Действующая модель комбинированного воздушно-реактивного двигателя для воздушно-космического самолёта. Инициативная разработка российских военных

Просмотров: 896

Созданный 1 августа 2015 года новый вид Вооруженных Сил России – Воздушно-космические силы (ВКС) – объединил воедино ВВС и Космические войска страны. И если организационная проблема объединения двух географических сред деятельности российских ВКС – воздушной и космической – в единую воздушно-космическую решён путём создания единого командования, то с технической точки зрения земная атмосфера и ближний космос остаются разделены.Возможность в ходе одного полёта решать поставленные боевые задачи как в атмосфере, так и в космическом пространстве призван решить воздушно-космический самолёт. Кажется, если мы смогли создать реактивные самолёты и космические ракеты и корабли, то промежуточную задачу создания воздушно-космического самолёта можно решить путём обычного суммирования технологий. Но дело в том, то ракетные двигатели, используемы в безвоздушном пространстве (космосе) из-за наличия в своём составе топлива и окислителя неэффективны при длительном использовании в атмосфере. А реактивные двигатели, используемые в атмосфере на самолётах, не могут использоваться в космосе, так как в качестве окислителя в них используется обычный атмосферный воздух, которого в космосе нет.

Самый известный воздушно-космический самолёт

Самый известный воздушно-космический самолёт

Путей решения здесь два:

  1. Установка на один летательный аппарат двух двигателей: один для работы в атмосфере, а другой для работы в космосе. В этом случае у такого типа летательного аппарата будет крайне низкая транспортная эффективность.
  2. Создание единого (комбинированного) двигателя, работающего в двух режимах: воздушном и космическом. И если в первом случае в качестве окислителя используется атмосферный воздух, то во втором в камеру сгорания добавляется возимый с собой кислород. При этом в обоих режимах используется один тип топлива.

На Международной выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации-2015» была показана поистине уникальная разработка, значение которой невозможно переоценить.

На стенде РВСН демонстрировался комбинированный воздушно-реактивный двигатель с прямоточной камерой пульсирующего горения и системой воздушного запуска. Это действующая установка, которая доказала работоспособность двигателя с его переключением работы с воздушного на ракетный режим и обратно.

Созданная силовая установка предназначена для работы на воздушно-космическом самолёте в двух режимах: воздушном и ракетном. Она обеспечивает взлёт такого самолёта с обычных аэродромов, патрулирование воздушного пространства, выход в космос, выполнение задачи по предназначению и возвращение на аэродром.

Сразу отметим, что на сегодняшний день у нас в стране нет такого летательного аппарата и силовых установок данного класса. По заявлениям экспертов, работы по их созданию ведутся различными научными организациями, в том числе НПО «Молния», Исследовательский центр им. М.В. Келдыша, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦИАМ им. М.П. Баранова.

Продемонстрированный двигатель создал в инициативном порядке в свободное от службы время (!) преподаватель кафедры № 11 «Конструкции пусковых установок и ракет» Военной академии РВСН им. Петра Великого подполковник Алексей Солодовников. Впервые проект мотора дебютировал на выставке «День инноваций» в 2013 году.29.11.2015 19-21-46

Ноу-хау новинки в том, что на ней можно менять в полёте режим работы с воздушного на ракетный. К тому же нет ограничений по числу таких переходов.

Министерство обороны России заинтересовалось разработкой и направило проект в различные ведущие организации страны на экспертизу. В большинстве случаев учёные дали положительные отзывы. Однако не обошлось и без отрицательных. Они способствовали устранению обнаруженных недостатков и выполнению следующего шага в создании полноценного двигателя.

Демонстрировавшаяся модель прошла на испытательном стенде так называемый прожиг. Испытания показали устойчивую работу в течение 10 000 секунд. Этот параметр обусловлен запасом ракетного топлива на такое время в летательном аппарате одного из проектов. На сегодняшний день это единственное существенное ограничение инновационного двигателя. Вместе с тем надо отметить, что уже в полной мере выполнены работы по увеличению длительности работы мотора в ракетном режиме.

Следующий шаг – создание опытного образца в натуральную величину. Он нужен прежде всего для снятия технических характеристик с последующей отработкой некоторых конструктивных решений.

Завод нашли. Цена изготовления – 90 млн рублей. Она вполне приемлемая, если учитывать, что стоимость ракетного двигателя одноразового действия 120–140 млн рублей.

По вопросу финансирования документы направили в Фонд перспективных исследований (это организация, которую некоторые в нашей стране именуют «Русской DARPой»), однако его эксперты отклонили финансирование проекта, указав на то, что он долгосрочный. Фонд же занимается именно краткосрочными проектами.

В настоящее время продолжается проработка финансовых вопросов. Оказывается, проще создать уникальный двигатель, чем преодолеть финансово-юридические препоны и найти спонсора для его производства.

Будем надеяться, что нынешнее руководство Министерства обороны России сумеет правильно воспользоваться знаниями и энтузиазмом своих офицеров, таких, как преподаватель Военной академии РВСН им. Петра Великого подполковник Алексей Солодовников.

Примечание

Об аналогичных проблемах Советского ВМФ по созданию единого двигателя для надводного и подводного хода и путях их решения см. здесь:

Вспомогательная ядерная энергетическая установка ВАУ-6 – российский вариант воздухонезависимой ЭУ для дизельных ПЛ.

ПЛ С-273 проекта 613Э – первая в мире, оснащенная энергетической установкой с электрохимическими генераторами.

Литература

Красная звезда, № 168, 09 ноября 2015

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru