Ликвидация последствий авария на Чернобыльской АЭС. Доработанные образцы техники с повышенной радиационной защитой

Просмотров: 6 981
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 году показала, что штатная инженерная техника, в том числе предназначенная для действий в районах радиоактивного заражения после применения противником ядерного оружия, неспособна на должном уровне обеспечить защиту персонала, занятого на работах по ликвидации последствий аварии. Советские профильные научные организации и предприятия промышленности сумели в кратчайший срок, исчисляемый неделями, создать и поставить образцы техники с противорадиационной защитой, позволяющей выполнять работы непосредственно в районе аварии.

  1. БТР-70РЗ — бронетранспортёр БТР-70 с повышенной радиационной защитой. Изготовлен по проекту предприятия п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 26 шт. Предназначены для перевозки личного состава и рабочих смен. Радиационная защита обеспечивается с кратностью 10.
    БТР-70РЗ

    БТР-70РЗ

    БТР-70РЗ

    БТР-70РЗ

  2. Модификация бронетранспортёра БТР-70. Изготовлен в НИКИМТе (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и Р-6522 (Уральский завод транспортного машиностроения). Изготовлено 4 шт. Предназначены для перевозки рабочих смен и специалистов (3 бронетранспортёра с радиационной защитой кратностью 25-30 и 1 машина с кратностью до 50).
  3. Модификация бронетранспортёра БТР-70. Установлена дополнительная защита из свинца в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 2 шт. Предназначены для перевозки рабочих смен и специалистов. Коэффициент радиационной защиты повышен до 4 крат по сравнению с серийным БТР-70.

    Модификация БТР-70 с дополнительной свинцовой защитой

    Модификация БТР-70 с дополнительной свинцовой защитой

  4. Инженерная машина разграждения ИМР-2В «Сотник». Изготовлена в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 28 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 120 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 1.3 т.

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2В «Сотник» (предположительно)

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2В «Сотник» (предположительно)

  5. Инженерная машина разграждения ИМР-2Е «Двухсотник». Изготовлена на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР и п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 10 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 250 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 5 т.
  6. Инженерная машина разграждения ИМР-2Д «Тысячник» с грейфером. Изготовлена в НИКИМТе (п/я 6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов), Р-6522 (Уральский завод транспортного машиностроения), Р-6502. Изготовлено 3 шт. в мае и июне 1986 года. Коэффициент радиационной защиты увеличен до 2000 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 16-19 т.
    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2Д «Тысячник»

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2Д «Тысячник»

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2Д «Тысячник»

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-2Д «Тысячник»

  7. Модификация инженерной машины разграждения ИМР-1. Установлена дополнительная защита из свинца в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 22 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 40 до 80 крат.

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-1

    Модификация инженерной машины разграждения ИМР-1

  8. Модификация ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1. Изготовлена по рекомендациям п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов), НИКИМТа (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности и 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 2 шт. в июле 1986 года. Предназначены для эвакуации техники. Масса защиты из свинца 4 т, коэффициент защиты — до 50 крат.

    Модификация ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1 со свинцовым надбоем (база хранения ХТРЗ)

    Модификация ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1 со свинцовым надбоем (база хранения ХТРЗ)

  9. Роботизированный комплекс «Клин». Изготовлен производственным объединением «Новокраматорский машиностроительный завод» и ВНИИтрансмаш (п/я А-7701, Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения) при участии 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и НИКИМТа (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности. Изготовлен 1 комплекс. Комплекс состоит из двух машин: первая – рабочая дистанционно управляемая машина на базе ИМР-2 и вторая – машина управления (то же на базе ИМР-2).
    Роботизированный комплекс «Клин». Рабочая дистанционно управляемая машина на базе ИМР-2

    Роботизированный комплекс «Клин». Рабочая дистанционно управляемая машина на базе ИМР-2

    Роботизированный комплекс «Клин». Машина управления на базе ИМР-2

    Роботизированный комплекс «Клин». Машина управления на базе ИМР-2

  10. Модификация плавающего транспортёра ПТС-2. Установлена дополнительная защита из свинца и экранирована кабина в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по рекомендациям 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 2 шт. Использовались для перевозки радиоактивных веществ в «могильники». Коэффициент радиационной защиты доведён до 10.
  11. Модификация котлованной машины МДК-2. Установлена дополнительная защита в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники. Изготовлено 2 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 2.5 до 5 крат.

    Модификация котлованной машины МДК-2

    Модификация котлованной машины МДК-2

  12. Модификации автокранов. Установлена дополнительная защита кабины крановщика в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники и производственного объединения имени «Январского восстания». Изготовлено 16 шт. в июне 1986 года. Использовались для выполнения погрузочно-загрузочных работ в зоне с повышенным уровнем радиации.

    Кран с дополнительной защитой кабины (на заднем плане) и модификация бульдозера на базе трактора Т-130 (на переднем плане)

    Кран с дополнительной защитой кабины (на заднем плане) и модификация бульдозера на базе трактора Т-130 (на переднем плане)

  13. Кабины к кранам «Демаг» и «Либхер». Изготовлены в НИКИМТе (п/я Р-6476, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии) Министерства средней промышленности совместно с 15 ЦНИИИ МО СССР, п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и «Энергоспецмонтаж». Изготовлено 4 шт. Использовались для обеспечения работ кранов у 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Коэффициент радиационной защиты – до 300 крат.
    Кран "Демаг" со специально изготовленной кабиной

    Кран «Демаг» со специально изготовленной кабиной

    Кран "Демаг" со специально изготовленной кабиной

    Кран «Демаг» со специально изготовленной кабиной

    Краны "Демаг" за работой

    Краны «Демаг» за работой

    Кран "Либхер" (на заднем плане) со специально изготовленной кабиной

    Кран «Либхер» (на заднем плане) со специально изготовленной кабиной

  14. Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130. Изготовлены на Челябинском тракторном заводе. Изготовлено 3 шт. в июне 1986 года. Предназначены для выполнения работ в зонах с чрезвычайно опасными уровнями заражения.
    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора Т-130

  15. Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М. Изготовлен на Челябинском тракторном заводе. Изготовлена 1 шт. Предназначен для выполнения работ в зонах с чрезвычайно опасными уровнями заражения.
    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М

    Радиоуправляемый бульдозер на базе трактора ДЭТ-250М

  16. Модификация автосамосвала МАЗ. Изготовлена на Минском автомобильном заводе. Изготовлено 51 шт. в мае 1986 года. Использовались для перевозки радиоактивных отходов.

    Модификация МАЗ-504

    Модификация МАЗ-504

  17. Специализированная строительно-дорожная техника. Изготовлена на предприятиях Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения в количестве 64 шт. Использовалась для выполнения работ в зонах с опасными уровнями радиации.
    Модификация трактора Т-150

    Модификация трактора Т-150

    Модификация трактора Т-150 (на переднем плане), на заднем плане- бетононасос с дополнительной защитой кабины

    Модификация трактора Т-150 (на переднем плане), на заднем плане- бетононасос с дополнительной защитой кабины

  18. Автобус ЛАЗ-692 (модификация автобуса ЛАЗ-695Н). Изготовлена на Львовском автобусном заводе по разработкам Всесоюзного конструкторско-экспериментального института (ВКЭИ) Автобуспрома. Изготовлено 10 шт. Использовались для перевозки личного состава рабочих смен. Масса экранов и деталей крепления 2950 кг. Коэффициент радиационной защиты на рабочем месте водителя — 2.8, в пассажирском салоне – 3.6.

    Автобус ЛАЗ-692 (модификация автобуса ЛАЗ-695Н)

    Автобус ЛАЗ-692 (модификация автобуса ЛАЗ-695Н)

  19. Модификации автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Изготовлены на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва. Изготовлено 13 шт. в мае 1986 года. Предназначены для перевозки радиоактивных отходов. Кабина выполнена в виде капсулы из свинца толщиной 10-30 мм. Масса капсулы – 2.5 т. Коэффициент радиационной защиты 10-15.
  20. Модификация автомобиля КрАЗ-257. Изготовлена на Кременчугском автомобильном заводе в количестве 1 шт. Предназначена для перевозки радиоактивных отходов. Установлена специальная кабина из свинца толщиной 25-30 мм в виде куба. Масса кабины 2.5 т. Коэффициент радиационной защиты 30-40.
  21. Модификация автомобиля КрАЗ-256Б. Изготовлены на Кременчугском автомобильном заводе в количестве 18 шт. Предназначены для перевозки радиоактивных отходов. Установлена специальная одноместная кабина из стальных 3-мм листов и свинца толщиной 20-30 мм. Масса кабины более 3 т.
    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б

    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б

    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б

    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б

    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б (справа)

    Модификация автомобиля КрАЗ-256Б (справа)

  22. Комплект защитных экранов для автомобилей КамАЗ. Изготовлены на Камском автомобильном заводе по разработкам 21 НИИ МО СССР. Дооборудование автомобилей производилось в орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) автомобильной техники. Изготовлено 150 комплектов. Коэффициент радиационной защиты на уровне живота 3-3.5.
    КамАЗ с дополнительным свинцовым надбоем

    КамАЗ с дополнительным свинцовым надбоем

    КамАЗ с дополнительным свинцовым надбоем

    КамАЗ с дополнительным свинцовым надбоем

  23. Комплекты противорадиационной защиты для автомобилей типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КамАЗ-5511, Урал-375, КрАЗ-255. Изготовлены на 38 опытном заводе и 83 центральном авторемонтном заводе Главного автомобильного управления (ГЛАВТУ) МО СССР. Изготовлено 10 комплектов. Масса одного комплекта экрана 100-130 кг. Коэффициент радиационной защиты 2.5-3.4.
    КрАЗ с дополнительной защитой кабины

    КрАЗ с дополнительной защитой кабины

    Урал с дополнительным свинцовым надбоем

    Урал с дополнительным свинцовым надбоем

  24. Комплект защитной одежды строителя КЗО-2 и комплект защитной одежды водителя КЗО-1. Изготовлены в НИИШП (НИИ шинной промышленности) совместно с п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов) и 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 250 комплектов. Предназначены для защиты личного состава работающего на открытой местности и внутри автомобилей. Коэффициент радиационной защиты 1.5 крат, масса 15 кг (КЗО-2) и 35 кг (КЗО-1).

    Комплект защитной одежды строителя КЗО-2

    Комплект защитной одежды строителя КЗО-2

Литература:

  1. Отчетные материалы Министерства обороны СССР по итогам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
  2. Шушпанцеры атакуют! (http://shushpanzer-ru.livejournal.com)
  3. armyman.info (http://armyman.info/stati/26638-universalnyy-boec-inzhenernyh-voysk-chast-vtoraya.html)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Ликвидация последствий авария на Чернобыльской АЭС. Доработанные образцы техники с повышенной радиационной защитой”

  1. Георгий:

    Как при Сталине- за несколько дней делали

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru