Становление аэрофотосъёмки как средства обеспечения боевых действий

Просмотров: 118

Первые попытки воздушного фотографирования принадлежат французскому фотографу Феликсу Надару (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашо), который произвёл первую аэрофотосъемку в 1858 году. Надар также рекомендовал использовать данный вид фотографирования и в военных целях.

Надар писал военным:

«Большую находку в стратегическом отношении представляет для командующего генерала сельская колокольня, откуда офицеры Генерального штаба могут делать свои наблюдения. Я имею такую колокольню постоянно и благодаря своему фотографическому аппарату, я в состоянии посылать каждые четверть часа в главную квартиру самые верные сведения в виде позитива».

Самый ранний из сохранившихся аэрофотоснимков. Фотография Бостона (США) с высоты около 700 м, сделанная Джеймсом Уоллесом Блэком 13.10.1860 г. с воздушного шара
Самый ранний из сохранившихся аэрофотоснимков. Фотография Бостона (США) с высоты около 700 м, сделанная Джеймсом Уоллесом Блэком 13.10.1860 г. с воздушного шара

В России первое воздушное фотографирование было произведено 18 мая 1886 года начальником воздухоплавательной команды поручиком А.М. Кованько. Впервые был сфотографирован с воздуха с помощью аэростата Санкт-Петербург и крепость Кронштадт.

Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара с высоты 800 м, сделанный поручиком А.М. Кованько 18(30) мая 1886 г.
Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара с высоты 800 м, сделанный поручиком А.М. Кованько 18(30) мая 1886 г.

Бурное развитие военной авиации в начале XX века повлияло и на совершенствование аэрофоторазведки. Военное применение воздушного фотографирования началось в период Русско-японской войны в 1905 году. Военные воздухоплаватели С.А. Ульянин и В.Ф. Найдёнов выполняли с аэростатов фотосъёмку позиций противника. С.А. Ульянин также разработал походную фотолабораторию, которая размещалась на двуколке.

Аэрофотоаппарат Ульянина
Аэрофотоаппарат Ульянина

Русский инженер Р.Ю. Тиле в 1905 году разработал первый многообъективный аэрофотоаппарат (АФА), который состоял из семи одинаковых камер с фокусным расстоянием 95 мм: шесть камер наклонены под углом 30 градусов к горизонту и симметрично расположены относительно седьмой, установленной вертикально. Формат снимка был равен 14 x 14 см.

В 1911 году полковник русской армии В.А. Потте разработал и испытал полуавтоматический АФА, производивший фотографирование на гибкую рулонную фотоплёнку. АФА имел фокусное расстояние 21 см, формат снимка 13 x 18 см. Запас фотоплёнки позволял получать 50 аэроснимков.

Аэрофотоаппарат Потте
Аэрофотоаппарат Потте
Аэрофотоаппарат Потте
Аэрофотоаппарат Потте

В 1910 году поручик В.Ф. Гельгаром выполнил воздушное фотографирование побережья Босфора, снимки были доставлены в Генеральный штаб и одобрены русским командованием. В 1911 году с самолёта были сняты манёвры русской армии.

Снимок, сделанный  аэрофотоаппаратом Ульянина
Снимок, сделанный  аэрофотоаппаратом Ульянина

Однако первые попытки применения фотографических средств воздушной разведки были неудачными, сказывалось и отсутствие специалистов по дешифрированию и фотограмметрической обработки материалов воздушной разведки. Многие снимки так и не были использованы для решения многих боевых задач.

В Первую Мировую войну воздушное фотографирование широко применялось для решения разведывательных задач, корректировки огня артиллерии по подавлению огневых точек противника, создания карт и планов. Были выработаны различные формы обеспечения и использования средств воздушного фотографирования для принятия тактических и оперативных решений. Так, при подготовке к знаменитому Брусиловскому прорыву в июле 1916 года активно применялись средства воздушного фотографирования. Особое и исключительное значение в это время придавалось фотографированию укреплённых позиций противника. Русским войскам на Юго-Западном фронте противостояли сильно укреплённые позиции, насчитывающие от двух до четырех оборонительных полос, удалённых одна от другой на 5-10 км. Каждая полоса состояла из трёх линий окопов с густой сетью проволочных заграждений. На участке подготавливающего прорыва позиций противника были сфотографированы на всю глубину. С аэроснимков необходимые данные были перенесены на карты, а все командиры были снабжены детальными планами позиций противника.

Аэроснимок оборонительной полосы периода Первой Мировой войны
Аэроснимок оборонительной полосы периода Первой Мировой войны

В период Гражданской войны (1918-1921 гг.) воздушное фотографирование практически не применялось, так как противоборствующие стороны были слабо технически оснащены, и боевые действия имели исключительно подвижные формы.

В 1931 году инженер-конструктор П.Ф. Поляков разработал первый советский автоматический аэрофотоаппарат АФА-13 с фокусным расстоянием 300 мм и форматом аэроснимков 18 x 18 см, который позволял получать 150 аэроснимков. Позже, в 1932 году, инженер Ф.В. Дробышев создал девятиобъективный АФА АД-1, где одновременно получали девять кадров размером 12 x 12 см. Подполковник B.C. Семёнов в 1936 году предложил конструкцию щелевого аэрофотоаппарата, который применялся на малых высотах при больших скоростях полёта самолёта. В 1937 году инженеры А.В. Альшевский и Е.С. Боркевич сконструировали первый ночной  аэрофотоаппарат НАФА-19.

Аэрофотоаппарат АФА-13
Аэрофотоаппарат АФА-13

Фотографические средства воздушной разведки использовались в ходе советско-финской войны (1939-1940 гг.). Наше командование организовало сплошное фотографирование больших площадей обороны противника. Фотографирование выполнялось самолётами, оснащенными спаренными аэрофотоаппаратами. Впервые в боевых условиях было применено ночное воздушное фотографирование.

В 1940 году аэрофотографическую службу (АФС) ВВС возглавил полковник Г.Д. Баньковский, который ещё в 1920 году окончил Высшую фотограметрическую школу Красной армии и имел большой опыт по дешифрованию аэрофотоснимков финской территории в ходе советско-финской войны, в частности «линии Маннергейма». Г.Д. Баньковский организовал работу по освоению и совершенствованию аэрофотоаппаратов и технических средств обработки материалов воздушной разведки.

Возможности воздушной разведки оказались наиболее востребованными в начальный период Великой Отечественной войны, когда потребовалось в сжатые сроки обеспечить советское командование данными о действиях фашистских войск на обширной территории от Черного моря и до Кольского полуострова.

Обработка материалов воздушной разведки
Обработка материалов воздушной разведки

Разведданные, добытые аэрофотослужбой ВВС, учитывались при разработке всех операций советских войск и широко использовались всеми видами и родами войск. О значении аэрофоторазведки очень хорошо сказал в 1944 году один из командующих фронтом: «Фоторазведка для нас это всё. Без аэрофоторазведки мы слепы. То, что мне даст поисковое наблюдение, это меня как командующего не удовлетворяет; лишь видя фотосхемы и не только по переднему краю, но и по глубине (сочетая их с другими данными), я могу принять решение на операцию». (Ю.Г. Макаров, М.П. Рождествин. Аэрофоторазведывательная служба. М.: Воениздат, 1947).

Использование материалов аэрофоторазведки очень сильно зависело от грамотных действий фотолаборантов, фотограмметристов и дешифровщиков. Как правило, к дешифрированию промышленных объектов привлекались специалисты, которые непосредственно знали общую структуру различных отраслей промышленности, предприятий, технологии производства и основные элементы инфраструктуры которые подлежали дешифрированию. Военных специалистов-дешифровщиков с высшим образованием практически не было, основные кадры готовились во время войны, в том числе из получивших ранения офицеров.

Специалист аэрофотографической службы времён Великой Отечественной войны
Специалист аэрофотографической службы времён Великой Отечественной войны

В 1942 году было создано Военное авиационное училище разведчиков с местом дислокации в Давлеканово (Башкирская АССР). В училище готовили лётные экипажи разведчиков, авиамехаников, стрелков-радистов, фотограмметристов-дешифровщиков, механиков и техников по разведывательному фотооборудованию, фотолаборантов. Здесь же проходили переподготовку опытные лётчики для полётов на новых самолетах Пе-2, поскольку училище имело два аэродрома.

По приказу наркома обороны за № 0279 от 12.04.1942 г. на базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и лётной части Таганрогской военной авиационной школы и пилотов сформировано военное авиационное училище разведчиков ВВС Красной армии с местом дислокации Давлеканово БАССР. Начальником училища назначен с 07.08.1942 г. и вступил в должность генерал-майор Жуков С.Е.

В период с мая 1942 по май 1945 года ВАУР было выпущено 285 экипажей воздушных разведчиков, около 1800 фотоспециалистов, 200 офицеров аэрофотослужбы и 150 штабных офицеров.

Аэрофотоаппарат АФА-33
Аэрофотоаппарат АФА-33

В период Великой Отечественной войны аэрофотографическая служба ВВС достигла высочайшего профессионализма и была обеспечена новыми техническими средствами воздушной разведки и обработки её результатов:

— освоила новые технические средства в виде разведывательного аэрофотоаппарата АФА-33, аэрофотоаппарата для боевой авиации АФА-ИМ, ночных аэрофотоаппаратов НАФА-13 и НАФА-Зс;

— получила новые технические средства обработки и высокочувствительные фотоматериалы;

— подняла высоты дневного и ночного воздушного фотографирования;

— перешла при фотографировании больших площадей от фотографирования одиночными аэрофотоаппаратами к спаренным, строенным и качающимся аэрофотоаппаратам, значительно облегчающим выполнение задачи и сокращающим потери;

— освоила в современных условиях перспективное фотографирование, сыгравшее большую роль в наступательных операциях заключительного этапа войны;

— освоила ночное фотографирование;

— широко внедрила в практику работы доведение фотодокументов до войск, кораблей, частей флота в виде фотосхем и репродукций с них.

Объём работы аэрофотослужбы ВВС за время Великой Отечественной войны по количеству самолётовылетов на фотографирование и изготовленных аэроснимков возрос в период с 1941 по 1945 год в 10-15 раз.

г. Пиллау, восточная Пруссия (ныне - г. Балтийск, Калининградская область России). Весна 1945 г
г. Пиллау, восточная Пруссия (ныне — г. Балтийск, Калининградская область России). Весна 1945 г
г. Пиллау, восточная Пруссия (ныне - г. Балтийск, Калининградская область России). Весна 1945 г
г. Пиллау, восточная Пруссия (ныне — г. Балтийск, Калининградская область России). Весна 1945 г

Офицеры аэрофотографической службы ВВС полковник Ю.Г. Макаров и инженер-подполковник Н.П. Рождествин в 1947 году подвели итоги деятельности аэрофотослужбы и применения воздушного фотографирования во всех крупных военных операциях в период Великой Отечественной войны.

Так, в Сталинградской операции (1942 г.) по данным аэрофоторазведки были вскрыты вся система обороны, аэродромная сеть и переправы противника. На основе этих данных издавались крупномасштабные карты обороны противника, которые доводились до войск, и карты аэродромной сети и переправ, направлявшиеся в авиационные части. По мере накопления новых данных карта обороны переиздавалась несколько раз.

Установка аэрофотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р
Установка аэрофотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р
Разведывательный самолёт Пе-2Р
Разведывательный самолёт Пе-2Р

При прорыве блокады Ленинграда фотографирование обороны противника проводилось в подготовительный период с сентября 1943 года по январь 1944 года. Передние линии обороны фотографировались в масштабе 80-90 м в 1 см, тыловые рубежи — в масштабе 100-120 м в 1 см. Ночное фотографирование широко применялось для разведки железнодорожных станций, населенных пунктов и т.п. Репродукциями с фотосхем обороны были обеспечены пехотные части до батальона, бронетанковые — до роты. Весь рубеж обороны на Карельском перешейке сфотографирован перспективно длиннофокусным аэрофотоаппаратом с фронта и с тыла.

Операция «Багратион, лето 1944 г. Колонна пленных немцев
Операция «Багратион, лето 1944 г. Колонна пленных немцев

При подготовке Минской операции (июль 1944 г.) была сфотографирована оборонительная полоса противника перед всем фронтом на глубину 30-50 км в масштабе 1:10000; на направлении главного удара произведено крупномасштабное фотографирование (1:5000 — 1:6000). Результаты фотографирования в виде фотосхем с координатной сеткой доведены до командиров артдивизионов и частично до командиров батальонов. Карта масштаба 1:25000 с данными аэрофоторазведки доведена до командиров рот и батарей. Отдельные элементы обороны уточнялись перспективным фотографированием.

В послевоенный период были проведены глубокие теоретические и экспериментальные исследования, которые привели к созданию новых совершенных АФА различных типов:

— кадровых (А-39, А-42, А-54, А-70);

— щелевых (АЩА-5, АЩА-8, АЩА-9);

парных (ПА-1, ПА-4);

— ночных кадровых (НА-МК-75, НА-МК-25, УА- 47, НА-Я-7).

В заключение отметим, что процесс совершенствования аэрофоторазведки продолжается во всех современных армиях мира. Особое внимание уделяется модернизации разведывательных летательных аппаратов и технических средств воздушной разведки, а также внедрению информационных и коммуникационных технологий, способствующих качественному сбору, обработке материалов воздушной разведки и своевременной её передачи взаимодействующим и вышестоящим органам военного управления.

Литература:

Журнал «Армейский сборник», август 2018

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru