Средства пропаганды Советской Армии: автоклубы и автокинопередвижки

Пропаганда

Для организации партийно-политической (воспитательной) работы в полевых ус­ловиях на вооружение соединений и воинских частей Советской армии были приняты походные технические средства пропаганды (ТСП) — автоклубы и автокинопередвижки. Они предназначены для организации партийно-политической работы в полевых ус­ловиях. Походные ТСП успешно используются на учениях, стрельбах, при проведении спортивно-массовых мероприятий и организации культурного досуга личного состава. Большое количество этих средств информационной войны остались с Советских времён и в Вооруженных силах России.

Автоклубы и автокинопередвижки оснащены оборудо­ванием для проведения лекционной работы, демон­страции кинофильмов в дневное и вечернее время. На момент их поступления на снабжения в ВС СССР они располагали современной радиотрансляционной и звукоза­писывающей аппаратурой, фотосредствами и другим иму­ществом. Они различаются по комплектации имуществом, подвижной базе (типу автомобиля) и характеру оборудо­вания кузова.

Походный автоклуб
Походный автоклуб в работе

В автоклубах и автокинопере­движках предусмотрена возможность кинопроекции при естественном освещении. Этот метод проекции получил название дневного кино. Он нашёл широкое применение в полевых условиях, когда нередко днем появляется воз­можность демонстрировать личному составу на отдыхе или во время учебы художественные, документальные, учеб­ные и другие кинофильмы. В этих условиях обычные ме­тоды проекции, хотя и они предусмотрены техническим оснащением автоклубов, оказываются малопригодными из-за значительного снижения контраста изображения, вызванного большой засветкой экрана посторонним днев­ным светом. Если освещенность экрана при работе проектора без кинофильма в полностью затемненном помещении находится в преде­лах норм, то, как показывают исследования, освещенность, полученная при проекции самого светлого участка кадра фильма, составляет 120 лк, а при проекции самого темного участка кадра — 1,5 лк. Эти величи­ны обусловлены соответствующими коэффициентами про­пускания света наиболее светлыми и темными участками кадра фильма.

Такой контраст обеспечивает правильное представле­ние о различии яркостей отдельных деталей изображения, тем самым дает возможность различать эти детали на экране.

В случаях засветки экрана посторонним светом кон­траст изображения снижается. Для упрощения допустим небольшую по величине засветку экрана посторонним све­том, создающим освещенность порядка 10 лк. Контраст изображения снизился почти в восемь раз, и качество изображения окажется неудовлетворительным. Легко понять, что при отсутствии защиты экрана от пря­мого дневного света изображение вообще окажется неза­метным, так как даже не в солнечный день прямой свет создает на отражающем экране освещенность, во много раз большую, чем засветка, допущенная в нашем примере. В связи с этим в основу любого метода дневного кино положено требование — уменьшить до минимума вредную засветку экрана посторонним светом и добиться при этом оптимальных значений контраста изображения.

Как же защитить экран от посторонней засветки?

Различают два способа устройства дневного кино: первый — по принципу проекции на отражение со свето­защитной шахтой и второй — с проекцией на просвет.

По способу проекции на отражение зрительские места располагаются, как и при обычной проекции, между эк­раном и киноаппаратной. Отражающий экран, как извест­но, отличается большим углом рассеивания света, что позволяет располагать зрительские места в достаточно широком пространстве перед экраном. Такой экран оди­наково отражает световой поток, несущий изображение, и постороннюю засветку. Для устранения влияния засветки необходимо перед экраном устроить светозащитную шах­ту, глубина которой должна превышать ширину экрана в три-четыре раза. Но и при этом не всегда удается в пол­ной мере избежать влияния внешней засветки. Этот спо­соб оказывается громоздким, и применять его в походных условиях нецелесообразно.

Схема дневной кинопроекции на просвет в автокинопередвижке
Схема дневной кинопроекции на просвет в автокинопередвижке

В автоклубах и автокинопередвижках используется ме­тод проекции на просвет. Просветный экран размещается между зрителями и кинопроектором. В качестве кинопроекционного помеще­ния и необходимого заэкранного пространства здесь ис­пользуется кузов автоклуба (автокинопередвижки). По ходу лучей в кузове установлено оборачивающее зеркало, что одновременно позволяет получить изображение требу­емых размеров при меньшей длине заэкранного простран­ства (при неизменном фокусном расстоянии объектива) и обеспечивает возможность обычной зарядки фильма в лентопротяжный тракт кинопроектора. Светозащитная шахта перед экраном предназначена для защиты изображения от внешней засветки.

Автокинопередвижка ПАК-65Д

Наибольшая яркость при проекции на просвет полу­чается в центральной части экрана при рассматривании его в направлении, максимально совпадающем с осью про­екции в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это обусловливает углы проекции, расположение экрана и зри­телей. Оптимальные условия проекции и применение длиннофокусного объектива (порядка 100 мм) способст­вуют увеличению яркости по краям изображения, распре­деление яркости на экране становится более равномер­ным.

Проекционная аппаратура и экран в автоклубах и автокинопередвижках установлены с учетом изложенных выше требований.

Зрители перед экраном располагаются в пределах по­лезного двойного угла рассеивания просветного экрана. На местности этот угол практически определяется рас­крытием боковых штор предэкранной шахты. В его пре­делах спад наблюдаемой яркости экрана вполне допу­стим.

В качестве материалов для просветных экранов в авто­клубах (автокинопередвижках) применяются соответству­ющих размеров одностороннематированные стекла или специально обработанный просветный пластикат типа ЭНТ. Последний тип экрана предпочтительнее, так как он менее подвержен механическим повреждениям и отлича­ется лучшими светотехническими данными.

При установке автоклубной машины (автокинопере­движки) на местности следует позаботиться о том, чтобы кузов не имел наклона в сторону, противоположную пло­щади, где находятся зрители.

В целях уменьшения вредной внешней засветки экрана необходимо, чтобы на него не попадали прямые или от­раженные солнечные лучи, а также белые кучевые обла­ка. В поле зрения зрителей не должно быть ярких пред­метов. Такие условия при размещении автоклуба на местности для кинопроекции в дневное время почти всегда могут быть обеспечены. Автоклуб (автокинопередвижку) желательно располагать на теневых площадках, под за­щитой деревьев, строений и т. п. Если позади зрителей окажется какой-либо естественный темный фон, это улучшит условия и качество проекции. На экране не должно быть отблесков, он должен казаться черным, если на него смотреть со стороны зрительской площадки (при нерабо­тающем проекторе). Это достигается правильной ориен­тацией автоклуба (автокинопередвижки) на местности.

Перед развертыванием автоклуба (автокинопередвиж­ки) для работы с аппаратурой следует заземлить шасси автомобиля (провод от штыря заземления подключается к клемме «земля» на шасси или на клеммном щитке ку­зова). Если питание аппаратуры осуществляется от бензо-агрегата, то последний необходимо вынести из кузова вперед по ходу машины на расстояние до 50 м и с помощью штыря с проводом заземлить.

Автоклуб ПАК-65Д

Оборудован на шасси автомобиля ГАЗ-66. Производство — Военный завод №804 ГПУ МО СССР (г. Киев).

Автоклуб ПАК-65Д

Автоклуб укомплектован техническими средства­ми пропаганды и специальным оборудованием, в том числе:

полустационарной двухпостовой киноустановкой КН16 или КН17-3;

усилительным устройством ВТУ-40 с комплектом уличных и абонентских динамиков, микрофонами, кабельной сетью;

— радиопередвижкой (радиоприемником);

— магнитофоном типа «Тембр» или ВМ-70 (ВМ-75К);

— бензоэлектрическим агрегатом АБ1-0/230;

— оборудованием для демонстрации кинофильмов через просветный экран в дневное время;

— выносным экраном для проекции кинофильмов в вечернее время;

— контейнерами для фильмотеки и фонотеки;

— контейнерами для библиотечного фонда;

— щитами для наглядной агитации;

— укладками, креплениями для перевозки и хране­ния музыкальных инструментов, настольных игр, фотоап­паратуры, плакатов, географических карт и др.

Автоклуб ПАК-65Д

Освещение в кузове автоклуба и питание аппаратуры осуществляется от собственного бензоэлектрического агре­гата АБ1-0/230 или сети переменного тока 220 В. И в том и в другом случае напряжение подводится кабелем к клеммам наруж­ного бортового щитка, далее через распределительное уст­ройство в кузове оно поступает к потребителям электро­энергии. Освещение, а также питание усилительного устройства и радиопередвижки (радиоприемника)   возможно и от 12-вольтового автономного аккумулятора.

Бензоэлектрический агрегат АБ1-0/230 предназначен для питания аппаратуры в случаях отсутствия электрической сети. Он состоит из дви­гателя, генератора и блока управления. Двигатель и гене­ратор крепятся к раме с помощью амортизаторов. На кор­пусе генератора установлен блок управления, над кото­рым расположен топливный бак. Агрегат имеет защитный кожух, который в рабочем режиме используется в каче­стве подставки. Номинальная мощность агрегата — 1 кВт; род тока — переменный, однофазный; напряжение — 230 В; частота — 50 Гц. В агрегате используется двухтактный бензиновый дви­гатель с принудительной воздушной системой охлажде­ния. Скорость вращения вала — 3000 об/мин.

Оборудование автоклуба позволяет в полевых условиях проводить комплекс различных мероприятий. Возможна демонстрация кинофильмов в вечернее и дневное время с использованием киноаппаратуры в следующих режимах:

— при вынесенном экране ЭПБС-2,6 (размером 2,6х1,9 м) фильм демонстрируется с помощью установленной в автоклубе 2-х постовой киноустановки типа КН в вечернее время на открытой площадке;

— киноаппаратура и экран выносятся из автоклуба, и киносеансы проводятся в закрытом помещении;

— киносеанс проводится на открытой местности в дневное время. Для этого используется один из проекторов киноустановки, а также специальное оборудование автоклуба, в том числе просветный экран (размеры экрана дневного кино при проекционном объективе f = 85 мм равны 1,2х0,9 м).

При демонстрации фильмов в вечернее время необхо­димо вынести из кузова автомобиля экран ЭПБС-2,6. Для подвески его на местности, если нет необходимых условий, можно использовать стойки шахты. Затем следует прове­рить установку и сборку проекторов на штативных голов­ках, открыть окна кузова, расположенные против объек­тивов проекторов, включить и опробовать аппаратуру ки­ноустановки. При проекции из кузова используются объективы 120 мм.

В порядке подготовки автоклуба к демонстрации кино­фильмов в дневное время необходимо:

— в соответствии с изложенными выше рекомендаци­ями выбрать площадку, правильно ориентировать положе­ние экрана по отношению к зрительским местам и подго­товить к работе бензоэлектрический агрегат (при отсут­ствии электрической сети);

— установить для работы один из проекторов киноуста­новки с объективом f = 90 мм (или f = 85 мм) на подставку, подключить аппаратуру в соответствии с инструк­цией. Динамики устанавливаются на заднем борту кузова по бокам экрана или на вертикальных стойках шахты;

— открыть крышку зеркала и закрепить ее фиксато­ром в приподнятом положении у потолка; снять внутри кузова с экрана щиты для наглядной агитации. Включив кинопроектор (без фильма), направить луч света на зеркало и экран, используя при этом регулировочные винты проектора, а если нужно, то и регулировочные винты обращающего   зеркала (регулировка   положения   зеркала обычно проводится на заводе-изготовителе);

— проверить юстировку светооптической системы про­ектора и принять меры по достижению номинального светового потока;

— заправить в проектор контрольный ролик фильма (кольцо) и до начала сеанса при свернутой предэкранной шахте проверить резкость изображения. В процессе демонстрации фильма резкость изображения контролируется по откидному щитку у экрана;

— открыть дверцы, растянуть предэкранную шахту, укрепив ее с помощью штырей и оттяжек.

В случае загрязнения матовой (внешней) стороны эк­рана необходимо протереть его 5% раствором питье­вой соды и затем промыть теплой водой.

Во время демонстрации фильма шторки окон и дверей должны быть опущены, с тем чтобы не создавать излиш­ней засветки экрана со стороны проекционного устройства.

С помощью усилительной и звукозаписывающей аппа­ратуры автоклуба можно осуществлять прием и усиление передач радиовещательных станций, усиление речей при проведении лекций, бесед и других массовых мероприя­тий. Можно производить запись и воспроизведение маг­нитных фонограмм, а также проигрывание грампластинок. Для этой цели используется усилительное устройство, а в качестве источников вещания служат микрофоны, радио­передвижка (радиоприемник) и магнитофон. На выход усилительного устройства подключаются уличные дина­мики типа 10ГРД-5 или звуковые колонки и трансляцион­ная сеть, состоящая из 10-15 абонентских динамиков мощностью 0,25-1 Вт.

Коммутация аппаратуры в автоклубе позволяет пере­ходить с одного вида работы на другой без каких-либо монтажных переключений.

Автоклуб комплектуется необходимыми фотопринад­лежностями. В кузове созданы условия для производства фотолабораторных работ. Можно проявить фотопленки и фотопластины, отпечатать фотоснимки, сделать репродук­цию, подготовить световую газету.

Оборудование автоклуба позволяет развернуть работу с библиотечным фондом, организовать фотовыставку, оформить стенды с наглядной агитацией, оперативно отра­жающей решение личным составом задач боевой и поли­тической подготовки, и популяризировать успехи воинов, опыт мастеров боевых специальностей. Щиты для наглядной агитации имеют специальные крепления для подвес­ки их по бортам кузова.

Для обогрева кузова в холодное время года исполь­зуется специальная отопительная бензоэлектрическая ус­тановка.

Подготовка автоклуба к работе па местности занимает обычно не более 20-30 мин.

Автоклуб ПАК-65/70

Является модернизацией ПАК-65Д. оборудован на шасси автомобиля ГАЗ-66. Производство — Военный завод №804 ГПУ МО СССР (г. Киев). В комплект его оборудования вместо киноуста­новки КН17-3 входит двухпостовая передвижная кино­установка КН20-П, а вместо усилительного устройства ВТУ-40 используется войсковой радиотрансляционный комплект ВРТК-50 с универсальным питанием.

Автоклуб ПАК-65/70

В автоклубе усовершенствованы электрическая схема и коммутация аппаратуры. Кинопроекторы установки КН19-П для перевозки и работы крепятся на штативных головках непосредственно на столах (тумбах) в кузове. В режиме дневной проекции один из проекторов исполь­зуется для работы путем поворота его в сторону обра­щающего зеркала, без перестановки па специальную под­ставку, как это имело место в автоклубах прежних вы­пусков. Это несколько увеличивает горизонтальный угол проекции и в какой-то мере нарушает оптимальное распределение яркости в плоскости экрана, однако оно не столь заметно и окупается достигнутыми эксплуатацион­ными удобствами.

Оборудование автоклуба ПАК-65/70 позволяет демон­стрировать в вечернее время и широкоэкранные фильмы. Для этого в комплект киноустановки необходимо ввести свертывающийся широкий экран из пластиката. Учиты­вая световой поток киноустановки и условия эксплуата­ции, не следует для этой цели применять экраны разме­рами более 3,4х1,7 м. При проекции на такой экран яр­кость изображения будет в пределах допустимых норм. Устройство для развертывания экрана и установки его на местности может представлять собой разборный дю­ралевый каркас со стойками.

Кинопроекторы и другая аппаратура в автоклубе при работе с вынесенным экраном остаются на своих штатных местах. Для проекции широкоэкранных фильмов исполь­зуются анаморфотные насадки (они входят в комплект киноустановки) с объективами f = 120 мм, проекция обыч­ных фильмов осуществляется с объективами f = 100 мм. В состав автоклубов ПАК-65/70 входит радиотрансля­ционное устройство ВРТК-50 (ВРТУ-50П). Устройство обеспечивает радиообслуживание личного состава в поле­вых условиях, звукоусиление речи и музыкальных пере­дач с использованием различных источников вещания.

Можно одновременно с трансляцией радиопередач произ­водить с помощью магнитофонов запись на магнитную ленту со звукоснимателя и других источников, в том чис­ле и с радиоприемника.

К выходам усилительного устройства можно подклю­чить радиотрансляционную линию с абонентскими дина­миками или несколько уличных громкоговорителей. При определении нагрузки на усилительное устройство следу­ет помнить, что при питании от электрической сети 220 В выходная его мощность — 50 Вт, а от 12 В аккумулято­ра – 15-20 Вт. В остальном автоклуб ПАК-65/70 мало чем отличается от автоклуба ПАК-65Д.

Автокинопередвижка АКД-64

Смонтирована в кузове на шасси автомобиля УАЗ-452.

Автоклуб АКД-64

В комплект автокинопере­движки входят узкопленочная киноаппаратура типа «Ук­раина», радиопередвижка (радиоприемник), усилительное устройство с микрофоном, электропроигрывателем и улич­ным громкоговорителем или комплект ВРТК-50 и бензо-электрический агрегат АБ1-0/230. Предусмотрено обору­дование для проекции фильмов на просветный экран 0,7х0,95 м в дневное время. Принципиальная схема проекции фильмов непосредственно из кузова в дневное время аналогична принятой для автоклубов.

Киноаппаратура и свертывающийся экран типа ЭПБС-2,6 могут быть использованы для демонстрации кинофильмов в помещении или на открытой площадке в вечернее время.

Автоклуб АКД-64

С помощью имеющейся радиоаппаратуры производят­ся усиление речи, проигрывание грампластинок, прием и трансляция радиовещательных программ. Питание радио­аппаратуры возможно от сети переменного тока 220 В, автономного бензоэлектрического агрегата или 12-вольтового аккумулятора.

В кузове автокинопередвижки имеются крепления и укладки для перевозки фильмоносок с фильмокопиями и другого имущества.

О других средствах пропаганды Советской армии- радиотрансляционной аппаратуре- см. здесь.

О передвижных и полустационарных установках производства СССР — см. здесь.

 Литература:

В.И.Кондюрин, Е.Г.Тютюник. Технические средства пропаганды в армии и на флоте.- М.: Воениздат, 1983

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии

  1. Смирнов Александр

    Гсвг. 79523. 77. 79 весна. Водитель. Кино радио механик

    Ответить
    1. Смирнов Александр Евгеньевич

      Спасибо за понимание киномеханикам, вы молодцы, давайте общаться! Я работал на КН 14-КН 17—КПТ—7 ГСВГ.

      Ответить
  2. Аноним

    Привет всем бывшим киномеханикам ГСВГ.

    Ответить