Войсковые атомные электростанции. История создания

Инфраструктура

В 1985 г. Инженерные войска Советской Армии приступили к созданию войсковых атомных электростанций (ВАЭС). Это должны были быть мобильные электрические станции на автомобильном ходу, способные обеспечивать быстрое развёртывание войск в районах со слабо развитой инфраструктурой.

Все существующие в мире атомные электростанции работают на трёх видах теплоносителя: вода, жидкий металл или газ. Исполнитель работ по созданию ВАЭС- Белорусская академия наук в качестве теплоносителя выбрала газ. Под данный проект под Минском был построен крупный испытательный центр, из специалистов ВМФ сформировали команды испытателей. В 1988 г. были построены два опытных образца ВАЭС, но в ходе испытаний не удалось добиться требуемых характеристик, что не позволило принять автомобильные войсковые АЭС на вооружение.

Мобильные атомные электростанции ВАЭС

Разразился скандал. Несмотря на заверения Белорусской академии наук о перспективности дальнейшего продолжения работ, Министерство судостроительной промышленности и ВМФ дали отрицательное заключение по ядерным энергетическим установкам подобного типа. Министерство обороны СССР приняло решение поручить выполнение работ по созданию ВАЭС Военно-Морскому Флоту, а головной организацией назначить 1-й Центральный научно-исследовательский институт МО СССР (военного кораблестроения). В работу были вовлечены конструкторские и научно-исследовательские организации Министерства судостроительной промышленности, Министерства атомной энергетики, а также ряд институтов Академии наук СССР.

Разрабатывались три варианта войсковых АЭС:

— плавучий с водным теплоносителем;

— на железнодорожном ходу с жидкометаллическим теплоносителем;

— блочный с водным теплоносителем.

Одно из назначений ВАЭС было обеспечение пунктов манёвренного базирования ВМФ и использование в качестве резервных источников энергоснабжения критически важных военных объектов (элементов системы предупреждения о ракетном нападении, командных пунктов, пунктов базирования ракетных пл). Командно- инженерный состав для будущих войсковых АЭС предполагалось готовить на профильном факультете Высшего Военно-Морского Инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского в г.Ленинграде.

Технические проекты некоторых типов ВАЭС были разработаны, прошли сложнейшую систему согласования, проверки и утверждения. Были определены заводы – изготовители, будущие владельцы ВАЭС и потребители их электроэнергии. Но с прекращением существования Советского Союза работы по войсковым атомным электростанциям были приостановлены. Будем надеяться, что не навсегда.

Примечание:

1. Генерал-майор Манойлин Виктор Иванович. Участник создания многих послевоенных объектов инфраструктуры ВМФ СССР. С 1974 по 1989 гг. возглавлял 23 Государственный Морской Проектный институт МО СССР.
2. 23 ГМПИ (Государственный морской проектный институт) в настоящее время является филиалом АО «31 ГПИСС» (Государственный проектный институт специального строительства).
23 ГМПИ образован 03 августа 1932 года как Проектное бюро при Управлении начальника инженеров морских сил Балтийского моря. За время своего существования бюро выросло в головную проектную и научную организацию в области создания береговой инфраструктуры и инженерного обеспечения базирования кораблей ВМФ СССР и России.
В настоящее время институт располагает современной материальной базой и развитой структурой, имеет инженерно-технические группы в Астрахани, Новороссийске и Североморске, обладает уникальной лабораторно-экспериментальной базой в Санкт-Петербурге и на двух площадках научно-испытательного полигона на берегу Финского залива.
Основной вид деятельности 23 ГМПИ — филиала АО «31 ГПИСС» — выполнение работ по комплексному технологическому проектированию объектов ВМФ, разработке проектно-сметной документации и проведению инженерных изысканий для строительства, экспериментальному моделированию в области гидротехнического строительства и защиты военных объектов от средств поражения. По проектам, разработанным институтом, для ВМФ построены все основные пункты базирования, гидротехнические и навигационные сооружения, подземные и котлованные фортификационные сооружения пунктов управления и связи, научно-исследовательские полигоны, учебные центры, судоремонтные предприятия, базы и склады нефтепродуктов, жилые и служебные здания. При непосредственном научно-техническом сопровождении сотрудников института созданы и приняты на снабжение ВМФ несколько поколений плавучих и подвижных средств инженерного обеспечения базирования надводных кораблей и подводных лодок.

Продолжение воспоминаний генерал-майора Манойлина В.И. см. здесь:

Литература:

  1. В.И.Манойлин. Строительство Военно – морского флота СССР.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2004
  2. Сайт АО «31 ГПИСС» (http://31gpiss.ru/filials/Pages/23gmpi.aspx)
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии