЦКБ МТ «Рубин», 1 ЦНИИ МО РФ, 1994
  2. А.Н. Гусев. Подводные минные заградители. Построенные корабли и нереализованные проекты: информационно-технический справочник. Под общей редакцией академика В.М. Пашина.- СПб.: ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, 2002

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru