История создания и развития спасательных ракет (линемётов) и промысловых ракет

Просмотров: 45
Спасательные ракеты, линемёты

В первой половине XIX в. европейские страны ста­новятся центром развития ракетной техники, отобрав пальму первенства у стран Востока. Значительное развитие в Европе в XIX в. получили спасательные ракеты, которые в наше время принято называть «линемётами».

Спасательные ракеты предназначены для подачи троса как с судна на берег или другое судно, так и с берега на судно на расстояние 200-300 м с целью:— последующей швартовки судна к причальному сооружению или другому судну (для заводки швартовных концов);

—  для заводки на другое судно буксирного троса для последующей буксировки;

— для притягивания аварийного судна к берегу (для посадки на мель);

— для устройства канатной переправы (леерного сообщения) для передачи грузов или людей между судном и берегом (другим судном).

При этом к ракете крепился не сам трос (он слишком тяжёл), а только его проводник (тонкий пеньковый канат, «линь»), с помощью которого потом вытягивали основной швартовый или буксирный трос.Спасательные ракеты, линемёты

В 1799 г. француз М. Дукарн-Бланжи предложил, разработал и провёл испытания первых спасательных ракет — ракет нового класса. Создание ракет, связанных с местом пуска тросом, а позднее электропроводом и т. п., предопределило повышенный интерес к технике их пуска, ибо от этого в значительной степени зависела эффективность применения ракет.

Пусковые установки спасательных ракет, помимо обеспечения требуе­мой точности, дальности, направления полета и т. д., должны были обеспечить также пуск ракет с прикреп­ленным к ним тросом (или осуществлять захват троса при сходе раке­ты с направляющих пускового станка) и подачу его при пуске и во время полета на судно или берег. Пусковая установка (ПУ), предложенная впервые Дукарн-Бланжи, состояла из пускового станка и приспо­собления, с которого сматывался трос, увлекаемый раке­той по мере её полёта.

Развитие техники пуска спасательных ракет пошло по пути создания компактных, удобных в обслуживании пусковых станков, конструирования приспособлений для бесперебойной подачи троса, а также по пути создания транспортных средств для перевозки ракет, самих пусковых установок и других предметов спасательной службы. Об этом свиде­тельствуют конструкции ПУ, созданные в первой поло­вине XIX в. Трауграусом, Трамбле, Бертинетти, Деннитом и др.

При разработке спасательных ракет особое внима­ние уделялось механизму подачи троса, который должен был обеспечить целостность троса при сматывании его со скоростью полёта ракеты около 200 м/мин.

Несмотря на разнообразие предложенных и применявшихся в XIX в. пусковых станков для спасательных ракет, их можно классифицировать по способу подачи троса и эффективности применения ракет:

— пусковые станки без специальных приспособлений для подачи троса или с примитивными приспособления­ми в виде блока, ролика, катушки и т. д.;

— пусковые станки, применявшиеся совместно с артиллерийским орудием;

— пусковые станки типа транспортно-пускового контейнера;

— пусковые станки со специальными приспособлениями для хранения и подачи троса.

Во второй половине XIX в. наиболее широкое при­менение нашли ракетные пусковые станки со специаль­ными приспособлениями для подачи троса при движе­нии спасательных ракет. Такие пусковые стан­ки были разработаны в середине XIX в. в Англии и Германии и значительно повлияли на окончательное внедрение ракет как спасательных средств. Эти станки имели конструктивные элементы с четко выраженным функциональным назначением: газоход, ударный замок, устройство для разматывания троса и т. д., что позво­ляло успешно решать проблему пуска ракет и сохран­ности троса.

Спасательная ракета

Станок для пуска спасательных ракет (Англия, середина XIX в.):
1 — ракета; 2 — корпус станка; 3 — отвес; 4 —стойка; 5 — приспособ­ление для укладки троса; 6 — ящик с уложенным тросом; 7 — газо­ход; 8 — трос ударного замка (запального механизма); 9 — конец троса, прикрепленный к ракете; 10 — крышка ящика; 11 — направля­ющая станка

 Вместе с развитием и совершенствованием спасательных ракет и пусковых устройств развивались также средства их транспортировки. Если в начале применения спасательных ракет их транспортировка к месту запуска производилась вручную, то во второй половине XIX в. были разработаны специальные транспортные средст­ва — так называемые ракетные телеги, сконструирован­ные с учётом массы и габаритов ракет, станков и обору­дованных механизмами для их обслуживания. Таким образом, развитие спасательных ракет привело к созданию наземного транспортного оборудования для их обслуживания.

Ракетная телега

Ракетная телега для транспортировки спасательных ракет и пускового станка (середина XIX в.):
1 — ящик для ракет и станка; 2 — ящик для троса; 3- барабан для троса; 4 — часть треножника для работы с тросом

Наряду с отказом в последней четверти XIX в от применения ракет в военных целях спасательные ракеты и устройства для их пуска, наоборот, получили большое распространение во многих странах: в 1882 г. во всём мире только по побережью морей и океанов (не считая имеющихся на судах) насчитывалось 783 пусковых станка и около 14 тыс. спасательных ракет, а в 1893—1895 гг. на побережье Европы находилось около 630 пусковых станков. Такое количество ракет и станков по тому времени было значительным. Это свидетельст­вует о том, что пусковые станки в основном отвечали требованиям, предъявляемым к ним в XIX в.

Некоторые торговые суда снабжались шестью спасательными ракетами и одним пусковым станком. Русские боевые корабли — че­тырьмя спасательными ракетами и, очевидно, одним пусковым станком.

Промысловые ракеты

Станок для пуска промысловых ракет:
1 — ракета;  2 — защитный щиток  станка;   3 — пусковая труба; 4 — стойка; 5 — трос; 6 — киты

Промысловые ракеты, история которых начинается с XVII в. в Голландии, несмотря на большое внимание к ним, не нашли широкого практического применения из-за высокой стоимости, несовершенства, малой точно­сти и трудности осуществления пуска. Хотя промысло­вые ракеты были ракетами того же класса, что и спаса­тельные, так как соединялись с местом пуска тросом, электропроводом и т. д., однако их пусковые приспособ­ления отличались, представляя собой длинную трубу, располагаемую при пуске на плече.

Литература:

В.П. Михайлов, Г.А. Назаров. Развитие техники пуска ракет. Под общ. Ред. Акад. В.П. Бармина.- М.: Воениздат, 1976

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru