Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 году показала, что штатная инженерная техника, в том числе предназначенная для действий в районах радиоактивного заражения после применения противником ядерного оружия, неспособна на должном уровне обеспечить защиту персонала, занятого на работах по ликвидации последствий аварии. Советские профильные научные организации и предприятия промышленности сумели в кратчайший срок, исчисляемый неделями, создать и поставить образцы техники с противорадиационной защитой, позволяющей выполнять работы непосредственно в районе аварии.
1. БТР-70РЗ — бронетранспортёр БТР-70 с повышенной радиационной защитой. Изготовлен по проекту предприятия п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 26 шт. Предназначены для перевозки личного состава и рабочих смен. Радиационная защита обеспечивается с кратностью 10.
2. Модификация бронетранспортёра БТР-70. Изготовлен в НИКИМТе (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и Р-6522 (Уральский завод транспортного машиностроения). Изготовлено 4 шт. Предназначены для перевозки рабочих смен и специалистов (3 бронетранспортёра с радиационной защитой кратностью 25-30 и 1 машина с кратностью до 50).
3. Модификация бронетранспортёра БТР-70. Установлена дополнительная защита из свинца в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 2 шт. Предназначены для перевозки рабочих смен и специалистов. Коэффициент радиационной защиты повышен до 4 крат по сравнению с серийным БТР-70.
4. Инженерная машина разграждения ИМР-2В «Сотник». Изготовлена в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 28 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 120 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 1.3 т.
5. Инженерная машина разграждения ИМР-2Е «Двухсотник». Изготовлена на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР и п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 10 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 250 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 5 т.
6. Инженерная машина разграждения ИМР-2Д «Тысячник» с грейфером. Изготовлена в НИКИМТе (п/я 6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов), Р-6522 (Уральский завод транспортного машиностроения), Р-6502. Изготовлено 3 шт. в мае и июне 1986 года. Коэффициент радиационной защиты увеличен до 2000 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 16-19 т.
7. Модификация инженерной машины разграждения ИМР-1. Установлена дополнительная защита из свинца в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 22 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 40 до 80 крат.
8. Модификация ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1. Изготовлена по рекомендациям п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов), НИКИМТа (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности и 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 2 шт. в июле 1986 года. Предназначены для эвакуации техники. Масса защиты из свинца 4 т, коэффициент защиты — до 50 крат.
9. Роботизированный комплекс «Клин». Изготовлен производственным объединением «Новокраматорский машиностроительный завод» и ВНИИтрансмаш (п/я А-7701, Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения) при участии 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и НИКИМТа (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности. Изготовлен 1 комплекс. Комплекс состоит из двух машин: первая – рабочая дистанционно управляемая машина на базе ИМР-2 и вторая – машина управления (то же на базе ИМР-2).
10. Модификация плавающего транспортёра ПТС-2. Установлена дополнительная защита из свинца и экранирована кабина в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по рекомендациям 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 2 шт. Использовались для перевозки радиоактивных веществ в «могильники». Коэффициент радиационной защиты доведён до 10.
11. Модификация котлованной машины МДК-2. Установлена дополнительная защита в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 2 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 2.5 до 5 крат.
12. Модификации автокранов. Установлена дополнительная защита кабины крановщика в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники и производственного объединения имени «Январского восстания». Изготовлено 16 шт. в июне 1986 года. Использовались для выполнения погрузочно-загрузочных работ в зоне с повышенным уровнем радиации.
13. Кабины к кранам «Демаг» и «Либхер». Изготовлены в НИКИМТе (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и «Энергоспецмонтаж». Изготовлено 4 шт. Использовались для обеспечения работ кранов у 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Коэффициент радиационной защиты – до 300 крат.
14. Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130. Изготовлены на Челябинском тракторном заводе. Изготовлено 3 шт. в июне 1986 года. Предназначены для выполнения работ в зонах с чрезвычайно опасными уровнями заражения.
15. Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М. Изготовлен на Челябинском тракторном заводе. Изготовлена 1 шт. Предназначен для выполнения работ в зонах с чрезвычайно опасными уровнями заражения.
16. Модификация автосамосвала МАЗ. Изготовлена на Минском автомобильном заводе. Изготовлено 51 шт. в мае 1986 года. Использовались для перевозки радиоактивных отходов.
17. Специализированная строительно-дорожная техника. Изготовлена на предприятиях Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения в количестве 64 шт. Использовалась для выполнения работ в зонах с опасными уровнями радиации.
18. Автобус ЛАЗ-692 (модификация автобуса ЛАЗ-695Н). Изготовлена на Львовском автобусном заводе по разработкам Всесоюзного конструкторско-экспериментального института (ВКЭИ) Автобуспрома. Изготовлено 10 шт. Использовались для перевозки личного состава рабочих смен. Масса экранов и деталей крепления 2950 кг. Коэффициент радиационной защиты на рабочем месте водителя — 2.8, в пассажирском салоне – 3.6.
19. Модификации автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Изготовлены на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва. Изготовлено 13 шт. в мае 1986 года. Предназначены для перевозки радиоактивных отходов. Кабина выполнена в виде капсулы из свинца толщиной 10-30 мм. Масса капсулы – 2.5 т. Коэффициент радиационной защиты 10-15.
20. Модификация автомобиля КрАЗ-257. Изготовлена на Кременчугском автомобильном заводе в количестве 1 шт. Предназначена для перевозки радиоактивных отходов. Установлена специальная кабина из свинца толщиной 25-30 мм в виде куба. Масса кабины 2.5 т. Коэффициент радиационной защиты 30-40.
21. Модификация автомобиля КрАЗ-256Б. Изготовлены на Кременчугском автомобильном заводе в количестве 18 шт. Предназначены для перевозки радиоактивных отходов. Установлена специальная одноместная кабина из стальных 3-мм листов и свинца толщиной 20-30 мм. Масса кабины более 3 т.
22. Комплект защитных экранов для автомобилей КамАЗ. Изготовлены на Камском автомобильном заводе по разработкам 21 НИИ МО СССР. Дооборудование автомобилей производилось в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) автомобильной техники. Изготовлено 150 комплектов. Коэффициент радиационной защиты на уровне живота 3-3.5.
23. Комплекты противорадиационной защиты для автомобилей типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КамАЗ-5511, Урал-375, КрАЗ-255. Изготовлены на 38 опытном заводе и 83 центральном авторемонтном заводе Главного автомобильного управления (ГЛАВТУ) МО СССР. Изготовлено 10 комплектов. Масса одного комплекта экрана 100-130 кг. Коэффициент радиационной защиты 2.5-3.4.
24. Комплект защитной одежды строителя КЗО-2 и комплект защитной одежды водителя КЗО-1. Изготовлены в НИИШП (НИИ шинной промышленности) совместно с п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 250 комплектов. Предназначены для защиты личного состава работающего на открытой местности и внутри автомобилей. Коэффициент радиационной защиты 1.5 крат, масса 15 кг (КЗО-2) и 35 кг (КЗО-1).
Литература:
- Отчетные материалы Министерства обороны СССР по итогам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
- Шушпанцеры атакуют! (http://shushpanzer-ru.livejournal.com)
- armyman.info (http://armyman.info/stati/26638-universalnyy-boec-inzhenernyh-voysk-chast-vtoraya.html)
Как при Сталине- за несколько дней делали