Сапоги-скороходы образца 1982 года

Техника

Индивидуальное транспортное средство для пешеходов или проще сапоги-скороходы. Разработчики- студенты и инженеры Уфимского авиационного института (УАИ): инженеры С.Володин и Б.Рябых, члены студенческого конструкторского бюро СКБ-10 которое возглавляет доктор технических наук Б.П.Рудой.

Изготовлено 4 действующих модели, прошли испытания в 1982 году.

Первый вариант сапог-скороходов был изготовлен в УАИ в 1976 г. (журнал «Техника – молодежи», № 9, 1976 г.) и демонстрировался на Центральной выставке «НТТМ-76». Этот вариант дальше стендовых испытаний не продвинулся.

Сапоги-скороходы

Модернизированные сапоги образца 1982 г. (это уже четвертый их вариант) заметно отличаются от своих предшественников и похожи скорее на ходули. Значительно были усовершенствованы и поршневые двигатели. Но принцип действия, по сути дела, остался без изменений.

Давя ногой на платформу устройства, пешеход (или скорее скороход) тем самым сжимает в цилиндре топливовоздушную смесь. Она самопроизвольно воспламеняется, и давление в камере сгорания резко возрастает. Под действием отработавших газов цилиндр устремляется вверх, а вместе с ним «подпрыгивает» и платформа, сообщающая усилие ноге скорохода.

В ходе проведённых испытаний скороход без особых усилий передвигался с грузом, свободно преодолевал небольшие препятствия. При этом шаг составлял 3 метра, а скорость соответствовала езде на велосипеде в среднем темпе.

Сапоги-скороходы

Естественно, для того что бы использовать этот индивидуальный вид транспорта необходимы определённые навыки. Что касается экономичности сапог-скороходов, то запаса в 70 см3 топлива достаточно для того, чтобы двигатели безостановочно работали в течении часа, что составляет примерно 15 – 20 км.

Сапоги-скороходы образца 1976 г. см. здесь

Повзрослевшие студенты-изобретатели не бросили свою идею на произвол судьбы. Уже в наше время конструкция «сапог» была ими переработана, запатентована и выпущена ограниченная партия в 15 пар. Изменились и технические характеристики:

— скорость до 30 км/ч
— длина прыжка до 3.5 м
— расход бензина 0.14 кг/ч
— экономия энергозатрат при беге может достигать до 70%

Сапоги-скороходы

Сапоги-скороходы получили и своё официальное название УМБ (устройство механизации бега) «Персей». Конструкция пятого варианта сапог была приспособлена к вязко-упругим характеристикам человека. То есть, иначе говоря, человек- не робот, и если толчки окажутся чересчур жесткими, то пробежать в них не удастся и километра. Возможны и долговременные осложнения, знакомые всем, кто имел дело с отбойным молотком.

Доработки пошли на пользу. И не только сапогам. Побочным следствием совершенствования УМБ оказалась и более «мягкая», не дающая отдачи конструкция того же отбойного молотка, и эффективная система шумоглушения, и антидетонационная система, позволяющая намного продлить жизнь любому ДВС, и создание целой серии малоразмерных моторов, которые могут использоваться где угодно — в строительстве, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве… Но самое главное — удалось-таки разработать вполне работоспособную конструкцию с «мягкими» характеристиками.

К сожалению коммерческих перспектив у отечественных сапог-скороходах нет. В 70-е и 80-е годы XX века это было наше ноу-хау. Но прогресс не стоит на месте. Иностранные изобретатели пошли другим путём и вместо совершенствования отечественной конструкции в начале двухтысячных годов создали свой коммерчески востребованный образец в котором отсутствовал самый сложный элемент – двигатель внутреннего сгорания. Простата конструкции, низкая стоимость и продуманная рекламная компания сделали своё дело. Джамперы (такое они получили название) прочно заняли свою нишу в секторе досуга, развлечения и спорта.

Джамперы

В общем, всё как всегда: наша идея и изобретение, а готовый коммерческий продукт и прибыль- у «заграницы».

Будем надеяться, что те технологии, которые родились вместе с отечественными сапогами-скороходами не пропадут даром, а сама идея еще будет востребована на новом витке прогресса.

Литература:

1. «Техника-молодёжи» № 2, 1983 г.

2. «Техника-молодёжи» № 1, 1995 г.

3. Сайт кафедры двигателей внутреннего сгорания Уфимского государственного авиационного технического университета.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии

  1. Аноним

    Автор не инженер и не смог… Как и раки которые в сочетание ДВС, бионики и механики не смогли. И не надо, дали дуракам уже дрёну бомбу.

    Ответить