Водоходное судно — самоходное судно, использующееся для движения против течения реки силу речного потока.
08.11.1782 г. проведены ходовые испытания первого в России водоходного судна на р. Нева (г. Санкт – Петербург, напротив Зимнего дворца) при большом стечении народа и в присутствии императрицы Екатерины II. Судно прошло против течения и ветра с грузом 65 т.
Создатель- российский механик – самоучка Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818).
Интерес к данному типу судов в Европе возник в середине XVIII века. В 1753 году Парижская академия объявила особый конкурс на изыскание новых средств для передвижения по воде, могущих заменить использование ветра. Поступило немало проектов водоходных судов, так и судов, приводимых в движение силой животных. В этом конкурсе участвовали такие выдающиеся учёные, как Бернулли, Эйлер и др.
С 80-х годов XVIII века Кулибин занимался вопросом о самодвижущихся судах, но не потому, что подражал кому-либо в своих изобретениях, а побуждаемый к своим исканиям условиями русской действительности. Нижегородский механик с ранних лет видел картины расточительного, жестокого использования бурлацкого труда на Волге. Много лет спустя передовой русский инженер П.П. Мельников так описывал мучительный труд бурлаков, начинавшийся на рассвете и кончавшийся с первой звездой:
«Иногда рабочие с бечевою должны карабкаться на крутой песчаный обрыв, который обрушается под их ногами и засыпает некоторых насмерть; иногда же должны следовать у подошвы берега, ступая большею частью босиком по поверхности, покрытой слоем угловатого щебня; местами входить в воду на значительную глубину, так что вам представляется картина нескольких сот голов, которые медленно движутся над поверхностью воды: оступившийся затаптывается артелью и нередко тут остается. При переходе же через русла ручьёв или оврагов вся эта масса людей бросается вплавь, и горе тем, которые не имеют к этому навыка».
Тяжелые заболевания, пожизненная инвалидность и преждевременная смерть часто были результатом бурлацкого промысла. Заболевшего бурлака хозяин обычно просто выгонял из артели. «Ежели достанет у него сил, то он добредёт до ближайшей деревни, где распространяет заразу, или без всякого призрения умирает на берегу».
Не удивительно, что некоторые хозяйственные помещики даже запрещали своим крестьянам наниматься в бурлаки, тем более, что, кроме задатка, полученного при найме, бурлаки обычно ничего не приносили домой, попадая в жестокую кабалу к хозяину.
Там, где состояние берегов делало невозможной обычную тягу бечевой, применялась завозная тяга или тяга «подачами». Этот древний способ передвижения был описан еще в XVI веке. С судна на особой лодке вперед завозился якорь с привязанным к нему канатом. Якорь бросался на дно и закреплялся, бурлаки же, стоя на палубе судна, выбирали либо воротом, либо, чаще, просто лямками завезенный канат, подтягивая судно к якорю. Когда они приближались к якорю, им давался конец каната от этого якоря, завезенного вперед за это время, а первый извлекался. Этим способом судно передвигалось вперед со скоростью 5-10 км в сутки. Обычно бурлаки делали также не более 10 км в сутки.
Уже давно была высказана мысль о том, что мускульную силу людей, подтягивающих завезенный вперёд канат, можно заменить либо силой животных (лошадей, быков), либо силой течения самой воды. Ведь если сквозь судно (поперек него) провести горизонтальный вал, снабжённый на концах лопастными колёсами, и укрепить на этом валу свободный конец каната, соединённый с завезённым вперёд якорем, то течение, вращая лопастные колёса, будет само навивать канат на вал, а значит, и подтягивать судно к завезённому якорю. Такие суда именовались водоходными.
В XVIII веке в России применялись так называемые «машинные» суда, где ворот, подтягивающий судно к завезённому вперёд якорю, вращался быками или лошадьми. Кулибин занимался как усовершенствованием судов последнего типа, так и созданием водоходных судов. Так же, как И.И. Ползунов и К.Д. Фролов, механик стремился облегчить тяжелый труд работных людей, в данном случае бурлаков, а вместе с тем он заботился и о пользе государства.
Кулибиным было построено и второе водоходное судно, которое эксплуатировалось на р. Волга против течения с грузом 136 т со скоростью около 1 км/ч.
Устройство и принцип работы водоходного судна
Движение судна происходило за счёт подтягивания на канате с якорем, предварительно завезённым на шлюпке вверх по течению. Канат наматывался на барабан, связанный поперечным валом с зубчатыми передачами с бортовыми лопастными колёсами, которые вращались течением реки. Попеременное использование 2-х завозимых вперёд по курсу якорей обеспечивало достаточно уверенное движение судна против течения реки.
Зарубежные аналоги водоходного судна И. Кулибина
На момент создания аналоги грузовых судов — водоходов, доведённые до стадии эксплуатации, по всей видимости, отсутствовали.
История создания и эксплуатации водоходного судна
Водоходное судно было создано на казённые деньги для замены труда бурлаков. Однако волжские судовладельцы считали, что бурлацкий труд дешевле постройки и эксплуатации водоходных судов. Так же негативно появление судна на Волге было воспринято и купцами, сбывавшими свой товар голодным бурлакам.
Созданный Кулибиным новый тип речных судов из-за отсутствия потребности в нём у основных потребителей — волжских судовладельцев не получил своего дальнейшего развития.
В конце концов водоходное судно Кулибина было продано на слом с торгов в ноябре 1808 года за 200 рублей.
Известный писатель В.Т. Короленко, публикуя материалы биографии Кулибина, писал: «Кулибину пришлось пережить эпизод, который до сих пор остается, невыясненным в главнейших его чертах. Здесь [в Нижнем Новгороде] в 1808 году было продано на слом самодвижущееся его судно, сданное в 1807 году на хранение Нижегородской думе».
Короленко добавлял, что «эта карьера могла бы дать материал для трагедии, и тогда кульминационным её пунктом должна служить эта продажа на дрова одного из серьезнейших его творений. И это случилось за 12 лет до его смерти в том же городе, где он жил в это время, значит, на его глазах… И изобретатель не имел 200 рублей, которые заплачены на торгах… и которые могли бы спасти его создание».
Можно было бы предположить, что водоходные суда Кулибина не имели успеха из-за медлительности хода «подачами», когда судно каждый раз подтягивалось к завозимому вперед якорю.
Однако несколько лет спустя другим конструкторам более повезло, и их суда, правда не водоходные, а коноводные,— у которых канат от завезённого вперед якоря наматывался на ворот (установленный на судне) силой лошади,— получили некоторое распространение на Волге.
Литература:
1. В.И.Татаренков. История судовых средств движения. – СПб.: «Галея Принт», 2006.
2. Л.Б.Жданов. Полная энциклопедия кораблей и судов. Справочное издание. – М.: Моркнига, 2009.
3. В.С. Виргинский. Творцы новой техники в крепостной России.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.