В 1931 г. Иосиф Виссарионович Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности заявил:
«Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют… История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Для индустриализации страны требовались передовые промышленные технологии. В условиях «международных санкций» в отношении молодого Советского государства руководство нашей страны использовало все возможные на тот момент средства для получения доступа к передовым иностранным разработкам. Там, где не хватало возможностей разведки и торговых миссий, в работу включалась высшая партийно-хозяйственная номенклатура СССР. Официальные советские делегации ездили по развитым странам мира где знакомились с новой техникой, устанавливали деловые контакты с местными элитами, заключали договоры на поставки оборудования и конструкторской документации.
Сейчас кажется чем-то невероятным, что уже после начала Второй Мировой Войны, когда стало понятно, что вооруженное противостояние между СССР и фашистской Германией неизбежно, советские партийно-промышленные делегации продолжают посещать 3-й Рейх. При этом для них были открыты не только двери немецких оборонных предприятий, но и двери только что построенной рейхсканцелярии, где Адольф Гитлер и вся высшая фашистская верхушка принимает и даёт торжественный обед в честь советских гостей.
Обо всём этом в своих мемуарах пишет один из известнейших советских авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, занимавший в то время пост заместителя народного комиссара авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке:
«Конец тридцатых годов запечатлелся в памяти моего поколения серией наглых разбойничьих нападений гитлеровской Германии, разгромом целого ряда европейских государств. Каждый день был чреват неожиданностями.
В 1938 году гитлеровская Германия в результате попустительства тогдашних правителей Англии и Франции поглотила Австрию и Чехословакию. В ночь на 1 сентября 1939 года гитлеровские войска перешли границу Польши. Уже 6 октября боевые операции в Польше были закончены. Остатки польских вооруженных сил капитулировали.
9 апреля 1940 года немецкие войска внезапно захватили Данию и одновременно высадили свои десанты на побережье Норвегии. 10 мая 1940 года войска Гитлера перешли французскую границу. Авиация нанесла мощный удар по французским аэродромам. Почти вся французская авиация была уничтожена.
Одновременно немецко-фашистские войска оккупировали Голландию и Бельгию. Неудержимой лавиной ринулись немецкие танки на французскую землю. За несколько дней Франция перестала существовать как самостоятельное государство. 14 июня Париж был занят гитлеровцами без боя.
Покончив с Францией, немецкие фашисты начали воздушное наступление на Англию. 23 августа 1940 года был совершен первый массированный налет гитлеровской бомбардировочной авиации на Лондон.
Войну этого периода называли странной, ибо Германия наступала, а армии её противников фактически не сражались. Да это признавали и сами союзники.
Вице-маршал английской авиации Дж. Кингстон-Макклори пишет в книге «Руководство войной»:
«В течение всего периода странной войны в Европе передовой ударной авиагруппе не разрешалось производить налеты на Германию; она занималась разбрасыванием листовок».
Такой военный авторитет, как английский фельдмаршал Монтгомери, в своих воспоминаниях об этом периоде войны с Германией пишет:
«Франция и Британия не шелохнулись, когда Германия проглотила Польшу. Мы продолжали оставаться в бездействии даже тогда, когда германские армии перебрасывались на запад с совершенно очевидной целью атаковать нас. Мы терпеливо ожидали, пока на нас нападут, и на протяжении всего этого периода время от времени бомбили Германию листовками. Я не понимал, была ли это война».
Теперь ясно, что «странная война» велась по той причине, что реакционные круги Англии и Франции лелеяли мечту направить германский фашизм против СССР.
Это, между прочим, показали военные переговоры, проводившиеся в Москве тремя военными делегациями — английской, французской и советской — в августе 1939 года, то есть буквально накануне нападения Гитлера на Польшу. Делегации вели переговоры о военном сотрудничестве и заключении соглашения на случай агрессии со стороны Германии.
Как известно, переговоры эти не увенчались успехом. Французская и английская делегации взяли курс на затяжку и срыв переговоров. Позднее стало известно, что английское правительство одновременно с этими переговорами вело тайные переговоры с Гитлером. Англичане предлагали ему заключить пакт о ненападении и соглашение о фактическом переделе мира.
Советское правительство, исчерпав все возможности в бесплодных переговорах с Францией и Англией о совместных действиях против агрессора, сочло за меньшее зло принять предложение Германии о заключении договора о ненападении. Это дало нашей стране выигрыш во времени для подготовки отпора гитлеровской Германии.
Все мы знали, что фашизм есть фашизм и что рано или поздно, а воевать с фашистами придется.
В период «странной войны» мне довелось побывать в Германии, где я познакомился с виднейшими немецкими конструкторами: Мессершмиттом, Хейнкелем, Дорнье, Танком.
Наиболее характерной фигурой среди них был Вилли Мессершмитт. Ему было лет сорок пять. Угрюмый, немногословный человек. Разговаривая, он глядел исподлобья, и любезность по отношению к русским ему давалась с большим трудом.
Мы ознакомились с основными заводами в Аугсбурге, осмотрели самолеты — двухместный двухмоторный «Мессершмитт-110» (Bf.110) и гордость немецкой истребительной авиации, «непобедимый» истребитель «Мессершмитт-109» (Bf.109). Действительно, Bf.109 был тогда лучшим европейским истребителем. И после того, как все вопросы по этим машинам были исчерпаны, возник разговор о новом самолете, интерес к которому разжигали сами же немцы. Это был истребитель «Мессершмитт-209» (Ме.209) — машина, вокруг которой гитлеровцы создали ореол таинственности и говорили чуть ли не шепотом о её необыкновенно высоких летных качествах. Естественно, мы захотели ознакомиться с этой машиной.
Когда её выкатили на аэродром и мы её увидели воочию, то поняли, что нам показывают совсем не то. Это была экспериментальная кустарная попытка переделать в истребитель гоночный самолет «мессершмитт». Каждый авиационный специалист видел это с первого взгляда. Судя по всему, истребителя из этой машины не получилось, и даже по её состоянию ясно было, что она законсервирована.
Мы тут же дали этой машине технически грамотную оценку, справедливость которой немецкие специалисты не могли не признать. Профессиональное самолюбие их было страшно задето. Они тут же проговорились, что это другая машина, а настоящий «Месеершмитт-209» стоит в ангаре.
В этот же день при встрече с Мессершмиттом мы в деликатной форме высказали ему свои впечатления о машине. На него наша инженерная оценка самолета подействовала не менее возбуждающе, чем на его помощников. Он покраснел, но тоже признал, что это не тот истребитель. Пришлось ему показать настоящий «Мессершмитт-209».
Однако, по нашему мнению, эта машина тоже еще была в очень сыром виде, далеко не закончена, иного времени и сил требовалось для того, чтобы довести её до состояния боевого истребителя. Машина имела ряд таких органических недостатков, которые вообще ставили под сомнение возможность её доводки, что, между прочим, впоследствии и подтвердилось. «Мессершмитт-209» так и не увидел света. Во время войны он не появился в воздухе.
Познакомились мы и с самолетами Хейнкеля. Фирма Хейнкеля известна главным образом созданием двухмоторного бомбардировщика «Хейнкель-111» (Не-111) — основного бомбардировщика германских военно-воздушных сил начального периода войны.
Впервые позорную славу снискал себе «Хейнкель-111» при разгроме беззащитных испанских городов, когда Франко с помощью фашистской Германии душил в 1937 году республиканскую Испанию. Затем эти же бомбардировщики жгли в 1939 году польские города, сбрасывали бомбы на Бельгию, Францию, Чехословакию, Грецию.
Позже Хейнкель смонтировал на своём самолете газовую установку. Наши истребители сбили «хейнкель», у которого в фюзеляже установлен был газовый баллон с отравляющими веществами. В этом самолете висели специальные маски лётчиков с надписью: «Газовые маски». Экипаж, перед тем как пустить в действие отравляющие вещества против русских, должен был надеть маски и защитить себя от газа.
Хейнкель показал нам созданный им в самое последнее время истребитель «Хейнкель-100». Мы его оценили не так высоко, как немцы. Несмотря на свои хорошие летные качества, этот самолет обесценивался очень плохими эксплуатационными свойствами. Ещё в начале войны истребители Хейнкеля сошли со сцены.
Бомбардировщики «Хейнкель-111» тоже были сняты с производства в ходе войны. Хейнкель оказался неспособным улучшить их настолько, чтобы они могли конкурировать с нашими бомбардировщиками и, главное, чтобы они могли успешно обороняться от наших истребителей. Бомбардировочный самолет «Хейнкель», обнаруженный в воздухе нашими истребителями, как правило, становился жертвой. Хейнкель вынужден был уступить принадлежавшую ему пальму первенства фирме «Юнкере».
Старейшими немецкими самолетостроительными фирмами были «Фокке-Вульф» и «Юнкерс». Основатели их, профессор Фокке и Юнкерс, давно уже не имели к своим предприятиям никакого отношения. Юнкерс был не в почете у Гитлера и умер перед войной в опале. Но поскольку имя Юнкерса, крупного ученого, пользовалось авторитетом в Германии, фашисты оставили это имя как ширму.
Руководить рядом заводов фирмы «Фокке-Вульф» было поручено бывшему шеф-пилоту Геринга Курту Танку. Когда мы приехали на завод в Бремен, нам отрекомендовали Курта Танка как директора завода, главного конструктора и шеф-летчика-испытателя.
Курт Танк в первый же день нашего посещения завода сам сел в кабину тренировочного самолета и показал нам класс высшего пилотажа: вот, мол, удивляйтесь — главный инженер и директор завода у нас сам летает! После целого «фейерверка» фигур высшего пилотажа Курт Танк вышел из самолёта самодовольный, улыбающийся.
Однажды, в разговоре, он выдал нам «военную тайну»:
— Я сделал сейчас выдающийся истребитель, скорость которого семьсот километров в час (по тем временам очень много). В следующий раз, когда вы ко мне приедете, я покажу вам этот истребитель. Только чтобы вы никому не говорили,- добавил он, таинственно приложив палец к губам.
Через некоторое время, когда мы были на заводе «Фокке-Вульф» в Бремене, я напомнил ему об этом самолете. Танк, не моргнув глазом, заявил:
— Понимаете, какая неприятность! Этот самолёт только вчера потерпел аварию, так что я очень жалею, но показать вам его не могу.
И он решительно уклонился от показа самолёта.
Как можно было потом догадаться, самолет у него такой был. Это тот самый «Фокке-Вульф-190» (FW-190), беспощадно битый советскими истребителями с момента своего появления на фронтах в 1942 году. Но только скорость его была не 700 километров, как хвастался Курт Танк, а примерно километров на сто меньше. Может быть, поэтому-то Курт Танк и не показал нам своего истребителя.
Во время пребывания в Берлине нас принял генерал-полковник Удет — заместитель министра авиации гитлеровской Германии. Генерал ведал технической частью министерства авиации и теснейшим образом был связан с Мессершмиттом, Юнкерсом, Хейнкелем и другими авиационными промышленниками.
Удет – известный военный лётчик-ас первой мировой войны, а также инженер-конструктор. Незадолго до нашего приезда ему удалось установить мировой рекорд скорости на одном из самолетов Хейнкеля.
На аэродроме Иоганишталь под Берлином Удет знакомил нас с авиационной техникой. Тут были двухмоторные бомбардировщики «Юнкерс-88» и «Дорнье-215», одномоторные истребители «Хейнкелл-100» и «Мессершмитт-109», разведчики «Фокке-Вулъф-187» и «Хеншель», двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110», пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» и другие самолеты.
Нам были названы летно-технические данные и особенности вооружения и оборудования самолетов. Когда осмотр закончился, самолеты один за другим с интервалом в 1-2 минуты поднялись в воздух, на бреющем полете прошли над нами и в таком же порядке выполнили посадку. Всё было организовано образцово. По-видимому, такие показы устраивались не первый раз.
Нас интересовал вопрос: показали ли нам немцы действительный уровень своей военной авиационной техники? Может быть, нас водят за нос, втирают очки, демонстрируя устаревшие типы самолётов? После зрелого размышления мы решили, однако, пока не спешить с окончательными заключениями, а побывать на заводах. Там будет виднее.
Серийное производство самолётов и моторов, характер технологической оснащенности заводских цехов довольно убедительно говорили о том, что показанное в Иогаништале и есть основа технического оснащения Люфтваффе — военно-воздушных сил гитлеровской Германии.
Вначале я усомнился: почему гитлеровцы так откровенно знакомят со своей авиационной промышленностью — одной из секретнейших отраслей вооружения армии? Разгадку они дали сами.
Однажды нас пригласили осмотреть авиационный завод в Ораниенбурге, под Берлином. Завод был хороший. После осмотра директор предложил мне написать свои впечатления и отзыв в Книге почётных посетителей.
Я поинтересовался, кто там писал до меня. Оказывается, мы были не первые из иностранцев, которым показывали этот завод. Известные деятели авиации многих стран мира — Америки, Англии, Франции, Италии, Японии и других, в том числе всемирно известный американский лётчик Чарльз Линдберг и другие знаменитости,- осматривали завод и оставили свои хвалебные записи.
Директор завода обратил наше внимание на запись главнокомандующего французским воздушным флотом генерала Виемена, который посетил завод незадолго до начала войны с Германией. Генерал написал о заводе: замечательный-де завод, который делает честь и славу не только строителям, но и вообще германскому воздушному флоту.
Пока я читал, директор лукаво поглядывал на меня.
Я прочёл и говорю:
— Ну что ж, ваш завод стоит такой оценки.
Директор ответил:
— Дело в том, что генерал Виемен был у нас за полтора-два месяца до войны. Он и его спутники всё здесь осмотрели, завод и немецкую авиацию похвалили, но, видимо, не сделали соответствующего вывода.
Стало понятно: французскому генералу показывали этот лучший германский самолётостроительный завод, чтобы доказать, что авиационная мощь Германии неизмеримо выше воздушной мощи Франции, и чтобы Франция об этом помнила. Гитлеровцы запугивали французов, англичан, запугивали американцев, надеялись запугать и нас. Во всём чувствовалось стремление посеять в нас страх перед фашистской военной машиной, заразить нас, как и других, паническим ужасом перед мощью гитлеровской Германии и сломить волю к сопротивлению.
Мы вернулись в Москву с твердым убеждением, что гитлеровцы, ослепленные своими успехами в покорении Европы, не мыслили, что советские люди смогут с ними соперничать. Они были так уверены в своём военном и техническом превосходстве, что, показывая новинки своей авиации, думали лишь о том, как бы нас ещё и ещё сильнее поразить, потрясти наше воображение и запугать.
Но не на таких напали!
Кстати сказать, во время одной из поездок в Германию в составе советской делегации мне довелось, как говорится, лицом к лицу встретиться с самим фюрером и его окружением на приёме, устроенном в новой имперской канцелярии — так именовался дворец, служебная резиденция Гитлера, занимавшая целый квартал в центре Берлина.
Перед нами распахнулись ворота, и мы въехали во внутренний двор новой канцелярии. Двор имел форму правильного прямоугольника, окаймлённого с четырех сторон совершенно плоскими серыми стенами каменных зданий одинаковой высоты, с прямоугольными глазницами окон. Такими же серыми каменными плитами был устлан гладкий, как шахматная доска, двор. Создавалось впечатление, что попали в какую-то каменную коробку. Лишь в противоположной воротам стене был внушительный подъезд с огромными зеркальными дверями.
У подъезда, так же как и у ворот, каменными изваяниями стояли эсэсовцы в серо-зелёных мундирах, в стальных касках с фашистской эмблемой, с отличительными значками эсэсовских частей: череп и скрещенные кости.
Нас ввели в вестибюль и пригласили сесть. Обстановка здесь была роскошная. Пол вестибюля сплошь застлан мягким красным ковром, мебель дорогая, стены увешаны картинами известных художников. Какие-то прилизанные военные разговаривали между собой благоговейным шепотом. Они беззвучно сновали туда и сюда, постоянно щелкали каблуками друг перед другом и отдавали фашистское приветствие.
Торжественная обстановка, тишина, шепот — все это, очевидно, создавалось для того, чтобы психологически подготовить человека, который должен был «предстать» перед фюрером.
Через 5-10 минут ожидания тем же полушепотом была дана какая-то команда. Щелканье каблуков усилилось. Дипломат, сопровождавший нас, изогнулся в три погибели, сделал жест в сторону арки, ведущей в другую комнату. Мы поняли, что нас приглашают пройти.
Мы встали и направились в другую комнату. В дверях я неожиданно увидел Адольфа Гитлера. Он стоял в ожидании нас и, пропуская в комнату, здоровался со всеми. Вслед за Гитлером цепочкой стояли его министры и генералы.
Гитлер был в коричневом пиджаке, чёрном галстуке и черных брюках — традиционный костюм члена фашистской партии. Пресловутый чуб на лбу, серые, водянистые глаза, нездоровый, серовато-жёлтый цвет лица, неэнергичное пожатие влажной мясистой руки.
Полным контрастом ему был стоявший рядом Иоахим Риббентроп — высокий, безукоризненно одетый мужчина. Он энергично, продолжительно жал руку и пристально смотрел в глаза с чрезвычайно вежливой улыбкой на лице.
Создавалось впечатление, что он знает вас и хочет выразить вам свое особое расположение. По-видимому, он выработал подобную манеру здороваться в результате многолетней «дипломатической деятельности».
Затем настала очередь поздороваться с Йозефом Геббельсом. Наглые, бегающие глазки, совершенно жёлтое, испещренное следами многочисленных угрей лицо и прилизанная лопоухая голова.
За Геббельсом стоял руководитель так называемого «трудового фронта» Роберт Лей — здоровенный краснощёкий мужчина с двойным подбородком и тройным затылком, с кровавым рубцом от шрама на щеке, с сиплым, грубым голосом. Он старался делать вид, что чрезвычайно доволен знакомством с нами, беспрестанно улыбался и издавал какие-то непонятные звуки, которые, очевидно, должны были выражать удовольствие.
Генрих Гиммлер — начальник гестапо, главный палач Германии. Одет был в форму офицера СС — серый мундир с бархатным воротником, с традиционными нашивками: череп и кости. Маленькая головка, волосы подстрижены коротко — ёжиком, узкие, змееподобные губы.
Для полноты коллекции не хватало Геринга, которого в тот момент в Берлине не было.
После взаимного представления Гитлер пригласил нас к пышно убранному, украшенному цветами столу. Справа вдоль стены стояло человек десять — пятнадцать официантов, вытянувшихся в струнку. Они походили скорее на военных, такими механическими, тренированными были их движения.
Обед проходил в атмосфере дипломатического протокола, за разговорами о самых пустых и нейтральных вещах. И здесь, так же как и на всех других подобных приёмах в Германии, я услышал похвалы замечательной музыке русского композитора Чайковского, замечательному искусству русского балета Большого театра, высоким качествам души русского человека, «известным всему миру» по произведениям Толстого и Достоевского.
Сколько фальши было в их речениях. Все любезности высказывались, как это стало позднее известно, в момент, когда гитлеровцы с дотошной скрупулёзностью вырабатывали свой план вероломного нападения на Советский Союз — «план Барбаросса».
Литература:
А.С. Яковлев. Записки конструктора.- М.: Политиздат, 1979
Яковлев понимал, что на должности заместителя наркома по опытному самолётостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов