Грузовик-тягач ЯГ-12 – один из первых в мире 4-х осных полноприводных грузовых автомобилей

История

В 1931 г. британская компания «Guy» создала первый в мире полноприводный 4-х осный армейский тягач CAW. Ровно через год независимо от англичан в конструкторском бюро Ярославского автомобильного завода под руководством А.С.Литвинова был создан первый отечественный (и второй в мире) автомобиль высокой проходимости с колёсной формулой 8×8. Машина была представлена широкой публике на параде на Красной площади 7 ноября 1932 г. и успешно испытана зимой 1933 г.

4-х осный тягач ЯГ-12

Базой нового автомобиля послужил 3-х осный тягач ЯГ-10, к которому заново пришлось создавать переднюю ведущую тележку с односкатными колёсами и раздаточную коробку, подбирать более мощный двигатель и дорабатывать трансмиссию.

Конечно, такая революционная машина не могла обойтись без иностранных агрегатов. ЯГ-12 был оборудован американским 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем «Continental» модели 22R, применявшимся в США на тяжелых армейских эвакуаторах. 4-х ступенчатая коробка передач «Браун Лайп» и задняя подвеска сохранились от ЯГ-10.

От 2-х ступенчатой раздаточной коробки крутящий момент передавался карданными валами на второй и третий проходные ведущие мосты, а с них – на крайние первый и четвёртый мосты. Новая балансирная подвеска передней ведущей тележки с коническими главными передачами и приводом колёс короткими карданами со сдвоенными открытыми шарнирами равных угловых скоростей была выполнена по схеме «De Dion» с жесткой поперечной балкой и двумя парами обратных полуэллиптических рессор. Горизонтальная лебёдка размещалась под грузовой платформой.

4-х осный тягач ЯГ-12

Таким образом, сложнейшая трансмиссия состояла из 30 шариковых и 12 роликовых подшипников, 9 карданных валов и 18 универсальных шарниров. Вместе с тем барабанные тормоза диаметром 460 мм и шириной 100 мм по ярославской традиции стояли только на задних колёсах и имели вакуумный усилитель механического привода, использовались прежние шины размером 40×8 с дорожным протектором, но их накачивание осуществлялось уже при помощи компрессора. Бак объёмом 164 л размещался под сидением водителя.

Колёсная формула8×8
Масса, т20
Габаритные размеры, мм6586×2390×2770
Колёсная база, мм4800
Грузоподъёмность, т:

— по шоссе

— по грунту

12

8

Двигатель:
— тип
— количество цилиндров, шт.
— объем см3
— мощность, л.с. (об/мин)
22R
6
8190
120 (2400)
Объём топливного бака, л164
Преодолеваемые препятствия (с грузом 8 т):
— ширина рва, м
— крутизна подъёма, 0
— высота вертикального препятствия, м
— глубина брода, м
1.5
30
0.5
0.6
Скорость по шоссе, км/ч45
Расход топлива на 100 км (без груза), л52
Количество изготовленных экземпляров, шт.1

 Для РККА предполагалось наладить серийное производство грузовиков-тягачей ЯГ-12 и в течении 1933 г. изготовить 7 автомобилей. Также предполагалось на его базе построить бронеавтомобиль. Однако эти планы не были подкреплены должной материально-технической базой. К этому времени в СССР не успели освоить даже более простые вездеходы, поэтому выпуск столь революционной и сложной машины посчитали преждевременным.

4-х осный тягач ЯГ-12

Грузовик ЯГ-12 остался в единичном экземпляре являясь одним из высших достижений довоенной отечественной военно-технической мысли. Его с полным основанием можно считать основоположником всего отечественного семейства многоосных тяжелых армейских автомобилей, к созданию которых отечественные предприятия смогли приступить лишь в послевоенный период, когда для новых образцов оружия остро потребовалась соответствующая транспортная платформа.

Литература:

  1. Е.Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной.- М.: Эксмо, 2010.
  2. Л.Д. Гоголев. Автомобили-солдаты.- М.: Патриот, 1990.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии