Средства пропаганды Советской Армии: автоклубы и автокинопередвижки

Пропаганда

Для организации партийно-политической (воспитательной) работы в полевых ус­ловиях на вооружение соединений и воинских частей Советской армии были приняты походные технические средства пропаганды (ТСП) — автоклубы и автокинопередвижки. Они предназначены для организации партийно-политической работы в полевых ус­ловиях. Походные ТСП успешно используются на учениях, стрельбах, при проведении спортивно-массовых мероприятий и организации культурного досуга личного состава. Большое количество этих средств информационной войны остались с Советских времён и в Вооруженных силах России.

Автоклубы и автокинопередвижки оснащены оборудо­ванием для проведения лекционной работы, демон­страции кинофильмов в дневное и вечернее время. На момент их поступления на снабжения в ВС СССР они располагали современной радиотрансляционной и звукоза­писывающей аппаратурой, фотосредствами и другим иму­ществом. Они различаются по комплектации имуществом, подвижной базе (типу автомобиля) и характеру оборудо­вания кузова.

Походный автоклуб
Походный автоклуб в работе

В автоклубах и автокинопере­движках предусмотрена возможность кинопроекции при естественном освещении. Этот метод проекции получил название дневного кино. Он нашёл широкое применение в полевых условиях, когда нередко днем появляется воз­можность демонстрировать личному составу на отдыхе или во время учебы художественные, документальные, учеб­ные и другие кинофильмы. В этих условиях обычные ме­тоды проекции, хотя и они предусмотрены техническим оснащением автоклубов, оказываются малопригодными из-за значительного снижения контраста изображения, вызванного большой засветкой экрана посторонним днев­ным светом. Если освещенность экрана при работе проектора без кинофильма в полностью затемненном помещении находится в преде­лах норм, то, как показывают исследования, освещенность, полученная при проекции самого светлого участка кадра фильма, составляет 120 лк, а при проекции самого темного участка кадра — 1,5 лк. Эти величи­ны обусловлены соответствующими коэффициентами про­пускания света наиболее светлыми и темными участками кадра фильма.

Такой контраст обеспечивает правильное представле­ние о различии яркостей отдельных деталей изображения, тем самым дает возможность различать эти детали на экране.

В случаях засветки экрана посторонним светом кон­траст изображения снижается. Для упрощения допустим небольшую по величине засветку экрана посторонним све­том, создающим освещенность порядка 10 лк. Контраст изображения снизился почти в восемь раз, и качество изображения окажется неудовлетворительным. Легко понять, что при отсутствии защиты экрана от пря­мого дневного света изображение вообще окажется неза­метным, так как даже не в солнечный день прямой свет создает на отражающем экране освещенность, во много раз большую, чем засветка, допущенная в нашем примере. В связи с этим в основу любого метода дневного кино положено требование — уменьшить до минимума вредную засветку экрана посторонним светом и добиться при этом оптимальных значений контраста изображения.

Как же защитить экран от посторонней засветки?

Различают два способа устройства дневного кино: первый — по принципу проекции на отражение со свето­защитной шахтой и второй — с проекцией на просвет.

По способу проекции на отражение зрительские места располагаются, как и при обычной проекции, между эк­раном и киноаппаратной. Отражающий экран, как извест­но, отличается большим углом рассеивания света, что позволяет располагать зрительские места в достаточно широком пространстве перед экраном. Такой экран оди­наково отражает световой поток, несущий изображение, и постороннюю засветку. Для устранения влияния засветки необходимо перед экраном устроить светозащитную шах­ту, глубина которой должна превышать ширину экрана в три-четыре раза. Но и при этом не всегда удается в пол­ной мере избежать влияния внешней засветки. Этот спо­соб оказывается громоздким, и применять его в походных условиях нецелесообразно.

Схема дневной кинопроекции на просвет в автокинопередвижке
Схема дневной кинопроекции на просвет в автокинопередвижке

В автоклубах и автокинопередвижках используется ме­тод проекции на просвет. Просветный экран размещается между зрителями и кинопроектором. В качестве кинопроекционного помеще­ния и необходимого заэкранного пространства здесь ис­пользуется кузов автоклуба (автокинопередвижки). По ходу лучей в кузове установлено оборачивающее зеркало, что одновременно позволяет получить изображение требу­емых размеров при меньшей длине заэкранного простран­ства (при неизменном фокусном расстоянии объектива) и обеспечивает возможность обычной зарядки фильма в лентопротяжный тракт кинопроектора. Светозащитная шахта перед экраном предназначена для защиты изображения от внешней засветки.

Автокинопередвижка ПАК-65Д

Наибольшая яркость при проекции на просвет полу­чается в центральной части экрана при рассматривании его в направлении, максимально совпадающем с осью про­екции в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это обусловливает углы проекции, расположение экрана и зри­телей. Оптимальные условия проекции и применение длиннофокусного объектива (порядка 100 мм) способст­вуют увеличению яркости по краям изображения, распре­деление яркости на экране становится более равномер­ным.

Проекционная аппаратура и экран в автоклубах и автокинопередвижках установлены с учетом изложенных выше требований.

Зрители перед экраном располагаются в пределах по­лезного двойного угла рассеивания просветного экрана. На местности этот угол практически определяется рас­крытием боковых штор предэкранной шахты. В его пре­делах спад наблюдаемой яркости экрана вполне допу­стим.

В качестве материалов для просветных экранов в авто­клубах (автокинопередвижках) применяются соответству­ющих размеров одностороннематированные стекла или специально обработанный просветный пластикат типа ЭНТ. Последний тип экрана предпочтительнее, так как он менее подвержен механическим повреждениям и отлича­ется лучшими светотехническими данными.

При установке автоклубной машины (автокинопере­движки) на местности следует позаботиться о том, чтобы кузов не имел наклона в сторону, противоположную пло­щади, где находятся зрители.

В целях уменьшения вредной внешней засветки экрана необходимо, чтобы на него не попадали прямые или от­раженные солнечные лучи, а также белые кучевые обла­ка. В поле зрения зрителей не должно быть ярких пред­метов. Такие условия при размещении автоклуба на местности для кинопроекции в дневное время почти всегда могут быть обеспечены. Автоклуб (автокинопередвижку) желательно располагать на теневых площадках, под за­щитой деревьев, строений и т. п. Если позади зрителей окажется какой-либо естественный темный фон, это улучшит условия и качество проекции. На экране не должно быть отблесков, он должен казаться черным, если на него смотреть со стороны зрительской площадки (при нерабо­тающем проекторе). Это достигается правильной ориен­тацией автоклуба (автокинопередвижки) на местности.

Перед развертыванием автоклуба (автокинопередвиж­ки) для работы с аппаратурой следует заземлить шасси автомобиля (провод от штыря заземления подключается к клемме «земля» на шасси или на клеммном щитке ку­зова). Если питание аппаратуры осуществляется от бензо-агрегата, то последний необходимо вынести из кузова вперед по ходу машины на расстояние до 50 м и с помощью штыря с проводом заземлить.

Автоклуб ПАК-65Д

Оборудован на шасси автомобиля ГАЗ-66. Производство — Военный завод №804 ГПУ МО СССР (г. Киев).

Автоклуб ПАК-65Д

Автоклуб укомплектован техническими средства­ми пропаганды и специальным оборудованием, в том числе:

полустационарной двухпостовой киноустановкой КН16 или КН17-3;

усилительным устройством ВТУ-40 с комплектом уличных и абонентских динамиков, микрофонами, кабельной сетью;

— радиопередвижкой (радиоприемником);

— магнитофоном типа «Тембр» или ВМ-70 (ВМ-75К);

— бензоэлектрическим агрегатом АБ1-0/230;

— оборудованием для демонстрации кинофильмов через просветный экран в дневное время;

— выносным экраном для проекции кинофильмов в вечернее время;

— контейнерами для фильмотеки и фонотеки;

— контейнерами для библиотечного фонда;

— щитами для наглядной агитации;

— укладками, креплениями для перевозки и хране­ния музыкальных инструментов, настольных игр, фотоап­паратуры, плакатов, географических карт и др.

Автоклуб ПАК-65Д

Освещение в кузове автоклуба и питание аппаратуры осуществляется от собственного бензоэлектрического агре­гата АБ1-0/230 или сети переменного тока 220 В. И в том и в другом случае напряжение подводится кабелем к клеммам наруж­ного бортового щитка, далее через распределительное уст­ройство в кузове оно поступает к потребителям электро­энергии. Освещение, а также питание усилительного устройства и радиопередвижки (радиоприемника)   возможно и от 12-вольтового автономного аккумулятора.

Бензоэлектрический агрегат АБ1-0/230 предназначен для питания аппаратуры в случаях отсутствия электрической сети. Он состоит из дви­гателя, генератора и блока управления. Двигатель и гене­ратор крепятся к раме с помощью амортизаторов. На кор­пусе генератора установлен блок управления, над кото­рым расположен топливный бак. Агрегат имеет защитный кожух, который в рабочем режиме используется в каче­стве подставки. Номинальная мощность агрегата — 1 кВт; род тока — переменный, однофазный; напряжение — 230 В; частота — 50 Гц. В агрегате используется двухтактный бензиновый дви­гатель с принудительной воздушной системой охлажде­ния. Скорость вращения вала — 3000 об/мин.

Оборудование автоклуба позволяет в полевых условиях проводить комплекс различных мероприятий. Возможна демонстрация кинофильмов в вечернее и дневное время с использованием киноаппаратуры в следующих режимах:

— при вынесенном экране ЭПБС-2,6 (размером 2,6х1,9 м) фильм демонстрируется с помощью установленной в автоклубе 2-х постовой киноустановки типа КН в вечернее время на открытой площадке;

— киноаппаратура и экран выносятся из автоклуба, и киносеансы проводятся в закрытом помещении;

— киносеанс проводится на открытой местности в дневное время. Для этого используется один из проекторов киноустановки, а также специальное оборудование автоклуба, в том числе просветный экран (размеры экрана дневного кино при проекционном объективе f = 85 мм равны 1,2х0,9 м).

При демонстрации фильмов в вечернее время необхо­димо вынести из кузова автомобиля экран ЭПБС-2,6. Для подвески его на местности, если нет необходимых условий, можно использовать стойки шахты. Затем следует прове­рить установку и сборку проекторов на штативных голов­ках, открыть окна кузова, расположенные против объек­тивов проекторов, включить и опробовать аппаратуру ки­ноустановки. При проекции из кузова используются объективы 120 мм.

В порядке подготовки автоклуба к демонстрации кино­фильмов в дневное время необходимо:

— в соответствии с изложенными выше рекомендаци­ями выбрать площадку, правильно ориентировать положе­ние экрана по отношению к зрительским местам и подго­товить к работе бензоэлектрический агрегат (при отсут­ствии электрической сети);

— установить для работы один из проекторов киноуста­новки с объективом f = 90 мм (или f = 85 мм) на подставку, подключить аппаратуру в соответствии с инструк­цией. Динамики устанавливаются на заднем борту кузова по бокам экрана или на вертикальных стойках шахты;

— открыть крышку зеркала и закрепить ее фиксато­ром в приподнятом положении у потолка; снять внутри кузова с экрана щиты для наглядной агитации. Включив кинопроектор (без фильма), направить луч света на зеркало и экран, используя при этом регулировочные винты проектора, а если нужно, то и регулировочные винты обращающего   зеркала (регулировка   положения   зеркала обычно проводится на заводе-изготовителе);

— проверить юстировку светооптической системы про­ектора и принять меры по достижению номинального светового потока;

— заправить в проектор контрольный ролик фильма (кольцо) и до начала сеанса при свернутой предэкранной шахте проверить резкость изображения. В процессе демонстрации фильма резкость изображения контролируется по откидному щитку у экрана;

— открыть дверцы, растянуть предэкранную шахту, укрепив ее с помощью штырей и оттяжек.

В случае загрязнения матовой (внешней) стороны эк­рана необходимо протереть его 5% раствором питье­вой соды и затем промыть теплой водой.

Во время демонстрации фильма шторки окон и дверей должны быть опущены, с тем чтобы не создавать излиш­ней засветки экрана со стороны проекционного устройства.

С помощью усилительной и звукозаписывающей аппа­ратуры автоклуба можно осуществлять прием и усиление передач радиовещательных станций, усиление речей при проведении лекций, бесед и других массовых мероприя­тий. Можно производить запись и воспроизведение маг­нитных фонограмм, а также проигрывание грампластинок. Для этой цели используется усилительное устройство, а в качестве источников вещания служат микрофоны, радио­передвижка (радиоприемник) и магнитофон. На выход усилительного устройства подключаются уличные дина­мики типа 10ГРД-5 или звуковые колонки и трансляцион­ная сеть, состоящая из 10-15 абонентских динамиков мощностью 0,25-1 Вт.

Коммутация аппаратуры в автоклубе позволяет пере­ходить с одного вида работы на другой без каких-либо монтажных переключений.

Автоклуб комплектуется необходимыми фотопринад­лежностями. В кузове созданы условия для производства фотолабораторных работ. Можно проявить фотопленки и фотопластины, отпечатать фотоснимки, сделать репродук­цию, подготовить световую газету.

Оборудование автоклуба позволяет развернуть работу с библиотечным фондом, организовать фотовыставку, оформить стенды с наглядной агитацией, оперативно отра­жающей решение личным составом задач боевой и поли­тической подготовки, и популяризировать успехи воинов, опыт мастеров боевых специальностей. Щиты для наглядной агитации имеют специальные крепления для подвес­ки их по бортам кузова.

Для обогрева кузова в холодное время года исполь­зуется специальная отопительная бензоэлектрическая ус­тановка.

Подготовка автоклуба к работе па местности занимает обычно не более 20-30 мин.

Автоклуб ПАК-65/70

Является модернизацией ПАК-65Д. оборудован на шасси автомобиля ГАЗ-66. Производство — Военный завод №804 ГПУ МО СССР (г. Киев). В комплект его оборудования вместо киноуста­новки КН17-3 входит двухпостовая передвижная кино­установка КН20-П, а вместо усилительного устройства ВТУ-40 используется войсковой радиотрансляционный комплект ВРТК-50 с универсальным питанием.

Автоклуб ПАК-65/70

В автоклубе усовершенствованы электрическая схема и коммутация аппаратуры. Кинопроекторы установки КН19-П для перевозки и работы крепятся на штативных головках непосредственно на столах (тумбах) в кузове. В режиме дневной проекции один из проекторов исполь­зуется для работы путем поворота его в сторону обра­щающего зеркала, без перестановки па специальную под­ставку, как это имело место в автоклубах прежних вы­пусков. Это несколько увеличивает горизонтальный угол проекции и в какой-то мере нарушает оптимальное распределение яркости в плоскости экрана, однако оно не столь заметно и окупается достигнутыми эксплуатацион­ными удобствами.

Оборудование автоклуба ПАК-65/70 позволяет демон­стрировать в вечернее время и широкоэкранные фильмы. Для этого в комплект киноустановки необходимо ввести свертывающийся широкий экран из пластиката. Учиты­вая световой поток киноустановки и условия эксплуата­ции, не следует для этой цели применять экраны разме­рами более 3,4х1,7 м. При проекции на такой экран яр­кость изображения будет в пределах допустимых норм. Устройство для развертывания экрана и установки его на местности может представлять собой разборный дю­ралевый каркас со стойками.

Кинопроекторы и другая аппаратура в автоклубе при работе с вынесенным экраном остаются на своих штатных местах. Для проекции широкоэкранных фильмов исполь­зуются анаморфотные насадки (они входят в комплект киноустановки) с объективами f = 120 мм, проекция обыч­ных фильмов осуществляется с объективами f = 100 мм. В состав автоклубов ПАК-65/70 входит радиотрансля­ционное устройство ВРТК-50 (ВРТУ-50П). Устройство обеспечивает радиообслуживание личного состава в поле­вых условиях, звукоусиление речи и музыкальных пере­дач с использованием различных источников вещания.

Можно одновременно с трансляцией радиопередач произ­водить с помощью магнитофонов запись на магнитную ленту со звукоснимателя и других источников, в том чис­ле и с радиоприемника.

К выходам усилительного устройства можно подклю­чить радиотрансляционную линию с абонентскими дина­миками или несколько уличных громкоговорителей. При определении нагрузки на усилительное устройство следу­ет помнить, что при питании от электрической сети 220 В выходная его мощность — 50 Вт, а от 12 В аккумулято­ра – 15-20 Вт. В остальном автоклуб ПАК-65/70 мало чем отличается от автоклуба ПАК-65Д.

Автокинопередвижка АКД-64

Смонтирована в кузове на шасси автомобиля УАЗ-452.

Автоклуб АКД-64

В комплект автокинопере­движки входят узкопленочная киноаппаратура типа «Ук­раина», радиопередвижка (радиоприемник), усилительное устройство с микрофоном, электропроигрывателем и улич­ным громкоговорителем или комплект ВРТК-50 и бензо-электрический агрегат АБ1-0/230. Предусмотрено обору­дование для проекции фильмов на просветный экран 0,7х0,95 м в дневное время. Принципиальная схема проекции фильмов непосредственно из кузова в дневное время аналогична принятой для автоклубов.

Киноаппаратура и свертывающийся экран типа ЭПБС-2,6 могут быть использованы для демонстрации кинофильмов в помещении или на открытой площадке в вечернее время.

Автоклуб АКД-64

С помощью имеющейся радиоаппаратуры производят­ся усиление речи, проигрывание грампластинок, прием и трансляция радиовещательных программ. Питание радио­аппаратуры возможно от сети переменного тока 220 В, автономного бензоэлектрического агрегата или 12-вольтового аккумулятора.

В кузове автокинопередвижки имеются крепления и укладки для перевозки фильмоносок с фильмокопиями и другого имущества.

О других средствах пропаганды Советской армии- радиотрансляционной аппаратуре- см. здесь.

О передвижных и полустационарных установках производства СССР — см. здесь.

 Литература:

В.И.Кондюрин, Е.Г.Тютюник. Технические средства пропаганды в армии и на флоте.- М.: Воениздат, 1983

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Добавить комментарий для Смирнов Александр Отменить ответ

  1. Смирнов Александр

    Гсвг. 79523. 77. 79 весна. Водитель. Кино радио механик

    Ответить
    1. Смирнов Александр Евгеньевич

      Спасибо за понимание киномеханикам, вы молодцы, давайте общаться! Я работал на КН 14-КН 17—КПТ—7 ГСВГ.

      Ответить