Паровые машины, которыми оснащались корабли и суда в конце XIX века не могли более удовлетворять потребностям военных флотов и частных судовладельцев. Их основными недостатками были малая удельная мощность и низкая экономичность.
Первое в мире судно с новым типом энергетической установки, лишенной недостатков паровых машин, было создано в России в 1903-1904 гг. Это дизель-электроход «Вандал» созданный по проекту К.П.Боклевского. Сейчас суда с таким типом двигателей называют теплоходами.
Танкер «Вандал» был построен на Сормовском заводе в г. Нижний Новгород для «Товарищества братьев Нобель». Изначально он создавался как несамоходная баржа и только после спуска на воду было принято решение об оснащении его двигательной установкой. Корпус был отбуксировано в г. Санкт-Петербург где на заводе Нобеля (ныне «Русский дизель») в 1904 г. в нём была установлена 3-х вальная энергетическая установка. Три нереверсивных дизеля вращали электрогенераторы, которые питали током электродвигатели постоянного тока на гребных валах (по 1 на каждом).
Применение 3-х вальной энергетической установки с электрической передачей мощности от первичного ко вторичному двигателю было связано с отсутствием в то время реверсивных дизелей. А применение электромоторов при изменении полярности обмоток позволяло изменять направление вращения и обеспечивать судну задний ход.
Первые в мире реверсивные дизели (подводная лодка «Минога») и реверсивные муфты (буксир «Мысль») в составе энергетических установок тоже были использованы в России (1907-1908 гг).
Топливом для дизелей на «Вандале» служила сырая нефть. Это отрицательно влияло на экономичность энергетической установки, но было вынужденной мерой, так как в то время в России отсутствовали в необходимом количестве мощности для производства «лёгких» видов топлива.
Танкер «Вандал» использовался для перевозки керосина со складов «Товарищества братьев Нобель» на берегу Ладожского озера возле устья реки Свирь в Санкт-Петербург. В августе 1907 г. танкер потерпел аварию- сел на мель в районе Шлиссельбургского рейда.
Водоизмещение, т | 1500 |
Размеры, м: — длина — ширина — высота борта | 74.5 9.7 2.4 |
Грузоподъемность, т | 750 |
Энергетическая установка: — тип — количество валов | дизель-электрическая 3 |
Дизель: — количество, шт. — тип — диаметр цилиндра, мм | 3 4-х тактный 3-х цилиндровый нереверсивный 290 |
Электродвигатель: — количество, шт. — тип — мощность, л.с. | 3 постоянного тока 100 |
Скорость, уз | 7.4 |
После Великой Октябрьской Социалистической Революции танкер был переименован в «Россию». Работал сначала в Волжском пароходстве, а перед Великой Отечественной Войной- в Шекснинском.
В 1941 г. судно было эвакуировано на нижнюю Волгу, а затем на северный Каспий. С 1943 г. эксплуатировался в Куринском пароходстве на перевозках нефтепродуктов из Баку к устью реки Куры. 3 сентября 1944 г. во время шторма судно затонуло на глубине 7 м у острова Свиной в Каспийском море.
После войны танкер был поднят и после ремонта в Баку (усилены крепления палубы и днища, вырезана средняя часть корпуса, демонтирована палуба надстройки) был приспособлен для работы в морских условиях.
Весной 1947 г. «Вандал» снова вступил в строй под наименованием баржа № 1040.
В марте 1955 г. Совет министров Азербайджанской ССР вернул судну прежнее наименование «Вандал».
С 1977 г. «Вандал» находился на приколе в районе пристани Али-Байрамлы. В последующем, судя по всему, был разрезан на метал.
Литература:
1. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том 1. Под редакцией В.В. Дмитриева.- Л.: Судостроение, 1991.
2. В.И.Татаренков. История судовых средств движения.- СПб: «Галея Принт», 2006.
3. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1. Автор-составитель доктор технических наук профессор А.А. Родионов.- СПб, Наука, 2001.