Для борьбы с противниками церкви на всём протяжении существования инквизиции в её арсенале существовало такое мощное оружие, как Индекс (список) запрещённых книг (Index Librorum Prohibitorum).
- Зарождение и становление цензуры в христианском мире
- Закат церковной цензуры в христианском мире
- С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещённых книг:
- Канонический кодекс (верховный закон) католической церкви
- Канон 1384
- Канон 1385
- Канон 1393
- Канон 1395
- Канон 1397
- Канон 1398
- Канон 1399
- Канон 2318
- Насколько эффективен был Индекс?
- Конец Индекса запрещённых книг
- Литература:
Зарождение и становление цензуры в христианском мире
Первое официальное издание Индекса вышло в Риме в 1559 г. Первый Индекс был составлен римской инквизицией под непосредственным наблюдением папы Павла IV (Караффы), занимавшего пост верховного инквизитора до своего избрания на папский престол. Павел IV поручил дальнейшее издание Индекса конгрегации (министерству) римской инквизиции.
У папского индекса, как и у самой инквизиции, были свои «предшественники». Папы римские и епископы с незапамятных времён считали своим святым долгом и божественным правом подвергать цензуре, запрещать и уничтожать неугодные им богословские, научные и литературные произведения. Христианские первосвященники уничтожали произведения древней греческой и римской литературы; после составления канонического текста Библии все другие библейские «варианты» были истреблены. Такой же участи подверглись творения раннехристианских и средневековых ересиархов — от Ария до катаров включительно: их сжигали вместе с еретиками. Талмуд, Коран и прочие церковные произведения иудеев и мусульман также уничтожались на протяжении столетий.
Первым известным литературным произведением, уничтоженным церковниками, была поэма «Талия» ересиарха Ария, преданная огню по решению Никейского собора в 325 г.
В 405 г. папа Иннокентий I составил первый список еретических писаний, подлежавших уничтожению.
Преследование крамольной литературы в средние века не представляло особой проблемы, так как грамотных людей было мало, а сочинений и того меньше. Но с началом книгопечатания, воспринятого церковниками как «дьявольская затея», проблема сразу осложнилась.
Книгопечатание быстро распространилось, способствуя росту грамотности.
С 1448 по 1500 г. в 246 городах Европы появилось 1099 типографий, выпустивших в свет за этот период 40 000 названий книг тиражом в 12 млн. экземпляров.
Печатный станок стал мощным орудием в руках противников папства — гуманистов эпохи Возрождения, протестантов, учёных. Католические иерархи со всё возрастающим беспокойством взирали на растущий поток печатной продукции, как на своего рода новый потоп, угрожавший поглотить их. Они пытались охранить себя от него, выстроив мощный заслон из анафем, запрещений, отлучений. Они запретили что-либо печатать без предварительного одобрения специально на то уполномоченных инквизиторов.
Первым объявил о введении предварительной цензуры на книги в 1471 г. папа Сикст IV. Папа Лев X (1513-1521) добился от V Латеранского (XVIII вселенского) собора, к которому он обратился по этому поводу с буллой «Inter Solicitudines», одобрения предварительной цензуры печатных произведений и её распространения на весь христианский мир, поручив её осуществление местным епископам. Ещё раньше предварительная цензура по настоянию церкви была введена в Испании. В 1535 г. по приказу французского короля Франциска I теологи Сорбонны составили список запрещённых книг, издание, распространение и чтение которых грозило виновным отлучением от церкви, тюремным заключением и даже костром.
О том, какой размах принимало во Франции преследование неугодной церкви и королевской власти литературы, говорит тот факт, что в 1660-1756 гг. в Бастилию было посажено 869 авторов, типографов, издателей и книгопродавцов.
Примеру своего французского собрата последовал испанский король Карл V, по указанию которого в 1546 г. богословы Лувенского университета составили свой Индекс запрещённых книг, взятый на вооружение испанской инквизицией и неоднократно издававшийся ею с соответствующими дополнениями и изменениями, независимо от римского индекса. Свои собственные индексы впоследствии издавала также португальская инквизиция.
Индексы с небольшими вариантами издавались местными инквизициями в Венеции (1551), во Флоренции (1552), в Милане (1554).
С изданием первого римского индекса в 1559 г. цензура всех книг, выходящих в католических странах, была сосредоточена в руках папской инквизиции. Павел IV вообще запретил печатание каких-либо книг в папских владениях без предварительной цензуры инквизиции. Он обязал продавцов книг сообщать инквизиции о всех получаемых ими новинках и запретил торговать ими без особого на то разрешения «святого» судилища. Инквизиторы подвергали периодическим проверкам не только книжные лавки, но и частные библиотеки. Изъятые ими книги торжественно сжигались на публичных аутодафе.
Действия Павла IV были утверждены Тридентским собором (XIX вселенский, 1545-1563). В 1562 г. собор избрал комиссию из 18 епископов, поручив ей пересмотреть и дополнить Индекс 1559 г. Комиссия включила в список запрещённых книг (так называемый Index Tridentinus) все произведения протестантских богословов.
Одобрив этот Индекс, Тридентский собор постановил, что «все книги, осуждённые до 1540 г. как папами, так и вселенскими соборами и не значащиеся в данном указателе, должны считаться осуждёнными так же, как они были осуждены ранее».
В 1571 г. папа Пий V, занимавший при Павле IV и Пие IV пост великого инквизитора, создал специальную конгрегацию Индекса, превратившуюся в подлинный департамент цензуры католической церкви. Конгрегация имела и судебные функции, она могла накладывать на авторов церковные наказания вплоть до отлучения от церкви. В конце XVI в. в составлении Индекса участвовал кардинал Роберто Беллармино — один из палачей Джордано Бруно и преследователь Галилея. Правда, это не помешало тому, что после его смерти некоторые его теологические трактаты были признаны крамольными и даже включены в Индекс. С XVII в. конгрегация Индекса находилась под контролем иезуитов.
Закат церковной цензуры в христианском мире
В 1908 г. папа Пий X лишил конгрегацию Индекса судебных функций, а 5 марта 1917 г. папа Бенедикт VI декретом («Alloquentes») вновь объединил конгрегацию Индекса с конгрегацией «священного» судилища (инквизицией), где она действовала под вывеской Цензурного департамента. В 1966 г. под влиянием II Ватиканского вселенского собора Ватикан прекратил издание Индекса запрещённых книг.
Последнее издание Индекса вышло в 1948 г.
С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещённых книг:
— в XVI в. — четыре издания (1559, 1590, 1593, 1596);
— в XVII в. — три издания (1632, 1665, 1681);
— в XVIII в. — семь изданий (1704, 1711, 1716, 1744, 1758, 1786, 1787);
— в XIX в. – шесть изданий (1819, 1835, 1841, 1877, 1881, 1887);
— за первую половину XX в. — двенадцать изданий (1900, 1901, 1907, 1911, 1917, 1922, 1924, 1929, 1930, 1938, 1940, 1948).
Как следует из этих цифр, наиболее «плодотворными» в работе конгрегации Индекса столетиями были XVIII и XX. Рекорды принадлежат последнему столетию, а с 1917 по 1948 г. вышло восемь изданий Индекса, т.е. на одно больше, чем за весь активный XVIII в.
Вряд ли нуждается эта инквизиционная статистика в детальных комментариях. В XVIII в. — веке Вольтера, просветителей и энциклопедистов, безжалостно обнажавших пороки церкви, конгрегации Индекса пришлось работать с немалым напряжением. Но ещё с большей энергией пришлось этому учреждению трудиться в XX в., когда Ватикан ополчился против коммунизма и научного прогресса. Однако все неугодные церкви книги в ХХ в. уже не вместились бы ни в какие Индексы. Чтобы справиться со своей задачей, ватиканская цензура была вынуждена несколько «рационализировать» свою работу.
С этой целью церковь ещё в XIX в. приняла два вида запрещения:
— «в целом» (например, все книги против религии и т.п.);
— «в частности», т.е. отдельные произведения тех или других авторов или все произведения (opera omnia) того или другого писателя.
В XX в. ватиканская инквизиция стала «отлучать» в основном неугодные ей произведения авторов-католиков, причём наиболее известные из них, имеющие широкое хождение среди верующих.
В Индексе нет Дарвина и многих других естествоиспытателей, произведения которых опровергали догматы церкви, потому что считалось запрещение их само собой разумеющимся. Так как церковь осудила коммунизм и социализм, то и все книги, пропагандирующие и защищающие это учение, были запрещены «в целом».
Это объясняет, почему в Индексе нет произведений Маркса, Энгельса, Ленина и книг других выдающихся деятелей международного революционного рабочего движения, а также книг советских авторов.
Канонический кодекс (верховный закон) католической церкви
В 1917 г. папа Бенедикт XV одобрил канонический кодекс католической церкви, действующий по настоящее время. Канонический кодекс — верховный закон католической церкви, за невыполнение его статей верующим грозит отлучение от церкви. В кодексе (раздел XXIII, каноны 1384-1405) сформулированы основные положения, которыми руководствуется церковь, подвергая цензуре и запрещению печатную продукцию. Рассмотрим содержание этих канонов.
Канон 1384
Провозглашает: «Церковь имеет право требовать от верующих, чтобы они не публиковали книг без её предварительной цензуры, и запрещать, если на то имеются достаточные основания, любые книги любого автора». Сказанное относится также к любого рода публикации — газетной, журнальной и прочей.
Канон 1385
Запрещает печатать без предварительной церковной цензуры:
— «священные книги» и любые комментарии к ним;
— книги по библеистике, теологии, церковной истории, каноническому праву, прочим религиозным и моральным дисциплинам;
— «любую печатную продукцию, имеющую непосредственное отношение к религии или к благочестивым обычаям»;
— любого рода «священные изображения».
Кроме того, в том же каноне отмечается, что церковникам для публикации своих работ требуется предварительное разрешение их непосредственного начальника.
Запрещается без особого разрешения печатать всё, что относится к канонизации святых и блаженных, к индульгенциям. Также запрещается печатать или перепечатывать без особого на то разрешения постановления римских конгрегаций, молитвенники, Библию на местных языках. Для издания в переводе на другой язык ранее одобренной церковной цензурой книги требуется повторное разрешение церковной цензуры.
Канон 1393
Устанавливает во всех епархиях католической церкви должность церковного цензора, заключение которого, подтверждённое епископом, является основанием для разрешения или запрещения рукописи.
Канон 1395
Церковь провозглашает своё «право и обязанность в интересах дела (ex justa causa)» запрещать книги, этим правом наделены, кроме папы римского, кардиналы, епископы и главы монашеских орденов.
Канон 1397
Обязывает всех верующих и церковников доносить местным духовным властям или непосредственно в Ватикан о всех появляющихся на свет «вредных» книгах. Особенно это вменяется в обязанность папским дипломатическим представителям, епископам и ректорам католических университетов, причём эти доносы полагается держать в «строгом секрете».
Канон 1398
Запрещение книги папским престолом означает, что без особого на то разрешения её нельзя издавать, читать, хранить, продавать, переводить на другой язык, ни каким-либо другим образом сообщать её содержание другим. В официальных комментариях к этому канону сказано: «Любой, читающий запрещённую книгу, совершает серьёзный грех, даже если он прочтёт только один абзац». Некоторые авторы, однако, отмечают, что «серьёзный грех» будет совершён, если из запрещённой книги прочесть от 6 до 10 страниц; в тех же случаях, когда содержание книги особенно опасно, «серьёзный грех» будет совершен и при чтении меньшего числа страниц. Владелец запрещённой книги, узнав о её запрещении, обязан уничтожить её или отдать тому, кто имеет разрешение читать запрещённые книги, или по крайней мере отдать её на хранение до получения разрешения читать её.
Канон 1399
Книги, запрещённые церковью «в целом», т.е без необходимости на то специального в каждом отдельном случае решения:
1. Все тексты священного писания, изданные некатоликами.
2. Книги любого автора, защищающие ересь и раскол или стремящиеся любым способом разрушить самые основы веры.
3. Книги, специально направленные против церкви или христианских обычаев.
4. Книги всех некатоликов, посвящённые вопросам религии, если не указано, что в них нет ничего противоречащего католической вере.
5. Книги и брошюры, в которых говорится о новых видениях, явлениях, пророчествах, чудесах или которые пропагандируют новых святых, если таковые были опубликованы без соблюдения канонических правил.
6. Книги, оспаривающие или высмеивающие любой католический догмат; защищающие ошибки, осуждённые папским престолом; низвергающие авторитет божественного культа; стремящиеся разрушить церковную дисциплину; умышленно оскорбляющие церковную иерархию или клир и церковь.
7. Книги, поучающие или рекомендующие любые суеверия, колдовство, гадание, предсказания, магию, вызов духов и тому подобное.
8. Книги, провозглашающие законными дуэль, самоубийство, развод и доказывающие, что масонство и им подобные организации не только не вредные, но и полезные для церкви и гражданского общества.
9. Порнографические книги.
10. Литургические книги, апробированные папским престолом, если в них имеются изменения.
11. Книги, распространяющие апокрифические, или запрещённые, или отменённые папским престолом индульгенции.
12. Любого рода изображения Христа, девы Марии, ангелов, святых и других «божьих слуг», если они не отвечают духу и наставлениям церкви.
Канонический кодекс запрещает пользоваться «отлученными» книгами всем верующим и церковникам, за исключением кардиналов, епископов и других высших церковных чинов, без особого на то разрешения соответствующих церковных властей. Получившие разрешение ими пользоваться обязываются не передавать их третьим лицам.
Канон 2318
Запрещение отдельного произведения или всех сочинений того или другого писателя может сопровождаться отлучением автора от церкви. Отлучаются автоматически (ipso facto)от церкви все, кто, зная о запрещении, издаёт, продаёт, покупает, читает и передаёт другим запрещённое произведение. Если автор после запрещения его произведения не покаялся и не осудил своих ошибок, то он автоматически считается отлученным от церкви.
Эти «принципы» изложены также в последнем издании Индекса 1948 г. В этом же издании вновь напечатана статья бывшего главы конгрегации «святого судилища» в 1914-1930 гг. кардинала Мэри дель Валь, впервые опубликованная в Индексе 1929 г.
Инквизитор Мэри дель Валь в своей статье ополчается не только против отдельных «крамольных» книг, но и против «крамольной» печати. Он пишет:
«Святая церковь в течение века является жертвой великих, ужасных преследований, порождая в большом количестве героев, своей кровью закреплявших христианскую веру (о том, что инквизиция с остервенением преследовала инакомыслящих и казнила сотни тысяч человек, кардинал Мэри дель Валь считает излишним упоминать), теперь же ад ведёт против церкви ещё более ужасную борьбу, более коварную и тонкую, и делает он это через крамольную печать. Ни одна из опасностей не представляет из себя столь великой угрозы для веры и обычаев, как эта, поэтому святая церковь неустанно предупреждает христиан остерегаться её».
Далее кардинал указывает, что особенно опасны для дела веры те «крамольные произведения», которые отмечены научными и литературными достоинствами:
«Литературные и научные достоинства не дают права на распространение книг, противных вере и добрым обычаям; более того, репрессивные меры должны быть тем суровее, чем более тонка паутина ошибок и чем более соблазнительной представлена привлекательность зла».
В последнем издании Индекса фигурируют около 4 тыс. отдельных произведений и десятки авторов, все сочинения которых запрещены. Этой высокой чести удостоились Оноре де Бальзак, Джордано Бруно, Вольтер, Томас Гоббс, Гольбах, Д’Аламбер, Рене Декарт, Дени Дидро, Эмиль Золя, Жан Лафонтен, X. А. Льоренте, Жан Мелье, Морелли, Эрнест Ренан, Жан Жак Руссо, Бенедикт Спиноза, Жорж Санд, Давид Юм.
Запрещены отдельные произведения Ф. Бэкона, Пьера Бейля, Иеремии Бентама, Генриха Гейне, Гельвеция, Э. Гиббона, Виктора Гюго, Эммануила Канта, Этьена Кабэ, М. Ж. Кондорсе, Виктора Консидерана, Ламенне, Ламеттри, Джона Локка, Мармонтеля, А. Мицкевича, Д. С. Милля, Ж. Б. Мирабо, М. Монтеня, Ж. Монтескье, Паскаля, Прудона, Л. Ранке, Рейналя, Робинэ, Стендаля, Флобера и многих других выдающихся мыслителей, писателей, учёных.
Прав был французский писатель и политический деятель Эмиль Золя, когда писал:
«Нет почти что книг, на которые не извергала бы свои громы церковь. Если порой и создается впечатление, что церковь закрывает глаза на некоторые книги, то это лишь потому, что она не в силах преследовать и уничтожать всё, что выходит в свет».
Уже после Второй Мировой войны в Индекс были занесены произведения таких всемирно известных писателей, как Моравиа и Сартр, богослова Тейяр де Шардена и многих других.
Насколько эффективен был Индекс?
До французской революции 1789 г. Индекс был весьма действенным оружием церкви и феодальной реакции против всего прогрессивного. Однако в XIX и в особенности в XX в. он потерял свою прежнюю силу и значение до такой степени, что Ватикан перестал рекламировать его и даже не пускал в открытую продажу. Таким образом, сам Индекс запрещённых книг превратился в своего рода запрещённую книгу. Быть включенным современному автору в Индекс представляло для него отличную рекламу, и многие авторы даже гордились тем, что их произведения попадали в список запрещённых книг Ватикана.
«В некоторых местах в последние годы,- писал английский историк Кристофер Холлис,- на Мальте, в Квебеке, в Ирландии церковь пыталась заставить верующих отнестись всерьёз к Индексу. Но в этих странах вообще любые книги читаются мало. Мальтийцы не очень возражают на запрет читать запрещённые книги, так как они не питают желания вообще читать какую-либо книгу».
Конец Индекса запрещённых книг
Индекс запрещённых книг не пережил конгрегации инквизиции. Он был отменён в 1966 г. вскоре после её реорганизации в конгрегацию вероучения.
7 декабря 1965 г. в печатном органе Ватикана «Оссерваторе Романо» (Римский обозреватель) был опубликован папский декрет «Integrae Servandae», изменявший название конгрегации «священного» трибунала и устанавливавший ряд новых норм в её деятельности. Старая инквизиция преобразовывалась в конгрегацию вероучения, она лишалась титула «верховной», упразднялся пост комиссария — прокурора инквизиции. Декрет сохранял за конгрегацией право на цензуру книг, указывая, что она будет «впредь тщательно» изучать подозрительные сочинения, прежде чем осуждать их. Теперь автору представлялось право защиты, а также уведомлялся о процессе епископ, в епархии которого проживал обвиняемый. Об Индексе в декрете не было сказано ни слова.
Этот декрет производил двойственное впечатление. С одной стороны, он означал, что в деятельность старой инквизиции вносились изменения. С другой стороны, учитывая, что церковь неоднократно в прошлом меняла вывеску инквизиции, не меняя её сущности, высказывалось предположение, что и на этот раз всё останется по-прежнему.
Сразу же после реорганизации конгрегации священного судилища в Ватикан посыпались от местных епископатов запросы по поводу Индекса. Остаётся Индекс по-прежнему в силе? Отменяется? Папский декрет «Integrae Servandae» молчал на этот счёт.
14 июня 1966 г. кардинал Оттавиани, возглавлявший новую конгрегацию вероучения, опубликовал официальное «уведомление», согласно которому Индекс упразднялся. Чтение осужденных в нем произведений, отмечалось в уведомлении, продолжает оставаться грехом, однако виновному за это уже не грозят какие-либо церковные кары.
«Оссерваторе Романо» отметил передовицей упразднение Индекса. Орган Ватикана в этом своего рода реквиеме по Индексу превозносил его «исторические заслуги» в борьбе с ересью и «ошибками печати».
«Итак, в будущем больше не будет торжественных осуждений книг, подобно включению в Индекс? — вопрошал орган Ватикана и успокаивал своих читателей: -Уведомление предупреждает, что святой престол, согласно требованиям естественных законов и божественного мандата, оставляет за собой право публично осудить любую книгу, оскорбляющую веру и добрые обычаи, но сделает это только в том случае, если автор откажется внести соответствующие исправления в свою книгу»
Сам Оттавиани так прокомментировал своё собственное уведомление:
«Впредь ни одна книга не появится в Индексе. Индекс останется историческим документом; любой, кто пожелает, может теперь пользоваться им как справочником».
Таков был конец Индекса запрещённых книг, которым пользовалась в течение свыше четырёхсот лет католическая инквизиция, безуспешно пытаясь задержать поступательный ход истории.
Теперь папский престол продолжает осуждать неугодные ему книги, однако авторов и читателей осуждённых книг церковь больше не обвиняет в ереси, не предает анафеме, проклятьям, не лишает их царства небесного. Времена не те!
Литература:
И.Р. Григулевич. Инквизиция. Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1976
Какая дешёвая и грязная статейка, просто переполненная штампами советской атеистической пропаганды. Начиная со слова «церковники» заканчивая «сотнями тысяч казнённых инквизицией». Ну конечно, в советском же союзе никакой цензуры и репрессий не было, зато инквизиция каждый день казнила что тыщ миллионов учёных. То, что во Франции за 96 лет в тюрьму отправили 800 человек, причастных к изданию сомнительных книг — это ужас, террор и борьба со свободой, а то, что потом последователи идей, в этих книгах изложенных, в день казнили людей больше, чем инквизиция за 300 лет — это либертэ и фратернитэ.
А что там насчёт цензуры и запрещенных книг в советском союзе?)
Особенно прогрессивен, вероятно, был маркиз де Сад, чьи труды тоже были занесены в Index librorum prohibtorum. Хотя чего удивляться, если в качестве единственного источника здесь указана политиздатовская беллетристика.
Инквизиция просто бездельники и терпилы. А хотите узнать, сколько всего запретили в РФ за последние 20 лет? Ознакомтесь со «списком экстремистких материалов» на сайте минюста РФ.
https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/