1976 год, экспонат Центральной выставки «Научно – техническое творчество молодёжи» (НТТМ-76)- кирзовые сапоги 43 размера с табличкой «сапоги – скороходы».
Разработчики: студенты Уфимского авиационного института В.К.Гордеев, В.Чебыкин, Р.Валеев, С.Володин под руководством кандидата технических наук Б.П.Рудого.
Стадия разработки: стендовые испытания.
Идея создания, кстати, пришла в период военных сборов после очередного марш-броска, по окончании которых два студента-дипломника Уфимского авиационного института Виктор Гордеев и Константин Чебыкин пожаловались своему преподавателю Борису Петровичу Рудому что, мол, кирзовые сапоги настолько тяжелы, что впору к ним мотор приспосабливать. Это и стало их темой дипломного проекта.
Устройство: 2-х тактный двигатель внутреннего сгорания (2.4 кг), пристёгнутый к сапогу ремнями. Его цилиндры расположены по обеим сторонам голенища. Штоки поршней упираются в рессоры, которые закреплены на направляющих полках, а те, в свою очередь, привинчены к опорной платформе на которой находится подошва сапога (кроме носка). К пяте сапога, под которой находится силовая пластина, жестко прикручен компрессор.
Принцип работы: при наступании подошвой сапога на силовую пластину она с помощью тросиков тянет вниз цилиндры и «надевает» их на поршни. Происходит сжатие и самовоспламенение горюче – воздушной смеси (как в дизельном двигателе). Она «приготавливается» в компрессоре, действующем по принципу насоса, и подаётся по трубкам через золотниковый клапан в цилиндры. Когда смесь вспыхивает, давление в камерах сгорания резко возрастает. Цилиндры устремляются вверх и тянут за собой тросиками силовую пластину. Она толкает сапог вверх и вперёд с силой 600 кг (спортсмен – легкоатлет по прыжкам в высоту в момент толчка развивает усилие порядка 1200 – 1300 кг). Совместная работа поршней и рессор обеспечивает плавность «толчка». Человек делает плавный прыжок высотой 12 – 25 см и длиной около 3 м. При этом происходит выхлоп продуктов сгорания из цилиндров и зарядка их новой порцией топливной смеси из компрессора.
Расчетные характеристики: при частоте 100 шагов в минуту человек в «сапогах – скороходах» способен преодолеть за час 22 – 25 км, затрачивая всего около 70 г горючего и экономя около 70% усилий.
Рис. Николая Рожнова. Показана конструкция сапог – скороходов (слева – вид сбоку, справа – вид сзади).
Цифрами обозначены:
1 и 4. Ремни
2. Рессора
3. Выхлопное окно
5 Цилиндр
6. поршень
7. пружина
8. Золотниковый клапан
9. Соединительная трубка
10. Поршень и окна компрессора
11. пробка топливного бачка
12. Топливная трубка
13. Регулировочный винт
14. Воздушный канал
15. Компрессор
16 и 18. Силовые тросики
17 и 20. Задняя и передняя полки рессоры
19. Силовая пластина
21. Опорная платформа
22. Шток поршня компрессора
Литература:
1. «Техника – молодежи», № 9, 1976 г.
2. «Техника – молодежи», № 1, 1995 г.
Продолжение истории отечественных сапог-скороходов см. здесь.