Скальные (подземные) укрытия для атомных подводных лодок. История создания. Воспоминания генерал-майора В.И.Манойлина

Просмотров: 1 502

Член Политбюро КПСС, министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко в 70-х гг. ХХ века во время визита в Швецию посетил скальные укрытия для боевых кораблей и сразу оценил их высокую эффективность. Было принято решение создать подземные базы — укрытия для атомных подводных лодок в Советском Союзе на Северном и Тихоокеанском флотах.

Швеция. Скальное укрытие для ПЛ

Швеция. Скальное укрытие для ПЛ

В середине семидесятых годов началось проектирование, а затем и строительство подземных баз — укрытий для атомных подводных лодок. Строительству баз был присвоен повышенный гриф секретности и установлен жесткий режим допуска к этим работам.

Скальное укрытие для Советских атомных ПЛ. Американская версия.

Скальное укрытие для Советских атомных ПЛ. Американская версия.

Конечно, укрытия были нужны флоту. Но строительство было организовано так, что вместо пользы принес­ло нашей стране только вред.

Сейчас недостроенные укрытия показывают по теле­визору как свидетельство неоправданной траты громадных средств. А ведь это была одна из самых великих и крупных флотских строек за всю историю российского и советского Военно-морского флота.

Заместитель министра обороны СССР по строительству генерал армии Комаровский А.Н., после полученного от Гречко распоряжения организовать создание укрытий, собрал руководящий состав инженерно-строительных органов Министерства обороны и Военно-морского флота, на котором поставил задачу по проектированию и строительству баз — укрытий ПЛА. На этом совещании присутствовал начальник 23 Государственного морского проектного института (ГМПИ) генерал — майор Соломонов В.И. По его рассказу, он попытался уточнить у Комаровского поставленную задачу, в том числе какие типы лодок будут находиться в укрытии, ка­кие виды ремонтных работ там будут проводиться, какой степени защиты следует добиваться при проектировании и т. п. Вместо того, чтобы вникнуть в суть задаваемых вопросов и оценить всю неопределенность начинаемой работы, Комаровский вспылил, расценил уточнение задачи попыткой саботажа и нежеланием участвовать в этой ра­боте. Заместитель министра обороны по строительству сказал, что с таким настроением, как у 23 ГМПИ, уча­ствовать в такой важной и ответственной работе недопу­стимо, поэтому поручил разработку проекта одному из армейских проектных институтов. Это был хороший ин­ститут с высококвалифицированными специалистами по общестроительным и подземным работам. Армейский институт, не имея достоверных исходных данных, в меру своего понимания поставленной задачи в течение не­скольких дней определил сугубо ориентировочно объемы и стоимость строительства, которые оказались высокими по тем временам, но реальными. Экспертизы проделан­ной работы организовано не было. По этим сугубо ориен­тировочным прикидкам был оформлен очень серьезный документ, разрешающий строительство. Конечно, Кома­ровский был отличным организатором: через Совет Ми­нистров СССР привлек к работе лучшие и квалифици­рованные организации других министерств, немедленно выделил все требуемые фонды, добился существенных льгот для участников реализации проекта и т. п. Но он так и не смог сделать основного — утвердить установлен­ным в Советском Союзе порядком задание на проектирование и сам проект. Там было столько нелепостей, что должностные лица, не подконтрольные Комаровскому, которые долж­ны были согласовывать документы, отказались это сде­лать. Самая крупная стройка ВМФ началась без утверж­денного проекта. Комаровский добился финансирования стройки без утвержденного проекта, включив ее в разряд особо важных, для которых был установлен особый по­рядок кредитования.

Северный флот

Северный флот

Началась разработка рабочих чертежей: в армейском проектном институте специалисты были высокой квали­фикации, отлично понимали, что без технологов им ни­чего не удастся сделать, поэтому они обратились к Кома­ровскому с просьбой изменить его решение относительно 23 ГМПИ. Комаровский согласился, и 23 ГМПИ подключился к проекту. Работали армейский и флотский институты дружно. Через некоторое время стало ясно, что генераль­ным проектировщиком должен быть институт, который решает технологию. 23 ГМПИ был назначен генеральным проектировщиком.

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот. Павловское

С самого начала стройка пошла не только хорошо, но и красиво. Проектом были определены габариты главных туннелей. Начались проходческие работы, которые ве­лись современными методами на высоком техническом и организационном уровне.

Года через полтора после начала строительства баз-ук­рытий мне довелось на военном корабле, который шел к одной из таких баз, участвовать в докладе министру обороны Гречко проектных материалов по развитию системы ба­зирования флота. Доклад происходил в кают-компании. На нем присутствовали только Главнокомандующий ВМФ, заместитель командующего флотом по строитель­ству, начальник Главного инженерного управления (ГИУ) ВМФ и заместитель начальника 23 ГМПИ. Гречко слушал вниматель­но, моментально схватывал суть, обсуждение происхо­дило в спокойной деловой обстановке. Министр одоб­рил основные проектные решения по развитию системы базирования, в том числе и по подземной базе — укрытию ПЛА. На месте министр ознакомился со строительством укрытия и остался удовлетворен ходом работ.

Тихоокеанский флот. Павловское

Тихоокеанский флот. Павловское

Неприятности всплывали перманентно по мере раз­работки проекта. Все оказалось гораздо сложнее, боль­ше по объему и дороже. Когда года через три после нача­ла строительства была завершена разработка проекта, то оказалось, что первоначальная стоимость, которую заместитель министра обороны Комаровский докладывал министру обороны и по размерам которой было принято решение о строительстве, была за­нижена во много раз. Дело было сделано. Много, даже очень много денег потрачено, конца не было видно. К власти в стране пришел Горбачев. Финансирование капитального стро­ительства Военно-морского флота было резко уменьше­но. Для завершения стройки у страны денег не было. Стройка была остановлена.

Тихоокеанский флот. Павловское

Тихоокеанский флот. Павловское

23 ГМПИ поручили разработать варианты заверше­ния стройки под объекты другого назначения. Разраба­тывались самые различные предложения. Все получалось очень дорого и не очень удобно.

Недостроенные штольни остались как чрезвычайно дорогой по затратам памятник эпохи холодной войны.

Примечание:

1. Генерал-майор Манойлин Виктор Иванович. Участник создания многих послевоенных объектов инфраструктуры ВМФ СССР. С 1974 по 1989 гг. возглавлял 23 Государственный Морской Проектный институт МО СССР.
2. 23 ГМПИ (Государственный морской проектный институт) в настоящее время является филиалом АО «31 ГПИСС» (Государственный проектный институт специального строительства).
23 ГМПИ образован 03 августа 1932 года как Проектное бюро при Управлении начальника инженеров морских сил Балтийского моря. За время своего существования бюро выросло в головную проектную и научную организацию в области создания береговой инфраструктуры и инженерного обеспечения базирования кораблей ВМФ СССР и России.
В настоящее время институт располагает современной материальной базой и развитой структурой, имеет инженерно-технические группы в Астрахани, Новороссийске и Североморске, обладает уникальной лабораторно-экспериментальной базой в Санкт-Петербурге и на двух площадках научно-испытательного полигона на берегу Финского залива.
Основной вид деятельности 23 ГМПИ — филиала АО «31 ГПИСС» — выполнение работ по комплексному технологическому проектированию объектов ВМФ, разработке проектно-сметной документации и проведению инженерных изысканий для строительства, экспериментальному моделированию в области гидротехнического строительства и защиты военных объектов от средств поражения. По проектам, разработанным институтом, для ВМФ построены все основные пункты базирования, гидротехнические и навигационные сооружения, подземные и котлованные фортификационные сооружения пунктов управления и связи, научно-исследовательские полигоны, учебные центры, судоремонтные предприятия, базы и склады нефтепродуктов, жилые и служебные здания. При непосредственном научно-техническом сопровождении сотрудников института созданы и приняты на снабжение ВМФ несколько поколений плавучих и подвижных средств инженерного обеспечения базирования надводных кораблей и подводных лодок.

Продолжение воспоминаний генерал-майора Манойлина В.И. см. здесь:

Литература:

  1. В.И.Манойлин. Строительство Военно – морского флота СССР.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2004
  2. Сайт АО «31 ГПИСС» (http://31gpiss.ru/filials/Pages/23gmpi.aspx)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru