21 октября 1967 г. — гибель израильского эсминца «Эйлат» и начало новой эры в войне на море

Просмотров: 970

Взрыв атомной бомбы поколебал уверенность многих военных теоретиков в правильности развития морских вооружений. Даже появление противокорабельных ракет не вызвало особого энтузиазма. Одни считали их слишком дорогостоящим оружием, другие же полагали, что потопить крупный корабль ракетами невозможно, а поэтому и не спешили принимать эти ракеты на вооружение своих флотов.

И вот первая ракетная атака! Выполнили её 21 октября 1967 г. два ракетных катера ВМС Египта. В считанные минуты два крохотных деревянных судёнышка, созданных в Советском Союзе, отправили на дно израильский эсминец «Эйлат», в десятки раз превосходивший их по водоизмещению.183Р-2

Военно – политическая обстановка: 10 июля 1967 г. завершились боевые действия между Израилем и арабскими странами («шестидневная война»). Израиль в этом конфликте одержал убедительную победу, получив под вой контроль территорию в 3.5 раза превышающую довоенную. Несмотря на полную победу одной из сторон, напряженность в регионе Ближнего Востока только возросла и начало новой войны ни у кого не вызывало сомнения.

Данная ситуация вынуждала обе из сторон конфликта вести разведку друг против друга. Так 21 октября 1967 г. израильский эсминец «Эйлат» под командованием капитана 3 ранга Итцхака Шошан вёл радиоэлектронную разведку у побережья Египта в районе военно-морской базы Порт-Саид, периодически заходя в египетские территориальные воды.

Силы сторон.

Египет.

2 ракетных катера проекта 183Р:183Р-7

Разработаны и построены СССР
Год принятия на вооружение ВМС Египта 1962
Размеры, м:
— длина
— ширина
— осадка
25.4
6.2
1.2
Материал корпуса дерево
Водоизмещение, т 77
Экипаж, чел. 17
Энергетическая установка 4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с.
Скорость, уз 38
Дальность плавания (при скорости, уз), миль 450 (27.5), 885 (11.8)
Автономность плавания, сут. 5
Дальность обнаружения цели типа «эсминец» РЛС «Рангоут», км 24
Условия пуска ПКР:
— скорость катера, уз
— волнение моря не более, баллов
15 -30
4
Вооружение:
— ракетное
— артиллерийское
2 ПКР Р-15
1*2 25-мм АУ 2М-3М

Противокорабельная ракета П-15:П-15-1

Разработана 1960 г., КБ «Радуга», СССР
Принята на вооружение ВМФ СССР, г. 1960
Длина с ускорителем, м 6.55
Диаметр описанной окружности, м 1.69
Стартовый вес, кг 2125
Тип, вес боевой части, кг фугасно-кумулятивная, 480
Дальность стрельбы, км:
— максимальная
— минимальная
35 – 40
8
Маршевая скорость, м/с 320
Высота полёта, м 100 — 200
Система наведения радиолакационная

Израиль.

Эсминец «Эйлат», тип «Z»: Эйлат-4

Построен 1944 г., Великобритания
Год принятия на вооружение ВМС Израиля 1956
Полное водоизмещение, т 2555
Размеры, м:
— длина
— ширина
— осадка
110.5
10.9
4.8
Экипаж, чел. около 200
Мощность энергетической установки, л.с. 40000
Скорость, уз 36.7
Дальность плавания (при скорости, уз), миль 2800 (20)
Вооружение:
— артиллерийское- противолодочное
4*1 – 114-мм универсальных АУ
6*1 – 40-мм ЗА
2*4 – 533-мм ТА
4 бомбомёта

Морской бой 21 октября 1967 г.

Данный морской бой хорошо описан с обоих сторон конфликта, поэтому приведённая здесь хронология и факты имеют высокий уровень достоверности.

Место гибели ЭМ "Эйлат"

Место гибели ЭМ «Эйлат»

В ходе ведения радиоэлектронной разведки эсминец ВМС Израиля «Эйлат» углубился в территориальные воды Египта в районе ВМБ Порт-Саид.

Около 17.00 по местному времени двум ракетным катерам пр.183Р, стоявшим у пирса Порт-Саида была объявлена боевая тревога и поставлена задача «атаковать нарушителя государственной границы». Началась предстартовая подготовка комплекса ракетного оружия, на обоих катерах были включены РЛС «Рангоут». Через 5 минут оператор РЛС одного из катеров обнаружил израильский эсминец на дистанции около 130 каб. (23.8 км).183Р-6

В 17 ч. 10 мин. РЛС «Рангоут» обоих катеров взяли цель на сопровождение, оба катера отошли от пирса.

17 ч. 19 мин.- старт первой ракеты, через 5 сек.- второй. На эсминце «Эйлат» ракеты были визуально обнаружены по дымовому шлейфу на дистанции примерно 60 каб. и по расчетам шли мимо. Но вскоре они изменили траекторию движения и взяли курс прямо на корабль. Командиром корабля была предпринята попытка уклонится от ракет резким изменением курса и увеличением скорости. Одновременно был открыт огонь из 40-мм зенитных автоматов. Спустя 60 сек. после старта первая ракета поразила машинное отделение эсминца, а через некоторое время и вторая ракета взорвалась в котельном отделение.Эйлат-1

Эсминец лишился хода и был частично обесточен, началось поступление забортной воды внутрь корпуса. Аварийные партии корабля приступили к борьбе за живучесть.

В 17 ч. 23 мин. был произведён старт еще двух ПКР П-15 со второго катера. Задержка со стартом ракет вторым катером, как рассказывают участники свидетели событий, советские военно- морские офицеры (granitny.ru), произошла по причине сбоя в системе управления ракетной стрельбой или в навигационной системе, в результате чего катеру потребовалось выполнить полную циркуляцию на 3600. Хотя в официальном описании фигурирует другая причина- командир египетского катера замешкался и слишком поздно убыл с ходового мостика в защищенную ходовую рубку. Обе ракеты поразили уже лишенный возможности обороняться израильский эсминец. В ходе этого первого в мировой истории ракетного морского боя с израильской стороны был уничтожен эсминец, погибло 47 членов его команды (из 199), а 81 был ранен. Египетская сторона, представленная постами берегового наблюдения и двумя деревянными ракетными катерами, потерь не имела.

Схема поражения ЭМ "Эйлат"

Схема поражения ЭМ «Эйлат»

Кстати, после удачной атаки один из египетских ракетных катеров, выполняя послезалповое маневрирование, выскочил на прибрежные камни и получил повреждения в подводной части корпуса, что потребовало проведение докового ремонта. Но, как говорится, победителей не судят.

Указом Президента Объединённой Арабской Республики Египет участники первого в мировой истории успешного применения морского ракетного оружия капитан 2 ранга Али-Дами, старший лейтенант Ахмед Хакер и Абдель Вахед, лейтенант Хасан Хозми Амин были награждены орденами. Стоит отметить, что советским военно-морским советником в Египте в это время был капитан 2 ранга В.А.Гончаров, и по официальным данным за первое в мире успешное применение ПКР он никаких наград не получил!183Р-4

Четыре ракеты — четыре попадания! Потопление «Эйлата» стало мировой сенсацией. Первое боевое применение ПКР подверглось тщательному анализу военных аналитиков и заставило пересмотреть в большинстве своем скептическое отношение морских флотов мира к возможностям ракетного оружия. Гибель эсминца «Эйлат» провозгласила новую эру в войне на море. С этого момента основным видом морского оружия стала ракета, а основным видом кораблей- ракетный корабль.

История России не так богата событиями, когда не кровью и потом, а опытом и интеллектом удавалось повлиять на ход мировой истории. Именно принятые так не любимым нами Никитой Сергеевичем Хрущевым принципиальные решения в сфере обороны по приоритетному развитию ракетной техники позволили Советскому Союзу стать лидером в этой области. А переработанная под руководством нового Главнокомандующего ВМФ СССР Сергея Георгиевича Горшкова кораблестроительная программа и разработанная тактика применения морского ракетного оружия, венцом которых стал морской бой 21 октября 1967 года, заставили навсегда изменить морские доктрины государств и в короткий срок сделать Советский Союз ведущей морской державой.

Литература:

  1. В.Д.Доценко. Потопленные: Боевые повреждения кораблей после 1945 г.- Дева, 1992.
  2. А.Б.Широкорад. Огненный меч Российского флота.- М.: Яуза, Эксмо, 2004.
  3. А.Б.Широкорад. Оружие отечественного флота. 1945-2000.- Мн.: Харвест; м.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “21 октября 1967 г. — гибель израильского эсминца «Эйлат» и начало новой эры в войне на море”

  1. OSIRIS:

    Добавлю что официально не был награжден и непосредственный исполнитель и разработчик этой операции.О которой не знал не только В.А Гончаров но и даже командиры (советники)других катеров.Да и в описании этой операции больше фантазии чем реальности.Меня поразила только мистическая схожесть фамилий командиров кораблей оказавшихся по разные стороны фронта.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru