Первый в мире дизель-электроход

История

Паровые машины, которыми оснащались корабли и суда в конце XIX века не могли более удовлетворять потребностям военных флотов и частных судовладельцев. Их основными недостатками были малая удельная мощность и низкая экономичность.

Первое в мире судно с новым типом энергетической установки, лишенной недостатков паровых машин, было создано в России в 1903-1904 гг. Это дизель-электроход «Вандал» созданный по проекту К.П.Боклевского. Сейчас суда с таким типом двигателей называют теплоходами.

Дизель-электроход Вандал, танкер

Танкер «Вандал» был построен на Сормовском заводе в г. Нижний Новгород для «Товарищества братьев Нобель». Изначально он создавался как несамоходная баржа и только после спуска на воду было принято решение об оснащении его двигательной установкой. Корпус был отбуксировано в г. Санкт-Петербург где на заводе Нобеля (ныне «Русский дизель») в 1904 г. в нём была установлена 3-х вальная энергетическая установка. Три нереверсивных дизеля вращали электрогенераторы, которые питали током электродвигатели постоянного тока на гребных валах (по 1 на каждом).

Дизель-электроход Вандал, танкер

Применение 3-х вальной энергетической установки с электрической передачей мощности от первичного ко вторичному двигателю было связано с отсутствием в то время реверсивных дизелей. А применение электромоторов при изменении полярности обмоток позволяло изменять направление вращения и обеспечивать судну задний ход.

Первые в мире реверсивные дизели (подводная лодка «Минога») и реверсивные муфты (буксир «Мысль») в составе энергетических установок тоже были использованы в России (1907-1908 гг).

Топливом для дизелей на «Вандале» служила сырая нефть. Это отрицательно влияло на экономичность энергетической установки, но было вынужденной мерой, так как в то время в России отсутствовали в необходимом количестве мощности для производства «лёгких» видов топлива.

Дизель-электроход Вандал,танкер

Танкер «Вандал» использовался для перевозки керосина со складов «Товарищества братьев Нобель» на берегу Ладожского озера возле устья реки Свирь в Санкт-Петербург. В августе 1907 г. танкер потерпел аварию- сел на мель в районе Шлиссельбургского рейда.

Водоизмещение, т1500
Размеры, м:
— длина
— ширина
— высота борта
74.5
9.7
2.4
Грузоподъемность, т750
Энергетическая установка:
— тип
— количество валов
дизель-электрическая
3
Дизель:
— количество, шт.
— тип

— диаметр цилиндра, мм
— ход поршня, мм
— частота вращения коленвала, об/мин
— мощность, л.с.

3
4-х тактный 3-х цилиндровый нереверсивный

290
430
240
120

Электродвигатель:
— количество, шт.
— тип
— мощность, л.с.
3
постоянного тока
100
Скорость, уз7.4

После Великой Октябрьской Социалистической Революции танкер был переименован в «Россию». Работал сначала в Волжском пароходстве, а перед Великой Отечественной Войной- в Шекснинском.

В 1941 г. судно было эвакуировано на нижнюю Волгу, а затем на северный Каспий. С 1943 г. эксплуатировался в Куринском пароходстве на перевозках нефтепродуктов из Баку к устью реки Куры. 3 сентября 1944 г. во время шторма судно затонуло на глубине 7 м у острова Свиной в Каспийском море.

После войны танкер был поднят и после ремонта в Баку (усилены крепления палубы и днища, вырезана средняя часть корпуса, демонтирована палуба надстройки) был приспособлен для работы в морских условиях.

Весной 1947 г. «Вандал» снова вступил в строй под наименованием баржа № 1040.

В марте 1955 г. Совет министров Азербайджанской ССР вернул судну прежнее наименование «Вандал».

С 1977 г. «Вандал» находился на приколе в районе пристани Али-Байрамлы. В последующем, судя по всему, был разрезан на метал.

Литература:

1. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том 1. Под редакцией В.В. Дмитриева.- Л.: Судостроение, 1991.

2. В.И.Татаренков. История судовых средств движения.- СПб: «Галея Принт», 2006.

3. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1. Автор-составитель доктор технических наук профессор А.А. Родионов.- СПб, Наука, 2001.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии