Морская пехота России. Зарождение

История

Морская пехота — род береговых войск ВМФ, предназначенный и специально подготовленный для ведения боевых действий в морских десантах, а также для обороны военно-морских баз, важных участков побережья и береговых объектов.

Зарождение русской морской пехоты связано с первыми морскими похо­дами, с борьбой за выход к морю, за защиту интересов русского государства на Чер­ном и Каспийском, на Балтийском морях, в водах Средиземного моря и морей Дальнего Востока.Создание русского регулярного флота привело к фор­мированию регулярной морской пехоты.

Конец XVII — начало XVIII веков

Ещё во второй по­ловине XVII века, когда была предпринята попытка орга­низации регулярного военного флота, предусматривалось формирование специальных команд морской пехоты. Так, в составе экипажа корабля «Орёл», построенного в 1668 году, наряду с матросами и артиллеристами имелась команда стрельцов, а в выработанном морском уставе, называемом «34 статьи артикульные», были определены задачи личного состава этой команды.

И.Овчинников. "Спуск на воду корабля "Орёл"
И.Овчинников. «Спуск на воду корабля «Орёл»

Однако, как род регулярных войск морская пехота сло­жилась в ходе борьбы России за выход к Балтийскому морю в Северной войне 1700—1721 гг. вместе с созданием регулярного военно-морского флота.

Морская пехота России

В отличие от ранее существовавших флотов в регу­лярном военном флоте значительно усложнилась матери­альная часть корабля и оружия, что вызвало распределе­ние личного состава по специальностям.

Сложное парусное оснащение корабля требовало для его обслуживания людей, имеющих практическую подго­товку и натренированность. Эти обязанности были возло­жены на рядовой состав корабля — матросов и команд­ный состав — офицеров.

Наличие на кораблях большого числа артиллерийских орудий (80—100 и более) вызвало необходимость выде­ления из рядового состава специалистов, обслуживающих повседневно и в бою эти орудия. Так появились артилле­ристы (бомбардиры), выполнявшие свои обязанности под руководством офицеров-артиллеристов.

На коротких дистанциях, помимо артиллерийского огня, успешно применялся ружейный огонь стрелков. Кроме того, в соответствии с замыслом или в результате утраты управления, корабли противников нередко сходи­лись борт о борт, и бой заканчивался рукопашной схват­кой абордажных партий. Для ведения меткого ружейного огня на коротких дистанциях, использования мелких ар­тиллерийских орудий и для абордажа на кораблях требо­вался специально подготовленный личный состав. Наряду с этим флоты часто прибегали к десантным действиям, что также требовало специально подготовленных войск. Для десантов, абордажа и приме­нения ручного огнестрельного оружия на коротких дистан­циях, наконец, для караульной службы на кораблях и в базах флота и была создана регулярная морская пехота.

Северная война

В первые годы Северной войны задачи морской пе­хоты в Российском флоте выполняли армейские полки. Так, 31 мая 1702 года на Чудском озере солдаты одного из полков атаковали на лодках отряд шведской флотилии. В результате абордаж­ного боя была взята в плен 4-пушечная яхта противника. А 10 июля в бою на этом же озере отряд русских малых судов в абордажной схватке с четырьмя шведскими су­дами взял в плен 12-пушечную яхту.

Морская пехота. Взятие шведских кораблей в устье Невы

На рассвете 7 мая 1703 года солдаты Преображен­ского и Семеновского гвардейских полков под командой капитан-бомбардира Петра Михайлова (Петр I) и поручика Меншикова на восьми лодках атаковали невдалеке от устья Невы шведский 10-пушечный бот и 8-пушечную шняву (в штатах Преображенского и Семеновского гвардейских пол­ков имелись команды гребных судов, нередко выполнявшие функции морской пехоты). Оба корабля шведов после короткой и напряжен­ной абордажной схватки были захвачены в плен. Уже опыт этих боевых столкновений показывал необходимость постоянных отрядов морской пехоты. В ходе войны по­требность в таких отрядах все более возрастала.

Регулярную морскую пехоту в русском военно-мор­ском флоте начали создавать после выхода русских войск к устью Невы и побережью Финского залива почти одно­временно с постройкой первых боевых кораблей Балтий­ского флота. В конце 1704 года Петр I в документе под названием «Предложения о начинающемся флоте» писал: «Надлежит учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря) и разделить по капитанам вечно, к кото­рым надлежит капралов и сержантов взять из старых сол­дат ради лучшего обучения строю и порядков» (Письма и бумаги императора Петра Великого, т. III, СПб., 1893, стр. 164. Материалы для истории русского флота, ч. III, СПб., 1866, стр. 9).

Морская пехота России

Морской пехотный полк

16 ноября 1705 года Петр I издал указ о формирова­нии первого полка морской пехоты, предназначенного для службы в абордажно-десантных командах на боевых ко­раблях парусного флота. Эту дату и принято считать на­чалом создания русской регулярной морской пехоты.

В морском пехотном полку в отличие от армейских полков было больше офицеров и унтер-офицеров. Объяс­нялось это тем, что личному составу морского полка при­ходилось действовать в более сложных условиях; каждая абордажно-десантная команда действовала отдельно от других команд своего полка и, естественно, нуждалась в большем числе командиров, чем подразделение, всегда находящееся в составе обычного батальона или полка. При высадке десантов морские пехотинцы поддержива­лись корабельной артиллерией или получали орудия вме­сте с обслуживающим их личным составом с кораблей, поэтому морской полк своей артиллерии не имел.

Боевая подготовка морских пехотинцев, кроме обще­войсковой, включала также десантно-морскую подготовку и специальные тренировки с использованием холодного оружия в рукопашной схватке и меткого ружейного огня в корабельных условиях.

Первый полк морской пехоты был сформирован из двух батальонов по пять рот в каждом. В ротах было по 125 рядовых. Общая численность полка составляла 1250 рядовых, 70 унтер-офицеров и 45 офицеров (в армейском пехотном полку по штатам было 38 офицеров). Вооружение морских пехотинцев почти не отличалось от вооружения личного состава армейских частей и включало: ружья с багинетами (штыка, который вставлялся в дуло ствола, ведение огня при этом исключалось), а с 1709 года со штыками, гранаты и холодное абордажное оружие. Последнее было принадлежностью лишь морской пехоты.

После сформирования полка морской пехоты его под­разделения и команды принимали активное участие в боевой деятельности молодого Балтийского флота, осо­бенно в десантах. Так, в октябре 1706 года отряд лодок под командованием сержанта Щепотьева, на которых раз­местились бомбардиры Н.Сенявин, А.Дубасов, Е.Сквор­цов и 45 гренадер под начальством капитана Бахтиарова, в Выборгском заливе напал на два шведских бота, на каждом из которых было по 100 офицеров и рядовых и по четыре орудия. В результате исключительно упорного боя бот шведов был взят на абордаж. Противник потерял 77 человек убитыми. У русских были убиты капитан Бахтиаров, сержант Щепотьев, бомбардир Дубасов и 30 гре­надер и ранены бомбардир Сенявин и семь гренадер. Все оставшиеся в живых гренадеры за смелость и мужество были произведены в офицеры.

Вскоре опыт боевого применения морской пехоты по­казал, что полковая организация этих войск не соответ­ствовала организации флота и не давала возможности полноценно использовать их на морском театре военных действий. Балтийский флот к 1712 году уже состоял из трех эскадр, и полк морской пехоты разделялся между ними на части, не совпадавшие ни с его батальонами, ни с ротами. Ввиду этого полк был расформирован, а из личного состава и резервов сформированы пять отдельных батальонов: «батальон вице-адмирала», предназначав­шийся для действий в составе абордажно-десантных команд на кораблях эскадры авангарда; «батальон адми­рала», предназначенный на корабли эскадры кордебаталии или центра; «батальон контр-адмирала» — на ко­рабли эскадры арьергарда; «галерный батальон», пред­назначенный на боевые суда галерного флота, и «адми­ралтейский батальон» — для караульной службы и вы­полнения других задач в базах корабельного (парусного) флота. Штатный состав отдельных батальонов морской пехоты — 650—660 рядовых и унтер-офицеров и 22 офи­цера.

Корабельные абордажно-десантные команды при на­хождении корабля в море подчинялись командиру корабля, а в части специальной боевой подготовки — на­чальнику морской пехоты эскадры, которым, как правило, был командир соответствующего батальона. В десанте и при нахождении в базе команды соединялись в свои ба­тальоны и переходили в полное распоряжение команди­ров батальонов.

Начальник морской пехоты эскадры или флота в це­лом был одним из постоянных членов военного совета и с его мнением особенно считались при решении вопросов, связанных с высадкой десантов и действиями флота в прибрежных районах морского театра.

Наряду с отдельными батальонами, являвшимися штатными морскими пехотными частями, на морском театре использовались и армейские полки, в частности полки под командованием Толбухина, Островского и Шневенцова. Так, для совместных действий армии и флота при овладении Южной Финляндией было сформи­ровано временное соединение морской пехоты — десант­ный корпус численностью (в различное время) от 18 000 до 26 000 человек.

Организационно соединенный с галерным флотом этот корпус представлял собою особый вид формирования, ка­кого не было в иностранных флотах. Созданием десант­ного корпуса русское командование наиболее успешно решило задачу организации взаимодействия пехотных частей с соединениями галерного флота.

Тактика морской пехоты

В ходе Северной войны морская пехота использовалась как в морских боях парусного и особенно галерного флота, так и в десантных действиях.

Морская пехота России

Абордаж считался одним из способов развития успеха, достигнутого во время артиллерийского боя. Морским уставом специально предусматривалось, что после рас­стройства боевого порядка флота противника каждый ко­рабль русского флота должен был «всяким образом по крайней возможности и силе… гнать и абордавать и вся­кий возможный ущерб чинить…».

В действиях галерного флота тактика сводилась к сравнительно кратковременной артиллерийско-ружейной атаке на коротких дистанциях, а затем к рукопашной схватке. Исход боя решал абордаж. Атака крупных ко­раблей противника осуществлялась русскими галерами одновременно с нескольких направлений, с тем чтобы до­стигнуть рассредоточения сил противника, облегчить сближение галер с объектами атаки и лишить противника возможности использовать превосходство в артиллерий­ском вооружении. При этом русское командование боль­шое значение придавало выбору позиции для боя, чтобы противник не мог уклониться от абордажа и маневриро­вать с целью успешного применения своей артиллерии.

Морская пехота России

Во время Северной войны было много морских боев, в которых применялись ружейный огонь морских пехотин­цев и абордаж. Например, в августе 1712 года во время боевых действий по овладению Южной Финляндией от­ряд русских галер в Финском заливе, западнее порта Котка, вступил в бой с отрядом шведских боевых кораб­лей. Бой закончился абордажем и взятием в плен 25-пушечной шнявы и двух 4-пушечных ботов против­ника.

Во время Гангутского сражения 27 июля 1714 года авангард русского галерного флота атаковал и захватил в плен в абордажном бою фрегат, шесть больших галер и три шхербота шведов. Абордажный бой отрядов мор­ской пехоты завершил Гангутское сражение. Оценивая храбрость русских воинов, Петр I писал: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».

Гангутское сражение

В Гренгамском сражении 27 июля 1720 года русский галерный флот под командованием генерала Голицына одержал крупную победу над отрядом шведских кораб­лей из восьми фрегатов и девяти более мелких судов. От­крыв артиллерийско-ружейный огонь по кораблям про­тивника, русские галеры атаковали их одновременно с различных направлений, навязали абордажную схватку и захватили в плен четыре вражеских фрегата.

Большой размах в Северной войне получили десант­ные действия. Большинство десантов в этой войне было высажено галерным флотом, причем десантными войсками в основном служили части морской пехоты. Так, с целью разведки и уничтожения военных объектов против­ника в мае 1707 года и в мае 1708 года десанты были вы­сажены на о. Гогланд и в районе Борго.

В 1712 году, во время совместных действий русской армии и флота по овладению Южной Финляндией, были высажены крупные десанты в районе Гельсингфорса (11 мая) и в районе Борго (14 мая). Первый десант имел целью овладеть Гельсингфорсом, чтобы использовать его в качестве базы при наступлении на Або и в район Або-Аландских островов, второй — высаживался с целью раз­грома, совместно с армией, главных сил противника в районе Борго.

Морская пехота широко использовалась также в на­беговых действиях русского флота на побережье Швеции на последнем этапе Северной войны.

Большое внимание в десантных действиях уделялось подготовке и планированию высадки. Так, в разработан­ном плане на высадку десанта в районе Гельсингфорса были предусмотрены: порядок посадки войск и погрузки материальной части на суда галерного флота, походный строй флота на переходе морем и боевой порядок в бою за высадку, порядок высадки и огневой поддержки де­сантных войск кораблями, боевой порядок войск на бе­регу. Намечен был также главный удар — в тыл гарни­зону противника и обеспечивающие удары.

Боевой порядок флота в бою за высадку десанта пред­ставлял собою, как правило, строй фронта. Интервалы между судами устанавливались с таким расчетом, чтобы все они могли развернуться для высадки бортами к бе­регу. Если глубина у берега не позволяла галерам под­ходить к участкам высадки, десантники предварительно пересаживались на высадочные средства. Высадка десантов с крупных парусных кораблей почти всегда производилась с помощью высадочных средств.

На переходе морем и при высадке десантные отряды подчинялись специально выделенным корабельным офи­церам. Последние отвечали за правильность посадки де­сантников на высадочные средства, погрузки материаль­ной части, артиллерии, боезапаса и продовольствия и обе­спечивали высадку на берег.

После высадки десантные войска поступали в распоряжение командира десанта, которым был, как правило, начальник морской пехоты эскадры или флота. С этого момента десантные войска действовали в соответствии с уставом сухопутных войск.

К концу войны, вместе с созданием регулярного флота, установилась твердая штатная организация мор­ской пехоты. По штатам Балтийского флота на 1720 год состав корабельных команд морской пехоты для линейных кораблей устанавливался от 80 до 200 человек, для фрега­тов от 40 до 60 человек. На судах галерного флота боевые абордажио-десантные команды составляли от 40 до 90 процентов к общей численности экипажей.

С окончанием Северной войны, продолжавшейся бо­лее двадцати лет и завершившейся возвращением России выхода к Балтийскому морю, были сформированы еще три отдельных батальона морской пехоты для корабель­ного флота и три роты в дополнение к имевшемуся галер­ному батальону.

Литература:

Х.Х.Камалов, И.В.Носов, И.П.Сорокин. Морская пехота. Краткий исторический очерк морской пехоты отечественного флота.- М.: Военное издательство МО СССР, 1957

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии