История создания и развитие инженерных мин

Инженерные мины Техника

Появление среди средств вооруженной борьбы нового оружия — мины неразрывно связано со временем первого производства взрывчатых веществ.

Создание и использование мин в средние века за рубежом

Принято считать, что родоначальником мин является Китай. Первую в мире противопехотную мину в Поднебесной назвали «земным громом». Данное взрывное устройство представляло собой пустотелый шар, заполненный смесью пороха с пулями. Мины зарывали на глубину 50-60 см на определённом расстоянии друг от друга в месте, где должен был пройти неприятель. Верёвкой, пропитанной серой, соединялись запальные устройства всех шаров. Потом её поджигали, и мины взрывались, поражая пулями солдат неприятеля.

Другим предшественником противопехотных мин в Китае был железный шар, набитый порохом, смешанным с кусками железа, получивший название «пчелиный улей». Его зарывали в землю и подводили к нему огонь таким же образом, как к «земному грому». В 1277 г. взрывные мины в виде более или менее похожем на современные впервые применили опять-таки китайцы, защищаясь от нашествия Хубилай-хана. Глиняные горшки с пороховыми зарядами китайцы зарывали в землю под городскими стенами. Сверху их засыпали колотым камнем. В действие такие мины приводились от горящего фитиля, пропитанного селитрой или же от устройства, похожего на созданный впоследствии замок к кремневому ружью. Воин противника цеплялся ногой за вытянутый шнурок, спусковой крючок освобождал кремень, высекались искры, и мина взрывалась.

Пружинный кремневый замок, использовавшийся для пороховых мин

Пружинный кремневый замок, использовавшийся для пороховых мин

Ряд историков пришли к выводу, что в то время появились и первые мины нажимного действия. Огонь воспламенялся благодаря тёрочному составу, которым намазывались крышка и верх ящика. Уже в глубокой древности применялись и плавучие мины (брандеры), представлявшие собой суда, плоты или бочки, наполненные горючими веществами, при помощи которых поджигались мосты и неприятельские корабли.

Брандеры, в которых горючие вещества заменили порохом, стали именовать «адскими машинами». Известен случай применения «адских машин» во время войны Нидерландов за свою независимость от Испании (1581-1648 гг.). Во время осады города Антверпена возглавлявший испанские войска герцог Парма, чтобы не допустить подвоза по реке Шельде в город боеприпасов и продовольствия, распорядился построить через неё мост. Оборонявшие Антверпен жители спустили по реке 32 простейших брандера, но успеха не добились. Тогда инженер Джиамбели предложил соорудить две «адские машины», назвав их «Фортуна» и «Надежда». Каждая из барж была снаряжена зарядом в 2,5 тонны пороха. «Фортуна» села на мель, а «Надежда» доплыла до места сочленения наплавной части моста со свайной частью. Герцог Парма, полагая, что это простые брандеры, выслал на мост большой отряд. Но когда воины попытались оттолкнуть брандер, последовал колоссальной мощности взрыв.

Создание и развитие инженерных мин в России

Смутное время

Первый в отечественной истории случай применения инженерной мины, а точнее мины-ловушки, относится к Смутному времени. Во время осады Пскова в 1581 г. войска Речи Посполитой решили сломить сопротивление защитников, убив их предводителя — воеводу князя Шуйского. Вот как об этом пишет Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»:

«Литовцы и поляки, не надеясь взять Псков силой, решили погубить главного его защитника — воеводу Шуйского. С этой целью к воеводам явился русский пленник, отпущенный из литовского стана без всякого условия. Он передал от немца Мюллера к Шуйскому письмо следующего содержания. «Государь, князь, Иван Петрович! Я долго служил царю с Георгом Фаренсхабом, ныне вспомнил его хлеб-соль, желаю тайно уйти к Вам и шлю наперёд свою казну, возьми сей ящик, отомкни, вынь золото и блюди до моего прихода».

Посылка вызвала подозрение у русских. Тогда воевода приказал искусному мастеру осторожно открыть ящик. В нём оказались «24 заряженных пищали, наверх же всыпано с пуд зелия. Заводные замки приведены к личинке ларца, за него только приняться, заведённым же самопальным замком огненным всем отпад огнём запалитися». Неизвестный русский самоучка предотвратил замысел врага.

Инженерные мины с механическим взрывателем

Пётр I увлекался военно-инженерным делом и сделал ряд изобретений в этой области. Одно из них он применил в 1694 г. во время Кожуховских манёвров: «Первый Преображенский бомбардир Пётр Алексеев (так называл себя царь) сделал длинную, крытую хворостом телегу, которую наполнил различными зажигательными составами, из передней части оной выходило острое копье. Телегу сию раскатали и пустили через ров, заваленный хворостом. Копьё, пробив плетень, составлявший одежду вала, ударило в землю; между тем вещества, находившиеся в телеге, были зажжены, произвели взрыв, пламя охватило плетень, и осыпавшаяся земля открыла осаждающим средство войти в укрепление».

Забегая вперёд, отметим, что подобным образом, вероятно, была устроена и первая известная в истории подводная мина, созданная нашими соотечественниками в 1769 г. и применённая на р. Днестр с целью разрушения усиленно охранявшегося турецкими войсками моста у г. Хотин. Хотя до нас не дошло конкретных сведений об устройстве её взрывателя, но можно с большой долей вероятности предположить, что при успешном подрыве мины во время столкновения с опорой моста был применён механический способ взрывания.

Этот принцип в 1806 г. применил американский инженер Р. Фултон, создавший подводные мины для заграждения, названные торпедами. Торпеда Фултона представляла собой медный цилиндр, в котором находилось 100 фунтов пороха. Взрывателем служил ружейный курок, спускавшийся рычагом при ударе судна о мину.

Инженерные мины с электрическим способом взрывания

В 1812 г. русский изобретатель П.Л. Шиллинг предложил электрический способ взрывания, названный им гальваническим, ибо в качестве источников тока применялись гальванические элементы (вольтов столб).

Сущность данного способа заключалась в том, что в заряд пороха вставлялся так называемый угольковый запал, к которому подводились электрические провода, идущие от источника тока в виде вольтова столба. При проскакивании электрической искры между угольками пороховая мякоть взрывалась. Впервые этот способ взрывания был применён по инициативе выдающегося военного инженера К.А. Шильдера при осаде крепости Силистрия во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Применение электроуправляемых мин

В 1848 г. впервые русские применили электроуправляемые мины. На берегу р. Аргунь в курганы, стоявшие на 700 саженей от русских войск, заложили мины. Дело в том, что разведчики заметили, что ночью именно сюда вражеские артиллеристы выкатывали свои орудия, чтобы обстреливать русский лагерь. Так было и на этот раз. Как только неприятель занял огневые позиции, русские электрическим способом взорвали мины.

Камнеметные фугасы

Камнеметные фугасы: 1 — наклонный тип; 2 — вертикальный тип

Уничтожение орудий с артиллерийской прислугой оказалось для противника полной неожиданностью. К тому же русские применили и камнеметный фугас (подобный древнекитайскому), который осыпал противника градом камней, окончательно деморализовав их. В этой мине был использован электровоспламенитель с платиновым мостиком накаливания, а источником тока служил гальванический элемент. Позднее взрывание снарядов электрическим способом успешно производилось в Малой Чечне в1852 г.

Инженерные мины с химическим способом взрывания

Интересны сведения о применении первых химических взрывателей. Данный способ взрывания был открыт в России в первой половине XIX в.

Схема химического взрывателя К.П. Власова

Схема химического взрывателя К.П.Власова

Для воспламенения пороха в 1826 г. адъюнкт-профессор Инженерной академии К.П. Власов предложил простейший химический взрыватель, представлявший собой две трубки разных диаметров: большую картонную и малую стеклянную, вставленные одна в другую. Большая трубка содержала смесь бертолетовой соли с сахаром, малая — серную кислоту. При раздавливании стеклянной трубки между смесью и кислотой происходила химическая реакция, сопровождаемая вспышкой.

Взрыв заряда с помощью «власовской трубки» осуществляли следующим образом: трубку помещали в ящик с порохом, укрепляя концы её неподвижно, а середину обвязывали прочным шнуром, за свободный конец которого дергали с безопасного расстояния. Трубка раздавливалась, и вспышка вызывала взрыв пороха. Трубки Власова состояли на вооружении русской армии до Первой мировой войны.

Трубка Власова

Трубка Власова


а- внешний вид, б- разрез,
1- деревянная втулка, 2- втулка с каналом для вставления трубки с серной кислотой, 3- полая стеклянная трубка, 4- сахар, 5- внутренняя картонная гильза, 6- бертолетовая соль, 7- стеклянная запаянная трубка с серной кислотой, 8- наружная картонная покрытая парафином гильза

В ряде стран появились разновидности подобных трубок с взрывчатыми соединениями различного состава. Например, в Австрии этот состав имел одну часть бертолетовой соли и две части антимония; во Франции — смесь хлорноватистого калия и сернистой сурьмы. Как известно, в некоторых инженерных минах химические взрыватели типа «власовской трубки» применяются и в наши дни.

Автоматические противопехотные мины

Упоминание о противопехотных минах в привычном для нас виде относится к русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Автоматические противопехотные мины представляли собой зарытый в землю ящик или бочонок, наполненный порохом или динамитом, и прибора для автоматического взрывания. В заряд фугаса вставляли вытяжную трубку, обычно употреблявшуюся для сообщения огня заряду при стрельбе из орудия. Соответствующей длины проволочный стержень трубки заканчивался в трубке тёркой и прикреплялся к концу рычага. При нажиме на противоположное плечо тёрка выдергивалась, воспламеняя её, и фугас взрывался.

Инженеры А.Ф. Плюцинский и Лисовский создали автоматические самовзрывные фугасы, или «Торпедо», практически одновременно друг с другом. Оба «фугаса» были сходны и конструктивно. В обоих случаях для установки фугаса подготавливался ровик, под маскировочным слоем располагался рычаг, исполнявший роль датчика цели. Датчик цели представлял собой доску или щит из досок, уложенный на бревно либо закреплённый другим способом. К короткому плечу датчика цели крепился привод тёрочного устройства, которое располагалось в заряде пороха. Мину устанавливали перед позициями наших войск так, что бы длинное плечо датчика цели было обращено к противнику. При воздействии на датчик цели срабатывало тёрочное устройство, воспламенявшее заряд.

Автоматический (самовзрывной) фугас или «торпедо»

Автоматический(самовзрывной)фугасили«торпедо»

Опыт сражений и военно-технического прогресса привёл к тому, что уже в 1894 г. А.Ф. Плюцинский, предвидев значение минирования в будущих войнах, писал:

«…войска атакующего должны будут считаться как с чисто нравственным эффектом каждого минного взрыва, так и с его смертоносным материальным действием».

В конце XIX — начале XX вв. отечественными военными инженерами были разработаны конструкции автоматических противопехотных мин с использованием механического и электрического способов взрывания. Так, «полевой фугас» Сушинского представлял собой осколочную мину фабричного производства, имевшую бугристый чугунный корпус и дававшую при взрыве многочисленные убойные осколки. В «полевом фугасе» был предохранитель для перевода в опасное или безопасное положение. Для контроля положения взрывателя на мине имелось зеркальце, поднятие или опускание которого служило признаком того, в каком положении находится мина. Перестановка предохранителя из транспортного положения в боевое производилась при помощи двух проволок на расстоянии 30-75 шагов от фугаса. Взрыватель (двойного действия) обеспечивал взрыв мины как при натяжении проволоки, прикрепляемой к хвосту вилки взрывателя, так и при нажатии на мину. Почти одновременно был разработан автоматический электрофугас.

Электрический замыкатель имел следующую конструкцию: на дне круглого деревянного стакана располагалась тарелочка с выведенным проводом; вокруг внутренней стенки стакана помещался металлический ободок со вторым выводом; на тарелочку свободно клали металлический посеребрённый или позолочённый шарик. При наклонении замыкателя шарик выкатывался из тарелочки и касался ободка, чем и достигалось замыкание электрической цепи. Корпус замыкателя имел ушко для подвески и острый стержень для упора в момент нажима. На верхней доске корпуса электрофугаса подвешивался замыкатель, который после установки мины принимал вертикальное положение.

Верхняя доска лежала на четырёх пружинах, установленных на деревянной доске с крестовиной. Пока стержень замыкателя не упирался в крестовину, взрыватель висел вертикально. Когда неприятель наступал на доску фугаса, конец стержня замыкателя упирался в рамку, замыкатель наклонялся, выкатывался шарик и замыкал цепь электрозапала. Для маскировки электрофугас покрывался тонким слоем земли.

Особый интерес представляло «сухопутное торпедо» (1894 г.). Данная мина характеризовалась тем, что её взрыватель был действительно универсальным и обеспечивал подрыв мины от натяжения нити, от нажатия и от попытки обезвредить мину. Следовательно, это был первый образец неизвлекаемой мины.

К сожалению, вышеуказанные технические и теоретические предложения не были реализованы. В русско-японской войне вышеописанные мины были использованы в ограниченном количестве благодаря инициативе и изобретательности саперов, изготовлявших мины кустарным способом в войсковых мастерских.

Шрапнельный фугас штабс-капитана Карасёва

Шрапнельный фугас штабс-капитана Карасёва

В 1904 г. по предложению штабс-капитана Карасёва на вооружение принимается шрапнельный фугас, взрывающийся от натяжения проволоки. Описание самовзрывного фугаса с шариковым замыкателем входило в Наставление по подрывному делу до 1914 г.

Применялся и автоматический электрофугас (Б), имевший наклонный датчик цели (А), подвешенный к крышке корпуса, источник тока и пороховой заряд. При нажатии на крышку шарик внутри датчика перемещался и замыкал цепь, что приводило к срабатыванию электровоспламенителя.

Автоматический электрический фугас

Автоматический электрический фугас

Создание средств взрывания мин

Напомним, что до второй половины XIX в. единственным взрывчатым веществом являлся дымный (чёрный) порох, известный уже в 673 г. до н. э. В большом масштабе чёрный порох получил практическое применение во время войн китайцев с монголами. Одновременно с появлением пороха возникла потребность в средствах его взрывания. Решить эту задачу было довольно просто потому, что взрыв пороха можно вызвать простейшим тепловым импульсом в виде искры или луча пламени. Заряды чёрного пороха взрывали с помощью пороховой дорожки, насыпавшейся от подрывника к заряду.

Идея сообщить луч пламени от подрывника заряду пороха, находящемуся на безопасном расстоянии, была известна фактически со времён изобретения пороха, но на создание огнепроводного шнура потребовалось несколько столетий. Прототипом огнепроводного шнура были соломинки или бумажные трубочки, наполненные порохом, а также пороховые стопины, состоявшие из катышков бумаги, волокон тростника и подобных материалов. Так, как порох в этих средствах взрывания сгорал почти мгновенно, к ним приклеивали серную нитку (серинку) или кусок трута, зажигали его и уходили в укрытие.

Понятно, что данные способы были ненадежны, но тем не менее применялись, и достаточно успешно. Но, повторяем, потребовалось несколько столетий, чтобы усовершенствованным подрывным фугасам придать вид современных противопехотных и противотанковых мин.

Литература:

Журнал Министерства обороны России «Армейский сборник», декабрь, 2018

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русская DARPA
Коментарии