Использование Советским Союзом трофейных самолётов ВВС Германии

Арадо-196 Война

– Махнул не глядя, – так герой любимого всеми фильма «В бой идут одни старики» объясняет своему механику ситуацию, вернувшись с задания на захваченном у врага самолёте. Случалось ли такое? Оказывается, да. Трофейные летательные аппараты активно использовались нашими лётчиками как в годы Великой Отечественной войны, так и после её окончания. Мало кто знает, но германские самолёты вплоть до 60-х годов ХХ века стояли на вооружении авиации войск и органов обеспечения государственной безопасности СССР.

Ju.52 (Ю-52)

Как в годы Великой Оте­чественной войны, так и в послевоенный период Советский Союз остро нуждалась в транспортных самолётах. Уже после Сталинградской битвы в Красной Армии оказалось в качестве трофеев более 50 самолётов фирмы «Юнкерс» – Ju.52 (Ю-52).

Самолет Ю-52
Трофейный Ju.52/3m-g3e (ДБ-29) НИИ ВВС

Основные характеристики среднего транспортного самолёта Ju.52/Зm-g7е:

Серийное производство, год1941-1942
Размах крыла, м  29.30
Длина, м  18.90
Высота, м  5.55
Площадь крыла, м2  110.00
Масса, кг
  — пустого самолета  6500
  — нормальная взлетная  10500
  — максимальная взлетная  11000
Тип двигателя  3 ПД BMW-132Т-2
Мощность, л.с.  3 х 830
Максимальная скорость, км/ч  285
Крейсерская скорость, км/ч  250
Практическая дальность, км
  — нормальная  1090
  — с дополнительными баками  1300
Максимальная скороподъемность, м/мин  175
Практический потолок, м  5900
Экипаж, чел  2-3
Полезная нагрузка:  18 пассажиров или 1500 кг груза
Вооружение: — 1х7.9-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели;

— 1хМG-15 над кабиной;

— 2хМG-15 в боковых окнах;

— 10х50-кг бомб или 2х250-кг бомбы

Число такого рода трофеев росло по мере продвижения наших войск на Запад, при освобождении территории с расположенными там аэродромами и складами. В 1945 году в советской оккупационной зоне Германии оказалось более половины её авиастроительных заводов и конструкторских бюро, а также большое число самолётов различных типов – экспериментальных, боевых, транспортных. Эти трофеи содержались в советских авиационных частях на балансе, потом передавались в народное хозяйство СССР как имущество Красной Армии.

Самолет Ю-52
Ju.52/3m в транспортной авиации СССР

W.34

Среди них оказалось и большое число транспортных самолётов, в том числе производства фирмы «Юнкерс»: W.34 и Ju.52, а также Si-204 «Зибель» (именуемые при эксплуатации в СССР Си-204), Не-111 «Хейнкель» (бомбардировщик). Основными потребителями трофейной авиационной техники стали советские ВВС, Управление полярной авиации, Министерство авиационной промышленности, ГВФ, «хозяйственная авиация» МВД, а также погранвойска.

Самолёт W.34 ВВС РККА
W.34 ВВС РККА

Основные характеристики легкого транспортного самолёта W.34fi:

Серийное производство, год1927-1934 (все модификации)
Размах крыла, м  17.80
Длина, м  10.30
Высота, м  3.19
Площадь крыла, м2  43.00
Масса, кг
  — пустого самолета  1655
  — нормальная взлетная  3200
Тип двигателя  1 ПД BMW-132A
Мощность, л.с.  1 х 660
Максимальная скорость, км/ч  264
Крейсерская скорость, км/ч  222
Практическая дальность, км  900
Практический потолок, м  6900
Экипаж, чел  2
Полезная нагрузка: — до 6 пассажиров или 500 кг груза

«Аr.196» («Арадо-196»)

Одним из трофеев стал немецкий поплавковый одномоторный гидросамолет «Аr.196» («Арадо-196»). Использование этого самолёта при охране государственной границы было связано с тем, что к завершению войны авиационные подразделения пограничных войск МВД СССР, охранявшие морские участки государственной границы на Дальнем Востоке (Хабаровск, Владивосток, Камчатка), оказались в сложной ситуации. Ещё в середине 30-х годов погранвойска получили на вооружение первую советскую летающую лодку военного назначения МБР-2. Однако спустя десятилетие ресурс планера и двигателей практически был исчерпан. Положение усугублялось ещё и тем, что в первые послевоенные годы советская авиационная промышленность каких-то других типов гидросамолётов, пригодных для несения пограничной службы, не выпускала.

Ar.196 с мотором АШ-62ИР
Ar.196 с мотором АШ-62ИР на испытаниях в СССР

В этих условиях весьма своевременной оказалась информация о том, что на некоторых приморских аэродромах Польши и Германии обнаружены самолёты на поплавках, оставленные немцами при отступлении. В Германию убыла группа инженерно-технического состава из отдельной авиационной бригады НКВД СССР во главе с подполковником-инженером Г.Л. Шварцем. Инженеры тщательно осмотрели все самолёты и пришли к выводу, что их можно восстановить. Было также установлено, что вблизи Дамгарстена располагается и авиационный завод, где в годы войны на гидросамолётах «Арадо-196» выполнялись регламентные и ремонтные работы.

 Основные характеристики гидросамолёта Ar.196a-3:

Серийное производство, год 1941-1943
Размах крыла, м  12.44
Длина, м  10.96
Высота, м  4.45
Площадь крыла, м2  28.30
Масса, кг
  — пустого самолета  2335
  — нормальная взлетная  3303
Тип двигателя  1 ПД ВМW-132К
Мощность, л.с.  1 х 960
Максимальная скорость, км/ч  320
Крейсерская скорость, км/ч  268
Практическая дальность, км  800
Максимальная скороподъемность, м/мин  415
Практический потолок, м  7000
Экипаж, чел  2
Вооружение:  — 2 крыльевые 20-мм пушки МG FF;

— 1 неподвижный 7,9-мм пулемет МG-17 для стрельбы вперед;

— один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке;  — 2х50кг бомбы на крыльевых подвесках

Когда первые самолёты были отремонтированы, встал вопрос об испытаниях их в воздухе. Для этого отыскали бывшего немецкого лётчика-испытателя. Он и обучил наших пилотов особенностям пилотирования «Арадо-196». В результате напряженной работы авиационным специалистам удалось восстановить 37 гидросамолётов. Помимо авиатехники, обнаружилось ещё множество двигателей и запасных частей, которые несколькими эшелонами были отправлены в Советский Союз.

Более десяти лет немецкие гидросамолёты успешно применялись при охране морских границ СССР на Балтийском и Чёрном морях, во всех пограничных авиачастях Дальнего Востока. Они использовались для освещения побережья, прибрежных вод и дальних подступов к острову Сахалин, разведки ледовой обстановки в заливе Анива, проливе Лаперуза и в прибрежных водах Охотского моря, выявления очагов лесных пожаров в южной части Сахалина, а также для вылетов на установление государственной принадлежности неизвестных плавсредств и многих других задач.

Трофейный Ar.196
Трофейный Ar.196

Использование в охране границы трофейных самолётов было достаточно результативным. Так, в 1956 году экипажи самолётов Ли-2 и «Арадо-196» обнаружили вблизи наших вод, на их кромке и в территориальных водах 251 японскую шхуну. По данным воздушной разведки пограничные корабли тогда задержали 12 иностранных судов.

В процессе эксплуатации в пограничных войсках самолёты «Арадо-196» переоборудовались, на них устанавливались отечественные средства радиосвязи и навигации, свои двигатели. Немецкие гидросамолёты эксплуатировались вплоть до 1962 года, и только тогда были списаны окончательно.

Si-204 «Зибель»

Вторым типом немецкого трофейного самолёта, применявшимся в авиации пограничных войск МВД СССР в 1947–1952 гг., был лёгкий транспортный самолёт Si-204 «Зибель». Началось эксплуатация этого самолёта летом 1947-го, когда группа специалистов авиации погранвойск была направлена в Берлин для переучивания и получения трофейных «зибелей». В процессе получения и переучивания авиаторы-пограничники при довольно курьёзных обстоятельствах встретились с Василием Сталиным, который ведал этими машинами. Во время активного отдыха на одном из озёр они так увлеклись, что едва не утопили незнакомца, по-свойски вклинившегося в их компанию. Только когда тот надел брюки с генеральскими лампасами, поняли, кто с ними веселился. Оказалось, сын самого Сталина!

Si.204D полярной авиации Главного управления северного морского пути СССР
Si.204D полярной авиации Главного управления северного морского пути СССР

– Лётчики? За «зибелями» приехали? Ну, подходите через часик в кабинет, обсудим вопрос, – вполне миролюбиво сказал генерал, командовавший авиакорпусом, в котором и находились тогда «зибели».

Si-204 «Зибель».
Трофейный Si-204 «Зибель»

Основные характеристики легкого транспортного самолёта Si.204D-1:

Серийное производствос 1942 г.
Размах крыла, м  21.33
Длина, м  13.00
Высота, м  4.25
Площадь крыла, м2  46.00
Масса, кг
  — пустого самолета  3950
  — максимальная взлетная  5600
  — топлива  1650
Тип двигателя  2 ПД Argus As-411
Мощность, л.с.  2 х 580
Максимальная скорость, км/ч  364
Крейсерская скорость, км/ч  306
Практическая дальность, км  1400
Практический потолок, м  6400
Экипаж, чел  2
Полезная нагрузка:  8 пассажиров

Из архивных документов видно, что в пограничную авиацию таких самолётов поступило всего шесть. Три из них были переданы в 1-й транспортный авиаполк погранвойск МВД СССР, который дислоцировался в Быково. Остальные поступили на вооружение в другие подразделения пограничной авиации. Эти самолёты эксплуатировали в основном в высокогорных районах Памира. Так, авиазвено в составе трёх «зибелей», командиром которого был старший лейтенант И.Г. Ладария, в июле 1948 года с аэродрома Ош производило переброску технических средств, продовольствия и других грузов для пограничных застав в горах Киргизии. Полёты производились на высотах до 5500 метров.

Трофейный Si-204 «Зибель»
Трофейный Si-204 «Зибель»

Литература:

  1. Сайт «Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия» (http:/www.airwar.ru)
  2. «Красная звезда» № 39, 14.04.2017
Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии