Экскурсионный подводный аппарат «Нептун» проекта 19730 «Ихтиандр»

Просмотров: 1 076

23 ноября 1992 года в Карибском море совершил свой первый рейс экскурсионный подводный аппарат (ЭПА) проекта 19730 «Нептун». Он спроектирован в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (г. Ленинград) под руководством главного конструктора Ю.Н. Кормилицина и предназначен для проведения подводных туристических экскурсий в предварительно обследованных районах, где глубина акватории не превышает рабочей глубины погружения аппарата.Подводный аппарат (заводской №93003) был заложен 15 ноября 1989 года на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (г. Северодвинск) в цехе № 42. Спущен на воду 18 сентября 1990 года. В августе 1991 года он проходил ходовые испытания в акватории Белого моря. Ответственный сдатчик экскурсионной подводной лодки В.Б. Авраменко, сдаточный механик А.В. Шапошников. Стоимость ЭПА «Нептун» составила 3,5 млн. долларов.

Спуск на воду ЭПА "Нептун"

Спуск на воду ЭПА «Нептун»

В октябре 1992 года экскурсионный подводный аппарат «Нептун» лихтеровозном «Стахановец Ермоленко» был доставлен в порт Сент-Джонс государства Антигуа, расположенного на Малых Антильских остро­вах в Карибском море, где совместно с судном обеспечения морским буксиром «Евгений Егоров» по 1993 год проходил эксплуатационные испы­тания.

Подводный аппарат принадлежал совместному российско-итальянскому предприятию «Нептун», обслуживался российскими специалистами и использовался для развлечения туристов. Часовая экскурсия на морское дно обходилась каждому туристу в 100 долларов, за сутки аппарат способен был выполнить 6-7 экскурсионных рейсов. Учредителями предприятия «Нептун» стали ЦКБ МТ «Рубин», ПО «Севмашпредприятие» (в равных долях) и итальянская фирма «Cortina», владеющая туристским комплексом на острове Антигуа в Карибском море.

Эксплуатация ЭПА «Нептун» выявила ряд существенных конструктивных недостатков: высокая стоимость эксплуатации (низкая надёжность оборудования, невозможность оперативного устранения неисправностей из-за отсутствия ЗИП) и несоответствие ТТХ условиям эксплуатации (скорость надводного и подводного хода часто были ниже скорости течения, что не позволяло аппарату самостоятельно маневрировать). Всё это предопределило дальнейшую судьбу «Нептуна»: в сентябре 1996 года он был доставлен на ПО «Северное машиностроительное предприятие» и поставлен на отстой.20150401082321573[1]

Прочный корпус аппарата длиной 23,35 м и шириной 2,8 м имеет цилин­дрическую форму, изготовлен из стали толщиной 15 мм и ограничен двумя сферическими переборками. Наружные корпусные конструкции состоят из надстройки, опорной рамы, контейнеров для аварийного и дифферентовочного балласта. В надстройке установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки движительно-рулевого комплекса (ДРК) и другое оборудование. Четыре цистерны главного балласта, расположенные побортно с клапанами вентиляции, шпигатными трубами и трубопроводами продувания, обеспе­чивают работу системы погружения и всплытия аппарата. Система сжатого воздуха состоит из трех автономных частей и обеспечивает при полном запасе восьмикратное продувание балластных цистерн.

ДРК состоит из десяти гребных колонок, из которых четыре марше­вые сдвоенные, обеспечивающие ход ЭПА, две рулевые, обеспечивающие управление аппаратом по курсу, и четыре вертикальные, предназначенные для управления вертикальными перемещениями аппарата и дифферентом. На ЭПА имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, уравнительно-дифферентная, водоснабжения, штурманское оборудование, средства связи, наблюдения и управления, буксирное и швартовное устройства.5613582

В пассажирском салоне ЭПА установлено 22 обзорных иллюминатора диаметром 640 мм в свету (по 11 иллюминаторов на борт). Пассажиры раз­мещаются в креслах вдоль бортов аппарата и для каждых двух пассажиров установлен один иллюминатор. Для визуального наблюдения пилота за внешней обстановкой в носовой сферической переборке кабины пилота установлен иллюминатор диаметром 640 мм в свету, аналогичный иллюми­наторам пассажирского салона. Экипаж аппарата состоит из трех человек: капитана-пилота, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание пассажиров. ЭПА рассчитан на экскурсию при волнении моря до двух баллов, где скорость течения не превышает одного узла и обеспечивает проведение семи экскурсий в сутки продолжительностью по одному часу.

Водоизмещение, т:

— нормальное

— полное

 

165

250

Главные размерения, м:

— длина прочного корпуса

— диаметр прочного корпуса

— длина максимальная

— ширина максимальная

— осадка

 

25.35

2.8

28

4.2

3.8

Глубина погружения, м:

— рабочая

— предельная

 

40

60

Мощность ЭУ, кВт 10
Скорость, уз:

— надводная

— подводная

 

1.7

2.0

Пасажировместимость, чел 40
Экипаж, чел. 3

В настоящее время ЭПА «Нептун» выкуплен столичной коммерческой организацией и после проведённого косметического ремонта, планируется его доставка на одно из водохранилищ в районе Москвы для использования в качестве плавучего кафе.DSC_1701[1]

Литература:

  1. С.А. Спирихин. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 – ОАО «ПО «Севмаш» (1942-2014). Справочник. Издание шестое, дополненное. — СПб.: ООО «Дитон», 2014
  2. Блог «Фото Флота» (http://kuleshovoleg.livejournal.com)

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Информер тИЦ