Василий Владимирович Петров родился 8 июля 1761 г. в г. Обояни Курской губернии в семье приходского священника. В приходской школе своего родного города он получил начальное образование, а затем поступил в Харьковский коллегиум — высшую школу, где могли учиться представители всех сословий.
- Образование
- Алтай
- Инженерное кадетское училище
- «Собрание физико-химических новых опытов»
- Кислородная теория горения
- Холодное свечение тел
- Примечание:
- Исследование электрических явлений
- Вольтов столб
- Изучение свойств электрического тока
- Открытие электрической дуги
- На пути к созданию ламп накаливания
- Зарождение электрометаллургии
- Преподавательская деятельность В.В. Петрова
- Ученики В.В. Петрова
- Академия наук
- Изгнание из Академии наук
- Медико-хирургическая академия
- Литература:
Образование
Много образованных и талантливых людей училось в Харьковском коллегиуме. Среди них можно назвать, например, поэта Н.И. Гнедича, переводчика «Илиады».
Воспитанники коллегиума, кроме сведений о различных специальных науках, прежде всего получали серьезные знания латинского, греческого, а также западноевропейских языков, столь необходимые для научной работы.
После окончания коллегиума в 1785 г. В.В. Петров, побуждаемый страстной жаждой знаний, 24 лет от роду переехал в Петербург для продолжения образования в так называемой Учительской гимназии, являвшейся по сути дела первым русским учительским институтом.
Здесь можно было встретить хороших преподавателей. Так, например, математику преподавал М.Е. Головин, физику — высокообразованный педагог П. Гиляровский и т. д.
Общение с людьми, лично знавшими Ломоносова и являвшимися живыми носителями его традиций, не могло не отразиться на формировании мировоззрения и научных взглядов Петрова.
Не окончив гимназии, он поступил в 1788 г. на должность учителя физики и математики в Барнаульское «благородное училище» при Колывано-Воскресенских заводах, где и работал до 1791 г.
Алтай
Петров находился на Алтае в период расцвета Колывано-Воскресенских заводов. Выдающимся русским гидротехником Фроловым в это время заканчивалась грандиозная Змеиногорская система вододействуюших установок. Встречи молодого любознательного преподавателя с прославленным алтайским конструктором, наверное, происходили не раз. Ознакомление Петрова с передовой горнозаводской техникой было очень полезным для будущего ученого.
В Барнаульском «благородном училище» по первоначальному уставу имели право обучаться лишь дети горных офицеров и других лиц, имевших дворянское звание. Это учебное заведение должно было готовить своих воспитанников к поступлению в Петербургское горное училище. Учение велось методами старинной зубрежки, бессистемно, причем в одном классе обучались дети и подростки от 8 до 17 лет.
Наряду с «благородным училищем» продолжала существовать и горнозаводская школа, где могли обучаться дети простых мастеровых, их готовили на унтер-офицерские горные должности (горных и заводских техников и мастеров).
Петров, не раз присутствовавший на экзаменах в этом горнозаводском училище, поставил в 1789 г. вопрос о переводе лучших учеников-простолюдинов в Барнаульское благородное училище и добился этого. С тех пор преобразованное им учебное заведение стало именоваться просто Барнаульским горным училищем.
Отбор учеников-разночинцев, произведенный Петровым, оказался очень удачным. Среди них оказались такие одаренные подростки, как Поликарп Залесов — сын сержанта, Михаиле Лаулин — сын солдата и Афанасий Вяткин — сын мастера-плавильщика. Все трое сделались в дальнейшем видными изобретателями конца XVIII — начала XIX в.
В Барнаульском горном училище проявился педагогический талант Петрова. Он организовал физический кабинет и в дополнение к изучению учебных пособий (в частности, работ Ломоносова) проводил экспериментальные занятия с учениками в этом кабинете.
Лаулин, Залесов, Вяткин и другие ученики Петрова впоследствии вспоминали о гуманном, демократически настроенном, широко образованном молодом педагоге с чувством глубокого уважения и симпатии. Он умёл на всю жизнь внушить своим ученикам бескорыстную любовь к знанию, к труду, к творческим исканиям.
В частности, М.С. Лаулин с 1811 года встал во главе Колыванокой шлифовальной фабрики, изготовлявшей уникальные произведения камнерезного искусства. М.С. Лаулин, П.М. Залееав и А.С. Вяткин занимались усовершенствованием различных отраслей горнометаллургического производства, конструировали сложные вододействующие машины и механизмы и, наконец, внесли серьезный вклад в развитие паровых двигателе.
Инженерное кадетское училище
Вернувшись в 1791 г. в Петербург, Петров поступил преподавателем физики в Инженерное кадетское училище при Лейб-гвардейском измайловском полку (где работал до 1797 г.), а с 1793 г. стал работать в Главном петербургском врачебном училище. После преобразования в 1795 г. этого учебного заведения в Медико-хирургическую академию Петров был назначен на должность экстраординарного профессора математики и физики. С этого времени и почти до самой смерти деятельность Петрова была связана с Медико-хирургической академией.
Петров занялся расширением экспериментальной базы своих исследований, создав при Медико-хирургической академии прекрасно оборудованный физический кабинет. Первые результаты своих работ Петров опубликовал в 1801 г. под названием «Собрание физико-химических новых опытов и наблюдений».
С 1801 г. новое правительство Александра I вынуждено было несколько пересмотреть политику своих предшественников в отношении печати.
«Собрание физико-химических новых опытов»
К началу XIX в. Россия вступила в период кризиса крепостнической хозяйственной системы. В недрах существовавшего тогда крепостческого строя развивались новые, буржуазные отношения. Правительство Александра I шло на некоторые уступки этим последним, с тем, однако, чтобы сохранить в неприкосновенности основные экономические и политические привилегии господствующего класса.
В частности, правительство было озабочено начавшимся сокращением промышленного производства в отраслях, где главным образом применялся крепостной труд (например, в горном деле и металлургии). Правительству как собственнику большого числа казенных заводов и иных предприятий, а равно и частным заводчикам пришлось принять некоторые меры по улучшению производства.
Ряд войн с таким грозным противником, как наполеоновская Франция, требовал серьезного повышения специальной подготовки артиллеристов, военных инженеров, моряков и т. д. А все это требовало более внимательного изучения тех новаторских предложений, которые давно уже выдвигались передовыми русскими мастерами, инженерами, учеными.
Это требовало открытия новых учебных заведений, расширения и обновления программы старых. Это требовало, наконец, отмены наиболее вопиющих цензурных запретов. Правительство, военное ведомство, частные заводчики стали более внимательно относиться и к передовому зарубежному научно-техническому опыту, в частности к французскому.
Весной 1801 г. были отменены запрещения ввозить из-за границы книги, частные типографии были снова открыты и им дали разрешение печатать книги и журналы.
Благоприятным изменением обстановки, воспользовался и Петров, издав книгу «Собрание физико-химических новых опытов», посвященную в основном проблемам теории горения.
Кислородная теория горения
В данном вопросе он являлся последователем Лавуазье, выступая против теории флогистона и стремясь экспериментально доказать правильность закона сохранения веса вещества. Свою задачу Петров выполнил блестяще, обнаружив подлинный талант экспериментатора и большую эрудицию.
Петров стремился проверить кислородную теорию горения своими собственными опытами. Его заинтересовало то обстоятельство, что некоторые тела обладали способностью горения при отсутствии кислорода.
В своей работе автор ставит ряд очень важных вопросов. Могут ли тела гореть в безвоздушном пространстве? Могут ли металлы окисляться в безвоздушном пространстве? Если то и другое может совершаться, то будет ли вес тел после реакций больше веса исходного вещества?
Для определения роли кислорода в процессе горения Петров помещал куски дерева под колокол воздушного насоса, из которого выкачивал воздух, и зажигал дерево посредством солнечных лучей, собираемых в одну точку линзой или вогнутым сферическим зеркалом. Дерево горело и в этом случае. Затем он сжигал различные вещества в предельно разреженном пространстве (во времена Петрова именуемом «торричеллиевой пустотой») и убеждался, что и в этом случае сложные органические вещества горели.
Казалось, что эти факты противоречат кислородной теории горения, но Петров нашел им правильное объяснение, установив, что горение в пустоте становится возможным благодаря присутствию кислорода в составе сложных органических веществ.
Петров безуспешно пытался заставить гореть в безвоздушном пространству тела, не содержащие в своём составе кислород, хотя и горючие в обычных условиях, например серу или фосфор. Он окончательно пришел к выводу, что только там, «где находится кислотворный газ… там только и может происходить горение». Эти и еще многие другие опыты Петрова подтвердили кислородную теорию горения и способствовали распространению ее в России.
Холодное свечение тел
В той же работе Петров уделил много внимания исследованию явлений холодного свечения тел, т. е. того, что мы теперь называем люминесценцией. Как известно, в природе свойство холодного свечения присуще ряду минеральных веществ, растительных остатков («гнилушек») и животных (насекомых, морских беспозвоночных и т. д.).
Явление люминесценции было предметом изучения задолго до Петрова, но оно велось недостаточно научно, бессистемно и поэтому не могло дать больших результатов.
После многих опытов Петров пришел к правильному заключению о химической природе свечения веществ растительного и животного происхождения. «Свечение гнилых дерев есть весьма медленное горение или соединение с кислотворным веществом некоторых составных их частей», — писал Петров. Вначале он пытался объяснить свечение минералов также соединением их с кислородом, но потом отказался от этой гипотезы и приблизился к правильному пониманию того, что минералы светятся в результате предварительного облучения их солнечным светом. Петров уже тогда думал о возможности использовать свечение минералов для практических целей, хотя и не уточнил того, как именно он представлял себе это использование.
Примечание:
В настоящее время установлено, что в организме светящихся бактерий (заставляющих светиться животные и растительные остатки) или других светящихся животных и растений вырабатывается особое вещество — люциферин. Соединение люциферина с кислородом является причиной свечения.
Минеральные вещества, способные люминесцировать, поглощают лучистую энергию, а потом испускают ее в виде люминесцентного света.
Для нас исследования замечательного русского физика в области холодного свечения тел особенно интересны потому, что в советское время ученые с большим успехом занимались вопросами теории люминесценции и ее практического применения. Крупнейший специалист, в этой области академик С.И. Вавилов писал, что труды Петрова по изучению свечения минералов имеют «не только исторический, но и непосредственно научный интерес».
Исследование электрических явлений
Тогда же Петров приступил к своим знаменитым исследованиям электрических явлений.
На рубеже XVIII и XIX вв. в мировой науке об электричестве были достигнуты серьезные успехи.
Вольтов столб
В 1791 г. итальянский врач Луиджи Гальвани опубликовал сочинение «О силах электричества при мышечном движении». Он описал там свои опыты с отрезанными от туловища лягушечьими лапками, сокращающимися от прикосновения разнородных металлов. Повторив опыты Гальвани и сделав попытку их истолковать, итальянский профессор Алессандро Вольта создал в 1800 г, прибор, состоявший из нескольких пар медных и цинковых кружков с прокладками из картона, смоченного раствором соли и щелочи. Эти пары кружков укладывались один на другой в виде столбика. Прибор получил название «вольтова столба» и был замечателен тем, что давал возможность не только наблюдать явление, впоследствии известное под названием электрического тока, но и способен был действовать продолжительное время (сейчас мы определяем электрический ток как упорядоченное движение электрических зарядов под действием электрического напряжения. Это явление было обнаружено Гальвани и Вольта еще в 90-х годах XVIII в., но они не могли его правильно объяснить).
Весть об опытах Вольта распространилась во всех странах мира, и физики начали работать в этом направлении. Между прочим, ученые стремились еще с середины XVIII в. Испытать физические действия электрического тока и использовать его в медицине. После изобретения вольтова столба эти опыты значительно расширились.
Петров решил изучить новое открытие.
В 1801 г. Петров подал рапорт в «конференцию» (Ученый совет) Медико-хирургической академии о необходимости иметь в физическом кабинете академии вольтов столб достаточно большой мощности.
«Конференция» согласилась с мнением Петрова и решила заказать «гальванический прибор», состоящий из 100 цинковых и 100 медных кружков 10 дюймов в диаметре каждый и весом больше 400 г.
Петров не удовлетворился такой маленькой батареей и уже в 1802 г. изготовил новый вольтов столб, состоящий из 4200 медных и цинковых кружков. Это была самая большая в мире батарея. Трудно сказать, когда Петров начал первые опыты со своей «наипаче огромной батареей».
Наиболее ранние сведения об этом относятся лишь к 1804 г., когда в «Северном вестнике» появилось «Краткое обозрение Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии». В нем сообщалось: «Медицинская коллегия… в 1802 г. по представлению профессора Петрова определила достаточную сумму для приготовления огромной гальванической батареи… Посредством таковой батареи сей неутомимый отечественный наш физик делал в присутствии Медицинской коллегии и многих знаменитых особ первые публичные опыты сего же года мая 17 дня».
Петров вначале проверил опыты западноевропейских ученых, а затем приступил к самостоятельным исследованиям. Итогом долгих исканий и упорного труда явилась книга под названием «Известия о гальвани-вольтовских опытах…» (1803). Работа была написана на русском языке, хотя автор ее блестяще владел как латинским, так и западноевропейскими языками. Петров писал свои труды на русском языке из просветительских побуждений. Это можно заключить из его собственных слов: «Поелику же,- заявил он,- сколько мне известно, доселе никто еще на российском языке не издавал в свет и краткого сочинения о явлениях, происходящих от гальвани-вольтовской жидкости (т.е. электричества), то я долгом моим поставил описать по-российски… деланные самим мною важнейшие и любопытнейшие опыты посредством гальвани-вольтовской батареи». Желая сделать свою книгу доступной для наибольшего числа читателей, особенно провинциальных, Петров старался дать популярное описание устройства вольтова столба.
Подобно английскому естествоиспытателю У. Крукшенку, Петров расположил свою батарею не вертикально, а горизонтально, поместив ее в специальном ящике в виде четырех рядов пар металлических кружков с прослойками, соединенных последовательно один с другим. А если бы все эти кружки с прокладками уложить один на другой в вертикальный столб, то он имел бы высоту около 12 м, что было бы нецелесообразно, так как из нижних прокладок жидкость выжималась бы тяжестью столба и через некоторое время столб перестал бы давать ток.
Приступая к опытам при помощи построенной им батареи, Петров исходил из той идеи, что электрические явления тесно связаны с физико-химическими процессами. Такой взгляд для того времени являлся передовым.
Вольта полагал, что жидкость (например, лимфа лягушечьей лапки или раствор в прослойках между металлическими кружками батареи) является только переносчиком электричества, создаваемого в результате контакта разнородных металлов, от которого будто бы «нарушается равновесие электричеств в обоих металлах».
Отсюда Вольта делал вывод, что состав жидкости в его столбе не меняется при протекании в последнем электрического тока.
Подобные выводы могли бы порадовать искателей вечного двигателя — ведь, казалось, такой двигатель найден в виде вольтова столба, который может вечно являться источником «гальванической жидкости» (как тогда именовали электрическую энергию).
Но одновременно с контактной теорией Вольта была выдвинута и другая, более правильная теория возникновения электрического тока в батарее. Согласно этой химической теории, выдвинутой X. Дэви и И.-Я. Берцелиусом и подробно разработанной профессором Е.И. Парротом, электрический ток возникает в результате химического взаимодействия металлических пластинок с раствором, применяемым для смачивания бумажных прокладок между металлическими пластинками.
А это значит, что вещества, из которых состоит батарея, расходуются и способность столба давать электрический ток ограничена. Вечный двигатель и в этом случае оказывался фантазией.
Изучение свойств электрического тока
Петров был убежденным сторонником химической теории, и с этим фактом связан был самый характер его исследований.
Прежде всего Петров начал изучать разложение воды электрическим током. Для этой цели он применял электроды из различных металлов и выяснял, сколько пар металлических пластинок должна заключать в себе батарея, чтобы при ее помощи разложить воду.
Затем Петров, исходя из той же теории возникновения электрического тока, заинтересовался влиянием температуры на работу вольтова столба. На основании опытов он убедился в том, что температура имеет существенное влияние на работу батареи.
Затем он также установил факт влияния электрического тока на некоторые вещества растительного происхождения. В связи с этим Петров первый высказал мысль о возможности использовать электричество для установления присутствия различных химических веществ, т. е. мысль об электроанализе.
Большой интерес представляют опыты Петрова по исследованию электропроводности различных жидких и твердых тел. В частности, он пришел к важному выводу о высоких электроизоляционных свойствах жирных масел.
Как преподавателю Медико-хирургической академии Петрову очень важно было выяснить, как влияет «гальвани-вольтовская жидкость» на животных и людей. Для этой цели потребовалось, большое экспериментальное искусство.
Петров установил ряд изменений, происходящих в живых организмах животных и людей под влиянием электрического тока.
Именно поэтому Петров настаивал на необходимости соблюдать большую осторожность при лечении электрическим током.
Открытие электрической дуги
Тщательно исследуя световые явления, вызываемые электрическим током, Петров и сделал свое знаменитое открытие — явление электрической дуги.
Сам он описал это явление так:
«Если на стеклянную плитку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля, способные для произведения светоносных явлений посредством галььани-вольтовской жидкости, и если потом металлическими изолированными направлятелями, сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на расстояние от одной до трех линий (2.5 – 7.5 мм), то является между ними весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещен быть может».
Первая публичная демонстрация Петровым явления электрической дуги состоялась 17 мая 1802 г.
Историческое значение открытия Петровым явления электрической дуги было огромно. Многие ученые как в России, так и за границей продолжали и развивали наблюдения, начало которым было положено Петровым.
Сам Петров предвидел, что электрическая дуга будет применена для освещения, что и было осуществлено лишь после смерти ученого, в 40-х годах XIX в. Однако в мировой науке и технике явление электрической дуги получило название по имени не Петрова, а Вольта («вольтова дуга»). За границей впоследствии нередко отрицали первенство Петрова в этом открытии, приписывая его английскому ученому Хэмфри Дэви. На самом деле Дэви получил в результате опытов явление устойчивой электрической дуги лишь в 1808 — 1809 гг.
После открытия явления электрической дуги Петров продолжал ставить различные эксперименты, стремясь узнать, что произойдет, если угольные электроды заменить металлическими. Производя соответствующие опыты, он убедился, что металлические электроды расплавляются. В дальнейшем эти наблюдения Петрова явились исходными для исследователей, выдвинувших идею применения электрической дуги для электросварки металлов. Практическое применение электросварки было осуществлено впервые в 80-х годах XIX в. в результате работ русских изобретателей Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова.
На пути к созданию ламп накаливания
Наконец, он обнаружил, что древесный уголек, помещенный в безвоздушное пространство, при прохождении через него электрического тока раскаляется, испуская «сильнейший прежнего свет», но не сгорает. И в этом случае наблюдения Петрова были началом длительных опытов ряда исследователей, которые много позже пришли к мысли использовать угольный стержень, раскаляемый электрическим током, в целях освещения (в лампочках накаливания).
В 1804 г. Петров опубликовал работу под названием «Новые электрические опыты…». В ней автор попытался прежде всего решить две задачи. Первую из этих проблем поставил перед наукой еще М.В. Ломоносов, а именно: «сыскать подлинную электрической силы причину и составить ее теорию». Вторая, более узкая и частная, задача заключалась в выяснении вопроса, можно ли наэлектризовать металлы трением.
Основоположник учения об электричестве и магнетизме в новое время английский ученый У. Гилберт высказал еще в 1600 г. мнение о невозможности наэлектризовать металлы трением в отличие от таких веществ, как янтарь или горный хрусталь, которые легко подвергались электризации. Это ошибочное мнение продержалось в науке вплоть до начала XIX в.
Русский ученый решил проверить это мнение. После многих сложных и остроумных опытов ему, наконец, удалось доказать, что изолированные от земли металлы можно наэлектризовать трением, но при этом важным условием успеха является сухость воздуха.
Зарождение электрометаллургии
Большой интерес для будущего развития электротехники представляли опыты Петрова по восстановлению окислов металлов (иначе говоря, по извлечению металлов из их окислов) действием пламени электрической дуги.
Под действием электрической дуги «принимали металлический вид» окислы свинца, ртути и олова, прокаливаемые в смеси с горючими веществами. Эти опыты Петрова были отдаленными предшественниками исследований, завершившихся (в конце XIX в.) созданием электрометаллургии (получением металла в электродуговых печах).
Преподавательская деятельность В.В. Петрова
Попутно Петров установил еще очень много важных для науки фактов, как например повышение электропроводности воздуха при нагревании и т. д.
Петров был не только выдающимся ученым, но и талантливым педагогом. Преподавание своей любимой науки физики он не мыслил себе без применения наглядных пособий, без производства опытов. Вот почему в самом начале своей педагогической деятельности в Медико-хирургической академии он прежде всего взялся за организацию физического кабинета.
Ему удалось приобрести за очень большую для того времени сумму в 28 тысяч рублей коллекцию физических приборов, принадлежавшую Д.П. Бутурлину.
Основную часть приборов он получил еще до этого из анатомического кабинета Государственной медицинской коллегии.
Очень многие приборы он делал сам со своими помощниками.
Петров был замечательным мастером приборостроения. Ученый часто переделывал имеющиеся приборы и конструировал новые.
Таким образом он создал образцовый физический кабинет — одну из крупнейших научно-исследовательских лабораторий в Петербурге (позднее там работали такие видные ученые, как Э.X. Ленц и Б.С. Якоби). В ней насчитывался 631 прибор. Большая часть этих приборов предназначалась для изучения электромагнитных и оптических явлений.
С 1802 г. курс физики в Медико-хирургической академии читался в аудитории, специально построенной для этой цели по указаниям Петрова.
Много внимания уделял ученый подбору нужных ему помощников — ассистентов по научной работе, младшего обслуживающего персонала и мастеров.
Люди, окружавшие Петрова, заражались его энтузиазмом, его готовностью, не щадя сил и здоровья, служить науке. Так, например, известно, что механик Тангет в течение 14 лет, с 1810 по 1824 г., безвозмездно исполнял свои обязанности при физическом кабинете Медико-хирургической академии. Больше того, не имея собственной большой мастерской, он часто на свои средства ремонтировал физические приборы. Другой мастер механик и оптик Рейхенбах тоже бесплатно чинил физические приборы в течение многих лет, и Петров сумел добиться для него награды золотой медалью за все труды его и за готовность впредь работать безвозмездно.
С большим вниманием относился Петров к студентам, заботясь прежде всего о том, чтобы они получили как можно больше знаний. Поэтому он не ограничился созданием хорошего физического кабинета, но добивался устройства во вновь строящемся здании Академии «театра» — специальной аудитории для чтения лекций. Петров предусматривал все необходимое для успешного проведения лекций. Ставни на окнах обеспечивали полную темноту, необходимую для оптических, электрических и всяких других опытов. В аудитории имелась хорошая вентиляция для опытов с зажигательными стеклами и зеркалами. Аудитория была снабжена плавильными печами, холодильником и т. д.
Благородные свойства характера Петрова увлекали слушателей, воспитывали в них бескорыстную любовь к науке, служащей родной стране. Студенты различных факультетов охотно посещали его дополнительные лекции по физике. Большое уважение учащихся заслужил Петров как строгий, требовательный и справедливый экзаменатор. Петров много работал над созданием учебников по физике для высшей и средней школы.
Ученики В.В. Петрова
Своим неустанным трудом талантливый педагог воспитал немало образованных специалистов, поборников научного и технического прогресса.
Один из них, Иосиф Христиановнч Гамель (1788-1861), окончивший Медико-хирургическую академию в 1811 г., под влиянием Петрова решил посвятить себя научно-техническим исследованиям. Гамель принимал участие в создании физического кабинета, изобрел оригинальную электрическую машину и ряд других приборов.
За исследования в области электрохимии Гамель был избран в 1813 г. членом-корреспондентом Академии наук. В 1814 г., поехав в Англию, он очень заинтересовался рельсовыми дорогами. В 1826 г. Гамель выпустил ценный, богато иллюстрированный труд «Описание Тульского оружейного завода», дающий яркую и детальную картину передовой русской техники металлообработки в первой четверти XIX в. Гамелю принадлежали интересные работы по истории электрического телеграфа. В 1829 г. Гамель был избран в ординарные академики «по технологии и химии, приспособленной к искусствам и ремеслам».
К числу учеников и последователей Петрова принадлежали также С.П. Власов, И.Е. Грузинов, С.В. Большой, С.Я. Нечаев и другие.
Академия наук
В начале XIX в. в деятельности Академии наук началось оживление.
После смерти Павла I несколько ученых во главе с Н.Я. Озерецковским подали Александру I записку с ходатайством о немедленной реформе Академии наук и о расширении ее научно-просветительной деятельности. Их просьба была частично удовлетворена.
Академии наук были предоставлены субсидии (впрочем, довольно скромные). В 1802 г. ей было разрешено печатать академические сочинения за счет императорского кабинета. При этом обращалось особое внимание на необходимость переводить и печатать в доступном изложении иностранные сведения «об изобретениях и открытиях в области ремесел, художеств и земледелия» для их «практического употребления».
По инициативе видного специалиста по минералогии, химии и металлургии члена академии Василия Михайловича Севергина (1765 — 1826) и его единомышленников Академия наук стала издавать с 1804 г. «Технологический журнал», где наряду с оригинальными произведениями русских ученых печатались и наиболее ценные труды зарубежных деятелей.
В 1803 г. академия получила, наконец, новый устав. Правда, ломоносовские традиции не были соблюдены там полностью. В частности, «художества» (ремёсла) наряду с учебными вопросами были отделены от академии. Но всё же в уставе решительно подчеркивалось, что академики должны «…непосредственно обращать труды свои в пользу России, распространяя познания естественных произведений империи, изыскивая средства к умножению таких, кои составляют предмет народной промышленности и торговли, к усовершенствованию фабрик, мануфактур, ремесел и художеств, сих источников богатства и силы государства».
Передовые ученые развернули большую педагогическую и просветительскую деятельность, стремясь поставить «чистую» науку на службу насущным задачам развития производительных сил и культуры родной страны.
Одним из видных соратников Севергина был также академик Яков Дмитриевич Захаров (1765 — 1836), специалист по вопросам химии и физики.
Николай Яковлевич Озерецковский (1750 — 1827), в течение десятилетий изучавший естественные богатства нашей страны, был неутомимым популяризатором научных знаний. Он организовывал публичные лекции в помещении академического музея (кунсткамеры) и выступал в печати (Озерецковский был «надсмотрителем» этого музея с 1800 по 1827 г.).
Но наряду с Озерецковским, Севергиным, Захаровым и их единомышленниками в Академии наук действовала консервативная, весьма влиятельная группа академиков (по преимуществу иностранного происхождения), пытавшаяся под предлогом защиты «чистой» науки полностью оторвать академию от производства, от подготовки новых кадров, от популяризации знаний. Иными словами, они стремились саботировать новый устав Академии наук.
Особенно не нравился им пункт устава, который предписывал при равных достоинствах предпочитать русских кандидатов на занятие научных должностей иностранцам. Они, наоборот, предпочитали иноземных специалистов. По мере того как внутренняя и внешняя политика правительства Александра I становилась все более реакционной, эта группа академиков поднимала голову.
Одним из типичных представителей консервативной группировки в академии был упоминавшийся выше физик Логин Юрьевич (Вольфганг-Людвиг) Крафт. Как ученый он ничем особенно себя не проявил, но при дворе его очень ценили. Он преподавал математику и физику великим князьям.
Крафт пытался замалчивать имя Петрова как исследователя. Описывая в своей статье «О гальваниевых опытах» (опубликованной в 1805 г.) исследования, произведенные к этому времени в Петербурге, Крафт даже не упоминал имени Петрова, хотя совершенно правильный вывод Крафта о том, что «можно будет с пользою употреблять гальванизм (электричество) в металлургических и ремесленных производствах», непосредственно вытекал именно из работ Петрова.
Зато Крафт охотно рассказывал, как приехавший из Англии механик Меджер (состоявший под особым покровительством Крафта) будто бы «первый сделал вольтов столбец такой величины, какого чаятельно доселе не бывало». В действительности же Меджер не был ученым и не занимался исследованием «гальванизма». Он строил лишь механизмы и физические приборы (в том числе и по заказам Петрова).
Но плодотворная научная деятельность Петрова не могла не привлечь к себе внимания прогрессивной части русских академиков. Н.Я. Озерецковский, В.М. Севергин, Я.Д. Захаров и С.Е. Гурьев предложили его кандидатуру для избрания в члены-корреспонденты Академии наук. И ученый был избран на эту должность.
После выхода в 1803 – 1804 гг. замечательных трудов Петрова об электрических явлениях встал вопрос об избрании его в Академию наук на должность адъюнкта.
Реакционная часть академиков противилась этому особенно решительно. Петров был для неё разночинцем, подозрительным по части вольнодумия, известным своими демократическими наклонностями, «чужаком», которого нежелательно было включать в свою среду. Действовала здесь и зависть. Блестящие дарования Петрова легко могли затмить более чем скромные научные способности Крафта и его друзей.
В 1805 г. Петров решил участвовать в конкурсе на замещение должности адъюнкта Академии наук. На конкурс он представил свою работу «Новые электрические опыты», но, хотя других претендентов на должность не было, петрову отказали, сославшись на то, что он якобы не представил вовремя необходимые для участия в конкурсе материалов.
Лишь в 1807 г. Петров был избран в адъюнкты Академии и то с условием, что он будет вести метеорологические наблюдения, а также «иметь смотрение за физическим кабинетом и содержать оный в надлежащем порядке.
Петров принял поставленные ему условия. С 1807 по 1822 г. он обрабатывал материалы всех метеорологических наблюдений, производившихся в России, а также в течении ряда лет сам производил работы по метеорологии, хотя это и не являлось его основной специальностью.
Наряду с этим Петров энергично взялся за реорганизацию физического кабинета академии, заведующим которого он был назначен в 1810 г.
До этого физическим кабинетом ведал Крафт, который заботился о кабинете не столько как о научно-исследовательской лаборатории, сколько как о своего рода собрании различных достопримечательностей, служивших для показа влиятельным посетителям. А основная масса рабочих приборов и инструментов, которая гостям не демонстрировалась, оставалась без присмотра.
Кабинет представлял собой плохо отапливаемый склад различных инструментов и приборов, сваленных как попало, часто устаревших, поломанных и покрытых ржавчиной.
Петрову приходилось думать о том, где достать топлива для кабинета, денег на ремонт старого оборудования и на приобретение нового.
Материальное положение ученого было трудным. Как Медико-хирургическая академия, так и Академия наук выделяли очень скромные средства на научно-исследовательскую работу (вспомним, что не только сам Петров, но и многие его помощники выполняли ряд работ безвозмездно). Во многих случаях Петрову приходилось расплачиваться за ремонт приборов и оборудования из личных средств.
«Те покои, в которых я доселе жил с великою нуждою, — писал Петров в 1810 г. в Академию наук, — сделались столь ветхи, что в оных при дождливой погоде бывает течь, а при сильных ветрах в зимнем холоде… бывает в оных не более 7 и даже 6 градусов теплоты».
В 1809 г. Петров был избран экстраординарным (внештатным), а в 1815 г., после смерти академика Крафта, ординарным (штатным) академиком. Но и тогда недоброжелательное отношение к Петрову не прекратилось. Дело ведь было не в личности Крафта, который представлял определенную группировку. Положение ученого ухудшилось также и в связи с общим усилением внутриполитической реакции.
Наступили мрачные времена аракчеевщины и военных поселений, чудовищного мракобесия в области просвещения и религиозного изуверства.
В 1818 г. президентом Академии наук был назначен С.С. Уваров — беспринципный, изворотливый карьерист, один из будущих организаторов травли А.С. Пушкина, приведшей к гибели гениального поэта, будущий автор реакционного лозунга «Самодержавие, православие, народность».
Лицемерно провозгласив Академию наук «святилищем наук», Уваров стал систематически подрывать устав 1803 г. и фактически парализовал действие его параграфов, имевших прогрессивный характер, задолго до того, как устав был отменен в целом (в 1836 г.).
Такие люди, как Петров, энергичный защитник ломоносовских традиций, стремившийся использовать достижения науки в подлинно народных интересах, были при Уварове не ко двору.
Отношения между Петровым и Уваровым становились всё более неприязненными. Уварова, угодливого со старшими и надменного с младшими, возмущало независимое, полное чувства собственного достоинства поведение учёного. Особенно негодовал Уваров на «дерзкий» поступок Петрова, не явившегося на похороны Александра I.
Изгнание из Академии наук
Для удаления Петрова — шестидесятипятилетнего заслуженного русского учёного и изобретателя — из Академии наук, где он без каких-либо взысканий проработал 20 лет, был придуман соответствующий предлог. Петрова ложно обвинили в том, будто бы он привел в полный упадок физический кабинет — своё любимое детище, которому ученый отдал так много труда и времени, — что все приборы поломаны, лежат в беспорядке и т. д.
Петров написал в «конференцию» (ученый совет) Академии решительное опровержение. Однако Уварова оправдания Петрова интересовали меньше всего. Ему важно было устранить строптивого ученого.
Подавленный всем происходящим, Петров думал только о том, чтобы реабилитировать себя в глазах своих коллег. Он настаивал, чтобы они сами посмотрели кабинет и убедились в исправности инструментов и приборов, прежде чем он передаст ключи своему преемнику, которым был назначен физик Е.И. Паррот.
Но Уваров потребовал немедленной передачи ключей, пригрозив взломать двери «посредством слесарного мастера». Тогда 20 июня 1827 г. Петров подал в отставку на собрании «конференции».
Учёному удалось лишь избежать унижения. Он добился того, что увольнение имело вид добровольного ухода из академии, мотивированного преклонным возрастом Петрова.
Травля продолжалась и после этого возмутительного акта произвола. Академические журналы не печатали его работ.
Связь Петрова с Академией наук ограничивалась лишь единичными сообщениями и выполнением отдельных поручений.
Медико-хирургическая академия
Также много горя доставили ему последние годы работы в Медико-хирургической академии, которой он отдал почти сорок лет своей жизни. Новое начальство, придерживаясь общего реакционного курса последних лет александровского и первых лет николаевского царствования, только и искало случая освободиться от человека, которого преследовал столь влиятельный в то время Уваров.
Тяжелые условия жизни, неприятности по службе, напряженная работа расшатали здоровье Петрова. Но он продолжал аккуратно выполнять свои профессорские обязанности, так что придраться к нему было трудно.
Случай представился лишь в 1830 г. в связи с появлением у Петрова катаракты глаз. Администрация сразу решила воспользоваться этим и уволить ученого. Ходатайство «конференции» Медико-хирургической академии на время отсрочило увольнение. Петров после операции глаз возобновил работу. Но весной 1833 г. семидесятидвухлетний ученый, добросовестно выполнявший свои обязанности, неожиданно для себя получил приказ об увольнении. Невозможно без волнения читать прощальную речь старого ученого, обращенную к своим коллегам, помощникам и ученикам.
«Из послужного моего списка можно видеть, что я имел честь служить при сей академии с 1793 года, следовательно, около 40 лет. Совесть позволяет мне здесь изъясниться, что всё сиё время я исполнял при оной мою должность со всевозможным усердием и прилежанием…»
Петров беспокоился об участи организованного им физического кабинета. Он просил сохранить его для пользы учащихся и чести академии. Тяжело было расставаться старому профессору с любимым делом и со студентами, которым он так искренне и так беззаветно стремился передать своя знания.
«Ежели по болезни моего преемника и его адъюнкта когда-либо должно остановиться преподавание математики и физики на несколько недель, — говорил он в прощальной речи, — то я охотно предложу мою готовность к продолжению оных без всякого за сей труд возмездия, а единственно только по моему к сей академии уважению».
Начальство не разрешило как-либо премировать ученого, который так много сделал для развития этого учебного заведения. Товарищи Петрова по работе смогли выразить свое уважение к нему лишь избранием его в почетные члены Медико-хирургической академии.
Все эти неприятности тяжело отразились на старом ученом. В следующем году он расхворался и умер 22 июля 1834 г. Похоронен он был в Петербурге на Смоленском кладбище. Заслуги его замалчивались правящими кругами при жизни ученого и долгое время оставались недостаточно оцененными после его смерти.
Ни Медико-хирургическая академия, ни Академия наук не отметили должным образом его деятельность. Было даже отказано в пенсии его нуждавшейся дочери.
Лишь в конце XIX — начале XX в. работы Петрова вновь привлекли внимание, которое они заслуживали.
Литература:
- В.С. Виргинский. Творцы новой техники в крепостной России.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962