– Махнул не глядя, – так герой любимого всеми фильма «В бой идут одни старики» объясняет своему механику ситуацию, вернувшись с задания на захваченном у врага самолёте. Случалось ли такое? Оказывается, да. Трофейные летательные аппараты активно использовались нашими лётчиками как в годы Великой Отечественной войны, так и после её окончания. Мало кто знает, но германские самолёты вплоть до 60-х годов ХХ века стояли на вооружении авиации войск и органов обеспечения государственной безопасности СССР.
- Ju.52 (Ю-52)
- Основные характеристики среднего транспортного самолёта Ju.52/Зm-g7е:
- W.34
- Основные характеристики легкого транспортного самолётаW.34fi:
- «Аr.196» («Арадо-196»)
- Основные характеристики гидросамолёта Ar.196a-3:
- Si-204 «Зибель»
- Основные характеристики легкого транспортного самолёта Si.204D-1:
- Литература:
Ju.52 (Ю-52)
Как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенный период Советский Союз остро нуждалась в транспортных самолётах. Уже после Сталинградской битвы в Красной Армии оказалось в качестве трофеев более 50 самолётов фирмы «Юнкерс» – Ju.52 (Ю-52).
Основные характеристики среднего транспортного самолёта Ju.52/Зm-g7е:
Серийное производство, год | 1941-1942 |
Размах крыла, м | 29.30 |
Длина, м | 18.90 |
Высота, м | 5.55 |
Площадь крыла, м2 | 110.00 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 6500 |
— нормальная взлетная | 10500 |
— максимальная взлетная | 11000 |
Тип двигателя | 3 ПД BMW-132Т-2 |
Мощность, л.с. | 3 х 830 |
Максимальная скорость, км/ч | 285 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 |
Практическая дальность, км | |
— нормальная | 1090 |
— с дополнительными баками | 1300 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 175 |
Практический потолок, м | 5900 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 18 пассажиров или 1500 кг груза |
Вооружение: | — 1х7.9-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели;
— 1хМG-15 над кабиной; — 2хМG-15 в боковых окнах; — 10х50-кг бомб или 2х250-кг бомбы |
Число такого рода трофеев росло по мере продвижения наших войск на Запад, при освобождении территории с расположенными там аэродромами и складами. В 1945 году в советской оккупационной зоне Германии оказалось более половины её авиастроительных заводов и конструкторских бюро, а также большое число самолётов различных типов – экспериментальных, боевых, транспортных. Эти трофеи содержались в советских авиационных частях на балансе, потом передавались в народное хозяйство СССР как имущество Красной Армии.
W.34
Среди них оказалось и большое число транспортных самолётов, в том числе производства фирмы «Юнкерс»: W.34 и Ju.52, а также Si-204 «Зибель» (именуемые при эксплуатации в СССР Си-204), Не-111 «Хейнкель» (бомбардировщик). Основными потребителями трофейной авиационной техники стали советские ВВС, Управление полярной авиации, Министерство авиационной промышленности, ГВФ, «хозяйственная авиация» МВД, а также погранвойска.
Основные характеристики легкого транспортного самолёта W.34fi:
Серийное производство, год | 1927-1934 (все модификации) |
Размах крыла, м | 17.80 |
Длина, м | 10.30 |
Высота, м | 3.19 |
Площадь крыла, м2 | 43.00 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 1655 |
— нормальная взлетная | 3200 |
Тип двигателя | 1 ПД BMW-132A |
Мощность, л.с. | 1 х 660 |
Максимальная скорость, км/ч | 264 |
Крейсерская скорость, км/ч | 222 |
Практическая дальность, км | 900 |
Практический потолок, м | 6900 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | — до 6 пассажиров или 500 кг груза |
«Аr.196» («Арадо-196»)
Одним из трофеев стал немецкий поплавковый одномоторный гидросамолет «Аr.196» («Арадо-196»). Использование этого самолёта при охране государственной границы было связано с тем, что к завершению войны авиационные подразделения пограничных войск МВД СССР, охранявшие морские участки государственной границы на Дальнем Востоке (Хабаровск, Владивосток, Камчатка), оказались в сложной ситуации. Ещё в середине 30-х годов погранвойска получили на вооружение первую советскую летающую лодку военного назначения МБР-2. Однако спустя десятилетие ресурс планера и двигателей практически был исчерпан. Положение усугублялось ещё и тем, что в первые послевоенные годы советская авиационная промышленность каких-то других типов гидросамолётов, пригодных для несения пограничной службы, не выпускала.
В этих условиях весьма своевременной оказалась информация о том, что на некоторых приморских аэродромах Польши и Германии обнаружены самолёты на поплавках, оставленные немцами при отступлении. В Германию убыла группа инженерно-технического состава из отдельной авиационной бригады НКВД СССР во главе с подполковником-инженером Г.Л. Шварцем. Инженеры тщательно осмотрели все самолёты и пришли к выводу, что их можно восстановить. Было также установлено, что вблизи Дамгарстена располагается и авиационный завод, где в годы войны на гидросамолётах «Арадо-196» выполнялись регламентные и ремонтные работы.
Основные характеристики гидросамолёта Ar.196a-3:
Серийное производство, год | 1941-1943 |
Размах крыла, м | 12.44 |
Длина, м | 10.96 |
Высота, м | 4.45 |
Площадь крыла, м2 | 28.30 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 2335 |
— нормальная взлетная | 3303 |
Тип двигателя | 1 ПД ВМW-132К |
Мощность, л.с. | 1 х 960 |
Максимальная скорость, км/ч | 320 |
Крейсерская скорость, км/ч | 268 |
Практическая дальность, км | 800 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 415 |
Практический потолок, м | 7000 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | — 2 крыльевые 20-мм пушки МG FF;
— 1 неподвижный 7,9-мм пулемет МG-17 для стрельбы вперед; — один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке; — 2х50кг бомбы на крыльевых подвесках |
Когда первые самолёты были отремонтированы, встал вопрос об испытаниях их в воздухе. Для этого отыскали бывшего немецкого лётчика-испытателя. Он и обучил наших пилотов особенностям пилотирования «Арадо-196». В результате напряженной работы авиационным специалистам удалось восстановить 37 гидросамолётов. Помимо авиатехники, обнаружилось ещё множество двигателей и запасных частей, которые несколькими эшелонами были отправлены в Советский Союз.
Более десяти лет немецкие гидросамолёты успешно применялись при охране морских границ СССР на Балтийском и Чёрном морях, во всех пограничных авиачастях Дальнего Востока. Они использовались для освещения побережья, прибрежных вод и дальних подступов к острову Сахалин, разведки ледовой обстановки в заливе Анива, проливе Лаперуза и в прибрежных водах Охотского моря, выявления очагов лесных пожаров в южной части Сахалина, а также для вылетов на установление государственной принадлежности неизвестных плавсредств и многих других задач.
Использование в охране границы трофейных самолётов было достаточно результативным. Так, в 1956 году экипажи самолётов Ли-2 и «Арадо-196» обнаружили вблизи наших вод, на их кромке и в территориальных водах 251 японскую шхуну. По данным воздушной разведки пограничные корабли тогда задержали 12 иностранных судов.
В процессе эксплуатации в пограничных войсках самолёты «Арадо-196» переоборудовались, на них устанавливались отечественные средства радиосвязи и навигации, свои двигатели. Немецкие гидросамолёты эксплуатировались вплоть до 1962 года, и только тогда были списаны окончательно.
Si-204 «Зибель»
Вторым типом немецкого трофейного самолёта, применявшимся в авиации пограничных войск МВД СССР в 1947–1952 гг., был лёгкий транспортный самолёт Si-204 «Зибель». Началось эксплуатация этого самолёта летом 1947-го, когда группа специалистов авиации погранвойск была направлена в Берлин для переучивания и получения трофейных «зибелей». В процессе получения и переучивания авиаторы-пограничники при довольно курьёзных обстоятельствах встретились с Василием Сталиным, который ведал этими машинами. Во время активного отдыха на одном из озёр они так увлеклись, что едва не утопили незнакомца, по-свойски вклинившегося в их компанию. Только когда тот надел брюки с генеральскими лампасами, поняли, кто с ними веселился. Оказалось, сын самого Сталина!
– Лётчики? За «зибелями» приехали? Ну, подходите через часик в кабинет, обсудим вопрос, – вполне миролюбиво сказал генерал, командовавший авиакорпусом, в котором и находились тогда «зибели».
Основные характеристики легкого транспортного самолёта Si.204D-1:
Серийное производство | с 1942 г. |
Размах крыла, м | 21.33 |
Длина, м | 13.00 |
Высота, м | 4.25 |
Площадь крыла, м2 | 46.00 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 3950 |
— максимальная взлетная | 5600 |
— топлива | 1650 |
Тип двигателя | 2 ПД Argus As-411 |
Мощность, л.с. | 2 х 580 |
Максимальная скорость, км/ч | 364 |
Крейсерская скорость, км/ч | 306 |
Практическая дальность, км | 1400 |
Практический потолок, м | 6400 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 8 пассажиров |
Из архивных документов видно, что в пограничную авиацию таких самолётов поступило всего шесть. Три из них были переданы в 1-й транспортный авиаполк погранвойск МВД СССР, который дислоцировался в Быково. Остальные поступили на вооружение в другие подразделения пограничной авиации. Эти самолёты эксплуатировали в основном в высокогорных районах Памира. Так, авиазвено в составе трёх «зибелей», командиром которого был старший лейтенант И.Г. Ладария, в июле 1948 года с аэродрома Ош производило переброску технических средств, продовольствия и других грузов для пограничных застав в горах Киргизии. Полёты производились на высотах до 5500 метров.