Создание отечественных военных роботов — транспортёров переднего края

Военные роботы Техника

Робототехнические (роботизированные) комплексы во­енного назначения (далее — РТК ВН) предназначены для решения задач боевого, технического и тылового обеспечения действий войск в ус­ловиях, когда применение экипаж­ных средств невозможно, нецелесообразно или сопряжено с большими потерями личного состава и техники. Это напрямую свя­зано с высокой скоротечностью боя, преодолением сильно укре­плённой обороны противника, ве­дением разведки, радиационным, химическим или бактериологиче­ским заражением местности, пре­одолением минно-взрывных за­граждений, а также проведением работ в сложных условиях Аркти­ки, на больших глубинах, в горах и в труднодоступных местах.

Одним из объектов РТК ВН, который способен выполнять за­дачи на поле боя или при воздей­ствии противника в ряде других случаев боевой обстановки, мо­жет быть транспортёр переднего края. Его основными отличиями являются: выполнение функций транспортировки, низкий силуэт и повышенная защищённость.

ЛуАз-967
ЛуАЗ-967

В качестве одной из первых разработок транспортёров пе­реднего края следует отметить разработанный в 60-е годы ХХ века ЛуАЗ-967 и ряд его модификаций. Этот полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности, выпускавший­ся с 1965 по 1989 год, был создан по заказу ВДВ для эвакуации ра­неных, подвоза боеприпасов, военно-техническою имущества, буксировки, а так же установки на нём отдельных видов вооружения.

В целом, по опыту эксплуата­ции этот автомобиль положительно оценивается как медицинский эвакуатор. Однако в качестве транс­портёра переднего края, как было продекларировано разработчика­ми образца, он был малопригоден. Причины: малая грузоподъёмность (около 0,5 т), отсутствие брони, открытый верх, небольшая мощ­ность двигателя — от 27 л.с. (впоследствии 37 л.с.) при собственной снаряжённой массе 950 кг (с полной загрузкой 1,35 т).

Робототехнический комплекс "Платформа-М"
Робототехнический комплекс «Платформа-М»

В настоящее время в отече­ственной военной робототехнике среди эксплуатируемой техни­ки наземные транспортёры пе­реднего края не представлены. Наземные робототехнические комплексы, находящиеся в эксплу­атации в Вооруженных Силах Российской Федерации, пред­ставлены в виде боевых машин и машин специальных работ, у ко­торых функция транспортиров­ки либо является опциональной, т.е. неосновной («Платформа-М»), либо отсутствует («Уран-9», «Разнобой» и др.). Управляются эти РТК ВН дистанционно по ра­диоканалу.

Однако среди образцов, разра­батываемых промышленностью в инициативном порядке, уже поя­вились РТК ВН с основным пред­назначением — транспортировка грузов. Основные из них учтены в справочнике «Робототехнические комплексы военного и двойно­го назначения» ГНИИЦ РТ, и представлены в таблице.

Платформа транспортно-эвакуационная
Платформа транспортно-эвакуационная

Как правило, это платформы с грузоподъёмностью от 70 до 500 кг без разработанного гру­зового модуля, которые могут быть изготовлены на базе существующих вездеходов граж­данского назначения. Такие платформы не бронирова­ны, предполагаемые технические характеристики производитель указывает при использовании агрегатов иностранного произ­водства.

Возможности таких РТК ВН при применении их как транспортёров переднего края очень низкие. Недостаточная грузоподъемность, малая даль­ность действия радиоканала, от­сутствие бронирования самого транспортёра и броневой защиты груза не позволяют рассматри­вать предлагаемые РТК ВН как эффективное средство матери­ально-технического обеспечения в условиях огневого воздействия противника. Одной из основных причин этого является игнори­рование производителями фаз жизненного цикла изделия: про­пускается этап выработки согла­сованных требований к разраба­тываемому образцу.

 Платформа транспортно-эвакуационная "Пелец-300РК"
Платформа транспортно-эвакуационная «Пелец-300РК»

Надо отметить, что за малым исключением отсутствует и тео­ретическое обоснование приме­нения роботизированных транс­портёров переднего края.

Отдельно можно выделить универсальную роботизирован­ную платформу МТО, разрабаты­ваемую в инициативном порядке предприятием ОАО «Станкомаш» в городе Челябинске совместно с Научно-исследовательским институтом (военно-системных исследований МТО ВС РФ) Военной академии материально-техниче­ского обеспечения. Основу робо­тизированной платформы состав­ляет глубоко модернизированный тягач МТ-ЛБу. Заявленные произ­водителем характеристики при­ведены в таблице. Роботизированная платформа предназначена для выполнения задач подвоза бо­еприпасов и других материальных средств, эвакуации раненых и ВВТ в тактической зоне непосредственно под огнём противника.

Перспективная универсальная роботизированная платформа МТО на базе МТ-ЛБу
Перспективная универсальная роботизирован­ная платформа МТО на базе МТ-ЛБу

Универсальная роботизирован­ная платформа МТО была представ­лена на специальных учениях МТО в августе 2017 года на полигоне города Луга Ленинградской области, кото­рая выполняла задачу подвоза бое­припасов и ГСМ непосредственно к ротному пункту боепитания.

Выгрузка боеприпасов уни­версальной роботизированной платформой МТО производи­лась автоматизированно при дистанционном управлении опе­ратором.

Универсальная роботизированная платформа МТО на базе МТ-ЛБу
Выгрузка боеприпасов из универсальной роботизирован­ной платформы МТО на базе МТ-ЛБу

Для автоматизации процесса выгрузки-погрузки предприятием ОАО «Станкомаш» был разработан специальный разборный контейнер. Вме­стимость транспортёра составляла три контейнера для боеприпасов (по 30-мм патронам), вместимость контейнера — 48 цинков, скорость выгрузки — 10 секунд.

В ходе учений также была от­работана выгрузка ГСМ в специ­ально доработанном пластиковом контейнере типа «Еврокуб». После его доработки появляется возможность заправки техники непосредственно из контейнера со скоростью 40 литров в минуту. Ёмкость контейнера после дора­ботки составит 860 литров. Транс­портёр способен вмещать в себя до трёх контейнеров ГСМ.

Контейнер для универсальной роботизированной платформы МТО на базе МТ-ЛБу
Разборный контейнер для универсальной роботизирован­ной платформы МТО на базе МТ-ЛБу

Данная платформа оснаще­на новой электромеханической трансмиссией и имеет несколько режимов работы. В одном из режи­мов роботизированная платфор­ма выполняет все свои функции только на электротяге с исполь­зованием накопителей энергии. В этом режиме двигатель не заводится, за счёт чего значительно снижается уровень шума при эксплуатации робо­тизированной платформы. Все действия в рамках учений выпол­нялись именно в таком режиме, только на накопителях энергии.

Универсальная роботизированная платформа МТО на базе МТ-ЛБу
Выгрузка ГСМ из универсальной роботизирован­ной платформы МТО на базе МТ-ЛБу

Кроме того, было отмечено ещё одно из преимуществ новой электромеханической трансмис­сии перед обычным исполнени­ем — это повышение управляе­мости. При погрузке контейнеров обратно в транспортер оператор передвигал машину с точностью до нескольких сантиметров в процес­се движения назад. Надо учесть, что такое умение доступ­но только опытным водителям, с продолжительной практикой, и при значительной затрате ре­сурсов (топливо, техника, люди). Срок же обучения оператора управлению этим транспортером составил менее суток.

Универсальная роботизированная платформа МТО на базе МТ-ЛБу
Погрузка контейнеров в универсальную роботизирован­ную платформу МТО на базе МТ-ЛБу

По результатам проведенных учений прототипу универсаль­ной роботизированной платформы МТО была дана поло­жительная оценка со стороны руководителя учений — замести­теля Министра обороны Россий­ской Федерации Д.В. Булгакова и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Герасимова.

Тактико-технические характеристики образцов отечественных наземных робототехнических (роботизированных) средств, комплексов и систем военного назначения

ТТХ робототехнических средств МТО

Литература:

Журнал МО РФ «Армейский сборник, № 5, 2018

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии