Поиск Советским ВМФ необитаемого атолла в Тихом океане. Воспоминания генерал-майора В.И.Манойлина

Просмотров: 806

«В семидесятых – начале восьмидесятых годов Военно – морской флот Советского Союза проводил очень серьёзные исследования Мирового океана. Одну из океанографических экспедиций возглавлял адмирал Владимирский Л.А. Среди множества задач этой экспедиции была задача найти в океане атолл, не имевший еще государственной принадлежности, который можно было бы путем его надстройки превратить в остров и на нём построить пункт базирования для ВМФ.После возвращения из экспедиции Владимирский в целях ознакомления с результатами работы посетил 23 ГМПИ, которому было поручено дать заключение о технической возможности такого строительства. Для меня Владимирский был легендой. Его фамилию как адмирала, командовавшего обороной Севастополя, я знал еще мальчишкой в суровые военные годы. Он остался в моей памяти умным, образованным и высококультурным человеком.Polyus,Su,19870828,COR,vr[1]

Лет через 5 после экспедиции адмирала Владимирского изыскательская партия 23 ГМПИ с гидрографическим судном была направлена на один из атоллов в Южном полушарии, чтобы произвести инженерные изыскания для проектных работ, имеющих целью выявить техническую возможность и обосновать целесообразность превращения этого атолла в остров для строительства на нём пункта базирования. Изыскательная партия была оснащена плавучей буровой установкой и всем другим оборудованием для геологических, топографических и гидрологических работ. Работы были начаты, но затем – свёрнуты. Больше к этой теме возврата не было».

Примечание:

1. Генерал-майор Манойлин Виктор Иванович. Участник создания многих послевоенных объектов инфраструктуры ВМФ СССР. С 1974 по 1989 гг. возглавлял 23 Государственный Морской Проектный институт МО СССР.

2. Владимирский Лев Анатольевич (1903 – 1973 гг.), адмирал (1954 г.). В ВМФ с 1921 г. Окончил ВМУ им. М.В. Фрунзе (1925 г.), Военную академию Генерального штаба (1952 г.). С 1932 г. командир сторожевого корабля, эсминца-лидера, начальник штаба бригады крейсеров, командир эскадры ЧФ. С мая 1943 г. – командир ЧФ, с 1944 г. – эскадры БФ. В 1947 – 1959 гг. заместитель Главнокомандующего ВМФ, председатель Морского научно-технического комитета, а с 1959 г. на научной и преподавательской работе. В 1969 – 1970 гг. возглавлял кругосветную научную экспедицию на океанографическом судне «Полюс».

3. 23 ГМПИ (Государственный морской проектный институт) в настоящее время является филиалом АО «31 ГПИСС» (Государственный проектный институт специального строительства).

23 ГМПИ образован 03 августа 1932 года как Проектное бюро при Управлении начальника инженеров морских сил Балтийского моря. За время своего существования бюро выросло в головную проектную и научную организацию в области создания береговой инфраструктуры и инженерного обеспечения базирования кораблей ВМФ СССР и России.

В настоящее время институт располагает современной материальной базой и развитой структурой, имеет инженерно-технические группы в Астрахани, Новороссийске и Североморске, обладает уникальной лабораторно-экспериментальной базой в Санкт-Петербурге и на двух площадках научно-испытательного полигона на берегу Финского залива.

Основной вид деятельности 23 ГМПИ — филиала АО «31 ГПИСС» — выполнение работ по комплексному технологическому проектированию объектов ВМФ, разработке проектно-сметной документации и проведению инженерных изысканий для строительства, экспериментальному моделированию в области гидротехнического строительства и защиты военных объектов от средств поражения. По проектам, разработанным институтом, для ВМФ построены все основные пункты базирования, гидротехнические и навигационные сооружения, подземные и котлованные фортификационные сооружения пунктов управления и связи, научно-исследовательские полигоны, учебные центры, судоремонтные предприятия, базы и склады нефтепродуктов, жилые и служебные здания. При непосредственном научно-техническом сопровождении сотрудников института созданы и приняты на снабжение ВМФ несколько поколений плавучих и подвижных средств инженерного обеспечения базирования надводных кораблей и подводных лодок.

4. Океанографическое научно-исследовательское судно «Полюс», проект 1537, построено в ГДР (серия- 3 ед.), принято в состав ВМФ СССР в 1962 году.

Водоизмещение, т:

— стандартное

— полное

 

4450

6320

Основные размерения, м:

— длина

— ширина

— осадка при полном водоизмещении

 

112

14.4

6.1

Скорость, уз 13.5
Дальность плавания, миль (уз) 12000 (12)
Тип ГЭУ ДЭУ
Мощность, л.с. 3400
Количество валов 1
Экипаж, чел. 141
Автономность, сут. 90

Океанографическое научно-исследовательское судно (ОНИС) — служебно-вспомогательное судно, предназначенное для океанографических съемок, измерения характеристик водной среды и дна океанов и соприкасающихся с водой слоёв атмосферы, поверхностных и глубоководных течений, магнитных, электрических и гравитационных полей земли, определения температуры воды на различных глубинах, её цвета, прозрачности, содержания солей и других веществ растворённых в воде.

Продолжение воспоминаний генерал-майора Манойлина В.И. см. здесь:

Литература:

  1. В.И. Манойлин. Строительство Военно-морского флота СССР.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2004
  2. Военно-морской словарь. Гл. ред. В.Н. Чернавин.- М.: Воениздат, 1989
  3. В.П.Кузин, В.И.Никольский. Военно-морской флот СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996
  4. Л.Б. Жданов. Полная энциклопедия кораблей и судов. Справочное издание.- М.: Моркнига, 2009
  5. Сайт АО «31 ГПИСС» (http://31gpiss.ru/filials/Pages/23gmpi.aspx)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru