Химмотология — одна из самых молодых наук. Она изучает свойства, качество и рациональное использование горючих и смазочных материалов в технике. Термин «химмотология» предложен в СССР в 1960-е годы.
Ниже приводится статья полковника запаса А. Колпакова из журнала Министерства обороны России «Армейский сборник» о трудовом подвиге учёных из Ленинградского Государственного института прикладной химии, которые осенью 1941 года внесли решающий вклад в разгром авиации фашистской Германии, действовавшей на Ленинградском фронте:
В начале 2000-х годов на одном из совещаний с руководящим составом Тыла Вооруженных Сил начальник Тыла Вооруженных Сил — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Владимир Исаков обратился к начальнику Центрального управления ракетного топлива и горючего с вопросом, который ввёл генерал-лейтенанта Г.Н. Очеретина в некоторое замешательство: «Геннадий Николаевич, вы взаимодействуете с ГРУ ГШ?» Недоумение от заданного вопроса и тайный характер возможного объяснения укрылись от присутствующих сменой темы разговора.
Уже позже в неофициальной обстановке генерал армии В.И. Исаков развил эту тему, объяснив, что, как показывает опыт войны, инициатором крупной войсковой операции может стать и даже повлиять на её исход специалист тыла, занимающийся вопросами разработки топлив и масел для военной техники.
Став свидетелем этого разговора, я захотел подробнее узнать об этом уникальном случае и судьбе этого героя. Штудируя источники, связанные с историей и перспективами развития службы горючего, а также с фактами разработки специалистами-химмотологами новых видов горюче-смазочных материалов, я наткнулся на весьма интересную и поучительную историю, которая случилась в начале Великой Отечественной войны. Это был рассказ, в основе которого лежала история доктора технических наук, профессора, известного ученого-химмотолога полковника Всеволода Николаевича Зрелова, назывался он «Как наказали Люфтваффе».
Думаю, что эта история будет весьма познавательна для сегодняшнего поколения защитников Отечества.
Это уникальное в истории Великой Отечественной войны событие произошло 16 ноября 1941 года. Его активными участниками стали ученый-химик Николай Николаевич Семёнов, специалисты службы горючего, воины-авиаторы Ленинградского фронта и ВМФ.
А начиналось всё так…
К дежурному по контрольно-пропускному пункту штаба Ленинградского фронта подошел мужчина лет сорока в темно-сером габардиновом плаще и произнёс:
— Мне необходимо встретиться с командующим ВВС фронта.
— По какому вопросу? — настойчиво спросил лейтенант.
— У меня есть план разгрома фашистской авиации. Хотелбы изложить его суть командующему.
— Вы из какой организации?
— Работаю в Государственном институте прикладной химии старшим научным сотрудником. Вот мой документ.
— Я доложу о вас, подождите несколько минут, — сказал лейтенант.
Через некоторое время он вышел.
— Товарищ Семёнов, командующего в штабе нет. Вас может принять главный инженер ВВС — бригадный инженер А. Агеев. К нему проводит ваш однофамилец — сержант Семёнов.
Кабинет главного инженера находился на втором этаже штаба ВВС, неподалёку от кабинета командующего. На стеллажах вдоль стены лежали поршни авиационных моторов и другие детали с явными следами повреждений. Навстречу из-за стола поднялся высокий офицер, усталым голосом пригласил садиться.
— Вы Семёнов Николай Николаевич? Я — заместитель командующего по инженерно-авиационной службе. Если ваше предложение имеет отношение к моей работе, готов вас выслушать. Командующий сейчас в войсках. Сами понимаете, положение тяжелое. Фашисты подошли вплотную к Ленинграду и окружили город.
— Вот поэтому-то я и пришел к вам. Удары фашисткой авиации по городу не дают мне покоя. А план заключается в следующем…
Николаю Николаевичу вспомнилось…
В один из осенних дней лаборантка Алла Курашева, радостная, буквально ворвалась в лабораторию.
— Николай Николаевич, наши сбили фашистский самолёт.
Он упал недалеко от института — почти совсем целёхонек. Пойдёмте быстрей! Пока его не увезли.
Действительно, фашистский стервятник «Мёссершмит-109» был мало повреждён. Вокруг — толпа любопытных. Семёнов заметил, что из-под капота самолёта капает какая-то жидкость. Подошел, подставил ладонь, понюхал… Да это же бензин!
— Аллочка! Срочно найдите какую-нибудь банку или бутылку.
Через некоторое время бутылка была наполнена доверху. В институт возвращались довольные, с драгоценной пробой.
Удовлетворение Николая Николаевича можно было понять. Он ещё до войны занимался исследованиями и разработкой высокооктановых авиационных бензинов, хорошо знал и немецкие авиатоплива. Их получали в процессе гидрогенизации низкосортных углей. Фашистская Германия до войны фактически не имела собственной нефти и была вынуждена снабжать свою армию синтетическим бензином, производство которого наладили в заводских условиях.
— Срочно делаем полный анализ по всем показателям, — дал команду Н. Семёнов.
К девяти часам вечера анализ закончили. В бутылке оказался высокооктановый синтетический бензин. Все его показатели отвечали самым высоким требованиям. Исключение составляли лишь некоторые свойства: температура начала кристаллизации — около -14°С. Причина заключалась в большой добавке бензола, температура кристаллизации которого в чистом виде составляла +5,4°С. Обладающий высокими антидетонационными свойствами бензол добавляли для повышения октанового числа авиабензина, при этом заметно ухудшались его низкотемпературные свойства.
Такой бензин можно с успехом использовать в летний период, но как быть глубокой осенью или зимой, когда температура окружающего воздуха будет, например, ниже -15°С? При -20°С бензин кристаллизуется в топливных баках самолётов, бензозаправщиках, на складах, в резервуарах — вся фашистская авиация будет фактически парализована. Вот тут-то её можно почти беспрепятственно громить на всех аэродромах. А на дворе уже октябрь, ночи холодные, заморозки на почве. Зима приближается….
— Вот, товарищ бригадный инженер, суть моего плана — закончил Николай Николаевич.
— План неплохой, но есть вопрос: сколько проб немецкого бензина вы исследовали?
— Одну. Поэтому и пришел сюда. Может быть, у вас есть подобные пробы? Передайте их мне для исследования. Это необходимо для подтверждения полученных нами данных по температуре начала кристаллизации бензина.
— С этим нельзя не согласиться. Попробуем помочь.
А. Агеев позвонил:
— Владимир Яковлевич, прошу срочно зайти ко мне.
Через несколько минут в кабинет вошел интендант 3 ранга. Агеев его представил:
— Знакомьтесь: Владимир Яковлевич Синицын — начальник отдела снабжения ГСМ фронта. Владимир Яковлевич, имеются ли у вас образцы авиационного бензина, слитого со сбитых фашистских самолётов?
— Такие образцы есть. Последний был слит из топливных баков сбитого вчера бомбардировщика «Юнкерс-87».
— Прошу вас срочно доставить все образцы бензина в Государственный институт прикладной химии присутствующему здесь старшему научному сотруднику этого института товарищу Н. Семёнову. После проведения анализов о результатах доложить мне послезавтра. Работу вести при соблюдении строжайшей секретности.
После того как Синицын покинул кабинет, А. Агеев вновь обратился к Семёнову:
— Николай Николаевич, я думаю, что пока преждевременно докладывать командующему ВВС. Это будет целесообразно сделать после проведения анализов дополнительных образцов, если подтвердятся ваши выводы.
Анализы показали, что вражеские самолеты летают на синтетическом бензине, который обладает неудовлетворительными низкотемпературными свойствами. Температура начала его кристаллизации на уровне -10-14°С.
В тот же день план Н. Семёнова по нанесению удара по фашистским аэродромам А. Агеев доложил командующему ВВС Ленинградского фронта генерал-майору авиации А. Новикову. Реакция командующего была положительной.
— Хороший план, — сказал он, — однако где гарантии, что фашисты не подвезут к холодному времени соответствующий бензин, например из Румынии? В данном вопросе нельзя допускать никакого риска. Перед нанесением удара всеми силами нашей авиации мы должны знать точно — на каком горючем летает противник. При проведении этой операции без надёжной разведки никак не обойтись.
А. Новиков переговорил с кем-то по телефону, и скоро в кабинет вошел начальник разведотдела полковник Вячеслав Михайлович Щагин. Кратко поставив его в известность о намечаемой операции, командующий задал вопрос:
— Сможете ли вы доставить в Ленинград с аэродромов противника пробы авиабензина?
— Доставить пробы можно через наших подпольщиков и партизан, но как это лучше сделать? Ведь не повезёшь же их в бутылках. Фашисты могут обнаружить, и в результате операция сорвётся.
В кабинете повисло тягостное молчание. Участники совещания задумались. Новиков закурил и предложил собравшимся:
— Закуривайте, товарищи.
А. Агеев достал красивую зажигалку, щелкнул, и язычок пламени незамедлительно взметнулся вверх. В. Щагин как-то сразу оживился и, обращаясь к хозяину зажигалки, поинтересовался:
— Товарищ бригинженер, а каким бензином вы заправляете свою зажигалку? Сколько в неё входит?
— Авиационным бензином марки Б-70. Заливаю обычно кубиков 15-20. Хватает надолго.
— Скажите, а хватит ли этого количества для проведения исследования бензина?
— Полный анализ, конечно, сделать нельзя, но определить интересующую нас температуру начала кристаллизации можно.
— Товарищ командующий, а что, если мы доставим пробы немецкого бензина в зажигалках? — предложил полковник В. Щагин. — Это не привлечет внимания врага и обеспечит надёжную транспортировку проб горючего через линию фронта.
А. Новиков одобрил предложение начальника разведки и приказал доставить пробы бензина к началу наступления холодов. Из десяти зажигалок, переправленных за линию фронта, к Семёнову поступило только четыре.
Анализ показал: гитлеровцы продолжают летать на синтетическом бензине с неудовлетворительными низкотемпературными свойствами. Об этом доложили командующему ВВС. Операция была назначена на первый же день, когда ночная температура воздуха понизится до нужной отметки.
Такой день наступил 16 ноября 1941 г. В воздух поднялась вся авиация фронта и ВМФ. Истребители 2-го и 7-го авиакорпусов ПВО, 286-го истребительного авиаполка, штурмового авиаполка и других частей нанесли удар с целью подавления защитной обороны аэродромов врага. Самолеты нескольких бомбардировочных полков и торпедоносцы ВМФ громили скопления немецкой авиатехники на стоянках.
Фашистам не удалось поднять в воздух ни одного самолёта. Бензин в топливных баках за минувшую морозную ночь закристаллизовался, двигатели не запускались. В течение дня было нанесено несколько воздушных ударов по аэродромам люфтваффе, расположенным в районах Сиверская, Красногвардейская, Городец, Сиверцы, Бородулино и др.
С этого момента 1-й воздушный флот гитлеровцев и приданный ему 8-ой авиационный корпус Рихтгофена не проявляли былой активности. До 4 апреля 1942 года не проводились воздушные налёты на Ленинград. Впервые в Великой Отечественной войне на этом участке фронта было достигнуто господство в воздухе советской авиации. Кстати, во время битвы за Москву советское командование с успехом использовало этот же фактор, завоевав превосходство в воздухе.
В течение зимы 1941-1942 гг. поредевшая в боях фашистская авиация, плохо подготовленная к действиям в условиях отрицательных температур, выполняла только ограниченные задачи: поддерживала свои сухопутные войска, оборонявшиеся южнее Ладожского озера, прикрывала их от ударов наших летчиков, а также пыталась сорвать перевозки по Ладожской ледовой трассе. Это было вызвано тем, что на снабжение гитлеровских авиаторов поступало мало бензина с хорошими низкотемпературными свойствами.
В конце ноября Н. Семёнов был вызван к командующему ВВС, который крепко пожал ему руку и сказал:
— Николай Николаевич, поздравляю! Ваш план разгрома гитлеровской авиации полностью осуществлён. Разрешите от имени советского правительства наградить вас орденом Красного Знамени и пожелать дальнейших успехов в работе.
Вскоре генерал А. Новиков был назначен главнокомандующим ВВС Красной армии и впоследствии стал главным маршалом авиации.
В те времена химмотология ещё не существовала как наука, охватывающая теорию и практику рационального использования горючего и смазочных материалов в технике. Однако закладывались основы авиационной химмотологии.
Во время боёв на Ленинградском фронте в 1941 году было доказано, что химмотология может быть не просто наукой, а наукой, оказывающей решающее влияние на ход боевых действий. Поэтому низкотемпературным свойствам авиационных топлив и в настоящее время уделяется большое внимание. Все современные отечественные авиационные топлива (ТС-1, РТ, Т-6 и др.) имеют температуру начала кристаллизации ниже минус 60°С, что крайне важно для ведения боевых действий на арктическом стратегическом направлении.
Несколько слов о главных героях статьи
Академик, Нобелевский лауреат Николай Николаевич Семёнов
Является основателем новой науки — химической физики, которая рассматривает химические процессы исходя из физических представлений о структуре вещества. Он в течение долгих лет был членом редколлегии журнала «Наука и жизнь» и автором многих замечательных статей. На страницах журнала он рассказывал о своих учителях и коллегах, о радостях и трудностях поиска научной истины, о путях развития науки, о новых направлениях в химии и, конечно же, о теории цепных реакций, которая принесла ему мировую славу, а в 1956 году — Нобелевскую премию.
Николай Николаевич Семёнов как ученый сыграл большую роль в обеспечении победы. Его вклад определялся разработкой теории цепных реакций, которая позволяла управлять химическим процессом: ускорять до образования взрывной лавины, замедлять и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Эти реакции были использованы при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Так называемые кумулятивные снаряды, гранаты, мины, используемые против «неуязвимых» немецких «Тигров», вызвали у гитлеровского командования недоумение и замешательство. Эти снаряды, способные пробивать броню толщиной 200 мм, были применены в сражении на Курской дуге.
Учёные под руководством академика Н. Семёнова помогали решать проблемы транспорта и эффективности взрывчатых веществ, улучшения огнезащитной пропитки шпал. Ими был усовершенствован метод обработки деталей самолётов, достигнута экономия дефицитных хрома и серной кислоты. Его трудолюбие и юношеская увлеченность наукой, умение сконцентрировать вокруг своих идей талантливых сотрудников достойны восхищения.
Научные заслуги этого замечательного человека были отмечены очень высоко. Он стал дважды Героем Социалистического Труда (1966, 1976), дважды лауреатом Государственной премии (1941, 1949), лауреатом Ленинской премии (1976). Николай Николаевич Семёнов стал третьим ученым в истории российской науки (после Ивана Петровича Павлова и Ильи Ильича Мечникова), удостоенным Нобелевской премии (1956).
В 2017 году научный мир отмечал 120-летие со дня рождения великого учёного. Он прожил интересную, созидательную, полную творчества жизнь. Умер Николай Николаевич Семёнов в 1986 году. Захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков (1900-1976)
Дважды Герой Советского Союза, участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта. Во время советско-финляндской войны Новиков явился инициатором создания ледовых аэродромов. Его заслуги в той войне были отмечены орденом Ленина. С 1940 по июнь 1941 года — командующий ВВС Ленинградского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. В июне-августе 1941 года — командующий ВВС Северного фронта, с 23 августа 1941 по 2 февраля 1942 года — командующий ВВС Ленинградского фронта. Участник боев за Ленинград. На четвертый день Великой Отечественной войны Новиков организовал несколько блестящих воздушных операций. При содействии ВВС Северного фронта, КБФ и СФ в течение шести дней нанес бомбо-штурмовые удары почти по двадцати аэродромам противника. В дальнейшем такие удары наносились неоднократно. Противник был вынужден оттянуть свою авиацию на тыловые базы, в результате чего в значительной мере была ликвидирована угроза налётов на Ленинград.
С 1942 г. – заместитель наркома обороны СССР по авиации, командующий ВВС Советской Армии. В период с 1953 по 1956 гг. – командующий дальней авиацией.
Литература:
Журнал «Армейский сборник», январь 2018