Некоторые факты из истории создания отечественного лазерного комплекса авиационного базирования «Ладога», установленном на самолёте А-60

Просмотров: 522

20 апреля 1984 г. отечественным лазерным комплексом авиационного базирования «Ладога», установленном на самолёте А-60, была поражена воздушная цель. Это произошло через 11 месяцев после аналогичного эксперимента, проведённого в США, когда 31 мая 1983 г. комплексом ALL с газодинамическим СО2— лазером мощностью 400 кВт, размещенном на самолёте КС-135 была поражена ракета класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер».

У комплексов лазерного оружия (КЛО) есть несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами вооружения. К ним относятся: возможность неожиданной для противника атаки и практическая мгновенность доставка поражающего фактора к цели; относительная дешевизна «выстрела» — расходуемых компонентов для обеспечения цикла передачи энергии (практически стоимость «выстрела» определяется стоимостью изготовления и эксплуатации КЛО, отнесённая к количеству выстрелов за время его жизненного цикла); возможность выполнения боевой задачи не только за счет физического разрушения элементов цели, но и за счет функционального подавления её оптико – электронных средств; отсутствие необходимости накопления арсеналов дорогих поражающих средств в мирное время.

Лазерные комплексы авиационного базирования (ЛКАБ), сохраняя основные преимущества КЛО, обладают рядом важных, присущих только им достоинств: всепогодность – стрельба ЛКАБ в верхнюю полусферу как на пригоризонтных, так и на призенитных трассах не зависит от влияния нижних слоёв атмосферы и погодных условий (облачности, тумана); возможность работы в спектральных диапазонах, практически непропускаемых нижними слоями атмосферы, — ЛКАБ способен эффективно использовать мощные лазеры, излучающие в спектральных диапазонах длин волн, сильно поглощающихся в атмосфере; высокая мобильность и манёвренность – ЛКАБ способен по команде оперативно переместиться в требуемую зону воздушного пространства и в заданное время произвести атаку цели, заняв наиболее выгодное положение; возможность длительного нахождения вблизи заданной зоны противника – ЛКАБ способен значительное время барражировать вблизи района нахождения предполагаемых целей; универсальность ключевых технологий ЛКАБ – технологии, создающиеся при отработке лазерных комплексов на самолёте, ввиду совокупности предъявляемых к аппаратуре повышенных требований могут служить базой при создании лазерных комплексов других видов базирования. Однако главным достоинством ЛКАБ является возможность независимой от погодных условий, практически мгновенной транспортировки в пределах верхней полусферы поражающего фактора на большие расстояния. Благодаря этому с использованием ЛКАБ становится возможным выполнение задач, которые решаются неэффективно, либо не решаются вовсе иными способами.

Развёртывание работ по лазерному направлению в организациях Академии наук СССР было начато еще во второй половине 1960-х годов. В августе 1973 г. в НПО «Алмаз» на базе существующих подразделений было сформировано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем. Его первым начальником и главным конструктором стал доктор технических наук Теодор Брахман, а с 1975 г. коллектив возглавил доктор технических наук Лев Захарьев.

Под научным руководством академиков АН СССР А.Прохорова, Б.Бункина, Е.Велихова коллективами, во главе которых стояли профессор Л.Захарьев, академик АН СССР В.Глухих, член-корреспондент АН СССР В.Письменный, а также с участием других НИИ и КБ создавались первые образцы аппаратуры комплексов лазерного оружия наземного и авиационного базирования для теплового поражения объектов.

Перед разработчиками этих двух вариантов КЛО стоял ряд сложных научно – технических проблем, от решения которых зависела судьба проектов. Среди них создание лазера с необходимым уровнем мощности и качеством излучения; средств формирования излучения в узконаправленный пучок для обеспечения высокой плотности энергии излучения на большом удалении от КЛО.

Потребовалась разработка принципиально новых методов определения параметров и характеристик лазерного оружия, например плотности энергии излучения на горящем элементе аэродинамической мишени, подвергаемой воздействию излучения.

В процессе создания наземного лазерного комплекса, который шел с некоторым временным опережением, впервые были предложены специальные многодвигательные силовые приводы, которые обеспечили приемлемую плавность работы и вместе с высокоточными корректирующими приводами хорошую точность сопровождения и наведения.

Разработана и успешно прошла испытания информационная система с высоким угловым разрешением, широкоапертурная система формирования, система полуавтоматической юстировки. Применены принципиально новые методы полигонных испытаний, включая мишенное обеспечение, создан комплекс измерительной и регистрирующей аппаратуры. А самое главное: в ходе разработки и испытаний сложились мощные коллективы специалистов. Кроме того, результаты работы по одному комплексу успешно использовались в работах по-другому.А-60-4

Всё это позволило «Алмазу» создать совместно с ТАНК им. Г.Б. Бериева на самолёте А-60 летающую лабораторию с лазерным комплексом и поднять её в воздух в августе 1981 года. А менее чем через 3 года ранним утром 27 апреля 1984 г. произошло первое в Советском Союзе тепловое поражение воздушной мишени авиационным лазерным комплексом.А-60-2

В 2000-х произошел ряд знаковых военно – политических событий. США заявили о выходе из договора по ПРО, о развёртывании элементов системы ПРО в Европе. Россия приняла решение о создании воздушно – космической обороны. Всё это повлияло на изменение акцентов и направленности задач, которые возлагаются на разрабатываемый отечественный лазерный комплекс авиационного базирования, предназначенный для противодействия в инфракрасном спектральном диапазоне размещенным на больших дальностях (в воздухе и в космосе) разведывательным средствам потенциальных противников.

Американцы взяли курс на создание ЛКАБ для теплового поражения баллистических ракет на активном участке траектории на дальностях в несколько сот километров. В феврале 2010 г. США провели успешный эксперимент с участием демонстрационного ЛКАБ YAL-1A по перехвату баллистической ракеты типа «Скад» на дальности около сотни километров. По заявлению директора агентства ПРО США, в будущем аппаратура создаваемого ЛКАБ будет размещена на высотном беспилотнике.

Создаваемые авиационные лазерные комплексы в США и России обладают сходством по ряду характерных черт, однако не являются аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно – технических задач, значительно (более чем на порядок величины) отличаются по стоимости.

Имея разные тактико – технические характеристики, ЛКАБ США и России потенциально способны решать принципиально разные и, в отдельных случаях, не имеющие альтернативы важнейшие задачи для обеспечения действий вооруженных сил своих стран.

В ходе работ по созданию и натурным испытаниям экспериментальных образцов ЛКАБ в России достигнуты выдающиеся технические результаты, которые дают основание быть уверенным, что опытные образцы также будут созданы.

В Российской Федерации впервые в отечественной истории 28 августа 2009 г. осуществлён комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 (1А2) на космический аппарат AJISAI с высотой орбиты 1500 км зарегистрирован отраженный сигнал.

Для подготовки осуществления этого эксперимента был выполнен цикл работ по обнаружению (по предварительному целеуказанию) и сопровождению в полёте нескольких десятков космических аппаратов (КА) различного назначения. При проведении указанных работ со стопроцентным результатом обеспечено обнаружение и угловое сопровождение КА, а также угловое наведение оптической оси средств транспортировки и излучения.

Основной вектор развития отечественных лазерных комплексов авиационного базирования – повышение угловой концентрации излучения до пределов физической реализуемости.

Литература:

«Красная звезда», № 75 (26535), 26.04.2014 г. Из интервью заместителя генерального конструктора ГСКБ «Алмаз-Антей» Александра Игнатьева.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Некоторые факты из истории создания отечественного лазерного комплекса авиационного базирования «Ладога», установленном на самолёте А-60”

  1. А где учения? Ау

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru