Беляна — «шедевр» российского судостроения второй половины XIX — начала XX веков

Просмотров: 648

Беляна- несамоходное речное деревянное грузовое судно типа речной барки одноразового использования . Название произошло от белого цвета неокрашенной древесины корпуса. В XIX веке это были самые большие речные суда, которые кроме этого имели уникальную характеристику- их грузоподъёмность составляла практически 100 % от водоизмещения!

Беляна-1Применялась вплоть до 20-х годов XX века для сплава их с грузом леса уложенным в трюм и поверх него по течению рек Кама, Вятка, Унжа, Ветлуга и др. до низовых безлесных районов Волги. Наиболее распространены они были во второй половине XIX века, когда бурное развитие парового судоходства привело к огромной потребности в дровах, составлявших до конца столетия (когда в качестве топлива стали применять нефть) основное топливо для пароходных котлов.

После разгрузки беляны её корпус продавался на слом, поэтому строилась она с применением металлических изделий и крепежа по упрощенной технологии, обеспечивающей достаточную для сплава прочность и удобство разборки. Управление при сплаве осуществляли при помощи лота-груза, волочившегося по дну реки за беляной и стабилизировавшего движение по фарватеру, и руля выполненного из брёвен длиной до 10 м.

Беляна - "шедевр" российского судостроения второй половины XIX - начала XX веков

Длина белян могла достигать 100 м и более, ширина- до 25 м, осадка- до 4.5 м, а грузоподъёмность могла достигать 8000-13000 т.

 Литература:

1. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том 1. Под редакцией В.В.Дмитриева.- Л.: Судостроение, 1991.
2. История отечественного судостроения. В пяти томах. Том 2: Паровое и металлическое  судостроение во второй половине XIX века.- СПб.: Судостроение, 1996.
3. Л.Б.Жданов. Полная энциклопедия кораблей и  судов. Справочное издание.- М.: Моркнига, 2009.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru