- Компания «Baykar Makina»
- Создание БпЛА «Байрактар-ТБ2»
- Состав комплекса «Байрактар-ТБ2»
- В состав каждого комплекса в стандартной комплектации входят:
- Передвижная наземная станция управления«Байкар»
- В состав антенно-фидерной системы входят:
- Электрическая система ПНСУ включает в себя:
- ПНСУ «Байкар» оснащен:
- Средства наземного обслуживания и поддержки
- БпЛА «Байрактар-ТБ2»
- Гиростабилизированная оптико-электронная система
- Данная ГОЭС включает в себя:
- Аппаратура управления «Wescam MX-15Di» обеспечивает:
- Вооружение
- Развитие «Байрактар-ТБ2»
- Выводы
- Литература:
Компания «Baykar Makina»
В силу целого ряда обстоятельств из многочисленных беспилотных авиационных комплексов военного назначения, производимых в вышеперечисленных странах, наиболее известным стал турецкий комплекс «Байрактар-ТБ2» (Bayraktar ТВ2). Он получил свое название по фамилии семьи турецких предпринимателей (отца и двух сыновей), владеющих компанией «Baykar Makina». Фамилия владельцев компании переводится с турецкого как «Знаменосец». «Baykar Makina» была основана в 1986 г. и занималась производством и поставками запасных частей к автомобилям. В 2000-х годах «Baykar Makina» превратилась в ведущую турецкую компанию по производству беспилотных летательных аппаратов. Этот процесс тесно связан с деятельностью Сельчука (1979 г.р.), младшего сына О. Байрактара, основателя компании. Сельчук является талантливым инженером и учёным, энтузиастом внедрения беспилотных технологий в летательныё аппараты.
Работая в компании, принадлежащей его отцу, ему удалось реализовать свои исследования в области архитектуры систем авионики, управления полётом беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), разработки алгоритмов навигации, кинематики и динамики авиационных систем, разработки электронного оборудования и встроенного программного обеспечения. Ныне С. Байрактар — технический директор и совладелец компании «Baykar Makina». Также он стал зятем президента Турции Р. Эрдогана.
Создание БпЛА «Байрактар-ТБ2»
Первый этап разработки БпЛА «Байрактар-ТБ2» — его прототипа под названием «Bayraktar Block A» — начался в 2007 г., а первый полёт беспилотника был совершен в июне 2009 г. Второй этап, включающий разработку и серийное производство «Bayraktar Block В», начался в январе 2012 г. Беспилотник «Байрактар-TБ2» совершил свой первый полёт в апреле 2014 г. Он представляет собой модифицированную версию одноименного разведывательного аппарата «Bayraktar Block В» (усиленное крыло, доработанный двигатель, бортовое оборудование). Его приёмочные испытания были проведены в ноябре 2014 г., и к концу того же года 6 ед. БпЛА (в составе комплекса) были поставлены турецким сухопутным войскам, то есть производство БпЛА «Байрактар-ТБ2» началось в 2014 г.
Состав комплекса «Байрактар-ТБ2»
В состав каждого комплекса в стандартной комплектации входят:
— передвижная наземная станция управления (ПНСУ «Байкар» — Mobile GCS “Baykar”) — 2 ед.;
— передвижной бензо- или дизель-генератор — 2 ед.;
— средства наземного обслуживания и поддержки, комплект ЗИП и эксплуатационная документация, а также автомобили технической поддержки;
— беспилотные летательные аппараты — 6 ед.
Стоимость комплекса составляет около $70 млн, а стоимость одного беспилотника — примерно $5 млн.
Передвижная наземная станция управления«Байкар»
Передвижная наземная станция управления (ПНСУ) «Байкар» (Mobile GCS) обеспечивает удалённое управление беспилотниками с передовых баз, размещённых на удалении от своих стационарных командных пунктов. ПНСУ включает в себя подъёмную платформу с мачтовым устройством с гидравлическим приводом, установленную непосредственно на шасси ПНСУ. По техническим требованиям к комплексу «Байрактар-ТБ2» шасси (грузовой автомобиль) станции управления должно иметь топливный бак ёмкостью 350 л, что должно обеспечить запас хода более 1 000 км.
На подъёмной платформе размещена антенно-фидерная система (АФС). Гидравлическая система позволяет поднимать платформу с АФС на высоту до 12 м, что обеспечивает достаточную дальность (до 150 км) и качество работы каналов связи станции управления с беспилотниками. Платформа снабжена механическим предохранительным устройством, обеспечивающим фиксацию мачтового устройства в случае нештатного падения давления в гидравлической системе. Полезная нагрузка на платформу составляет 300 кг.
Антенно-фидерная система ПНСУ состоит из двух комплектов антенных узлов (системы телеуправления и системы приёма видеотрансляции с БЛА). Фидер представляет собой линию передач (электрическую цепь) и вспомогательные устройства, с помощью которых энергия радиочастотного сигнала подводится от радиопередатчика к антенне или от антенны к радиоприемнику.
В состав антенно-фидерной системы входят:
— следящая (поворотная) параболическая антенна с узкой диаграммой направленности с возможностью автосопровождения;
— GPS антенна (приёмник) для определения координат беспилотника и задания угла места и азимута параболической антенны;
— антенна с круговой диаграммой направленности (всенаправленная).
Положение параболической антенны в пространстве устанавливается автоматически — по уровню сигнала, а также с помощью данных (координат) глобальной системы позиционирования GPS (исходя из полученных координат места нахождения БпЛА и координат места установки следящей антенны). Её активная антенная система автоматического слежения (Automatic Tracking Antenna System — ATAS) обеспечивает высокоэффективную передачу видеоизображения, ряда других данных с БпЛА, а также устойчивую связь с беспилотником на расстоянии до 150 км.
Все основные элементы (приёмники, контроллеры и т.д.) размещены внутри обтекателя антенны — на выходе с неё снимается готовый сигнал, который передается в цифровом виде оборудованию рабочих мест расчёта наземной станции управления.
Всенаправленная антенна предназначена для телеуправления БпЛА. Телеуправление — это управление беспилотником с ПНСУ (командного пункта) в автоматическом или ручном режиме. Отметим, что следящая параболическая антенна может автоматически сопровождать БпЛА на дальностях прямой радиовидимости. Если беспилотник находится близко к наземной станции, то его угловая скорость перемещения может превысить угловую скорость вращения антенны. В этом случае применяется всенаправленная антенна. Антенны переключаются автоматически.
Перед совершением марша подъёмная платформа опускается, а установленные на ней антенны демонтируются. При прибытии к месту дислокации, например, на заданный аэродром, антенны устройство вновь устанавливается на подъёмную платформу силами личного состава.
В составе ПНСУ имеется носимая станция управления, состоящая из промышленного ноутбука, наземной станции передачи данных «EnerLinksIII», переносной модификации поворотной параболической антенны (Mini Automatic Tracking Antenna) с системой ATAS, а также аккумуляторной батареи.
Носимая станция управления применяется в составе разведывательных групп и позволяет устанавливать устойчивую связь с БпЛА на расстоянии до 30 км.
Передвижная наземная станция управления размещена в стандартизированном для стран НАТО контейнере (кузове) типа КУНГ, оснащённом перекрёстными резервными системами командования и управления, стеллажными шкафами, блоком кондиционирования воздуха, системой фильтрации воздуха, блоками электроснабжения, беспроводными системами и системами внутренней связи. Всё оборудование внутри контейнера станции помещено в стеллажные шкафы.
В состав расчёта станции входят 3 человека — начальник станции (он же — командир расчёта и пилот) и 2 оператора, один из которых управляет нагрузкой, а другой — координирует работу беспилотников с вышестоящим операционным центром. Каждый из членов расчета ПНСУ имеет отдельное рабочее место с двумя экранами, клавиатурой, джойстиком, компьютерной мышью и прочими устройствами ввода информации, используемыми для управления, контроля и мониторинга в режиме реального времени и обеспечивающими управление двумя находящимися в воздухе беспилотниками. Командир БпЛА управляет летательным аппаратом главным образом при помощи клавиатуры и компьютерной мыши, так как пилотирование в основном осуществляется автопилотом, по вводимой командиром программе.
Электропитание ПНСУ «Байкар» может осуществляться либо от промышленной сети переменного тока напряжением 220 В, либо от передвижного генератора из состава комплекса. Генератор предназначен для резервирования электропитания станции — в случае отключения или отсутствия промышленной сети. Передвижной генератор представляет собой агрегат, состоящий из двигателя внутреннего сгорания и генератора, установленного на автомобильный прицеп.
Электрическая система ПНСУ включает в себя:
— наружную электрическую панель, питаемую от промышленной сети переменного тока напряжением 220 В либо от передвижного генератора из состава комплекса;
— бортовую сеть станции напряжением 24 В с резервным источником питания — аккумуляторными батареями;
— системы кондиционирования и поддержания температурно-влажностного режима;
— системы освещения — основная и дежурная;
— внешние разъёмы для подключения оборудования (АФС, систем связи ПНСУ-БпЛА).
ПНСУ «Байкар» оснащен:
— интерфейсом C4I в виде LAN-портов (локальной вычислительной сетью) для трансляции видеоизображений и координации действий как с командованием беспилотной авиацией (высшими звеньями управления), так и с командирами подразделений и воинских частей, в интересах которых работает комплекс;
— системами контроля и самодиагностики оборудования станции;
— телефонными, оптическими, радио линиями и средствами связи, громкой голосовой связью;
— дублирующей (резервной) системой работы пультов пилота и операторов для повышения надёжности работы БпЛА.
Программно-аппаратный комплекс ПНСУ обеспечивает получение пилотом и операторами информации, необходимой для управления и контроля БпЛА. Контейнер станции оснащён молниезащитой.
Рассмотренный выше ПНСУ (Mobile GCS) является собственной разработкой компании «Baykar Makina».
Средства наземного обслуживания и поддержки
Средства наземного обслуживания и поддержки комплекса включают в свой состав метеорологическую станцию, другие устройства, приборы и датчики, необходимые для проведения и обеспечения безопасности полётов. В состав комплекта средства наземного обслуживания станции управления «Байкар» входит, например, устройство наземной поддержки GSU (Ground Support Unit). Оно является по своей сути стабилизированным источником питания для беспилотника «Байрактар-ТБ2» во время его нахождения на земле. Устройство также предназначено для заряда аккумуляторных батарей и обеспечения диагностики, а также обслуживания систем и приборов БпЛА через интерфейс оператора. Устройство наземной поддержки GSU за счёт своих резервных аккумуляторных батарей может обеспечивать электроснабжение беспилотника или заряжать его батареи в течение четырёх часов без подключения к внешнему источнику питания. При подключении к электрической сети устройство работает от источника переменного тока напряжением 220 В.
Также в состав комплекта средства наземного обслуживания входит топливозаправочная станция «Байкар» изготовленная по специальному заказу для БпЛА «Байрактар-Тб2». Она имеет заправочную ёмкость объёмом в 800 л и установлена на полуприцепе. Станция может производить как заправку, так и отбор топлива из топливных баков беспилотника. Она работает от промышленной электрической сети переменного тока напряжением 220 В или от передвижного генератора. Габаритные размеры станции составляют 1 188 × 2 252 × 1 430 мм.
БпЛА «Байрактар-ТБ2»
По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится:
— по радиусу действия (максимальной дальности применения) — к БпЛА средней дальности (его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км), что соответствует решению задач оперативного уровня (в интересах объединений в составе ВС РФ);
— по скорости полёта в пределах от 50 до 400 км/ч — к малоскоростным БпЛА;
— по высоте полёта в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полёта;
— по продолжительности полёта (свыше 8 ч) — к БпЛА с большой продолжительностью полёта.
По классификации Международной ассоциации по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) «Байрактар-ТБ2» относится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полёта (БпЛА категории Medium Altitude Long Endurance — MALE).
Планер беспилотника самолётный, типа монокок, в котором внешняя оболочка фюзеляжа летательного аппарата является основным несущим элементом планера.
Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна, кевлара (параамидного высокопрочного волокна) и гибридных композитов. Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) этого беспилотника оценивается на уровне ЭПР семейства американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 «Lightning II», выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. Для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением РЛС в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, турецкий беспилотник какой-либо особой угрозы не представляет.
В качестве соединительных элементов в конструкции планера применяются прецизионные детали из алюминиевого сплава. Планер имеет прямое крыло большого удлинения и хвостовое оперение выполненное в форме перевернутой буквы V.
Старт и приземление беспилотника производится с взлетно-посадочной полосы в автоматическом режиме с применением неубирающегося трёхстоечного шасси (убирается только передняя стойка).
Силовая установка беспилотника представляет собой двигатель с толкающим двухлопастным винтом с регулируемым шагом. Регулировка шага винта винтового движителя осуществляется бортовой электроникой. Винт регулируемого шага в отличие от винтов фиксированного шага позволяет увеличивать или уменьшать мощность тяги, сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Двигатель силовой установки — «Rotax-912» расположен между хвостовыми балками беспилотника, работает на автомобильном бензине с октановым числом не ниже 95. Это авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания с инжекторным (принудительным) впрыском топлива, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, горизонтально-оппозитный. Его головки цилиндров имеют жидкостное, а цилиндры — воздушное охлаждение.
«Rotax-912» разработан в Австрии компанией «BRP-Powertrain», производится в Канаде компанией «Bombardier Recreational Products» (BRP). Мощность двигателя N = 100 л.с. обеспечивает беспилотнику максимальную скорость полёта, равную 222 км/ч, а крейсерскую скорость полёта — 130 км/ч.
Практический потолок «Байрактар-ТБ2» составляет 8 230 м, рабочая высота — 5 500 м. Максимальная продолжительность полёта аппарата может достигать 27 часов. Запас топлива на борту аппарата хранится в баках-дозаторах — усиленных прорезиненных мешках, установленных в полостях планера и предназначенных для размещения топлива. При расходе топлива баки автоматически уравновешиваются системой электромагнитных клапанов.
Беспилотник «Байрактар-ТБ2» оснащён тройной резервной системой авионики. Под термином «авионика» подразумевается совокупность:
— бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Для своей работы оно излучает и/или принимает радиоволны, например, как GPS-приёмник БпЛА;
— авиационного оборудования. Его приборы, механизмы, агрегаты в своей работе используют электрический ток, но при этом не излучают радиоволны, например, контроллер микропроцессорной системы управления двигателем «Rotax-912»;
— авиационного вооружения, содержащего электронные узлы.
Тройное резервирование является отказоустойчивой формой работы бортовой авионики, позволяющее системе продолжить правильную работу в случае одной или нескольких неисправностей. Это крайне важно для ударного беспилотника, который во время боевых действий подвергается воздействию средств ПВО противника.
Гиростабилизированная оптико-электронная система
Под фюзеляжем БпЛА «Байрактар-ТБ2» устанавливается гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС), представляющая собой вращающийся всеракурсный турельный блок. Базовой ГОЭС для «Байрактар-ТБ2» является «Wescam MX-15Di», разработанная американской компанией «L3Harris Technologies Inc.» и производимая канадской компанией «L3Harris Wescam».
Данная ГОЭС включает в себя:
— модуль электрооптических камер видеонаблюдения;
— модуль инфракрасной камеры наблюдения;
— лазерный целеуказатель;
— лазерный дальномер с подсветкой.
ГОЭС имеет встроенный GPS-приемник. Масса «Wescam MX-15Di» составляет 42,7 кг при диаметре устройства 40 см и высоте 48 см. В зависимости от комплектации масса ГОЭС может превышать 45 кг. Ориентировочная стоимость — более $1 млн.
В оптико-электронной системе «Wescam MX-15Di» установлено две цветных ТВ-камеры. Одна из них имеет малое увеличение и предназначена для ведения обзорной разведки. Другая — для дальнего обнаружения объектов. Она оснащена объективом точного наведения большой кратности и имеет четыре фиксированных угла поля зрения. Её качество таково, что камера позволяет обнаруживать наземную технику противника на удалении порядка 50–70 км, на удалении в 20 км определять тип военной техники. Наличие во вращающемся всеракурсном турельном блоке «MX-15Di» лазерного дальномера и целеуказателя с рабочими длинами волн 1064 и 860 нм (при мощности лучей около 680 мВт) дает ГОЭС возможность целеуказания на дистанции до 20 км.
Система потокового видео Baykar Live Video Streaming System (BLVSS) предоставляет потоковую передачу изображения и управления архивами в реальном времени. BLVSS позволяет авторизованным пользователям смотреть потоковое видео высокого разрешения в реальном времени. Видео в прямом эфире записываются в архивные видеофайлы длительностью 30 мин. Функция комментариев позволяет пользователям оценивать архивные видео с необходимыми и достаточными подробностями, что позволяет их использовать при планировании и постановке боевых задачи.
Зенитно-ракетные комплексы малой дальности обладают возможностями поражения высокоточного оружия, а также артиллерийских снарядов и ракет малой дальности, включая ракеты систем залпового огня на расстоянии до 20 км. Следовательно, с 20 км, то есть из-за пределов действия ЗРК малой дальности, БпЛА «Байрактар-ТБ2» имеет возможность точно определить его местоположение. «Wescam MX-15Di» оснащена аппаратурой управления MX-GEO/MX-GEO Gen 3, в состав которой входят подсистемы:
— автоматического картографирования;
— автоматического сопровождения цели в видеорежиме и по координатам;
— расчёта скорости и экстраполяции предполагаемого направления движения цели;
— указания цели в ручном режиме для её сопровождения в городских условиях.
Аппаратура управления «Wescam MX-15Di» обеспечивает:
— определение собственных координат беспилотника с привязкой к цифровой карте местности;
— автоматическое удержание маршрута в районе аэросъёмки с высокоточной стабилизацией линии визирования при помощи блока инерциальной навигации на основе волоконно-оптического гироскопа.
Качество функционирования ГОЭС «Wescam MX-15Di» при выполнении боевых задач беспилотниками зависит от многих факторов: опыта и профессиональной подготовки расчёта БпЛА, времени суток, погодных условий, способов и уровня применяемой противником маскировки, способов воздействия на беспилотник и др. Например, в условиях тумана и низковысотной облачности для уверенного обнаружения и устойчивого сопровождения низко-, средне- и высококонтрастных теплоизлучающих наземных целей ГОЭС «MX15Di» операторы «Байрактар-ТБ2» будут вынуждены снижать рабочие эшелоны беспилотников с 6 500 м до 1500-700 м. В таких погодных условиях применяется низковысотный (на высоте нескольких сот метров) полёт с поддержкой связи со станцией контроля через беспилотник-ретранслятор, летящий на высоте и на безопасном удалении. Такую низколетящую цель РЛС ЗРК может засечь лишь на небольшом расстоянии, с которого беспилотник сможет атаковать комплекс своими боеприпасами.
В настоящее время на «Байрактар-ТБ2» может устанавливаться ГОЭС «CATS» (в 2020 г. прошли её успешные испытания), разработанная и производимая турецкой компанией «ASELSAN». Гиростабилизированная оптико-электронная система «CATS» предназначена для ведения разведки, наблюдения и наведения высокоточных боеприпасов. Она может устанавливаться не только на беспилотники, но и на вертолёты и самолёты.
Возможность целеуказания у канадских «Wescam MX-15Di» — 20 км, у турецких ГОЭС «CATS» — около 25 км. БпЛА «Байрактар-ТБ2» также может комплектоваться и мини-РЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), что даёт ряд преимуществ перед ГОЭС. Мини-РЛС сканирует местность с высоким разрешением, и обычная маскировка, дым, туман, дождь и т.п. при её работе не являются помехой.
Вооружение
Базовыми боеприпасами для «Байрактар-ТБ2» являются малогабаритные корректируемые авиационные бомбы (КАБ) MAM-L и MAM-C, называемые иначе управляемыми планирующими авиационными бомбами (УПАБ). Они разработанные и производятся турецкой компанией «Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A. S.». Каждая из них может быть снаряжена каким-либо типом боевой части из трёх возможных вариантов с круговым вероятным отклонением не более 1 м. На бомбы установлена головка самонаведения (ГСН) с полуактивной лазерной системой наведения, принцип действия которой основан на использовании систем подсвета объектов лазерным лучом. Наведение бомбы на объект осуществляется на отраженный сигнал от цели, по которому осуществляет планирующий полёт к цели.
КАБ MAM-L представляет собой существенно упрощенный вариант ПТУР L-UMTAS — без ракетного двигателя, но с более развитым оперением, позволяющим планировать на цель. Дальность применения с использованием опции INS/GPS (использование спутниковых сигналов GPS для коррекции инерциальной навигационной системы INS) достигает 14 км.
Характеристики | MAM-L | MAM-C |
Длина, м | 1 | 0,97 |
Диаметр, м | 0,16 | 0,07 |
Масса, кг | 22 | 6,5 |
Дальность полёта, км | 8000 | 8000 |
Тип системы наведения | Полуактивная лазерная ГСН | Полуактивная лазерная ГСН |
Точность (КВО), м | 1 | 1 |
Тип БЧ | Кумулятивная тандемная) осколочно-фугасная/ термобарическая | Кумулятивная тандемная) осколочно-фугасная/ термобарическая |
Носитель | БпЛА, лёгкий штурмовик | БпЛА, лёгкий штурмовик |
КАБ MAM-C втрое легче, предназначен в основном для поражения живой силы противника на дальности до 8 км. Боевая эффективность авиационных бомб MAM-L и MAM-C по результатам боевых действий оценивается командованием турецких вооруженных сил как весьма высокая. Серьёзным недостатком данных авиабомб является то, что они не оборудованы транспортно-пусковыми контейнерами. Это подвергает чувствительную электронику их ГСН негативному воздействию условий полета и может ухудшить характеристики КАБ в ходе боевого применения.
В настоящее время компания «Roketsan» постоянно совершенствует боеприпасы класса MAM (Mikro Akıllı Mühimmat, в переводе с турецкого «умные микробоеприпасы»). Новые образцы также представляют собой главным образом высокоточные малогабаритные корректируемые авиационные бомбы с лазерной полуактивной головкой самонаведения, предназначенные для установки не только на БпЛА, но и на самолёты и вертолёты. Также продолжается модернизация БпЛА «Байрактар-ТБ2».
Развитие «Байрактар-ТБ2»
Всего через 4 дня (10 ноября 2020 г.) после удачных испытаний по применению КАБ MAM-L с БЛА «Байрактар-ТБ2», оборудованного ГОЭС «CATS», компания «Baykar Makina» представила новую модификацию своего беспилотника — «Байрактар-ТБ2С» (Bayraktar ТВ2S) с антенной спутниковой связи, размещённой в специальном отсеке (своеобразном «горбе»), расположенном в передней верхней части фюзеляжа аппарата. Внедрение системы спутниковой связи позволит увеличить боевые возможности БпЛА «Байрактар-ТБ2С», сделав дальность управления им с наземной станции управления (его радиус действия) практически неограниченным.
В настоящее время для беспилотников «Байрактар-ТБ2» дальность управления составляет 150 км. Система спутниковой связи, по всей видимости, была создана турецкой компанией «CTech», которая в июле 2020 г. поставила 15 терминалов спутниковой связи SOTM (Satcom-On-The-Move) для установки их на военные турецкие БпЛА. Система SATCOM (Satellite Communication/Satellite Connection) используется в качестве телекоммуникаций путём ретрансляции сигналов через искусственные спутники Земли.
Также компания «Baykar Makina» разрабатывает беспилотники «Байрактар-ТБ3» (Bayraktar TB3). Военное руководство Турции планирует разместить их вместо американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой на универсальном десантном корабле своих ВМС «Анадолу» (Anadolu), который может использоваться как легкий авианосец.
Ударный БпЛА «Байрактар-ТБ3» оснащается новым турецким авиационным дизельным поршневым двигателем с турбонаддувом «TEI PD-170», который был создан в 2018 году и уже активно устанавливается на турецкие БпЛА «Anka» различных модификаций и «Aksungur». Мощность двигателя 170 л.с. на высоте 9 000 м, объём цилиндров — 2,2 л, масса двигателя с редуктором — 162 кг.
На «Байрактар-ТБ3» также установлена новая турецкая ГОЭС «CATS». Разработка собственных двигателей и ГОЭС для беспилотников является вынужденной реакцией Турции на фактически введённые против её военно-промышленного комплекса санкции со стороны ряда западных стран. Предлог — поддержка Турцией Азербайджана, который успешно применил турецкие беспилотники на войне в Нагорном Карабахе. Причина — устранение перспективного конкурента на рынке вооружений.
Выводы
Для западных партнеров по НАТО турки всегда будут недочеловеками и поэтому «союзники» указывать им место Турции в «альянсе равных» будут открыто и незамысловато. Турецкие вооруженные силы, в первую очередь сухопутные войска, приобрели успешный опыт применения «Байрактар-ТБ2» в целой серии операций:
— против курдских иррегулярных воинских формирований в самой Турции, Ираке и Сирии в течение 2018/19 гг.;
— в военной операция против сирийских вооруженных сил в сирийской провинции Идлиб в 2020 г.;
— в военной операции в Ливии в 2020 г.;
— в Нагорно-карабахском конфликте в 2020 г.
Достигнутые результаты вызвали «головокружение от успехов» у ряда турецких военных специалистов, но особенно — в прессе, турецкой и западной.
Беспилотный авиационный комплекс «Байрактар-ТБ2» смог раскрыть полностью свои боевые возможности только в войнах и вооруженных конфликтах низкой или средней интенсивности. Они велись либо против стран, либо против отрядов мятежников или экстремистов, не обладающих развёрнутой эшелонированной многоуровневой системой ПВО и единой системой контроля воздушного пространства. В гипотетической войне против государства, обладающего такой системой ПВО, беспилотники типа «Байрактар-ТБ2», конечно, займут свою нишу, но не смогут оказать решающего влияния не только на исход, но даже и на ход отдельных военных операций.
Литература:
Журнал Министерства обороны РФ «Армейский сборник», № 3, 2022