Одним из модных ныне фактов, иллюстрирующих отсталость СССР от ведущих капиталистических стран, было отсутствие в свободной продаже самого продвинутого «гаджета» 70-80 годов ХХ века – видеомагнитофона. Складывалось впечатление, что Советская радиоэлектронная промышленность не в состоянии разработать и серийно производить современную видеотехнику. Но фактическое отсутствие в открытой продаже видеомагнитофонов (покупка была возможна только в крупных городах СССР, как правило, в фирменных магазинах «Электроника» по «записи») означало только отсутствие крупных производственных мощностей по их производству. Разработка и мелкосерийное производство этого типа видеотехники в Советском Союзе шло в ногу со временем.
Уже в 60-е годы ХХ века работа телевизионных центров Советского Союза была немыслима без применения магнитной видеозаписи и видеомагнитофонов. Телевизионные программы, как правило, передавались в эфир после их предварительной записи. Исключение составляли прямые, оперативные передачи. Передачу предварительно записанной программы можно было приурочить к требуемому времени с учетом разных часовых поясов территории нашей страны. Наличие видеозаписей позволяет многократное их использование, а также обмен программами между телевизионными центрами.
Такие задачи решались и с помощью киносъёмки, однако широкое использование магнитной видеозаписи было вызвано её оперативностью, технологичностью и высокими технико-экономическими показателями.
При магнитной видеозаписи изображение и звуковое сопровождение фиксируются на специальной магнитной ленте в виде сложных электрических сигналов, готовых для одновременного воспроизведения изображения и звука.
Не следует думать, что в телевидении с появлением магнитной видеозаписи отпала необходимость в кинематографических средствах. Последние требовались для создания и показа телевизионных кинофильмов и ряда других передач. Кроме того, монтаж различных фрагментов программ удобнее было производить, располагая отдельными видимыми кадрами изображения на кинопленке, чем магнитными невидимыми видеограммами записи. Однако неоспоримые преимущества видеозаписи оправдали её широкое использование в телевидении.
Регулярные телевизионные передачи, предварительно записанные на магнитную ленту, стали осуществляться в нашей стране с 1960 г.
В последующем, были разработаны и поступили в ограниченную продажу и бытовые отечественные видеомагнитофоны.
Устройство, принцип работы и технические характеристики отечественных видеомагнитофонов 60-70 годов ХХ века
В основе методов магнитной записи звука и видеозаписи лежит один и тот же принцип намагничивания носителя. Но запись звуковых сигналов существенно отличается от видеозаписи тем, что их диапазон значительно уже диапазона телевизионного сигнала. Если диапазон звукового сигнала лежит в пределах 20-20 000 Гц, то высококачественная запись телевизионных сигналов требует полосы от 50 Гц до 6,0 МГц. Кроме того, телевизионный сигнал сложнее по своей структуре. В него входят собственно сигнал изображения (информация о яркости отдельных элементов изображения), сигнал импульсов строчной и кадровой синхронизации, строчные и кадровые гасящие импульсы, звуковой сигнал, а также постоянная составляющая, которая определяет среднюю яркость изображения.
Особенность структуры телевизионного сигнала требует строгого сохранения при записи определенной периодичности передачи отдельных элементов сигнала, а время передачи входного сигнала в целом должно совпадать с временем неискаженной записи без каких-либо перерывов или сбоев. Это предопределяет трудности, возникающие при записи, и накладывает определенные требования к параметрам канала запись — воспроизведение видеосигналов.
Если для целей видеозаписи попытаться использовать простые принципы магнитной записи звука, то при этом возникнут столь большие технические трудности, что разрешить их практически не представится возможным. Это вызывается, как уже отмечалось, более широкополосным каналом видеозаписи (более чем в 100-150 раз по отношению к тракту при записи звуковых сигналов), из-за чего возникает необходимость в огромных скоростях движения носителя (магнитной ленты). Кроме этого, при магнитной видеозаписи появляются повышенные требования к подавлению возникающих помех и устранению искажений. Для осуществления видеозаписи требуются решения, принципиально отличные от методов обычной продольной записи звуковых сигналов на магнитную ленту.
Широкое внедрение магнитной видеозаписи в практику телевидения и для бытовых целей стало возможным с применением методов поперечно-строчной и наклонно-строчной записи на магнитную ленту шириной 50,8 мм и 25,4 мм (в профессиональных видеомагнитофонах) и 12,7 мм (в репортажных и бытовых видеомагнитофонах).
При такой записи магнитные головки в видеомагнитофоне располагаются на вращающемся диске, огибаемом магнитной лентой, которой в свою очередь придается поступательное движение. Таким образом, фактическая скорость записи определяется одновременно скоростью вращения диска с магнитными головками и относительно небольшой скоростью продвижения магнитной ленты. Относительная скорость записи видеосигнала (головка-лента) в бытовых видеомагнитофонах — порядка 8,1-8,9 м/с.
Одновременное вращение головок и поступательное передвижение ленты обеспечивают запись видеосигнала в виде отдельных строчек, причем каждая последующая строчка на ленте является продолжением предыдущей. Направление строчки образует некоторый угол с движением ленты, что придает строчкам соответствующий наклон. Отсюда и название метода записи — наклонно-строчной. При относительно большой скорости вращения диска с несколькими магнитными головками строчки записи видеосигнала располагаются на ленте под углом, близким 90°, к направлению ее движения. Такая видеозапись называется поперечно-строчной. В бытовых видеомагнитофонах, как правило, применяется наклонно-строчной метод записи.
При поперечно-строчном и наклонно-строчном методах обеспечивается высокая плотность записи по ширине магнитной ленты, что при сравнительно низкой скорости продвижения ленты позволяет записывать и воспроизводить программы достаточно большой продолжительности.
Структурная схема видеомагнитофона состоит из лентопротяжного механизма, каналов записи и воспроизведения изображения, каналов записи и воспроизведения звука, систем автоматического регулирования скорости вращения диска с магнитными головками и скорости поступательного движения носителя, системы регенерации синхроимпульсов, компенсации выпадения записи и коррекции временных ошибок при видеозаписи.
При видеозаписи кроме записи строчек, несущих сигналы изображения, одна дорожка на ленте отводится записи звуковых сигналов, другая — сигналов управления.
Вращающийся диск с магнитными головками помещается внутри неподвижного барабана, охватываемого магнитной лентой. Головки через прорези соприкасаются с лентой, на которую производится запись поступающих к головкам сигналов.
В видеомагнитофонах с одной вращающейся головкой при наклонно-строчной записи на одной строчке помещается часть поля телевизионного изображения (полукадра). Чтобы в момент перехода с одной строчки на другую не получался провал в записи, переход должен приходиться на время кадрового синхроимпульса. Достигается это с помощью специальной системы фазировки диска с головкой. При воспроизведении пропущенный кадровый синхроимпульс восстанавливается внешним синхрогенератором. Это усложняет конструкцию и снижает надежность устройства.
В видеомагнитофонах с двумя и более вращающимися головками запись строчек осуществляется с перекрытием. В этом случае провалов в записи сигналов изображения и синхроимпульсов нет.
Видеозапись, особенно цветного изображения, требует известного преобразования поступающего сигнала. Это осуществляется путем частотной модуляции в канале записи и демодуляции в канале воспроизведения.
В отечественных бытовых видеомагнитофонах, как уже говорилось, применяется наклонно-строчная система записи двумя головками на хромдиоксидную магнитную ленту типа Т 4305-12Б шириной 12,7 мм.
Различают видеомагнитофоны катушечные и кассетные, для записи черно-белых и цветных телевизионных сигналов.
Катушечные видеомагнитофоны рассчитаны на время записи (воспроизведения) от 35 до 150 мин. Продолжительность записи (воспроизведения) кассетных видеомагнитофонов в зависимости от применяемых кассет — 30 мин (кассета ВК-30) и 45 мин (кассета ВК-45). Кассетные видеомагнитофоны удобнее в эксплуатации.
Основные характеристики советских бытовых видеомагнитофонов:
Параметры | Электроника — 590 | Электроника — 591 | Электроника — 505 |
Вид ТВ сигнала | чёрно-белый | цветной и чёрно-белый | цветной и чёрно-белый |
Скорость продвижения ленты, см/с | 16,32 | 6,56 | 14,29 |
Размещение ленты | на катушках | на катушках | на кассетах |
Время записи на одну катушку (кассету), мин. | 45 | 110 | 30 (ВК-30)
45 (ВК-45) |
Ширина ленты, мм | 12,7 | 12,7 | 12,7 |
Число вращающихся головок | 2 | 2 | 2 |
Полоса пропускания видеоканала, МГц | 2,5 | 2,2 | 2,2 |
Полоса частот канала звука, Гц | 100-10000 | 100-8000 | 80-10000 |
Отношение видеосигнал/шум, дБ | 40 | 38 | 40 |
Отношение звуковой сигнал/шум, дБ | 38 | 36 | 38 |
Питание | сеть | сеть с блоком питания, батарея 12 В | сеть с блоком питания, батарея 12 В |
Габаритные размеры, см | 42х36х20 | 40х36х15 | 34х27х15 |
Масса, кг | 15 | 10 | 10 |
Параметры | Электроника — 508 | Электроника — 509 |
Вид ТВ сигнала | цветной и чёрно-белый | цветной и чёрно-белый |
Скорость продвижения ленты, см/с | 16,32 | 14,29 |
Размещение ленты | на катушках | на катушках |
Время записи на одну катушку (кассету), мин. | 45 | 120 |
Ширина ленты, мм | 12,7 | 12,7 |
Число вращающихся головок | 2 | 2 |
Полоса пропускания видеоканала, МГц | 2,5 | 2,5 |
Полоса частот канала звука, Гц | 100-10000 | 100-10000 |
Отношение видеосигнал/шум, дБ | 40 | 40 |
Отношение звуковой сигнал/шум, дБ | 38 | 38 |
Питание | сеть | сеть с блоком питания, батарея 12 В |
Габаритные размеры, см | 48х38х20 | 40х32х20 |
Масса, кг | 15 | 10 |
С помощью видеомагнитофона можно записать видеоинформацию со звуковым сопровождением с телевизионного приёмника или видеокамеры. Телевизионный приёмник должен иметь соответствующий вход для подключения видеомагнитофона, или в комплекте последнего должно быть устройство сопряжения. Если требуется записать только звуковое сопровождение или видеокамера не имеет встроенного микрофона, то для записи звука используется выносной микрофон, который подключается к соответствующему входу видеомагнитофона.
Для воспроизведения видеоинформации используются видеомагнитофон и телевизор. Во время воспроизведения записи можно остановить видеоленту в аппарате и получить на экране телевизора изображение остановленного кадра. Для устранения возможных помех и сбоев предусмотрена регулировка положения видеоголовок относительно ленты. С помощью органов управления видеомагнитофоном можно также производить прямую и обратную перемотку ленты, стирание ранее записанной программы.
Литература:
В.И.Кондюрин, Е.Г.Тютюник. Технические средства пропаганды в армии и на флоте.- М.: Воениздат, 1983
Были видики размером со стиральную машинку…)