Якоби Борис Семёнович (Морис Герман фон Якоби). Родился 21 сентября 1801 г. в г. Потсдам (королевство Пруссия). Еврей. Является основателем раздела прикладной электрохимии — гальванопластики. Создал:
Академик Российской Императорской академии наук Якоби Борис Семёнович. Часть 2
— первый в мире пригодный для практического применения электродвигатель;
— первое в мире судно с электродвигателем — электроход;
— первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат.
Отец Симон Якоби был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Мать Рахель Леман — домохозяйка. Младший брат Карл Густав Якоб Якоби — в дальнейшем стал выдающимся немецким математиком (он один из создателей теории эллиптических функций, ему принадлежат открытия в области теории чисел, линейной алгебры и многих других разделах математики).
Образование Борис Якоби получил в Гёттингенском университете, согласно желанию родителей — по специальности архитектора.
В 1835 г. Якоби стал профессором гражданской архитектуры в Дерптском университете. Но у Бориса Якоби, кроме архитектуры, была ещё одна страсть — проводить опыты с электричеством. В мае 1834 г. Якоби построил свою первую действующую модель пригодного для практического применения электродвигателя, «магнитного аппарата», как называл он свой двигатель. В ноябре 1834 г. он отправил в Парижскую академию наук рукопись с описанием изобретённого им электродвигателя. 1 декабря о его достижении было доложено на заседании Академии, и уже 3 декабря его записка была опубликована.
Из всей европейской научной общественности реальный интерес к этому новому техническому устройству был проявлен только Российской академией наук. Министр народного просвещения и президент Императорской академии наук граф С.С. Уваров встретился с Якоби, обсудил его предложение по практическому применению его изобретения. Профессор Якоби предложил использовать электродвигатель в качестве приводного механизма на морских судах.
28 июня 1837 г. С.С. Уваров представил императору Николаю I доклад «О наблюдениях профессора Якоби по части электромагнетизма». Получив согласие императора на организацию временного комитета, Уваров пригласил Якоби в Петербург для разработки оборудования для первого в мире электрохода. С этого времени и до конца жизни научная деятельность Якоби оказывается связанной с Петербургом и Петербургской академией наук.
В 1837 г. Якоби навсегда переезжает в Россию, поселяется в Петербурге на Николаевской набережной, 1, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной. Теперь он — Борис Семёнович Якоби.
13 сентября 1838 г. произошло знаменательное событие: на Неве прошли первые официальные испытания электрохода. Его длина составляла около 8 м, ширина 2.3 м. Судно могло принять на борт 14 пассажиров. Мощность каждого двигателя, входящего в сборную конструкцию двигателя, колебалась в пределах 117.5 — 470 Вт. В качестве движителя использовали гребные колеса. Источник энергии — 320 установленных вдоль бортов медно-цинковых гальванических элементов.
С 1847 г. – академик Российской Императорской академии наук.
Скончался Борис Семёнович Якоби 27 февраля 1874 г. в г. Санкт — Петербурге. Похоронен на Смоленском Лютеранском кладбище на Васильевском острове.
Литература:
Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1. Автор-составитель доктор технических наук профессор А.А. Родионов.- СПб, Наука, 2001.