Робототехнические (роботизированные) комплексы военного назначения (далее — РТК ВН) предназначены для решения задач боевого, технического и тылового обеспечения действий войск в условиях, когда применение экипажных средств невозможно, нецелесообразно или сопряжено с большими потерями личного состава и техники. Это напрямую связано с высокой скоротечностью боя, преодолением сильно укреплённой обороны противника, ведением разведки, радиационным, химическим или бактериологическим заражением местности, преодолением минно-взрывных заграждений, а также проведением работ в сложных условиях Арктики, на больших глубинах, в горах и в труднодоступных местах.
Одним из объектов РТК ВН, который способен выполнять задачи на поле боя или при воздействии противника в ряде других случаев боевой обстановки, может быть транспортёр переднего края. Его основными отличиями являются: выполнение функций транспортировки, низкий силуэт и повышенная защищённость.
В качестве одной из первых разработок транспортёров переднего края следует отметить разработанный в 60-е годы ХХ века ЛуАЗ-967 и ряд его модификаций. Этот полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности, выпускавшийся с 1965 по 1989 год, был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов, военно-техническою имущества, буксировки, а так же установки на нём отдельных видов вооружения.
В целом, по опыту эксплуатации этот автомобиль положительно оценивается как медицинский эвакуатор. Однако в качестве транспортёра переднего края, как было продекларировано разработчиками образца, он был малопригоден. Причины: малая грузоподъёмность (около 0,5 т), отсутствие брони, открытый верх, небольшая мощность двигателя — от 27 л.с. (впоследствии 37 л.с.) при собственной снаряжённой массе 950 кг (с полной загрузкой 1,35 т).
В настоящее время в отечественной военной робототехнике среди эксплуатируемой техники наземные транспортёры переднего края не представлены. Наземные робототехнические комплексы, находящиеся в эксплуатации в Вооруженных Силах Российской Федерации, представлены в виде боевых машин и машин специальных работ, у которых функция транспортировки либо является опциональной, т.е. неосновной («Платформа-М»), либо отсутствует («Уран-9», «Разнобой» и др.). Управляются эти РТК ВН дистанционно по радиоканалу.
Однако среди образцов, разрабатываемых промышленностью в инициативном порядке, уже появились РТК ВН с основным предназначением — транспортировка грузов. Основные из них учтены в справочнике «Робототехнические комплексы военного и двойного назначения» ГНИИЦ РТ, и представлены в таблице.
Как правило, это платформы с грузоподъёмностью от 70 до 500 кг без разработанного грузового модуля, которые могут быть изготовлены на базе существующих вездеходов гражданского назначения. Такие платформы не бронированы, предполагаемые технические характеристики производитель указывает при использовании агрегатов иностранного производства.
Возможности таких РТК ВН при применении их как транспортёров переднего края очень низкие. Недостаточная грузоподъемность, малая дальность действия радиоканала, отсутствие бронирования самого транспортёра и броневой защиты груза не позволяют рассматривать предлагаемые РТК ВН как эффективное средство материально-технического обеспечения в условиях огневого воздействия противника. Одной из основных причин этого является игнорирование производителями фаз жизненного цикла изделия: пропускается этап выработки согласованных требований к разрабатываемому образцу.
Надо отметить, что за малым исключением отсутствует и теоретическое обоснование применения роботизированных транспортёров переднего края.
Отдельно можно выделить универсальную роботизированную платформу МТО, разрабатываемую в инициативном порядке предприятием ОАО «Станкомаш» в городе Челябинске совместно с Научно-исследовательским институтом (военно-системных исследований МТО ВС РФ) Военной академии материально-технического обеспечения. Основу роботизированной платформы составляет глубоко модернизированный тягач МТ-ЛБу. Заявленные производителем характеристики приведены в таблице. Роботизированная платформа предназначена для выполнения задач подвоза боеприпасов и других материальных средств, эвакуации раненых и ВВТ в тактической зоне непосредственно под огнём противника.
Универсальная роботизированная платформа МТО была представлена на специальных учениях МТО в августе 2017 года на полигоне города Луга Ленинградской области, которая выполняла задачу подвоза боеприпасов и ГСМ непосредственно к ротному пункту боепитания.
Выгрузка боеприпасов универсальной роботизированной платформой МТО производилась автоматизированно при дистанционном управлении оператором.
Для автоматизации процесса выгрузки-погрузки предприятием ОАО «Станкомаш» был разработан специальный разборный контейнер. Вместимость транспортёра составляла три контейнера для боеприпасов (по 30-мм патронам), вместимость контейнера — 48 цинков, скорость выгрузки — 10 секунд.
В ходе учений также была отработана выгрузка ГСМ в специально доработанном пластиковом контейнере типа «Еврокуб». После его доработки появляется возможность заправки техники непосредственно из контейнера со скоростью 40 литров в минуту. Ёмкость контейнера после доработки составит 860 литров. Транспортёр способен вмещать в себя до трёх контейнеров ГСМ.
Данная платформа оснащена новой электромеханической трансмиссией и имеет несколько режимов работы. В одном из режимов роботизированная платформа выполняет все свои функции только на электротяге с использованием накопителей энергии. В этом режиме двигатель не заводится, за счёт чего значительно снижается уровень шума при эксплуатации роботизированной платформы. Все действия в рамках учений выполнялись именно в таком режиме, только на накопителях энергии.
Кроме того, было отмечено ещё одно из преимуществ новой электромеханической трансмиссии перед обычным исполнением — это повышение управляемости. При погрузке контейнеров обратно в транспортер оператор передвигал машину с точностью до нескольких сантиметров в процессе движения назад. Надо учесть, что такое умение доступно только опытным водителям, с продолжительной практикой, и при значительной затрате ресурсов (топливо, техника, люди). Срок же обучения оператора управлению этим транспортером составил менее суток.
По результатам проведенных учений прототипу универсальной роботизированной платформы МТО была дана положительная оценка со стороны руководителя учений — заместителя Министра обороны Российской Федерации Д.В. Булгакова и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Герасимова.
Тактико-технические характеристики образцов отечественных наземных робототехнических (роботизированных) средств, комплексов и систем военного назначения
Литература:
Журнал МО РФ «Армейский сборник, № 5, 2018