История создания отечественных средств и комплексов радиоэлектронного подавления воздушного базирования берет свое начало с 1947 года. Тогда созданная при Третьем комитете комиссия по радиолокации под председательством А.И. Берга рассмотрела ряд докладов, касающихся вопросов создания помех радиолокационным средствам обнаружения.1950-х годах советское правительство учредило три комитета Совета Министров СССР, объединивших лучших военных и гражданских специалистов в нескольких областях науки и техники.
Первый комитет (позже — Первое главное управление при Совете министров) занимался атомной тематикой — созданием ядерного оружия. Второй комитет — ракетной техникой. Третий комитет (позже — Третье главное управление при Совете министров СССР) — решал проблемы создания ракетной противовоздушной обороны. Причем каждый из комитетов по сути являлся органом власти с соответствующими полномочиями, позволявшими решить поставленную перед ним задачу.
Перед третьим Комитетом стояла задача обеспечить комплексную защиту Москвы от возможных массированных воздушных атак. Решением стало создание мощной ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Однако в процессе разработки такой системы возникла необходимость изучения проблемы создания помех радиолокационным станциям атакующей авиацией.
Собственного практического опыта создания таких помех ВВС СССР имели недостаточно. Он ограничивался фактически созданием пассивных радиопомех РЛС ПВО нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны. В то же время американцы и англичане активно использовали как активные, так и пассивные радиопомехи для подавления РЛС Германии и особенно активно на завершающем этапе Второй мировой войны. Был и еще один аспект. В тот период Советский Союз подошел к созданию собственной атомной бомбы, однако никаких других вариантов доставки ядерного боеприпаса на территорию противника, кроме как с помощью самолетов стратегической авиации, на тот момент не существовало.
Потребовалось решить вопрос обеспечения защиты самолетов — носителей ядерного оружия от поражения средствами ПВО противника при её преодолении, на большом удалении от своих авиабаз, где не было никакой возможности рассчитывать на защиту своей истребительной авиации.
Помочь решить такую задачу могли станции радиоэлектронного подавления, располагаемые как на специализированных самолетах — постановщиках помех, так и на носителях спецбоеприпасов. Поэтому в число рассмотренных комиссией Берга тематических вопросов были включены вопросы создания помех радиолокационным станциям противника, защиты от таких помех своих РЛС и разработки необходимой техники. Результатом работы комиссии стало принятие программы исследований и разработок в области создания средств помех и защиты от них.
- Станции РЭБ СПС-1 и СПС-2
- Система РЭБ «Букет»
- Ту-22П
- Системы РЭБ для индивидуальной защиты самолётов
- Станция РЭБ «Сирень»
- Рождение КНИРТИ
- Специализированные самолёты РЭБ на базе Ан-12
- Як-28ПП
- Вертолётные комплексы РЭБ
- Средства РЭБ для самолётов 4 поколения
- Станция РЭБ «Сорбция»
- Комплекс РЭБ «Ландыш»
- Ил-76ПП
- АО «КРЭТ»
- Комплекс РЭБ «Хибины»
- В состав комплекса радиолокационного противодействия «Хибины» входят:
- Комплекс РЭБ «Рычаг»
- Комплекс РЭБ «Витебск»
- Бортовой комплекс обороны «Президент»
- Комплекс РЭБ для самолётов 5 поколения «Гималаи»
- Ведущие российские разработчики и производители техники РЭБдля авиации России
- Акционерное общество «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт»(АО «КНИРТИ», г. Жуков, Калужская обл.)
- Акционерное общество «НИИ «Экран» (г. Самара)
- Открытое акционерное общество «Ставропольский радиозавод «Сигнал»
- АО «Калужский завод радиотехнической аппаратуры» (АО «КЗРТА», г. Жуков, Калужская обл.)
- Литература:
Станции РЭБ СПС-1 и СПС-2
В 1948 году была начата опытно-конструкторская работа по теме ПР-1. Она предполагала создание аппаратуры радиоэлектронной разведки, функционирующей в сантиметровом диапазоне, и аппаратуры помех, функционирующей в сантиметровом и дециметровом диапазонах.
Дополнительный стимул работам придала начавшаяся в 1950 году Корейская война, в ходе которой американская авиация убедительно продемонстрировала необходимость, как разработки своих средств радиоэлектронного подавления, так и необходимость поиска решений в области защиты от них. В 1954 году комплекс аппаратуры, разработанный в рамках ОКР ПР-1, был принят на вооружение. Он состоял из станций шумовых прицельных помех СПС-1 и СПС-2 и соответствующей аппаратуры радиоразведки: станции точной разведки СРС-1 и станции грубой разведки СРС-2 на диапазон волн от 9,5 см до 5 м.
Первенец был, разумеется, далек от совершенства: станции помех и разведки имели ручное управление и весили по 250-300 кг. Из-за большой массы и габаритов аппаратуры разместить комплекс на одной машине не представлялось возможным. В результате комплект оборудования комплекса ПР-1 был размещён на семи самолетах Ту-4, а его организованная работа потребовала хорошо тренированных экипажей и операторов разведки и РЭБ. Кроме того, станция помех одновременно имела возможность подавлять только одну РЛС. Однако при преодолении противодействия насыщенной средствами радиолокации ПВО противника могли возникнуть проблемы с обеспечением скрытности действий авиации.
Помимо разработки комплекса активного противодействия ПР-1 в первые послевоенные годы значительное развитие получили системы постановки пассивных помех, по которым у советской авиации по итогам Второй мировой обнаружилось значительное отставание. Поэтому были разработаны и приняты на вооружение ВВС более совершенные средства пассивных помех. В дополнение к бумажным металлизированным лентам (типа 1У, 2У, 3У) были созданы дипольные отражатели на основе стекловолокна типа ДОС-50, ДОС-113 и автоматы для их сбрасывания типа АСО-4, АСО-16, АСО-28, АПП-22.
Совершенствование комплексов активных помех шло в ногу с активным развитием авиационной техники и перевооружением на реактивные машины. Как уже было отмечено, первый комплекс ПР-1 требовал сразу нескольких самолетов Ту-4. С принятием на вооружение реактивных бомбардировщиков Ту-16 была поставлена задача разместить комплекс РЭП на одной специализированной машине. Были созданы модификации Ту-16Е и Ту-16НЕ, на которых устанавливались станции СПС-1 и СПС-2. Кроме того, в 1957 году был испытан самолет-постановщик помех Ту-16 «Елка». На самолёте были размещены семь автоматов сброса пассивных помех АСО-16 «Елки» и Ту-16Е, действуя во взаимодействии с боевыми порядками стратегических бомбардировщиков, должны были обеспечивать их прорыв к целям, подавляя РЛС противника активными (Ту-16Е) и пассивными («Елки») помехами.
Помимо стратегической авиации, первые станции активных помех начала получать и тактическая бомбардировочная авиация. В бомбоотсеке бомбардировщика Ил-28 установили станцию СПС-2, а функции ее оператора перешли к штурману самолета. Такая модификация получила обозначение Ил-28ПП. Ту-16 «Ёлка», Ту-16Е, Ил-28ПП — все эти самолеты строились серийно. «Ёлок» было построено 71, Ту-16Е — около сотни, Ил-28ПП ВВС получили 17. Указанные средства при их массированном применении уже могли обеспечить значительное снижение эффективности ПВО вероятного противника. Возросшие возможности ВВС СССР по ведению радиоэлектронной борьбы не остались незамеченными.
С учетом этого США и страны НАТО существенно нарастили количество и возможности РЛС в системах ПВО войск и объектов, включая стратегические. РЛС теперь действовали не автономно, а объединялись в единые системы обнаружения и наведения. Возросла мощность РЛС, появились новые многоканальные и перестраиваемые станции, впервые были применены алгоритмы селекции движущихся целей, что существенно понизило эффективность активных и пассивных помех. В результате очень скоро недостатки первых станций активных помех — ручное управление, низкая мощность и пропускная способность, громоздкость, необходимость точной и своевременной радиоразведки (требовалась заранее, еще до вылета, знать, какие параметры будут у подавляемых РЛС противника) — вывели их в разряд устаревших.
Система РЭБ «Букет»
Во второй половине 1950-х годов была создана система «Букет». В нее входили станции активных помех СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н, каждая из которых перекрывала свой диапазон частот. Литеры в обозначении станции указывали на различия по диапазону частот: СПС-22Н генерировала помехи в диапазоне волн 22-30 см, СПС-33Н — 12,5-22 см, СПС-44Н — 10-12,5 см и СПС-55Н — 8-10 см. В отличие от ранних СПС-1 и СПС-2 новые станции работали в автоматическом режиме и обеспечивали подавление многоканальных и перестраиваемых РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также только появившихся РЛС целеуказания зенитным ракетным комплексам.
Для своего времени «Букеты» были выдающимся достижением — самые мощные в мире помеховые станции, обеспечивающие подавление практически всех имевшихся на тот момент (конец 1950-х годов) РЛС ПВО.
Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа — ею управлял штурман-оператор со своего рабочего места. «Букеты» могли ставить заградительные, скользящие и прицельные по чистоте помехи. «Ложка дегтя», и немалая, тоже была — станции имели большой вес и обладали большой энергоемкостью.
Для их установки потребовался весь бомбоотсек дальнего бомбардировщика Ту-16. Такая модификация — Ту-16П, или изделие «НП» (встречаются обозначения Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»), была создана специально под систему «Букет», причем огромное выделенное под оборудование РЭБ пространство обеспечило машине большой потенциал модернизации (станции последующих поколений были компактнее и меньше весили) и сделало Ту-16П «рабочей лошадкой» эскадрилий РЭБ на несколько десятилетий.
Начиная с 1962 года системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 — СПС-33Н, 28 — СПС-44Н и 20 — СПС-55Н.
В рамках второго направления была разработана и принята на вооружение в 1961 году станция прямошумовых заградительных помех СПС-4 «Модуляция», работающая в метровом диапазоне. Несколько позднее в 1964 году был завершен цикл работ по созданию станции широкополосных заградительных помех 10-см диапазона волн СПС-77 (иногда в литературе используется наименование «Завеса» по названию опытно-конструкторской работы).
Ту-22П
В качестве базы СПС-4 и СПС-77 досталась уже новая машина — самолет радиоэлектронного противодействия Ту-22П. Он был разработан в ОКБ-156 А.Н. Туполева по теме «Сибирь-1» на базе бомбардировщика Ту-22 в начале 1960-х годов и принят на вооружение в 1968 году. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания и наведения истребителей. Де-факто главным противником Ту-22П стали РЛС кораблей охранения ударных авианосных группировок США. Всего было изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П, причем оборудование РЭБ машин постоянно совершенствовалось. На модификации Ту-22П-1 устанавливались станции СПС-44 комплекса «Букет», Ту-22П-2 — станции СПС-77 и СПС-4, Ту-22П-4 — станции СПС-22-70 и СПС-5М.
Системы РЭБ для индивидуальной защиты самолётов
В конце 1950-х годов у авиации появился новый противник — управляемые ракеты классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». ВВС и ВМС США приняли на вооружение ракеты «воздух-воздух», сначала АIМ-4 «Fаlсоn», затем АIМ-7 «Sparrow» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. В 1959 году ВВС США получили на вооружение ракету АGМ-12 «Bullpup» с радиокомандной системой наведения — первую в мире крупносерийную управляемую зенитную ракету.
Управляемые ракеты многократно увеличили как вероятность, так и дальность поражения самолета. Теперь перед создателями систем РЭБ появилась задача противодействия радиоэлектронным системам управления ракет. Требовалось пересмотреть всю концепцию развития применения авиационных систем РЭБ. Ведь до появления управляемых ракет основными объектами РЭБ для самолетов-постановщиков помех были наземные РЛС противника. Сталкивались с ними главным образом группы ударных самолетов: истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков. Соответственно, средства РЭБ размещались на части машин такой ударной группы, причём из логистических и тактических соображений целесообразнее аппаратуру РЭБ было разместить на машинах такого же типа. По этой логике появились Ту-16П, Ту-22П, Ил-28ПП. Большие размеры машин позволяли разместить мощные станции радиоэлектронного подавления и громоздкие системы отстрела пассивных помех.
Теперь же РЛС и управляемые ракеты получили истребительная авиация противника и силы ПВО в тактической зоне боевых действий. С этим противником уже встречалась бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, истребительная и штурмовая авиация. А повесить, скажем, на МиГ-19 «Букет» или хотя бы существующее оборудование постановки пассивных помех не представлялось возможным. Требовалось разработать принципиально новое поколение станций помех, получивших название станции помех индивидуальной защиты, а также новые компактные средства постановки пассивных помех и аппаратуру для обнаружения радиолокационного облучения.
Для решения задачи индивидуальной защиты самолетов от поражения управляемым оружием противника был проведён ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию нового типа аппаратуры — станций ответных помех на лампах бегущей волны (НИР «Север», «Партитура», ОКР «Роза», «Резеда», «Сирень») и конструированию автоматов пассивных помех для индивидуальной защиты самолёта (ОКР «Автомат-2»).
В результате выполнения НИР «Север» и ОКР «Роза» была принята на вооружение первая отечественная станция ответных помех СПС-3. Эта станция пока могла формировать только один вид помех в диапазоне наземных РЛС управления огнем зенитной артиллерии. Следующим этапом стало создание станций ответных помех СПС-100, -110, -120 в рамках темы «Резеда». Эти станции могли ставить несколько видов помех импульсным РЛС и радиолокационным головкам наведения ракет. Однако к моменту принятия станций «Резеда» на вооружение (1963-1964 года) американцы разработали и приняли на вооружение зенитный ракетный комплекс МIМ-23 HAWK с РЛС непрерывного излучения.
Станция РЭБ «Сирень»
Советским ответом стала опытно-конструкторская работа «Сирень», в ходе которой была разработана серия станций помех для индивидуальной защиты фронтовой авиации «Сирень-Ф» (СПС-141, СПС-142, СПС-143). Они были приняты на вооружение в конце 1960-х годов. Несколько позднее были приняты на вооружение модификации «Сирени», предназначенные для самолетов дальней и военно-транспортной авиации (СПС-151, СПС-152, СПС-153, также известны под объединенным названием «Сирень-Д»).
При проектировании «Сиреней» советским специалистам помог вероятный противник — из обломков сбитого в 1960 году под Свердловском самолёта-шпиона U-2, пилотируемого летчиком Ф. Пауэрсом, была извлечена чудом сохранившаяся после многокилометрового падения станция имитационных активных помех, используемая для индивидуальной радиоэлектронной защиты самолета. Благодаря американской станции в «Сирени» были реализованы новые виды помех («увод по скорости»).
Технически станции «Сирени» являлись активными ретрансляторами и были предназначены для защиты самолётов фронтовой (позднее — дальней) авиации от радиоуправляемого оружия классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Станции формировали уводящие помехи (по дальности, скорости и угловым координатам) как импульсным, так и доплеровским РЛС наведения ЗРК и бортовым радиолокационным станциям истребителей. Аппаратура станции принимала облучающий импульс, автоматически определяла его параметры и формировала серию аналогичных ложных ответных сигналов с временной задержкой. В результате на экране РЛС противника самолёт скрывался отметками ложных целей, что приводило к срыву наведения. Станции комплекса «Сирень» были гораздо компактнее «Букетов», требовали гораздо меньше мощности и, соответственно, менее интенсивного охлаждения, что позволило устанавливать их на гораздо более широкую номенклатуру носителей.
К середине 1960-х годов стало очевидно, что к системам радиоэлектронной борьбы перешла решающая роль в деле защиты самолетов, как индивидуальной, так и групп машин, от ракетного оружия противника. По решению советского правительства примерно с этого рубежа начинаются широкомасштабные работы по оснащению самолётов фронтовой, дальней, военно-транспортной авиации индивидуальными и групповыми средствами активных и пассивных помех, аппаратурой предупреждения о радиолокационном облучении.
Рождение КНИРТИ
Осознание важности самолетов РЭБ в решении задач ударной авиации демонстрируется и таким фактом: в принятых в 1960-х годах «Правилах стрельбы зенитно-ракетных войск» в случае боевых действий первыми надлежало уничтожать самолеты — постановщики помех и лишь затем — носители ядерного оружия. Решение столь масштабной задачи, как массовое оснащение средствами РЭБ авиации, потребовало реорганизации радиоэлектронной области и создания новых предприятий.
Первые два десятилетия истории отечественных систем РЭБ воздушного базирования их ведущим проектантом и создателем являлся Всесоюзный научно-исследовательский институт радиолокации, он же ВНИИ-108 (в настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И. Берга»). Сто восьмой институт разработал практически все станции радиоэлектронного подавления воздушного базирования первых поколений. Однако по мере наращивания объемов работ по радиоэлектронной тематике стало очевидно, что ресурсов ВНИИ-108 на все темы не хватает. К тому же с 1960-х годов приоритетным направлением для института стала разработка систем космического радиоэлектронного наблюдения «Целина» — важного компонента системы ядерного сдерживания.
В 1967 году на базе калужского филиала ЦНИИ-108 был создан специализированный научно-исследовательский институт, чьей основной задачей стала разработка комплексов и станций радиоэлектронной борьбы, преимущественно воздушного базирования. Так появился Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ). Он быстро стал ведущим центром разработки систем РЭБ в Советском Союзе и сохранил это лидерство до сегодняшнего дня — теперь Акционерное общество «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» (АО «КНИРТИ») является одним из ведущих предприятий Российской Федерации по созданию средств радиоэлектронной борьбы и входит в состав АО «КРЭТ».
Специализированные самолёты РЭБ на базе Ан-12
Помимо работ над собственно станциями радиоэлектронной борьбы, шло активное создание специализированных самолетов помех. Наряду с уже имеющимися и строящимися серийно самолетами — постановщиками помех Ту-16Е, Ту-16П, Ту-22П принимаются на вооружение самолеты — постановщики помех Ан-12ПП (1968 год) и Як-28ПП (1971 год). Ан-12ПП предназначался для взаимодействия с самолетами военно-транспортной авиации.
В этот период (1960-1980-е года) предполагалось, что важной составной частью наступательных операций будет высадка крупных воздушных десантов в тактическом и оперативном тылу противника (в составе ВС СССР было семь воздушно-десантных дивизий плюс десантно-штурмовые бригады, отдельные полки и батальоны). Чтобы большие и медленные самолеты военно-транспортной авиации с десантом на борту могли преодолевать линию фронта и рубежи ПВО противника без потерь, для их сопровождения было принято решение широко использовать специализированные самолеты РЭБ. А для того, чтобы упростить снабжение и обслуживание машин в войсках, эти специализированные самолеты лучше было разработать на базе наиболее массовых транспортных машин. Так появилось семейство самолетов РЭБ на базе транспортного Ан-12.
Первым был Ан-12Б-И, представлявший собой обычный Ан-12 (возможность перевозки десанта и грузов была сохранена), на который была установлена станция помех СПС-5 «Фасоль». Эта станция была производной от СПС-4 «Модуляция» — станции прямошумовых заградительных помех, работающей в метровом диапазоне. Это была относительно простая станция, которая не была способна подавлять РЛС подсвета и сопровождения целей ЗРК SАМ-А-18 «Нawk» — основного тактического ЗРК вероятного противника. Поэтому в 1970 году началось массовое переоборудование Ан-12Б в версию Ан-12БК-ИС, которая в дополнение к «Фасоли» получила автоматические станции ответных помех «Сирень-Д».
От истребительных версий десантная «Сирень» отличалась прежде всего существенно большей мощностью: тяжелый военно-транспортный самолет не мог дополнить помехи манёвром, и это приходилось компенсировать выходной мощностью станции. И Ан-12Б-И, и Ан-12БК-ИС были своего рода комбинированными машинами — сохраняя возможность перевозки десанта, они могли выполнять функции постановщиков помех. Однако было очевидно, что специализированная машина была бы более эффективна.
В 1968 году на вооружение принимается Ан-12ПП. На нём были смонтированы как средства групповой защиты подразделений и частей военно-транспортной авиации («Букет», «Фасоль», автомат постановки пассивных помех АПП-22), так и средства индивидуальной защиты самолета («Резеда»). Установка мощных «Букетов» потребовала оборудования самолёта специальными радиопоглощающими устройствами биологической защиты экипажа от излучения. Для охлаждения станций, занявших почти весь грузовой отсек, была спроектирована мощная воздушно-жидкостная система.
О мощи помех «Букетов» Ан-12ПП в войсках ходили всевозможные легенды. В ходе учений эти самолеты надежно глушили не только РЛС ПВО, но и создавали сильные помехи военной и гражданской связи, гражданскому теле- и радиовещанию. Самолёты — постановщики помех на базе Ан-12 были самыми распространенными специализированными самолетами РЭБ на вооружении советских ВВС. Им довелось, правда, без особых успехов, поучаствовать в ближневосточных конфликтах. Пережив Советский Союз, значительный парк этих самолетов достался ВВС России и Украины, где, впрочем, эти самолеты довольно быстро были списаны или переделаны в транспортные машины. И все же у российских Ан-12ПП была своя лебединая песня — несколько таких постановщиков помех приняли участие в Пятидневной войне с Грузией в 2008 году.
Як-28ПП
Но вернемся в советскую эпоху. В 1970 году прошел государственные испытания и был принят на вооружение самолет — постановщик помех Як-28ПП, созданный ОКБ Яковлева на базе фронтового бомбардировщика Як-28. Як 28ПП мог создавать комплексные помехи радиоэлектронным средствам противника, поскольку нес как активные, так и пассивные средства радиопротиводействия.
Активные средства были представлены станциями комплексов групповой защиты «Букет» и «Фасоль», а также станцией индивидуальной защиты «Сирень». Для создания пассивных помех под плоскостью крыла самолета на балочных держателях устанавливались два 16-ствольных универсальных пусковых блока УБ-16-57УМ с противорадиолокационными неуправляемыми авиационными ракетами С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм. Залпом этих ракет создавались облака пассивных помех из тонких металлизированных волокон по курсу полета ударной группы. Такие облака держались в воздухе достаточно продолжительное время (от 10 минут и более) в зависимости от высоты и метеоусловий, что обеспечивало выполнение ударной задачи.
Устройство «Автомат-2И» (КДС-19) с двумя симметричными балками устанавливалось под гондолами двигателей и предназначалось для создания помех РЛС путём сбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей из металлизированного стекловолокна в заднюю полусферу. Такой комплекс средств был достаточен для решения задач создания помех обзорным и прицельным РЛС, состоявшим на вооружении вероятного противника в 1970-е годы. Ввиду того, что базовый Як-28 уже давно находился в серии, постановщик помех Як-28ПП был быстро освоен в производстве. Первые Як-28ПП направлялись в разведывательные авиаполки, затем в конце 1970-х годов были сформированы отдельные эскадрильи РЭБ, полностью укомплектованные яковлевскими машинами. Помимо эскадрилий РЭБ, каждый бомбардировочный авиаполк советских ВВС в 1970-х годах имел звено постановщиков помех.
Вертолётные комплексы РЭБ
В начале 1970-х годов эволюция средств РЭБ воздушного базирования подошла к новому важному этапу — размещению на вертолётных носителях. У вертолётов как у носителей станций РЭБ было важное преимущество — низкая скорость их полёта позволяла установить на них антенны сложных неаэродинамических форм, которые просто невозможно установить на сверхзвуковых самолетах (типа Як-28ПП или Ту-22П) и довольно проблематично на дозвуковых винтовых машинах (вроде Ан-12ПП).
Сложные и громоздкие антенны позволили обеспечить на вертолётах увеличенную выходную мощность сигнала по сравнению с самолетными средствами РЭБ. Кроме того, вертолёты РЭБ могли базироваться ближе к линии фронта на неподготовленных или слабо подготовленных площадках, что позволяло обеспечить их боевое применение со своей территории за пределами зон поражения ЗРК противника, более плотное взаимодействие с транспортными вертолётами, осуществлявшими тактические десанты, и, позднее, с ударными вертолетами и штурмовиками армейской авиации.
Самолётам же для базирования требовался полноценный аэродром. Вооружению техникой РЭБ вертолетов способствовал и прогресс самой вертолетной техники — в 1960-х годах Советская армия получила свою летающую «рабочую лошадку» Ми-8 — один из самых удачных вертолетов в истории авиации. В 1971 году принимается на вооружение первая модификация Ми-8, предназначенная для радиоэлектронной борьбы — Ми-8СМВ. В ее грузовой кабине был установлен вертолетный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приемопередающие антенны.
«Смальта-В» была одной из первых станций, созданных Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ), учрежденным незадолго до этого. Именно со «Смальты» КНИРТИ стал отечественным лидером в области разработки систем радиоэлектронной борьбы воздушного базирования. Технически «Смальта-В» представляла собой активный ретранслятор, работавший в 3-см диапазоне волн. Система обеспечивала создание шумовых помех РЛС с импульсным, непрерывным и квазинепрерывным излучением.
Вертолётные комплексы РЭБ непрерывно совершенствовались в 1970—1980 годах. За Ми-8СМВ последовали модификации Ми-8ПП и Ми-8ППА, позднее, с принятием на вооружение более мощной и грузоподъемной версии вертолета Ми-8МТ, постановщики помех разрабатывались на его базе. Со временем на замену и в дополнение к станциям «Смальта-В» были разработаны вертолетные станции «Икебана» и «Рычаг».
В настоящее время одной из наиболее востребованных в Вооруженных Силах России разработок АО «КРЭТ» является вертолетная система РЭБ групповой защиты авиации «Рычаг». Высокая эффективность вертолетных комплексов РЭБ, в том числе прототипа системы РЭБ «Рычаг» — станции помех «Смальта-В», неоднократно подтверждалась в ходе различных военных конфликтов. Достаточно привести два примера.
В военном конфликте арабских государств с Израилем (в войне «Судного дня») 6 октября 1973 года под защитой наземного прототипа вертолетной станции помех «Смальта» 79 самолетов сирийской авиации нанесли массированный удар по израильским войскам в районе Голанских высот, потеряв всего лишь один самолет. В операции Вооруженных Сил России по принуждению Грузии к миру в ходе грузино-осетинской войны в 2008 году потери нашей авиации были полностью исключены с началом активного применения самолетов и вертолетов РЭБ, в том числе вертолетов РЭБ Ми-8СМВ-ПГ с модернизированной станцией помех типа «Смальта».
Средства РЭБ для самолётов 4 поколения
Помимо специализированных вертолетов и самолетов РЭБ, различные системы радиоэлектронной борьбы получили и обычные истребители и бомбардировщики, а также самолеты военно-транспортной авиации. Так, практически каждый боевой самолет получил станцию оповещения о радиолокационном обнаружении СПО-15 «Береза». Она позволяла вскрывать работающие РЛС противника, измерять мощность сигналов для оценки дистанции до РЛС и скорости сближения с ней, распознавать тип облучающей РЛС. На основе анализа параметров принимаемых сигналов о радиоэлектронной обстановке и в соответствии с заложенными алгоритмами станция в автоматическом режиме определяла степень опасности, исходящей от облучающих РЛС, информировала экипаж о характере и степени опасности и выдавала сигналы управления на средства постановки активных и пассивных помех.
Сами средства пассивных помех также совершенствовались. Станция предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15 «Береза», теплопеленгатор для обнаружения пусков ракет противника, станция активных помех и аппаратура отстрела пассивных помех самолетов теперь объединялись в единый бортовой комплекс обороны (БКО). В 1970-1980-х годах были разработаны бортовые комплексы обороны для фронтовых бомбардировщиков Су-24М (БКО «Карпаты»), дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 (БКО «Урал»), стратегических бомбардировщиков Ту-95МС («Метеор-НМ») и Ту-160 («Байкал»), военно-транспортных самолетов типа Ил-76 («Алай», «Кряж»).
С 1980-х годов и появлением истребителей четвертого поколения, на основе достигнутых успехов по снижению массо-габаритных характеристик комплексов РЭБ индивидуальной защиты стали стремительно развиваться контейнерные станции радиоэлектронной борьбы для вооружения штатных многоцелевых истребителей. У них было весомое преимущество — их можно было устанавливать на обычные строевые многоцелевые истребители и снимать в зависимости от поставленной задачи.
Станция РЭБ «Сорбция»
Для вооружения новейшего на тот момент истребителя Су-27 КНИРТИ разработал станцию активных помех «Сорбция». Станция работает в 3-см диапазоне волн и обеспечивает одновременную постановку помех в переднюю и заднюю полусферы, срывая наведение ракет «воздух-воздух» с полуактивной головкой самонаведения. Некоторые решения, впервые примененные в «Сорбции», в значительной мере определили развитие средств РЭБ воздушного базирования на последующие десятилетия. Так, впервые в отечественной практике была использована цифровая память для формирования помеховых сигналов из запомненных копий зондирующего радиолокационного сигнала РЛС противника, применена диаграммообразующая система, намного позднее ставшая известной под названием линзы Ротмана. В станции были применены алгоритмы селекции распознавания режима работы РЛС при выборе претендента на подавление по частоте повторения зондирующих импульсов. Благодаря ряду передовых решений станции «Сорбция» и сегодня стоят на вооружении ВВС России.
Комплекс РЭБ «Ландыш»
Развитие самолетных станций РЭБ для специализированных самолётов — постановщиков помех также не прекращалось. С принятием на вооружение в 1975 году фронтового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Су-24 выяснилось, что летных характеристик имеющихся постановщиков помех Як-28ПП недостаточно для выполнения задач совместно с новыми машинами. Поэтому в 1983 году в производство запускается самолет — постановщик помех Су-24МП. Для его оснащения был разработан комплекс постановки помех «Ландыш», который включал станции «Фасоль», «Мимоза» и был предназначен для создания помех РЛС зенитных ракетных комплексов, включавших новейшие на тот момент ЗРК МIМ-104 «Patriot». Доводка и освоение Су-24МП и комплекса «Ландыш» затянулись, и к моменту распада СССР войска успели получить лишь десять таких машин, восемь из которых были поставлены в 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП, базировавшийся в Чорткове (Тернопольская область УССР) Прикарпатского военного округа. Доставшиеся независимой Украине Су-24МП быстро утратили боеспособность и были списаны.
Ил-76ПП
Венцом развития советских самолётов — постановщиков помех должен был стать Ил-76ПП, создаваемый с середины 1980-х годов на базе серийного военно-транспортного самолета Ил-76МД. Самолёт был предназначен для подавления широкого спектра радиоэлектронных средств противника при продвижении своих войск благодаря комплексу аппаратуры РЭБ «Ландыш». Самолет Ил-76МД был выбран в качестве базового, исходя из его грузоподъемности и дальности полёта, которая могла быть конвертирована в необходимую самолету РЭБ длительность полета.
Учитывая большую энергоемкость устанавливаемой аппаратуры, пришлось в носовой части самолета по обоим бортам установить два дополнительных турбогенератора мощностью по 2820 л. с. Из-за установки дополнительных турбогенераторов пришлось внести множество изменений в конструкцию самолёта — разместить дополнительные воздухозаборники и выхлопные трубы, перенести штатную вспомогательную силовую установку, изменить конструкцию дверей. Для размещения специальной аппаратуры были установлены два цилиндрических металлических контейнера на концах крыла. По всему внешнему контуру фюзеляжа размещены антенно-фидерные устройства. Кроме того, аппаратура комплекса РЭБ заняла практически весь грузовой отсек. Однако, несмотря на все усилия конструкторов, Ил-76ПП в серию не пошел. До распада СССР не удалось решить проблему электромагнитной совместимости штатной радиоэлектронной аппаратуры самолета и комплекса аппаратуры РЭБ. Кроме того, сам комплекс «Ландыш» оказался ненадежным и работе, и довести его не сумели.
Необходимо признать, что советская радиоэлектронная промышленность прозевала цифровой рывок в производстве электронных компонентов в 1980-х годах, совершенный США. Разработанная в 1960-1970-е годы техника РЭБ, использующая аналоговую элементную базу и соответствующие принципы обработки информации и формирования помех, оказалась малоэффективна против разработанных в 1980-е годы РЛС обнаружения и наведения с быстрой перестройкой рабочей частоты и других параметров. Из-за низкого быстродействия и точности измерения параметров принимаемых сигналов старые станции РЭБ не успевали вырабатывать оптимальные по структуре и параметрам помеховые сигналы. Требовалось массовое перевооружение частей и эскадрилий постановщиков помех на современные средства радиоэлектронной борьбы, однако до распада СССР решить эту задачу не успели, а в условиях развала 1990-х годов всем стало не до РЭБ.
АО «КРЭТ»
Благодаря целеустремленности и, без преувеличения, преданности своему делу, коллективы АО «КНИРТИ», АО «НИИ «Экран» и других предприятий продолжали в условиях безденежья и необходимой поддержи со стороны Министерства обороны выполнять работы по созданию перспективных комплексов и средств РЭБ. Это позволило в будущем успешно завершить, такие необходимые для военной авиации России ОКР «Рычаг», «Хибины», «Витебск» и др.
Новый импульс в решении задачи оснащения отечественных ВВС современными цифровыми средствами радиоэлектронной борьбы был дан после принятия Государственной программы вооружения, а также формирования АО «КРЭТ». Концерн объединил в своем составе ведущих разработчиков и производителей систем радиоэлектронной борьбы воздушного базирования: АО «КНИРТИ», АО «НИИ «Экран», АО «Калужский завод радиотехнической аппаратуры», ПАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал». Благодаря объединению усилий и начавшим поступать государственным заказам организациям АО «КРЭТ» удалось довести до серийного производства на основе современной элементной базы ряд комплексов РЭБ, разработка которых началась еще в СССР.
Комплекс РЭБ «Хибины»
Так, в 2013 году вместе с фронтовым бомбардировщиком Су-34 на вооружение ВВС РФ поступил комплекс радиоэлектронного противодействия четвертого поколения «Хибины», предназначенный для защиты самолета от поражения средствами ПВО. Первые работы, связанные с созданием комплекса «Хибины», начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте еще в 1977 году. Планировалось создать унифицированный комплекс радиоэлектронного противодействия для всех родов авиации, и в задачах КНИРТИ стояла разработка блоков аппаратуры радиотехнической разведки «Проран» и станции активных помех «Регата».
Разработка собственно «Хибин» на базе выполненных НИР и ОКР началась в 1980-х годах одновременно с началом разработки изделия Т-10В — будущего Су-34. В 1990 году первый образец «Хибин» («изделие Л-175В») прошел приемо-сдаточные испытания, однако из-за экономического кризиса 1990-х годов и сокращение военных заказов — доводка комплекса и его принятие на вооружение затянулись. Опытный образец Су-34 с комплексом «Хибины» принял участие в конфликте с Грузией в 2008 году, где продемонстрировал свою эффективность, подавляя РЛС грузинских комплексов ПВО. От станций предыдущего поколения «Хибины» отличаются многоуровневой мультипроцессорной системой управления с применением цифровых методов обработки сигналов. Передающие устройства аппаратуры активных помех комплекса РЭП «Хибины» построены на основе активных антенных решеток высокой мощности.
В состав комплекса радиолокационного противодействия «Хибины» входят:
— система радиотехнической разведки;
— система постановки активных помех;
— широкополосный блок точного запоминания частоты;
— вычислительная подсистема.
Помимо встроенного комплекса радиоэлектронного противодействия проведены работы над созданием наращиваемого состава «Хибин» из двух подвесных контейнеров, призванного обеспечить защиту небольших групп ударных самолетов.
В настоящее время предприятия КРЭТ работают над созданием нового комплекса радиоэлектронной борьбы «Хибины-У» для самолетов фронтовой авиации. Контракт с Министерством обороны России на выполнение опытно-конструкторских работ КРЭТ подписал в рамках международного аэрокосмического салона МАКС-13. Базовое размещение «Хибины-У» в рамках опытно-конструкторских работ планируется выполнить на многофункциональном истребителе Су-30СМ.
Комплекс РЭБ «Рычаг»
Организации КРЭТ продолжили совершенствование вертолётных комплексов радиоэлектронной борьбы. С 2015 года концерн поставляет Министерству обороны России вертолетные комплексы постановщиков помех Ми-8-МТПР1, смонтированные на базе вертолетов Ми-8МТВ-5-1. Его ядром является комплекс РЭБ «Рычаг», который представляет собой глубокую модернизацию советской системы с использованием цифровых методов обработки сигналов и заменой элементной базы на современную.
Основным элементом освоенной ныне в серийном производстве системы «Рычаг» является станция помех нового поколения Л187А, обладающая существенно улучшенными характеристиками по сравнению с предыдущими средствами РЭБ. Её основным предназначением является защита боевых порядков самолетов и вертолетов военной авиации России от поражения средствами ПВО противника, которые применяют радиолокационные системы обнаружения воздушных целей и наведения ракет. Однако технические параметры «Рычага» позволяют обеспечивать и прикрытие наземных объектов от средств воздушной радиолокационной разведки. Разработчиком станции Л187А является АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт».
Высокие боевые возможности системы «Рычаг», в которой был реализован весь накопленный за прошедшие годы опыт создания и применения вертолётных комплексов РЭБ, определяются прежде всего тактико-техническими характеристиками станции помех, которая обеспечивает приём и анализ всех возможных видов сигналов (импульсных, квазинепрерывных и непрерывных), применяемых радиолокационными средствами противника, и формирование им оптимальных по своей структуре помеховых воздействий.
В условиях помех системы «Рычаг» зенитно-ракетные комплексы ПВО, а также авиационные комплексы перехвата противника лишаются возможности обнаруживать цели и наводить на них управляемые ракеты классов «земля-воздух» («корабль-воздух»), «воздух-воздух» и «воздух-земля», а зенитные артиллерийские комплексы не могут вести прицельную стрельбу. Следует отметить, что в станции реализованы практически все достигнутые на сегодня инновационные технические решения в области РЭБ. К их числу относятся широкополосные активные многолучевые антенные решетки, цифровые устройства записи и воспроизведения сигналов, адаптивные системы управления на основе многопроцессорных вычислительных средств и программируемых многоканальных коммутаторов, а также ряд других технических решений.
Комплекс РЭБ «Витебск»
С 2013 года Вооруженные Силы России получают комплексы радиоэлектронной борьбы «Витебск», разработанные входящим в КРЭТ НИИ «Экран». Они предназначены для защиты самолётов и вертолётов от зенитных ракет с радиолокационными и тепловыми головками наведения. Комплекс «Витебск» устанавливается на модернизируемых в интересах Министерства обороны России штурмовиках Су-25СМ. Кроме того, отдельные элементы «Витебска» монтируются на ударных вертолетах Ка-52, Ми-28 и на транспортных вертолетах Ми-8МТ. Следующими носителями «Витебска» стали вертолеты Ми-26 и Ми-26Т2, а в перспективе — военно-транспортные самолеты типа Ил-76МД-90А.
Бортовой комплекс обороны «Президент»
Для самолётов и вертолётов гражданской авиации спроектирован бортовой комплекс обороны «Президент». Его экспортная версия «Президент-С» была впервые представлена на выставке Аего India-2015 в Бангалоре. В состав комплекса входит пеленгатор пуска ракет, аппаратура обнаружения лазерного и радиолокационного облучения, лазерная станция оптико-электронного подавления, станция активных радиолокационных помех, устройство выброса ложных тепловых целей. БКО «Президент-С» прошел испытания на полигоне Министерства обороны РФ, в ходе которых продемонстрировал эффективную защиту летательных аппаратов от ракет ПЗРК.
Комплекс РЭБ для самолётов 5 поколения «Гималаи»
В настоящее время усилия организаций — разработчиков аппаратуры РЭБ КРЭТ сосредоточены на создании нового многофункционального интегрированного комплекса обороны для истребителя пятого поколения. В октябре 2014 года КРЭТ поставил первую партию комплексов радиоэлектронной борьбы «Гималаи» для проведения испытаний в составе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Новый комплекс позволит обнаруживать излучение, измерять параметры и ставить эффективные помехи современным и перспективным РЛС с малой вероятностью обнаружения излучения и высокой скоростью перестройки рабочей частоты. Кроме того, бортовой комплекс обороны перспективного российского истребителя сможет ставить активные и пассивные помехи инфракрасным головкам самонаведения современных ракет.
Ведущие российские разработчики и производители техники РЭБ для авиации России
Акционерное общество «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» (АО «КНИРТИ», г. Жуков, Калужская обл.)
В 1957 году по инициативе одного из основателей отечественной радиоэлектроники и кибернетики академика А.И. Берга был создан калужский филиал ЦНИИ-108 министерства обороны СССР. ФЦНИИ-108 МО, или в/ч 25787 — таким было название предприятия до 1 января 1967 года, когда оно было переименовано в Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ). С 1991 года КНИР’ГИ получил статус государственного предприятия. В 2009 году ФГУП «КНИРТИ» вошел в состав ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» Государственной корпорации «Ростехнологии». В 2012 году преобразован в открытое акционерное общество, а в 2014 году — в акционерное общество.
Акционерное общество «НИИ «Экран» (г. Самара)
Ведет свою историю с 1949 года. Организация специализируется на создании авиационной радиотехнической аппаратуры, систем радиоэлектронной и оптико-электронной защиты самолетов и вертолетов от авиационных и зенитных ракетных комплексов. В советские годы предприятие разрабатывало широкий спектр радиотехнической аппаратуры для авиации, однако основной отраслью специализации со временем стала разработка лазерных систем оптико-электронной защиты летательных аппаратов от поражения ракетами с оптическими головками самонаведения.
Одним из ключевых достижений предприятия в последние годы стала разработка активной буксируемой радиолокационной ловушки АБРЛ. Она предназначена для обеспечения индивидуальной защиты летательных аппаратов в передней и/или задней полусферах от управляемых ракет с радиолокационными головками самонаведения путем перенацеливания атакующей ракеты на буксируемую ловушку. Еще одной специфической рыночной нишей предприятия является разработка и производство передатчиков помех одноразового использования, предназначенных для обеспечения индивидуальной защиты летательных аппаратов в передней и/или задней полусфере от управляемых ракет с радиолокационными головками самонаведения.
Открытое акционерное общество «Ставропольский радиозавод «Сигнал»
Крупнейший в России серийный завод по выпуску средств радиоэлектронной борьбы воздушного базирования. Завод основан в 1971 году приказом министра радиопромышленности СССР в городе Ставрополе. С 1977 года начал серийное производство авиационных станций радиоэлектронного подавления и комплектующих для наземной техники РЭБ. В 1993 году госпредприятие «Сигнал» преобразовано в акционерное общество открытого типа и проведена приватизация. С 2012 года крупнейшим акционером завода стало ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии».
АО «Калужский завод радиотехнической аппаратуры» (АО «КЗРТА», г. Жуков, Калужская обл.)
Калужский завод радиотехнической аппаратуры (КЗРТА) был создан в 1983 году на базе существовавшего опытного производства Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Основной профиль завода — изготовление опытных образцов и малых серий сложных радиотехнических комплексов специального назначения по заказам Министерства обороны и других силовых структур России.
Литература:
Под редакцией Н.А. Колесова, И.Г. Носенкова. Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего.- М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2015