В первой половине XIX в. европейские страны становятся центром развития ракетной техники, отобрав пальму первенства у стран Востока. Значительное развитие в Европе в XIX в. получили спасательные ракеты, которые в наше время принято называть «линемётами».
Спасательные ракеты
Предназначены для подачи троса как с судна на берег или другое судно, так и с берега на судно на расстояние 200-300 м с целью:
— последующей швартовки судна к причальному сооружению или другому судну (для заводки швартовных концов);
— для заводки на другое судно буксирного троса для последующей буксировки;
— для притягивания аварийного судна к берегу (для посадки на мель);
— для устройства канатной переправы (леерного сообщения) для передачи грузов или людей между судном и берегом (другим судном).
При этом к ракете крепился не сам трос (он слишком тяжёл), а только его проводник (тонкий пеньковый канат, «линь»), с помощью которого потом вытягивали основной швартовый или буксирный трос.
В 1799 г. француз М. Дукарн-Бланжи предложил, разработал и провёл испытания первых спасательных ракет — ракет нового класса. Создание ракет, связанных с местом пуска тросом, а позднее электропроводом и т. п., предопределило повышенный интерес к технике их пуска, ибо от этого в значительной степени зависела эффективность применения ракет.
Пусковые установки спасательных ракет, помимо обеспечения требуемой точности, дальности, направления полета и т. д., должны были обеспечить также пуск ракет с прикрепленным к ним тросом (или осуществлять захват троса при сходе ракеты с направляющих пускового станка) и подачу его при пуске и во время полета на судно или берег. Пусковая установка (ПУ), предложенная впервые Дукарн-Бланжи, состояла из пускового станка и приспособления, с которого сматывался трос, увлекаемый ракетой по мере её полёта.
Развитие техники пуска спасательных ракет пошло по пути создания компактных, удобных в обслуживании пусковых станков, конструирования приспособлений для бесперебойной подачи троса, а также по пути создания транспортных средств для перевозки ракет, самих пусковых установок и других предметов спасательной службы. Об этом свидетельствуют конструкции ПУ, созданные в первой половине XIX в. Трауграусом, Трамбле, Бертинетти, Деннитом и др.
При разработке спасательных ракет особое внимание уделялось механизму подачи троса, который должен был обеспечить целостность троса при сматывании его со скоростью полёта ракеты около 200 м/мин.
Несмотря на разнообразие предложенных и применявшихся в XIX в. пусковых станков для спасательных ракет, их можно классифицировать по способу подачи троса и эффективности применения ракет:
— пусковые станки без специальных приспособлений для подачи троса или с примитивными приспособлениями в виде блока, ролика, катушки и т. д.;
— пусковые станки, применявшиеся совместно с артиллерийским орудием;
— пусковые станки типа транспортно-пускового контейнера;
— пусковые станки со специальными приспособлениями для хранения и подачи троса.
Во второй половине XIX в. наиболее широкое применение нашли ракетные пусковые станки со специальными приспособлениями для подачи троса при движении спасательных ракет. Такие пусковые станки были разработаны в середине XIX в. в Англии и Германии и значительно повлияли на окончательное внедрение ракет как спасательных средств. Эти станки имели конструктивные элементы с четко выраженным функциональным назначением: газоход, ударный замок, устройство для разматывания троса и т. д., что позволяло успешно решать проблему пуска ракет и сохранности троса.
Вместе с развитием и совершенствованием спасательных ракет и пусковых устройств развивались также средства их транспортировки. Если в начале применения спасательных ракет их транспортировка к месту запуска производилась вручную, то во второй половине XIX в. были разработаны специальные транспортные средства — так называемые ракетные телеги, сконструированные с учётом массы и габаритов ракет, станков и оборудованных механизмами для их обслуживания. Таким образом, развитие спасательных ракет привело к созданию наземного транспортного оборудования для их обслуживания.
Наряду с отказом в последней четверти XIX в от применения ракет в военных целях спасательные ракеты и устройства для их пуска, наоборот, получили большое распространение во многих странах: в 1882 г. во всём мире только по побережью морей и океанов (не считая имеющихся на судах) насчитывалось 783 пусковых станка и около 14 тыс. спасательных ракет, а в 1893—1895 гг. на побережье Европы находилось около 630 пусковых станков. Такое количество ракет и станков по тому времени было значительным. Это свидетельствует о том, что пусковые станки в основном отвечали требованиям, предъявляемым к ним в XIX в.
Некоторые торговые суда снабжались шестью спасательными ракетами и одним пусковым станком. Русские боевые корабли — четырьмя спасательными ракетами и, очевидно, одним пусковым станком.
Промысловые ракеты
Их история которых начинается с XVII в. в Голландии, несмотря на большое внимание к ним, не нашли широкого практического применения из-за высокой стоимости, несовершенства, малой точности и трудности осуществления пуска. Хотя промысловые ракеты были ракетами того же класса, что и спасательные, так как соединялись с местом пуска тросом, электропроводом и т. д., однако их пусковые приспособления отличались, представляя собой длинную трубу, располагаемую при пуске на плече.
Литература:
В.П. Михайлов, Г.А. Назаров. Развитие техники пуска ракет. Под общ. Ред. Акад. В.П. Бармина.- М.: Воениздат, 1976